дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 сентября 2017 года г. Краснодар
Ленинский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего судьи Мохового М.Б.,
при секретаре Брыляковой К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края о признании приказа об увольнении незаконным и его отмене, восстановлении на прежней должности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд к Министерству сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края с иском о признании приказа об увольнении незаконным и его отмене, восстановлении на прежней должности.
В обоснование требований указал, что на основании приказ от ДД.ММ.ГГГГ№–л, истец в период с ДД.ММ.ГГГГ работал на должности главного государственного инспектора отдела - государственной инспекции Краснодарского края по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники управления инженерно - технической политики министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края в <адрес>.
Приказом от 19.07.2017г. №-л он был уволен с занимаемой должности в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 59.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№- ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
Считает увольнение по данным основаниям необоснованным и незаконным, поскольку, по его мнению, у ответчика отсутствовали основания для привлечения его к дисциплинарной ответственности в виде увольнения, так как в приказе об увольнении не изложены обстоятельства вменяемого ему дисциплинарного проступка, также из данного приказа об увольнении не усматривается, какое конкретное нарушение трудовой дисциплины он допустил.
Истец считает, что в приказе об увольнении, а также в трудовой книжке отсутствует ссылка на какую либо статью Трудового кодекса РФ предусматривающую основания для увольнения.
В приказе об увольнении указано что его увольнение основано на положении предусмотренном п.4 ч.1 ст.59.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. № - ФЗ « О государственной гражданской службе Российской Федерации», согласно которого гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае - осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности.
При этом работодателем не рассматривается вопрос о понятии предпринимательской деятельности, так как само понятие «предпринимательская деятельность» - это инициативная, самостоятельная деятельность граждан, продолжительный процесс, направленный на систематическое извлечение прибыли, предпринимательская деятельность всегда имеет целью систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания. слуг. Он логически предполагает также систематическое осуществление самой деятельности, целью которой является достижение указанного результата.
Истец полагает, что как работодателем так и управлением контроля, профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Краснодарского края ни одного из признаков осуществления им какой либо предпринимательской деятельности не установлен, в связи с его увольнение по вышеуказанным основаниям является необоснованным и незаконным.
С результатами проведения в отношении него управлением контроля, профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Краснодарского края проверки соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей и соблюдения требований к служебному поведению лицами, замещающими должности государственной гражданской службы Краснодарского края истец ознакомлен не был, в связи с чем, по мнению ФИО3, он был лишен возможности обжаловать правомерность проведения и выводов сделанной проверки.
Истец указывает, что основанием для проведения проверки в отношении него послужило представление прокурора <адрес> об устранении нарушений законодательства о государственной гражданской службе, а также незаконное привлечение его к административной ответственности мировым судьей судебного участка № <адрес> Краснодарского края по ч.1 ст. 14.1 КоАП РФ.
В настоящее время постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> Краснодарского края о привлечении истца к административной ответственности по ч.1 ст. 14.1 КоАП РФ им обжаловано в Мостовской районный суд, решение по обжалованию данного постановления до настоящего времени не принято.
Кроме того, до настоящего времени со стороны работодателя он не уведомлен о расторжении с ним трудового контракта, что является нарушением порядка увольнения установленного Трудовым законодательством РФ.
В судебном заседании истец и его представитель, поддержали доводы, изложенные в исковом заявлении, настаивали на удовлетворении требований в полном объеме.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения требований, представил письменный отзыв.
Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, считает, что требования не нашли своего подтверждения в судебном заседании, в связи с чем иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.11 ТК РФ на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
Основаниями прекращения трудового договора перечислены в ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации. Данная норма также предусматривает, что трудовой договор может быть прекращен и по другим основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
В соответствии со ст.3,10 Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№-КЗ «О государственной гражданской службе Краснодарского края» (далее - краевой Закон), государственная гражданская служба Краснодарского края - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации на должностях гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий Законодательного Собрания Краснодарского края, администрации Краснодарского края, органов исполнительной власти Краснодарского края, иных государственных органов Краснодарского края и лиц, замещающих государственные должности.
Гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств краевого бюджета.
