ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-971/202424 от 24.01.2024 Московского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2-971/2024 24 января 2024 года

78RS0014-01-2023-008259-96

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Московский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Кротовой М.С.

при помощнике судьи Лифановой М.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хуби Марины к Администрации Московского района Санкт-Петербурга об установлении факта проживания, обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

ФИО8 обратилась в Московский районный суд Санкт-Петербурга к Администрации Московского района Санкт-Петербурга об установлении факта проживания, обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что администрацией Московского района Санкт-Петербурга принято решение об отказе в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку срок регистрации на территории Санкт-Петербурга должен составлять не менее десяти лет. При этом, как указал истец, она проживает в Санкт-Петербурге в течение десяти лет, что подтверждается представленными доказательствами.

Хуби Марина в судебное заседание явилась, исковые требования поддержал в полном объеме, просила удовлетворить.

Представитель Администрации Московского района Санкт-Петербурга в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении слушания по делу не просил, ранее представил письменные возражения на заявленные исковые требования.

Руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассматривать дело в отсутствии неявившихся лиц, извещенных о слушании дела надлежащим образом.

Выслушав объяснения истицы, показания свидетелей, проверив материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 262 и ч. 1 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Перечень фактов, имеющих юридическое значение, приведенный в ч. 2 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является исчерпывающим. В силу п. 10 ч. 2 указанной статьи Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом могут быть установлены другие имеющие юридическое значение факты. Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов (ст. 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно положениям ст. 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 713, установлено, что местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома. Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница и другое, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.

В соответствии с п. 12 Правил, органы регистрационного учета регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, с выдачей свидетельств о регистрации по месту пребывания.

Регистрация подтверждает факт постоянного проживания в определенной местности.

Так, в силу п. 2 ст. 1 Закона Санкт-Петербурга N 407-65 от ДД.ММ.ГГГГ "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" необходимым условием для принятия гражданина на учет нуждающихся в жилых помещениях является его проживание в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет.

Предметом правового регулирования Закона Санкт-Петербурга N 407-65 являются общественные отношения, связанные с механизмом реализации права на жилище жителей Санкт-Петербурга, а именно: законодателем субъекта Российской Федерации определен порядок и условия предоставления жилых помещений жителям города Санкт-Петербурга по договорам социального найма из жилищного фонда Санкт-Петербурга; порядок признания жителей Санкт-Петербурга малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что согласуется с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации.

Право Санкт-Петербурга как субъекта Российской Федерации установить такое условие вытекает из п. 2 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определениях от ДД.ММ.ГГГГ N 123-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 17-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 80-О.

Несоответствие установленным требованиям или невыполнение условий установленного порядка принятия на учет влечет отказ в постановке на учет.

Из взаимосвязанных положений п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации N 5242-1 от ДД.ММ.ГГГГ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 376-ФЗ, следует, что они связывали определение постоянного место жительства гражданина с наличием у него регистрации в жилом помещении, хотя и не исключали возможность признания местом жительства гражданина иного жилого помещения, занимаемого им на законных основаниях.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 376-ФЗ ст. 2 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" изложена в редакции, предусматривающей помимо приведенных выше аналогичных условий указание о том, что местом жительства гражданина признается жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П указывал, что регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

Согласно конституционно-правовому смыслу регистрационного учета, именно он является в гражданском обороте способом доказывания факта нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1372-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Д., Н. и П. на нарушение их конституционных прав ст. 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и абз. 1 п. 2 ст. 1 Закона Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", устанавливая порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, субъекты Российской Федерации вправе обусловливать осуществление права на жилище определенными требованиями, в том числе, касающимися проживания соответствующих категорий граждан на их территории в течение того или иного периода. Оспариваемое положение абзаца первого п. 2 ст. 1 Закона Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" предусматривает, что одним из условий принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях является проживание граждан определенных категорий, в том числе граждан без определенного места жительства, в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет.

Одновременно п. 1 ст. 7 этого же Закона устанавливает, что для принятия на соответствующий учет гражданин и члены его семьи обязаны, в частности, представить в уполномоченный орган документы, подтверждающие проживание указанных лиц в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет.

К числу таких документов - согласно пункту 2.6.1.1 Административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, утвержденного распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ N 536-р, - относятся справки о регистрации по месту жительства (форма 9), в том числе архивные, в случае, если ведение регистрационного учета граждан по месту жительства в части, возложенной на жилищные организации, осуществляется негосударственными казенными учреждениями - районными жилищными агентствами, или судебное решение, подтверждающее проживание заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет.

Таким образом, ни Закон Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", ни принятый в целях его конкретизации названный Административный регламент не предполагают, что единственным документом, подтверждающим проживание граждан в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, может служить только справка о регистрации по месту жительства, и не исключают возможности подтверждения соответствующего проживания судебным решением, принятым по заявлению заинтересованного лица.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от ДД.ММ.ГГГГ N 17-О также указывает на то, что, регламентируя условия реализации конституционного права на жилище, включая порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, законодатель в целях исключения злоупотребления правом может предусмотреть в нормативных правовых актах определенные организационно-учетные правила.

Введение условия о наличии у гражданина регистрации по месту жительства - поскольку оно направлено на обеспечение справедливого распределения жилья, на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны граждан, обращающихся с заявлениями о постановке на учет по улучшению жилищных условий, и органов управления муниципальным жильем, а также на защиту прав и законных интересов собственников жилого фонда, иных граждан - не может рассматриваться как не согласующееся с положениями Конституции Российской Федерации.

