ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-9710/18 от 15.11.2018 Советского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

УИД 24RS0048-01-2018-007017-89

Дело № 2-9710/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 ноября 2018 года г. Красноярск

Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего – судьи Морозовой Л.С.,

при секретаре Бушминой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» о признании недействительной инвентаризационной стоимости объекта,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском (л.д. 6-15, 120) к АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» о признании недействительной инвентаризационной стоимости объекта. Требования мотивировал тем, что с 12.02.2016 он являлся собственником объекта незавершенного строительства, кадастровый по адресу: <адрес> (доля в праве 2133/2357-10665/11785). 17.10.2017 МИФНС № 24 по Красноярскому краю ему было направлено налоговое уведомление № 8831057, в котором был исчислен к уплате налог на имущество в отношении вышеуказанного объекта незавершенного строительства за 2016 год в сумме 874 359 рублей, исходя из инвентаризационной стоимости указанной в уведомлении-52 00 761 рубль и выставлено требование № 17829 по состоянию на 13.12.2017 с суммой недоимки по налогу на имущество -874 359 рублей. Инвентаризационная стоимость объекта в размере 39 654 448 рублей значительно превышает рыночную стоимость данного объекта, которая составляет 4 201 447.5 рублей. Инвентаризационная стоимость объекта определена и передана в налоговый орган в противоречии с регламентирующими порядок ее определения и передачи нормативно-правовыми актами, что нарушает его права и законные интересы, возлагая на него необоснованно уплату налога на имущество физических лиц. На основании ст. 2 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (утратил силу с 01.01.2015) объекты незавершенного строительства не относились к объектам налогообложения. С 01.01.2015 объекты незавершенного строительства на основании ст. 401 НК РФ стали признаваться объектами налогообложения по налогу на имущество физических лиц. Однако объект незавершенного строительства признается объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц при законодательно установленной стоимостной характеристике- налоговой базе ст. 38 НК РФ. В Красноярском крае да настоящего времени не принято решение об определении налоговой базы по налогу на имущество физических лиц из кадастровой стоимости объектов налогообложения. Согласно п. 5.1 Инструкции о проведении учета жилищного фонда в РФ, утвержденной Приказом Минземстроя России от 04.08.1998 № 37, определение стоимости здания, строения ведется БТИ раздельно для целей статистического учета (полная балансовая стоимость и остаточная балансовая стоимость) и для налогообложения физических лиц (действительная инвентаризационная стоимость). В соответствии с п. 5.3 данной Инструкции действительная инвентаризационная стоимость определяется БТИ в соответствии с Порядком оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденным Приказом Минстроя России от 04.04.1992 № 87. В силу п 2.1 указанного Порядка оценке для целей налогообложения не подлежат строения, помещения и сооружения: строящиеся, самовольно возведенные, признанные по различным причинам непригодными для дальнейшей эксплуатации, бесхозяйные, назначение которых не определено. Соответственно объект незавершенного строительства не подлежал инвентаризационной оценке для целей налогообложения. Согласно материалам инвентарного дела объекта незавершенного строительства, при его первичной технической инвентаризации определение инвентаризационной стоимости не производилось, технический паспорт объекта, составленный по состоянию на 05.05.2003 не содержит сведений об инвентаризационной стоимости объекта незавершенного строительства. В 2008 году оценка произведена без проведения технической инвентаризации по заявлению Л.Е.Н. для целей вступления в наследство, что противоречит действующему законодательству. Инвентаризационная стоимость объекта незавершенного строительства составила 33 011 974 рубля. При рассмотрении иска МИФНС России № 24 по Красноярскому краю удалила из своей базы АИС «Налог» инвентаризационную стоимость для целей налогообложения объекта незавершенного строительства и произвело перерасчет по налогу на имущество физических лиц за 2016 год, без начисления при этом налога в сумме 874 359 рублей. В связи с чем, просит признать недействительной инвентаризационную стоимость -39 654 448 рублей, установленную и переданную правопредшественником АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» в налоговый орган для целей налогообложения объекта незавершенного строительства, кадастровый по адресу: <адрес> (доля в праве 2133/2357-10665/11785).

В судебном заседании истец ФИО1, его представитель ФИО2 в судебном заседании требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, просили их удовлетворить.

