ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-9711/18 от 26.12.2018 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-9711/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Хабаровск 26 декабря 2018 года

Центральный районный суд г.Хабаровска в составе председательствующего судьи Бисюрко Ю.А., с участием представителя истца - помощника транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры Жиляевой О.Ю., представителя ответчика по доверенности Штатнова С.И., при секретаре судебного заседания Пак М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора к ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» о возложении обязанности образовать и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры Аэропорт Аян подразделение транспортной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Николаевский-на-Амуре транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Федеральному казенному предприятию «Аэропорты Дальнего Востока» о возложении обязанности образовать и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры Аэропорт Аян подразделение транспортной безопасности, указав в обоснование своих требований следующее.

Николаевской-на-Амуре транспортной прокуратурой в ходе осуществления надзорной деятельности в сфере соблюдения законодательства о транспортной безопасности выявлены нарушения требующие принятие мер прокурорского реагирования. Юридическое лицо - ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» является субъектом транспортной инфраструктуры, эксплуатирующим объект транспортной инфраструктуры - аэропорт Аян. Объекту транспортной инфраструктуры присвоена четвертая категория, соответствующая запись внесена в Реестр категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Николаевской-на-Амуре транспортной прокуратурой в ходе осуществления надзорной деятельности установлено, что ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» в нарушение ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О транспортной безопасности», пп. 3 п. 5 Требований, не образовано (не сформировано) и не привлечено для защиты объекта транспортной инфраструктуры - «Аэропорт Аян» подразделения транспортной безопасности. Позиция ответчика, изложенная в ответе па требование от ДД.ММ.ГГГГ о том, что ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности создано подразделение транспортной безопасности - служба авиационной безопасности (САБ), а также привлечено подразделение транспортной безопасности - Приморский филиал ФГУП «УВО Минтранса России», основана на субъективном толковании норм материального права. ФКП «Аэропорты Дальнего Востока», а также его структурные подразделения и филиалы не аккредитованы в качестве подразделений транспортной безопасности. ФГУП «УВО Минтранса России» является подразделением транспортной безопасности, однако, предметом государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» (Заказчик) и ФГУП «УВО Минтранса России» (Исполнитель) является оказание услуг по охране границ территории (периметра) аэропорта Аян и объектов его инфраструктуры от противоправных посягательств. Из разделов 2 и 3 указанного договора следует, что исполнитель взял на себя обязанности по обеспечению авиационной безопасности аэропорта. Положений, которые возлагали бы на исполнителя обязанности по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в том числе как подразделение транспортной безопасности, договор не содержит. Таким образом, Приморский филиал ФГУП «УВО Минтранса России» в качестве подразделения транспортной безопасности ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» не привлечен. Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации по обеспечению транспортной безопасности в аэропорту Охотск, создает угрозу безопасной деятельности объекта транспортной инфраструктуры, что в свою очередь может повлечь совершение акта незаконного вмешательства, в результате которого может быть причинен вред жизни и здоровью людей. Просит обязать ответчика образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры Аэропорт Аян в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, его наземной, подземной, воздушной, надводной частей, для которых в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим прохода (проезда) физических лиц, транспортных средств и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади,личных вещей либо перемещения животных, и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций, а также по реагированию на нарушения внутри объектового и пропускного режимов, установить ответчику срок для исполнения решения суда - 6 месяцев со дня вступления его в законную силу.

В судебном заседании представитель истца помощник транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры Жиляева О.Ю. поддержала исковые требования в полном объеме, ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства.

В судебном заседании представитель ответчика Штатнов С.И. возражал против удовлетворения исковых требований, пояснил, что в исковом заявлении прокурора высказано субъективное мнение оценки фактического состояния по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства и содержит лишь форму манипулирования названиями и формулировками, без оценки фактического состояния защищённости объекта транспортной инфраструктуры («Аэропорт Аян») от АНВ. Прокурор не в полном объёме применил законодательство РФ в области как транспортной, так и авиационной безопасности, субъектом которой является аэропорт Аян, а также не дал всецелую и объективную оценку фактического состояния защищённости ОТИ. Понятия транспортная безопасность и авиационная безопасность абсолютно идентичны и дают одинаковое понимание предмета толкования. Пункт 2 ст. 83 ВК РФ конкретизирует, в том числе, что: «авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также уполномоченными органами, наделёнными этим правом федеральными законами. В соответствии с п/п 7.1 и 7.2 ст.1 Ф3-№16 защиту ОТИ от АНВ совместно с САБ, выполняющей на ОТИ функции и задачи подразделения транспортной безопасности, и осуществляют совместно с силами обеспечения транспортной безопасности ФГУП «УВО Минтранса России» Приморского филиала согласно государственным контрактам (договорам) защиту от АНВ. ФГУП «УВО Минтранса России», согласно Устава, является подразделением транспортной безопасности, а предметом контракта по ОТИ «Аэропорт Аян» от ДД.ММ.ГГГГ является «обязательства осуществлять охрану границ территории аэропорта с выполнением комплекса мероприятий, обеспечивающих защиту аэропорта и объектов его инфраструктуры от актов незаконного вмешательства». Таким образом, задачи по защите от АНВ осуществляют сформированные согласно штатным расписаниям САБ филиалов и одну из задач САБ - привлечённое подразделение транспортной безопасности Приморский филиал ФГУП «УВО Минтранса России», который выполняет мероприятия по защите от АНВ по границам территории (периметров) ОТИ (на периметре внешних границ зон транспортной безопасности ОТИ). В гражданской авиации штатным расписанием аэропортов предусмотрено структурное подразделение САБ, которая выполняет задачи по обеспечению авиационной безопасности и функции подразделения транспортной безопасности и, в целом обеспечивает защиту аэропорта - объекта транспортной инфраструктуры воздушного транспорта от актов незаконного вмешательства. В ОТИ Предприятия имеется структурное подразделение - служба авиационной безопасности, осуществляющая в соответствии с Положением о САБ и Планами обеспечения транспортной безопасности функции и задачи подразделения транспортной безопасности по защите ОТИ от актов незаконного вмешательства и согласно п/п 7.2 ст.1 Ф3-№16 являются силами обеспечения транспортной безопасности подразделения транспортной безопасности. Основываясь на всестороннем анализе законодательства РФ в области транспортной безопасности (тождественной с авиационной безопасностью), а также отсутствие за всю историю деятельности предпосылок к АНВ можно сделать вывод, что организация транспортной и авиационной безопасности, состояние защищенности ОТИ «Аэропорт Аян» какой-либо угрозы правам, свободам, жизни и здоровью, а также законным интересам неопределённого круга лиц не несёт. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ в отношении Аэропорт Аян изменено значение ранее присвоенной категории с четвертой на пятую. Просил отказать в иске.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 5 Воздушного кодекса РФ, воздушное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области использования воздушного пространства, отношения, возникающие в связи с деятельностью в области авиации на территории Российской Федерации, а также отношения, возникающие в связи с нахождением воздушных судов Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено законами страны пребывания или международным договором Российской Федерации, и отношения, возникающие в связи с выполнением полетов воздушных судов иностранных государств в воздушном пространстве Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Согласно п. 9 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Федеральный закон «О транспортной безопасности»), субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Подпунктом «ж» пункта 5 ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» определено, что объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя: аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона «О транспортной безопасности» установлено, что требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2018 № 886 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта (далее - Требования).

В силу пп. 3 п. 5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, егоназемной, подземной, воздушной, надводной частей, для которых в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим прохода (проезда) физических лиц, транспортных средств и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных (далее - зона транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры), и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций, а также по реагированию на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.

При этом согласно п.7.1 ст.1 Закона «О транспортной безопасности» подразделения транспортной безопасности это - осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе, на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица.

В судебном заседании установлено, что ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» в нарушение ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О транспортной безопасности», пп. 3 п. 5 Требований, не образовано (не сформировано) и не привлечено для защиты объекта транспортной инфраструктуры - «Аэропорт Аян» подразделения транспортной безопасности.

ФКП «Аэропорты Дальнего Востока», а также его структурные подразделения и филиалы не аккредитованы в качестве подразделений транспортной безопасности.

ФГУП «УВО Минтранса России» является подразделением транспортной безопасности, однако, предметом государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» (Заказчик) и ФГУП «УВО Минтранса России» (Исполнитель) является оказание услуг по охране границ территории (периметра) аэропорта Аян и объектов его инфраструктуры от противоправных посягательств.

Учитывая положения п. 6 ст. 84 ВК РФ, и. 4 Правил охраны аэропортов, п. 7.1 ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности», пп. 3 п. 5 Требований, привлечение ФГУП «УВО Минтранса России» для оказания услуг по охране периметра аэропорта и услуг подразделения транспортной безопасности не является одним и тем же.

Таким образом, Приморский филиал ФГУП «УВО Минтранса России» в качестве подразделения транспортной безопасности ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» не привлечен.

Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации по обеспечению транспортной безопасности в аэропорту Аян, создает угрозу безопасной деятельности объекта транспортной инфраструктуры, что в свою очередь может повлечь совершение акта незаконного вмешательства, в результате которого может быть причинен вред жизни и здоровью людей.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

При изложенных обстоятельствах, исковые требования суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с положениями ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание объем действий, которые необходимо совершить в целях исполнения настоящего судебного решения, заявленный прокурором срок – в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, является разумным.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить.

Возложить на ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» обязанность в течении шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры Аэропорт Аян в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, его наземной, подземной, воздушной, надводной частей, для которых устанавливается особый режим прохода (проезда) физических лиц, транспортных средств и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных, и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций, а также по реагированию на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Центральный районный суд г.Хабаровска – 29.12.2018.

Судья Ю.А. Бисюрко

Копия верна – судья: