Дело № 2-971/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Киров 19 апреля 2017 года
Ленинский районный суд г. Кирова Кировской области в составе:
судьи Волкоморовой Е.А.,
при секретаре Поляковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ МЧС России по Кировской области о признании решения жилищной комиссии незаконным, восстановлении на учете нуждающейся в улучшении жилищных условий,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ МЧС России по Кировской области о признании решения жилищной комиссии незаконным, восстановлении на учете нуждающейся в улучшении жилищных условий. В обоснование заявленных требований указав, что на основании поданного рапорта, {Дата изъята} решением жилищной комиссии ответчика была поставлена на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий с составом семьи из двух человек. Впоследствии стало известно, что решением жилищной комиссии ответчика от {Дата изъята} она была снята с учета сотрудников ФПС, поставленных на улучшение жилищных условий в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, поскольку была принята на жилищный учет после вступления в законную силу ЖК РФ. С указанным решением ответчика от {Дата изъята} не согласна, считает его нарушающим ее жилищные права. С учетом уточнения просит признать незаконным решение жилищной комиссии ГУ МЧС России по Кировской области от {Дата изъята} о снятии с учета ФИО1 на улучшение жилищных условий, восстановить ФИО1 с составом семьи из двух человек на учете, как нуждающуюся в улучшении жилищных условий с {Дата изъята}.
В судебном заседании истец ФИО1, представитель истца ФИО2 поддержали доводы иска, на его удовлетворении настаивали, поскольку истец имеет право на получение жилья, решение ответчика не законно. Доводы ответчика о намеренном ухудшении истцом жилищных условий, не обоснованы. Срок обращения в суд с настоящим иском истцом не пропущен, поскольку о снятии с учета стало известно в конце ноябре 2016 года.
Представитель ответчика ФИО3 исковые требования не признал. Согласно возражениям обжалуемое истцом решение является законным, поскольку постановка истца на учет была произведена с нарушением действующего законодательства. Истец намеренно ухудшила свои жилищные условия, поскольку {Дата изъята} снялась с регистрационного учета по адресу: (адрес 1), и с {Дата изъята} была зарегистрирована в общежитии по адресу: г(адрес 2). Кроме того, истцом пропущен срок для обращения в суд с настоящим иском, поскольку с выпиской от {Дата изъята} истец была ознакомлена, {Дата изъята} истцу было выдано учетное дело, которое в том числе содержало оспариваемое решение о снятии ее с учета. Просит в иске отказать.
Третье лицо ФИО4 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в свое отсутствие.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 40 Конституции Российской Федерации предусматривает право каждого на жилище.
Исходя из ст. 40 ч. 3 Конституции РФ, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных или других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.
Согласно ч. 2 ст. 56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
С {Дата изъята} ФИО1 являлась сотрудником Федеральной противопожарной службы МЧС России, уволена с {Дата изъята} на основании соответствующего приказа по достижению предельного возраста.
В период службы {Дата изъята} истцом был подан рапорт о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
На основании решения жилищной комиссии ГУ МЧС России по Кировской области (протокол заседания жилищной комиссии ГУ МЧС России по Кировской области от {Дата изъята}{Номер изъят}) ФИО1 была поставлена на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий.
Постановка ФИО1 на учет осуществлялась по п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ в связи с отсутствием жилого помещения для постоянного проживания.
Согласно справке ГУ МЧС России по Кировской области от {Дата изъята} в состав семьи ФИО1 входит ее сын ФИО4
Впоследствии ответчик пришел к выводу, о том, что постановка на учет была произведена неправомерно, без учета изменений законодательства о пожарной безопасности, поскольку с 01.01.2005 г. ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности», предусматривающая предоставление жилой площади личному составу Государственной противопожарной службы, утратила силу.
Поскольку истец была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после {Дата изъята}, была снята с учета на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, что отражено в выписке из протокола жилищной комиссии ГУ МЧС России по Кировской области от 09.10.2008 г. № 4.
Как следует из материалов дела, к основаниям для исключения ФИО1 из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий отнесены поручение Аппарата Правительства РФ от 08.04.2008 г. № П4-11128, Заключение по вопросу наличия правовых оснований для обеспечения сотрудников ФПС МЧС России жилыми помещениями за счет федерального бюджета.
При этом ст. 56 ЖК РФ не предусматривает указанное в качестве оснований для снятия с учета нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, поскольку перечень, изложенный в данной статье, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Согласно положениям ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявление о принятии на учет не по месту своего жительства.