Основные права, обязанности гражданского служащего, ограничения и запреты, связанные с гражданской службой, требования к служебному поведению гражданского служащего и вопросы урегулирования конфликта интересов на гражданской службе определены Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Судом установлено, что на основании приказ от ДД.ММ.ГГГГ№ – л, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ работал на должности главного государственного инспектора отдела - государственной инспекции Краснодарского края по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники управления инженерно - технической политики министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ в министерство поступило представление прокуратуры <адрес> от 26.05. 2017 г. №, в котором указано, что в ходе проверки проведенной прокуратурой <адрес> выявлен факт осуществления ФИО4 предпринимательской деятельностью в сфере грузовых перевозок за денежное вознаграждение.
Кроме того, прокурор <адрес> требовал решить вопрос о привлечении ФИО1 к дисциплинарной ответственности, в том числе путем применения института утраты доверия, что подтверждается представлением, исследованным в суде.
Положениями ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определено, что в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц.
Приказом министерства от ДД.ММ.ГГГГ№ организована проверка по соблюдению государственным гражданским служащим Краснодарского края ограничений и запретов, требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей и соблюдения требований к служебному поведению ФИО1, главного государственного инспектора отдела-государственная инспекция Краснодарского края по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники управления инженерно-технической политики министерства.
Также, руководствуясь ст.59.2 Закона, материалы необходимые для проведения проверки направлены в управление контроля, профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Краснодарского края, при этом ФИО1 был уведомлен о начале проверки ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается материалами дела.
Управлением контроля, профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Краснодарского края в ходе проверки соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов установлено, что ФИО1 нарушил запрет, предусмотренный п. 3 ч. 1 ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Данный вывод основан на том, что согласно постановлению по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ№ мировой судья судебного участка № <адрес> Краснодарского края признал ФИО5 виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии).
Судебное постановление вступило в законную силу и истцом обжаловано не было, доводы истца о том, что он обжалует настоящее постановление, опровергаются материалами дела.
С учетом вышеперечисленных обстоятельств на заседании комиссии министерства по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Краснодарского края и урегулированию конфликта интересов (Протокол от ДД.ММ.ГГГГ№), проведенного с участием ФИО1, принято решение предложить представителю нанимателя рассмотреть вопрос о расторжении трудового договора с главным государственным инспектором отдела государственной инспекции Краснодарского края по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники управления инженерно-технической политики министерства ФИО4
Приказом министерства от ДД.ММ.ГГГГ№-л, ФИО1 уволен с должности главного государственного инспектора отдела - государственная инспекция Краснодарского края по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники управления инженерно-технической политики на основании п. 1.1 ст. 37 Закона (в связи утратой доверия).
Учитывая изложенное, утверждение истца об отсутствии у министерства оснований для его увольнения не соответствуют действительности. Факт осуществления истцом предпринимательской деятельности установлен судом, судебное постановление вступило в законную силу, и носит преюдициальный характер, в связи с чем, утверждение ФИО1 об отсутствии признаков осуществления им предпринимательской деятельности, противоречит представленным министерством в материалы дела документам.
<адрес>вого Закона также предусмотрено, что общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы, увольнения с гражданской службы и расторжения служебного контракта устанавливаются Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Одним из оснований прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, предусмотренных ст. 33 Закона, является расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя.
В соответствии со п. 1.1 ст. 37 Закона, служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
Статьей 59.2 Закона определено, что гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности. Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения установлен ст. 59.3 Закона. Согласно данной норме, взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 Закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии.
Смысл ст. 81 ТК РФ, на которую ссылается истец, в качестве нарушения его прав при увольнении, носит отсылочный характер, в соответствии с которым допускаются другие дополнительные основания прекращения трудового договора, предусмотренные ТК РФ и иными федеральными законами.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что у ответчика имелись основания к увольнению истца в связи с утратой доверия, порядок увольнения ФИО1 со службы, ответчиком соблюден, каких-либо нарушений его трудовых прав не допущено. В этой связи оснований для удовлетворения заявленных требований о признании незаконным и отмене приказа об увольнении, восстановлении ФИО1 на службе не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края о признании приказа об увольнении незаконным и его отмене, восстановлении в прежней должности – отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Краснодара в течение месяца.
Председательствующий: