ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-9723/2021 от 06.12.2021 Люберецкого городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>ДД.ММ.ГГ

Люберецкий городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Шкаленковой М.В., при секретаре Филипповой Д.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству социального развития Московской области о признании решения незаконным, обязать произвести начисление пособия

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с вышеуказанными требованиями, сославшись на то, что она состоит в браке с ФИО2, и имеет ребенка ФИО3ДД.ММ.ГГ г.р.

Истец является адвокатом и в настоящее время находится в отпуске по уходу за ребенком. Доход супруга не превышает 31 500,00 руб., в связи с чем ДД.ММ.ГГ истец обратилась в электронной форме через Государственную информационную систему Московской области «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области» в Люберецкое ОУСЗН с заявлениями о назначении единовременного пособия при рождении ребенка и пособия на ребенка в семье со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения.

ДД.ММ.ГГ г. в МБУ «МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг городского округа Люберцы Московской области» на сверку были предоставлены документы по всем двум заявлениям, которые были приняты под №№

Документы в МФЦ были поданы в одном экземпляре, поскольку комплектность документов по обоим заявлениям идентична, так в заявлении № среди прочих документов указаны четыре справки 2-НДФЛ (за 2020 и 2021 гг. истца и супруга ФИО2), в заявлении № справки 2-НДФЛ обозначены как документы, подтверждающие доход. Оригиналы документов, представленных в подтверждение дохода, были переданы специалисту МФЦ.

Копии документов, сверены с оригиналами специалистом МФЦ, проверка электронного документа, приложенного ранее для предоставления услуги, на соответствие оригиналу документа завершена положительно, о чем сделана соответствующая отметка.

31.08.2021 г. посредством электронной почты в Люберецкое ОУСЗН истцом была также направлена справка из Филиала ГУ МОРО ФСС РФ о выплате пособия но беременности и родам и единовременного пособия на рождении ребенка.

ДД.ММ.ГГ посредством Портала государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области истцом был получен отказ, в том числе, в назначении пособия на ребенка, на том основании, что не представлены документы, подтверждающих сведения о доходах семьи, хотя бы за один из двенадцати календарных месяцев.

Из телефонного разговора с сотрудником Люберецкого ОУСЗН было установлено, что причиной отказа послужил тот факт, что заявителем не были предоставлены сведения о его доходах за каждый из двенадцати месяцев, предшествующих месяцу обращения (доходы, полученные от адвокатской деятельности).

Предоставленные справки 2-НДФЛ за ДД.ММ.ГГ гг. супруга, и справки 2-НДФЛ за ДД.ММ.ГГ гг. с нулевыми доходами, не подтверждают доходы за все месяцы за год, предшествующий обращению; и на основании таких данных невозможно произвести расчет величины среднедушевого дохода семьи, в связи с чем было принято отказное решение.

Законом Московской области от ДД.ММ.ГГ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» (далее - Закон ) установлены меры социальной поддержки семьи и детей для граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области; в частности пособие на ребенка (ст. 1, ч. 2 ст. 3. ст. 7 Закона ).

Согласно ч.ч. 1, 5 ст. 7 Закона , право на пособие на ребенка имеет один из родителей либо лицо его заменяющее, на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на обучающегося общеобразовательной организации - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения, если указанное лицо и ребенок, на которого назначается пособие, имеют место жительства в Московской области. Право на пособие на ребенка определяется в порядке и на условиях, действующих на день обращения за его назначением.

Выплата единовременного пособия при рождении ребенка, пособия на ребенка, ежемесячного пособия при назначении (продлении, возобновлении) указанных пособий производится не позднее последнего числа месяца, следующего за месяцем подачи соответствующего заявления (ч. 4 ст. 11 Закона ).

Постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГ утвержден Порядок назначения и выплаты социальных пособий в Московской области (далее - Порядок ), регламентирующий в т.ч. условия назначения выплаты и перечень необходимым документов и основания для отказа в выплате пособий, а также правила учета доходов и исчисления величины среднедушевого дохода семьи для в назначения.