В силу п. 2 ст. 6 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно положениям ст. 13 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 ч. 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", действующей до момента внесения изменений 22.08.2004 года, личному составу Государственной противопожарной службы жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным действующим законодательством нормам предоставляется в первоочередном порядке территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органами местного самоуправления, а также предприятиями, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы.
В силу изменений, внесенных Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, часть 2 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" признана утратившей силу.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты и льготы.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник, в частности, проживает в общежитии.
Предусмотренная ст. 4 указанного Закона единовременная социальная выплата, предоставляемая в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, является одной из форм обеспечения сотрудников внутренних дел, а, следовательно, и сотрудников Государственной противопожарной службы жилыми помещениями.
Согласно положениям преамбулы Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ данный Закон принят в целях решения задач обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, обеспечения экономической безопасности государства и приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствии с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой; а нормы данного закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в данной преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина. Изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления.
Согласно справке ТУ по Ленинскому району г. Кирова от {Дата изъята} ФИО1 состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях с {Дата изъята}, в едином списке нуждающихся в жилых помещениях учетный {Номер изъят}.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 01 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договора социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. Граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действия ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Анализируя данные правовые положения, суд приходит к выводу, что в данном случае снятие ФИО1 с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях без предоставления благоустроенного жилого помещения либо решение жилищной проблемы иным способом, принимая во внимание, что ФИО1 была принята на учет в ТУ по Ленинскому району г. Кирова как нуждающаяся в получении жилой площади ставит ее в неравное положение с другими сотрудниками, которые поставлены на учет нуждающихся в получении жилой площади до {Дата изъята}.
ФИО1 была снята с учета нуждающихся в жилых помещениях в отсутствие оснований, предусмотренных ст. 56 ЖК РФ и Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года № 1054, согласно которым военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета при определенных условиях, которые в рассматриваемом случае не имели места.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение о снятии ФИО1 с учета является неправильным, в связи с чем, подлежит признанию незаконным.
Доводы ответчика о намеренном ухудшении истцом жилищных условий не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
{Дата изъята} ФИО1 был расторгнут брак с ФИО5, в связи с чем, {Дата изъята} истец представила рапорт на имя начальника ГУ МСЧ России по Кировской области о предоставлении служебной жилой площади для нее и сына ФИО4 Согласно протоколу заседания жилищно-бытовой комиссии УГПС МЧС от {Дата изъята} истцу было отказано в предоставлении служебной жилплощади, в связи с чем, ФИО1 была вынуждена проживать по месту своей регистрации: (адрес 1) в квартире принадлежащей ее родителям, которые членами семьи истца, ее сына не являются.
С {Дата изъята} и по настоящее время истец с сыном ФИО4 {Дата изъята} года рождения проживают и зарегистрированы по адресу: {Адрес изъят} на основании договора социального найма жилого помещения от {Дата изъята}
Согласно справке КОГПОАУ { ... } дом по адресу: {Адрес изъят} является общежитием, в связи с чем, ФИО1 лишена права приватизировать предоставленную по договору социального найма комнату.
Согласно справке Кировского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» по состоянию на {Дата изъята} за ФИО1, ФИО4 недвижимого имущества по праву собственности не зарегистрировано.
Согласно сведениям Управления Росреестра по Кировской области сведения о наличии недвижимого имущества в собственности ФИО1, ФИО4 отсутствуют.
Нуждаемость истца в улучшении жилищных условий актуальна.
В качестве мер, направленных на устранение нарушений права ФИО1, суд считает необходимым восстановить ФИО1 составом семьи из двух человек (ФИО1, ФИО4) на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с {Дата изъята}.
Ответчиком заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.
В соответствии со статьей 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Однако, в ходе рассмотрения спора, доводы ответчика о пропуске ФИО1 срока обращения в суд, доказательствами не подтверждены. Сведения, содержащие надлежащее извещение истца о принятом решении жилищной комиссии от {Дата изъята}, в соответствии с требованиями ч. ст. 56 ЖК РФ (в течении трех рабочих дней), не представлены. Учетное дело, переданное истцу, таких сведений не содержит, в нем отсутствует и выписка из решения комиссии. Объяснения истца относительно того, что о принятом оспариваемом решении жилищной комиссии ей стало известно в ноябре 2016 года, иными доказательствами не оспорены. Таким образом, срок обращения в суд ФИО1 не пропущен.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать решение жилищной комиссии Главного Управления МЧС России по Кировской области от {Дата изъята} о снятии с учета ФИО1 нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным.
Восстановить ФИО1 составом семьи из двух человек (ФИО1, ФИО4) на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с {Дата изъята}.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 21 апреля 2017 года.
Судья Волкоморова Е.А.