Представитель ответчика АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» ФИО3 требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, где указано, что согласно материалам инвентарного дела первичная техническая инвентаризация объекта незавершенного строительства, здания мельницы (лит В20, В21, В22, В23) по адресу: <адрес> проводилась 05.05.2003. Инвентаризационная стоимость нежилого здания впервые была определена в 2008 году по обращению Л.Е.Н. для представления нотариусу с целью установления стоимости наследуемого имущества и составила 33 011 974 рубля. Заказчик работ-Л.Е.Н. каких-либо претензий к ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по определению инвентаризационной стоимости не предъявляла. Согласно письму и.о. начальника отдела оценки Межрайонного отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Красноярскому краю, в 2009 году по запросу налоговой инспекции о предоставлении инвентаризационной стоимости объектов недвижимости по состоянию на 01.01.2008-01.01.2009 были представлены в налоговый орган сведения об инвентаризационной стоимости запрашиваемых объектов на 91 листе. 3200 позиций, в том числе и по спорному объекту недвижимости, инвентаризационная стоимость которого по состоянию на 01.01.2009 составила 39 654 448 рублей. Учитывая, что в материалах инвентарного дела уже имелись сведения об инвентаризационной стоимости объекта недвижимости, установленной в 2008 году по обращению Л.Е.Н., Межрайонным отделением на запрос налоговой инспекции были представлены имеющиеся сведения об инвентаризационной стоимости спорного объекта недвижимости. В соответствии с Положением об организации в РФ государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 № 921 на организации технической инвентаризации была возложена обязанность по предоставлению по запросам налоговых органов сведений об объектах капитального строительства, расположенных на территории административно-территориальных образований, находящихся в сере их ведения (п. 16 п.п. «д»). Обязанность организаций технической инвентаризации представлять в налоговые органы, запрашиваемые сведения устанавливалась также и Порядком предоставления уполномоченными организациями технической инвентаризации в налоговые органы сведений об объектах недвижимого имущества, утвержденным Приказом Госстроя России и МНС России от 28.02.2001 № 36/БГ-3-08/67. В связи с чем, правовых оснований отказать налоговому органу в предоставлении запрашиваемых сведений об инвентаризационной стоимости спорного объекта недвижимости не имелось. Расчет инвентаризационной стоимости объектов для исчисления госпошлины при осуществлении нотариальных действий по вводу в наследство и расчет инвентаризационной стоимости объектов в целях налогообложения, осуществляется по единой методике. Расчет инвентаризационной стоимости производился на основании сведений, содержащихся в техническом паспорте, изготовленном по данным обследования от 05.05.2003. Инвентаризационная стоимость объекта оценки по состоянию на дату обследования определяется как произведение восстановительной стоимости в базовых ценах на величину стоимостного выражения физического износа, на поправочный коэффициент перехода к ценам на дату оценки. Техническая инвентаризация объектов осуществляется на основании заявления собственников и за их счет. Однако ни один из собственников спорного объекта не обращался по вопросу технической инвентаризации объекта. Считает, что действия ответчика по установлению в 2008 году инвентаризационной стоимости по обращению Л.Е.Н. для предоставления нотариусу и передаче в 2009 году сведений об инвентаризационной стоимости по запросу не могут нарушать права истца, так как на тот период времени истец не являлся собственником спорного объекта недвижимости. Кроме того, налоговый орган исключил спорный объект недвижимости из налогообложения.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, МИФНС России № 24 по Красноярскому краю ФИО4 в судебном заседании представила письменный отзыв, согласно которого в соответствии с официальными данными, поступившими в инспекцию из филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Красноярскому краю в порядке, установленном действующим в спорный период налоговым законодательством по состоянию на 01.01.2009 инвентаризационная стоимость принадлежащего объекта незавершенного строительства составляет 39 654 448 рублей. С целью подтверждения актуальности указанной инвентаризационной стоимости уполномоченный орган был направлен соответствующий запрос от 12.02.2018 и письмом от 15.0-3.2018 № 864 филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Красноярскому краю представлена информация, что стоимость объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: <...> по состоянию на 01.01.2013 составляет 39 654 448 рублей. Учитывая наличие сведений об инвентаризационной стоимости спорного объекта, инспекцией в отношении ФИО1 как собственника произведено исчисление налога на имущество за 2016год в сумме 874 359 рублей, исходя из налогооблагаемой базы 39 654 448 рублей. В настоящее время задолженность по имущественным налогам физических лиц в отношении ФИО1 в базе данных МИФНС России № 24 по Красноярскому краю отсутствует, налог на имущество на спорный объект не начисляется, так как на основании письма ФНС из базы данных инспекции исключена инвентаризационная стоимость для целей налогообложения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Порядок оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержден приказом Минстроя РФ от 4 апреля 1992 г. N 87.

Исполнителями работ по оценке объектов обложения налогом являются местные бюро технической инвентаризации, которые, при необходимости, привлекают на договорной основе страховые, проектные, строительные и иные организации (п. 1.3).

Определение инвентаризационной стоимости строений и сооружений для целей налогообложения осуществляется по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки (п. 3.2).

Определение восстановительной стоимости строений и сооружений производится по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости с ее последующим пересчетом в уровень цен 1991 года по индексам и коэффициентам, введенным постановлением Госстроя СССР от 11 мая 1983 года N 94 и письмами Госстроя СССР от 6 сентября 1990 года N 14-Д (по отраслям народного хозяйства) и Госстроя РСФСР от 29 сентября 1990 года N 15-148/6 и N 15-149/6 (по отрасли "Жилищное хозяйство"), а затем в уровень цен года оценки по коэффициентам, утверждаемым органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга (п. 3.2.1).

Как видно из материалов дела, ФИО1 с 12.02.2016 является собственником 10665/11785 доли вправе собственности на объект незавершенного строительства, кадастровый по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации (л.д. 16).

Из инвентарного дела следует, что органами технической инвентаризации была определена инвентаризационная стоимость объекта незавершенного строительства, кадастровый по адресу: <адрес>, которая по состоянию на 2008 год составила 33 011 974 рубля, а на 01.01.2009 – 39 654 448 рублей (л.д. 152, 154).

Из пояснений представителя АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» ФИО3 следует, что первоначально инвентаризационная стоимость объекта была определена в 2008 году по данным технического паспорта от 05.05.2003, а в 2009 году в была взята инвентаризационная стоимость, установленная в 2008 году умноженная на измененный поправочный коэффициент перехода к ценам на 2009 год.

Истец, заявляя требование о признании недействительной инвентаризационной стоимости вышеуказанного объекта незавершенного строительства - 39 654 448 рублей, ссылается на то, что

-инвентаризационная оценка проведена без проведения технической инвентаризации объекта,

- в соответствии с п. 2.1 "Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности", утвержденного приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 04.04.1992 года N 87, не подлежат оценке для целей налогообложения строящиеся здания, помещения,

- в соответствии со ст. 2 Закона РФ от 09.12.1991 «О налогах на имущество физических лиц» объекты незавершенного строительства не относятся к объектам налогообложения.

Между тем, факт установления инвентаризационной стоимости объекта вопреки указанным нормам не свидетельствует о ее недействительности, о неверном расчете.

Ссылка истца на то, что инвентаризационная оценка проведена без проведения технической инвентаризации объекта, также не свидетельствует о ее недействительности, так как оценка была проведена по данным инвентаризации объекта 2003 года, имеющимися в техническом паспорте от 05.05.2003.

Истцом не приведено иных обстоятельств и не представлено доказательств неверного расчета инвентаризационной стоимости спорного объекта.

Собственник объекта незавершенного строительства Л.Е.Н., по заявлению которой была определена в 2008 году инвентаризационная стоимость объекта, была с ней согласна и данную стоимость не оспаривала. Инвентаризационная оценка объекта в 2009 году была направлена по запросу в налоговый орган в соответствии с п. "д" п. 16 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 N 921 (л. 47-48).

Кроме того, наличие данной инвентаризационной стоимости в материалах инвентарного дела никоем образом не нарушает права и законные интересы истца ФИО1 ФИО5 орган произвел ФИО1 перерасчет по налогу на имущество физических лиц за 2016 год, уменьшив на сумму 874 359 рублей и исключил из базы данных инвентаризационную стоимость для целей налогообложения.

С 01 января 2013 года на основании ФЗ «О кадастровой деятельности» государственный технический учет объектов недвижимости не осуществляется, в том числе не ведется расчет инвентаризационной стоимости объектов недвижимости.

При таких обстоятельствах, оснований для признания недействительной инвентаризационной стоимости -39 654 448 рублей, установленной и переданной правопредшественником АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» в налоговый орган для целей налогообложения объекта незавершенного строительства, у суда не имеется и требования истца не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении искового заявления ФИО1 к АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» о признании недействительной инвентаризационной стоимости объекта, отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд с подачей апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: Л.С. Морозова

Решение в окончательной форме изготовлено: 29.11.2018