Раскрывая значение ст. 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации ранее отмечал, что она, исключая возможность подтверждения обстоятельств дела какими-либо другими доказательствами в случаях, когда такие обстоятельства в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, сама по себе не ограничивает правомочия сторон в собирании и представлении доказательств; эта бланкетная норма применима лишь во взаимосвязи с иными законоположениями, непосредственно закрепляющими правила оценки судом допустимости доказательств в гражданском процессе, и в качестве таковой не наделяет суды полномочиями, порождающими возможность их произвольного усмотрения при решении вопроса о допустимости доказательств, а потому не может рассматриваться как нарушающая права и свободы граждан (постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 9-П; определения от ДД.ММ.ГГГГ N 1663-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 529-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 202-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 588-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 2795-О и др.).

Придание документу о регистрации по месту жительства характера единственно допустимого доказательства, подтверждающего проживание граждан в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет в целях их постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не вытекает из нормативного содержания ст. ст. 1 и 7 Закона Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", которые прямо устанавливают, что на соответствующий учет могут быть приняты, в том числе, граждане без определенного места жительства. Следовательно, суды при рассмотрении заявлений об установлении факта постоянного проживания в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет не вправе исходить из недопустимости подтверждения такого факта какими-либо иными доказательствами, помимо документов (справок) о регистрации по месту жительства, а должны принимать свои решения, основываясь на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого из имеющихся в деле доказательств (документы о регистрации по месту пребывания, справки о постановке на учет в качестве лица без определенного места жительства в социальных учреждениях, договоры аренды жилых помещений, медицинские карты, свидетельские показания и др.).

В противном случае отправление правосудия неизбежно повлечет прямой отказ от предусмотренных ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации правил оценки судом всех представленных доказательств.

Из материалов дела следует, что Хуби Марина, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приехала в СССР в 1989 году для обучения из Ирана в поисках убежища.

С ДД.ММ.ГГГГ Хуби Марина постоянно проживаю в Санкт-Петербурге, ДД.ММ.ГГГГ решением Управления по делам миграции ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области была признана беженцем на территории Российской Федерации, в ДД.ММ.ГГГГ году - получила в Санкт-Петербурге паспорт гражданина Российской Федерации, без постоянной регистрации.

Согласно ответу Администрации Московского района Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления истца о постановке на учет отказано, поскольку истцом не подтвержден факт проживания на территории Санкт-Петербурга в течение 10 лет.

Факт проживания Хуби Марины в Санкт-Петербурге с 1997 года подтверждают следующие доказательства:

Документы о пройденном в учреждениях Санкт-Петербурга очном обучении: Свидетельство о специализированной подготовке по медицине (клинической ординатуре), подтверждающее, что истица прошла полный курс подготовки в ГОУ ДПО Санкт- Петербургской медицинской академии последипломного образования в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; Свидетельство о повышении квалификации, подтверждающее, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица проходила обучение в ГОУ ДПО СПб МАПО; Диплом о послевузовском профессиональном образовании (интернатура), подтверждающий, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ где истица проходила обучение в ФГБОУ ВО СЗГМУ им. ФИО6; Справка ФГБОУ ВО СЗГМУ им. ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ о прохождении обучения в интернатуре в форме очного дневного обучения, действующий паспорт гражданина РФ 40 11 292680, поскольку он был выдан мне ТП отдела УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской обл. в Центральном р-не <адрес>, код подразделения: 780-080, ДД.ММ.ГГГГ; Удостоверение беженца , выданное ДД.ММ.ГГГГ Управлением по делам миграции ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области; справка о регистрации по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес>, выданная СПбГКУ «Жилищное агентство Красносельского района Санкт-Петербурга» ДД.ММ.ГГГГ; справка о регистрации по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес>, выданная СПбГКУ «Жилищное агентство Кировского района» ДД.ММ.ГГГГ;

справка о регистрации по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес>, выданная СПбГКУ «Жилищное агентство Красносельского района Санкт-Петербурга» ДД.ММ.ГГГГ справка от ДД.ММ.ГГГГ АО «Городская страховая медицинская компания» с перечнем оказанных застрахованному лицу медицинских услуг в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в медицинских учреждениях города Санкт-Петербурга; справка от ДД.ММ.ГГГГ АО «Городская страхования медицинская компания» с перечнем оказанных застрахованному лицу медицинских услуг в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в медицинских учреждениях города Санкт-Петербурга, справка Санкт-Петербургского центра Международного сотрудничества Красной Креста от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающая, что с ДД.ММ.ГГГГ истица состояла на учете в консультационного центре для беженцев и получала юридическую, социальную и медицинскую помощь учреждениях Санкт-Петербурга.

При таких обстоятельствах, поскольку Хуби Марина является гражданином Российской Федерации, проживает на территории Санкт-Петербурга более 10 лет, в собственности жилого помещения не имеет, по договору социального найма ей жилье не предоставлялось, то она имеют право на предоставление мер социальной поддержки в виде постановке на учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Хуби Марины к Администрации Московского района Санкт-Петербурга об установлении факта проживания, обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении- удовлетворить.

Установить юридический факт проживания Хуби Марины, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на территории Санкт-Петербурга не менее 10 лет, с 1997 года.

Обязать Администрацию Московского района Санкт-Петербурга принять Хуби Марину, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Санкт-Петербургский городской суд через Московский районный уд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья- Кротова М.С.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