Распоряжением Министерства социального развития Московской области от ДД.ММ.ГГРВ-124 утвержден Административный регламент по предоставлению Министерством социального развития Московской области государственной услуги по назначению пособия на ребенка в семье со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения (далее - Регламент).

Согласно указанному порядку, пособие на ребенка назначается (возобновляется), продлевается территориальным структурным подразделением по месту жительства заявителя (п. 12.2 Порядка ).

Следовательно, Люберецкое ОУСЗН уполномочено принимать решение о назначении указанного выше пособия.

В силу подп. «г» п. 13 Порядка для назначения (возобновления) пособия необходимы документы, подтверждающие сведения о доходах семьи за каждый из двенадцати календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения.

В п. 88 Порядка определено, что в составе семьи для назначения (возобновления), продления пособия учитываются состоящие в браке родители (усыновители), в том числе раздельно проживающие родители (усыновители), и проживающие с ними или с одним из них их <...> дети.

Согласно п. 95 Порядка , доход семьи для исчисления величины среднедушевого дохода для назначения (возобновления, продления) пособия на ребенка определяется как общая сумма доходов семьи за двенадцать календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о назначении (возобновлении, продлении) соответствующего социального пособия (далее - расчетный период), исходя из состава семьи на дату подачи заявления о назначении (возобновлении, продлении) соответствующего социального пособия.

Решение об отказе в назначении (возобновлении) пособия принимается в случае непредставления документов, подтверждающих сведения о доходах семьи, хотя бы за один из двенадцати календарных месяцев (подп. «м» п. 18 Порядка ).

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги содержится в п. 13 Регламента, который в качестве одного из оснований отказ также предусматривает непредставление документов, подтверждающих сведения о доходах семьи, хотя бы за один из двенадцати календарных месяцев (п. ДД.ММ.ГГ Регламента).

Указанные перечни для отказа являются закрытыми и расширенному толкованию не подлежат.

Таким образом, по данному делу являются юридически значимыми следующие обстоятельства: были ли представлены заявителем в уполномоченный орган документы, в частности, предусмотренные подп. «г» п. 13 Порядка ; запрашивался ли этот документ территориальным структурным подразделением Министерства социального развития Московской области или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг в рамках межведомственного информационной: взаимодействия в установленные законодательством сроки (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ. V 4-КГ19-78).

Как указывалось выше, в бланке заявления № , поданном через МФЦ для сверки документы, не содержит конкретного наименования документов представленных в подтверждение дохода; однако переданные специалисту МФЦ оригинала: справок 2-НДФЛ за ДД.ММ.ГГ г., подтверждают, что полный комплект документов, в том числе документов, подтверждающих сведения о доходах семьи, за каждый из двенадцати календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения, сдан мной в уполномоченный орган через МФЦ.

На основании указанного истец полагает, что вынесенное решение является незаконным, поскольку были представлены все необходимые документы, и ответчик обязан произвести начисление пособия.

Истец просит признать незаконным решение Люберецкого окружного управления социальной защиты населения Министерства социального развития от ДД.ММ.ГГ

Обязать Министерство социального развития Московской области произвести начисление пособия на ребенка в семье со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения, на <...>ФИО3, ДД.ММ.ГГ года рождения, начиная с ДД.ММ.ГГ.

В возражениях ответчик просил в удовлетворении иска отказать, поскольку были представлены сведения только о доходах отца.

В судебное заседание истец явилась, заявленные требования поддержала, пояснила, что у нее отсутствуют доходы от адвокатской деятельности, иной деятельностью она не занималась.

