ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-970/2021 от 18.03.2021 Воскресенского городского суда (Московская область)

УИД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 марта 2021 года г. Воскресенск

Воскресенский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Родиной Л.В.,

при секретаре судебного заседания Бонаревой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации городского округа Воскресенск Московской области к Министерству имущественных отношений Московской области, ТУ Росимущество по Московской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество,

УСТАНОВИЛ:

Администрация городского округа Воскресенск Московской области обратилась в суд с иском к Министерству имущественных отношений Московской области, ТУ Росимущество по Московской области о признании права собственности муниципального образования «Городской округ Воскресенск Московской области» на следующие объекты недвижимости с местом положения согласно техническим планам сооружений: сооружение дорожного транспорта - автомобильная дорога, адрес: <адрес>, протяжённость 1218 м.; сооружение дорожного транспорта - автомобильная дорога, адрес: <адрес>, протяжённость 1477 м.

Заявленные требования мотивированы тем, что на территории городского округа Воскресенск Московской области имеются следующие объекты недвижимости, о собственниках которых в ЕГРН сведения отсутствуют: сооружение дорожного транспорта - автомобильная дорога, адрес: <адрес>, протяжённость 1218 м.; сооружение дорожного транспорта - автомобильная дорога, адрес: <адрес>, протяжённость 1477 м. Указанные выше дороги находятся на территории городского округа Воскресенск Московской области, что подтверждается геодезическими данными границ городского округа, утвержденными в соответствии с Законом Московской области от 13.06.2019 N 105/2019-ОЗ "О границе городского округа Воскресенск". Спорные дороги являются дорогами местного значения, которыми пользуется неопределенный круг лиц, что относит их к дорогам общего пользования. Автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог, относятся к собственности городского округа. Включение автомобильных дорог в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения является основанием для закрепления таких автомобильных дорог за их владельцем на соответствующем вещном праве. Спорные дороги не включены в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010№ 928 «О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения», а также в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 05.08.2008г. № 653/26 «О перечне автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Московской области». Также отсутствуют и данные об этих дорогах и в Едином государственном реестре автомобильных дорог. В рамках классификации, установленной Законом № 257-ФЗ, указанные выше автомобильные дороги являются дорогами общего пользования местного значения, находятся в границах городского округа Воскресенск Московской области, не включены и не могут быть включены в состав имущества иных правообладателей, относятся к собственности городского округа Воскресенск.

Представитель истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддерживает и просит их удовлетворить (л.д. 59).

Представители ответчиков Министерства имущественных отношений Московской области и ТУ Росимущество по Московской области в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания (л.д. 56, 57).

Представитель третьего лица - межмуниципального отдела по Воскресенскому, Коломенскому и Луховицкому районам Управления Росреестра по Московской области в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом о времени и месте его проведения (л.д. 53).

Суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие сторон, представителя третьего лица.

Суд, исследовав материалы дела, дав оценку собранным и установленным в судебном заседании доказательствам в их совокупности, находит исковые требования администрации городского округа Воскресенск Московской области обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту Закон №257-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения: утверждения перечня автомобильных дорог местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета ассигнований местного бюджета на указанные цели и др.

В соответствии со ст.3 Закона № 257-ФЗ дорожная деятельность определена как деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно ч.3 ст.15 Закона 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В соответствии с ч.1 ст. 34 Закона 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится среди прочего дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 5 Закона 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:

Автомобильные дороги федерального значения;

Автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;

Автомобильные дороги местного значения;

Частные автомобильные дороги.

Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Перечни автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения утверждаются соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения не могут быть включены автомобильные дороги необщего пользования федерального значения и их участки. Перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления.

Согласно ст. 6 Закона № 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

В соответствии со ст. 212 ГК РФ в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится ли имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

В силу п.1 ст. 3 Закона №257-ФЗ автомобильная дорога представляет собой объект транспортной инфраструктуры, предназначенная для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» проведено разграничение государственной собственности Российской Федерации и определен перечень объектов, которые относятся исключительно к муниципальной собственности.

Согласно п.2 указанного Постановления закреплено, что объекты государственной собственности, указанные в приложении № 3 к Постановлению № 3020-1, в частности, объекты инженерной инфраструктуры (за исключением входящих в состав имущества предприятия), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

В п.5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1997г. № 15 «Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий» разъяснено, что объекты, указанные в Приложении № 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. №3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона и должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке или нет.

Как установлено в судебном заседании, на территории городского округа Воскресенск Московской области имеются следующие объекты недвижимости: сооружение дорожного транспорта - автомобильная дорога, адрес: <адрес>, протяжённость 1218 м.; сооружение дорожного транспорта - автомобильная дорога, адрес: <адрес>, протяжённость 1477 м., что подтверждено техническими планами сооружений (л.д.18-30, 31-44).

Спорные дороги являются дорогами местного значения, которыми пользуется неопределенный круг лиц, что относит к дорогам общего пользования. Сведения о спорных дорогах в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют (л.д. 16,17).

Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, исследованных материалов дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований администрации городского округа <адрес> о признании права собственности на сооружения дорожного транспорта - автомобильные дороги.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Администрации городского округа Воскресенск Московской области к Министерству имущественных отношений Московской области и ТУ Росимущество по Московской области о признании права собственности - удовлетворить.

Признать право собственности муниципального образования "Городской округ Воскресенск Московской области" на объекты недвижимости с местом положения согласно техническим планам сооружений: сооружение дорожного транспорта - автомобильная дорога, адрес: <адрес>, протяжённость 1218 м.; сооружение дорожного транспорта - автомобильная дорога, адрес: <адрес>, протяжённость 1477 м.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда через Воскресенский городской суд Московской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Л.В. Родина

Решение в окончательной форме принято <дата>