В судебное заседание представитель Министерство социального развития Московской области явилась, поддержала доводы возражений, при этом пояснила, что справка 2НДФЛ истца ими получена, однако поскольку в ней указан нулевой доход, ответчик пришел к выводу, что документы не представлены. При этом на предварительном заседании представитель ответчика пояснила, что если бы в указанной справке истца 2-НДФЛ был бы указан какой-либо доход, даже в сумме 1 рубль, пособие было был назначено

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Законом Московской области от ДД.ММ.ГГ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» (далее - Закон ) установлены меры социальной поддержки семьи и детей для граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области; в частности пособие на ребенка (ст. 1, ч. 2 ст. 3. ст. 7 Закона ).

Согласно ч.ч. 1, 5 ст. 7 Закона , право на пособие на ребенка имеет один из родителей либо лицо его заменяющее, на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на обучающегося общеобразовательной организации - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения, если указанное лицо и ребенок, на которого назначается пособие, имеют место жительства в Московской области. Право на пособие на ребенка определяется в порядке и на условиях, действующих на день обращения за его назначением.

Выплата единовременного пособия при рождении ребенка, пособия на ребенка, ежемесячного пособия при назначении (продлении, возобновлении) указанных пособий производится не позднее последнего числа месяца, следующего за месяцем подачи соответствующего заявления (ч. 4 ст. 11 Закона ).

Постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГ утвержден Порядок назначения и выплаты социальных пособий в Московской области (далее - Порядок ), регламентирующий в т.ч. условия назначения выплаты и перечень необходимым документов и основания для отказа в выплате пособий, а также правила учета доходов и исчисления величины среднедушевого дохода семьи для в назначения.

Распоряжением Министерства социального развития Московской области от ДД.ММ.ГГ утвержден Административный регламент по предоставлению Министерством социального развития Московской области государственной услуги по назначению пособия на ребенка в семье со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения (далее - Регламент).

Согласно указанному порядку, пособие на ребенка назначается (возобновляется), продлевается территориальным структурным подразделением по месту жительства заявителя (п. 12.2 Порядка ).

В силу подп. «г» п. 13 Порядка для назначения (возобновления) пособия необходимы документы, подтверждающие сведения о доходах семьи за каждый из двенадцати календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения.

В п. 88 Порядка определено, что в составе семьи для назначения (возобновления), продления пособия учитываются состоящие в браке родители (усыновители), в том числе раздельно проживающие родители (усыновители), и проживающие с ними или с одним из них их <...> дети.

Согласно п. 95 Порядка , доход семьи для исчисления величины среднедушевого дохода для назначения (возобновления, продления) пособия на ребенка определяется как общая сумма доходов семьи за двенадцать календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о назначении (возобновлении, продлении) соответствующего социального пособия (далее - расчетный период), исходя из состава семьи на дату подачи заявления о назначении (возобновлении, продлении) соответствующего социального пособия.

Судом установлено, что ФИО1 является матерью ФИО3ДД.ММ.ГГ г.р., в настоящее время находится в отпуске по уходу за ребенком.

ДД.ММ.ГГ истец обратилась в электронной форме через Государственную информационную систему Московской области «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области» в Люберецкое ОУСЗН с заявлениями о назначении единовременного пособия при рождении ребенка и пособия на ребенка в семье со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения.

29.08.2021 г. в МБУ «МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг городского округа Люберцы Московской области» на сверку были предоставлены документы по всем двум заявлениям, которые были приняты под №№

Документы в МФЦ были поданы в одном экземпляре, поскольку комплектность документов по обоим заявлениям идентична, так в заявлении № среди прочих документов указаны четыре справки 2-НДФЛ (за 2020 и 2021 гг. истца и супруга ФИО2), в заявлении № справки 2-НДФЛ обозначены как документы, подтверждающие доход. Оригиналы документов, представленных в подтверждение дохода, были переданы специалисту МФЦ.

Согласно справок 2-НДФЛ доход ФИО1 от адвокатской деятельности является нулевым. Согласно справок 2-НДФЛ доход ФИО2, супруга истца, составляет менее 31 500 руб. в месяц

31.08.2021 г. посредством электронной почты в Люберецкое ОУСЗН истцом была также направлена справка из Филиала ГУ МОРО ФСС РФ о выплате пособия но беременности и родам и единовременного пособия на рождении ребенка.

Согласно п. 10 Порядка решение об отказе в назначении единовременного пособия принимается в случае:

а) превышения среднедушевого дохода семьи величины прожиточного минимума, устанавливаемой Правительством Московской области;

б) обращения за назначением единовременного пособия по истечении шести месяцев со дня рождения ребенка;

в) назначения второму родителю (опекуну) единовременного пособия на этого ребенка в другом территориальном структурном подразделении;

(в ред. постановления Правительства МО от ДД.ММ.ГГ N )

г) отсутствия у заявителя и (или) у ребенка регистрации по месту жительства в Московской области;

д) лишения заявителя родительских прав или ограничения его в родительских правах в отношении ребенка;

е) нахождения ребенка на полном государственном обеспечении;

ж) несоответствия документов, указанных в пунктах 3, 4 настоящего Порядка, по форме или содержанию требованиям законодательства Российской Федерации и законодательства Московской области;

з) представления неполных сведений о доходах семьи в соответствии с пунктом 94.1 настоящего Порядка (далее - неполные сведения о доходах);

(подп. "з" введен постановлением Правительства МО от ДД.ММ.ГГ N )

и) непредставления документов, подтверждающих сведения о доходах семьи, хотя бы за один из трех календарных месяцев;

(подп. "и" введен постановлением Правительства МО от ДД.ММ.ГГ N ; в ред. постановления Правительства МО от ДД.ММ.ГГ N )

к) представления неполного комплекта документов, подлежащих обязательному представлению;

(подп. "к" введен постановлением Правительства МО от ДД.ММ.ГГ N

л) непредставления в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг оригиналов документов для сверки с электронными образами документов, поданных посредством Государственной информационной системы Московской области "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области", в течение 2 рабочих дней со дня соответствующего уведомления в личном кабинете в Государственной информационной системе Московской области "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области";

(подп. "л" введен постановлением Правительства МО от ДД.ММ.ГГ N )

м) несоответствия подлинников документов, представленных для сверки, электронным образам документов, поданных посредством Государственной информационной системы Московской области "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области".

(подп. "м" введен постановлением Правительства МО от ДД.ММ.ГГ N )

ДД.ММ.ГГ посредством Портала государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области истцом был получен отказ, в назначении пособия на ребенка, на том основании, что не представлены документы, подтверждающих сведения о доходах семьи, хотя бы за один из двенадцати календарных месяцев.

Из объяснений ответчика следует, что справка 2НДФЛ истца ими получена, однако поскольку в ней указан нулевой доход, ответчик пришел к выводу, что документы не представлены.

Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению, поскольку сам ответчик не отрицает, что справка 2НДФЛ была представлена. Ответчиком не оспаривалось, что при наличии дохода только супруга истца, исходя из его размера, истец имеет право на получение пособия. Доказательства того, что истцом был получен доход за указанный период суду не представлены.

При таких обстоятельствах, суд полагает возможным признать незаконным решение Люберецкого окружного управления социальной защиты населения Министерства социального развития от ДД.ММ.ГГ и обязать Министерство социального развития Московской области произвести начисление пособия на ребенка в семье со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения, на <...>ФИО3, ДД.ММ.ГГ года рождения, начиная с ДД.ММ.ГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ

решил:

Исковые требования ФИО1 - удовлетворить.

Признать незаконным решение Люберецкого окружного управления социальной защиты населения Министерства социального развития от ДД.ММ.ГГ

Обязать Министерство социального развития Московской области произвести начисление пособия на ребенка в семье со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения, на <...>ФИО3, ДД.ММ.ГГ года рождения, начиная с ДД.ММ.ГГ.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Люберецкий городской суд Московской области в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья М.В. Шкаленкова

Мотивированное решение

изготовлено ДД.ММ.ГГ