ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-972/2022 от 02.06.2022 Георгиевского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 2-972/2022

УИД 26RS0010-01-2022-001568-34

Решение

Именем Российской Федерации

г. Георгиевск

Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Шевченко В.П.,

при секретаре Шошуковой М.Р.,

с участием:

представителя истца УТСЗН администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края Акоповой С.А.

ответчика Комиссаровой М.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления труда и социальной защиты населения администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края к Комиссаровой Маргарите Павловне о взыскании выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта на ведение индивидуальной предпринимательской деятельности (самозанятости),

Установил:

Управление труда и социальной защиты населения (УТСЗН) администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края обратилось в суд с иском к Комиссаровой М.П. о взыскании выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта на ведение индивидуальной предпринимательской деятельности (самозанятости) в сумме 250 000 рублей.

Исковые требования мотивированы тем, что 23 марта 2021 года Комиссарова М.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированная по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> обратилась в УТСЗН администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края с заявлением о назначении и выплате государственной социальной помощи на основании социального контракта на ведение индивидуальной предпринимательской деятельности (самозанятости). После получения единовременной выплаты в размере 250 000 рублей, Комиссарова М.П. не предоставила отчеты о расходах, а также о ведении деятельности в качестве самозанятой, чем причинила управлению труда и социальной защиты населения администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края материальный ущерб.

В целях урегулирования данного вопроса в досудебном порядке и возмещения материального ущерба, специалистами управления было предложено Комиссаровой М.П. возместить материальный ущерб в сумме 250 000 рублей в добровольном порядке. По состоянию на 11 марта 2022 года материальный ущерб Комиссаровой М.П. не возмещен. 15 февраля 2022 года управление обратилось в ОМВД России по Георгиевскому городскому округу с заявлением о привлечении к ответственности Комиссаровой М.П., однако в возбуждении уголовного дела было отказано.

До настоящего времени ущерб Комиссаровой М.П. не возмещен.

В судебном заседании представитель истца УТСЗН администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края Акопова С.А. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске, просила суд удовлетворить их в полном объеме.

В судебном заседании ответчик Комиссарова М.П. исковые требования не признала, пояснив, что социальный контракт был заключен с нею 23 марта 2021 года сроком до 31 июля 2021 года. Государственная социальная помощь в сумме 250 000 рублей зачислена на её расчетный счет 08 апреля 2021 года. Во исполнение п.п. 4.2.1-4.2.3 социального контракта 02 апреля 2021 года она встала на учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, что подтверждается соответствующей справкой налогового органа. В период действия социального контракта ею были приобретены основные средства, необходимые для осуществления самозанятости на 91 020,50 рублей, а именно: промышленная швейная машина прямострочная Typical, оверлок Typical, оверлок трехниточный производства Китай. Остальные денежные средства были удержаны судебными приставами в счет погашении задолженности по коммунальным платежам и банковским кредитам. Ежемесячные отчеты в УТСЗН администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края она не представляла и приходила только один раз в первый месяц после получения социальной помощи. С заявлением об обжаловании действия судебных приставов по списанию денежный средств предоставленных ей в качестве социальной помощь она не обращалась. Об изложенном в УТСЗМ не сообщала. В настоящее время она на дому занимается деятельность по пошиву одежды, ввиду чего считает что исковые требования удовлетворению не подлежат.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", который устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, определено, что трудная жизненная ситуация - обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно (ч. 1).

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации (ч. 1); порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения (ч. 2).

Положениями ст. 8 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ предусмотрено, что государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (ч. 1); представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно (ч. 2); порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, устанавливается федеральным законом, а до его принятия - Правительством Российской Федерации (ч. 4).

Закон Ставропольского края от 19 ноября 2007 года № 56-кз «О государственной социальной помощи населению в Ставропольском крае» в соответствии с федеральными законами от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи за счет средств бюджета Ставропольского края малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.

Как установлено судом, ответчик Комиссарова М.П. 23 марта 2021 года обратилась в Управление труда и социальной защиты населения администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта в виде ежемесячной (единовременной) выплаты на мероприятие по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности.

В соответствии с Бизнес планом, видом деятельности Комиссаровой М.П. являлось создание швейной мастерской по пошиву и ремонту индивидуальных изделий, а также массовому производству женской, мужской и детской одежды; концепция плана: создание рабочего места на дому, а именно покупка необходимого оборудования с целью осуществления пошива, как массово, так и индивидуально. Регистрация заявителя, как самозанятого. С целью обеспечить себя и свою семью стабильным заработком.

23 марта 2021 года между Управлением труда и социальной защиты населения администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края (именуемым «Орган») и Комиссаровой М.П. (именуемой «Получатель») в соответствии с Законом Ставропольского края «О государственной социальной помощи населению в Ставропольском крае» был заключен социальный контракт, в соответствии с п. 2 которого Орган обязуется оказать получателю (его членам семьи) государственную социальную помощь на основании настоящего социального контракта, а получатель (его члены семьи), в свою очередь, обязуется выполнять мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации, являющейся приложением и неотъемлемой частью настоящего социального контракта в целях повышения денежных доходов получателя (его членов семьи) и преодоления трудной жизненной ситуации по истечении срока действия настоящего социального контракта.

Срок действия контракта до 31 июля 2021 года.

Межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов, связанных с оказанием государственной социальной помощи на основании социального контракта, рассмотрев заявление Комиссаровой М.П. на заседании от 29 марта 2021 года, приняла решение: для выхода семьи Комиссаровой М.П. из трудной жизненной ситуации, оказать государственную социальную помощь на основании социального контракта в виде единовременной денежной выплаты в размере 250 000 рублей, утвердить программу социальной адаптации и обязать Комиссарову М.П. предоставлять отчет о выполнении мероприятий программы социальной адаптации в установленные сроки.

Уведомлением № 25 от 29 марта 2021 года Управление труда и социальной защиты населения администрации Георгиевского городского округа Ставропольского краю сообщило Комиссаровой М.П. о заключении с нею социального контракта с 29 марта 2021 года по 31 июля 2021 года.

08 апреля 2021 года на лицевой счет Комиссаровой М.П. , открытый в ПАО Сбербанк России, было переведено 250 000 рублей, что по существу сторонами не оспаривалось.

В соответствии с п. 4.2.11 социального контракта, Комиссарова М.П. взяла на себя обязательства использовать полученную единовременную денежную выплату исключительно для реализации мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.

В силу п. 4.2.12 социального контракта, Комиссарова М.П. обязана ежемесячно, в срок до 03-го числа месяца, следующего за отчетным, представлять в орган отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, с приложением документов, подтверждающих факт выполнения мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, и использования ежемесячной денежной выплаты на реализацию мероприятий, предусмотренных настоящим социальным контрактом (при наличии таких документов).

В связи с тем, что взятые на себя обязательства, предусмотренные социальным контрактом, Комиссаровой М.П. не были исполнены, УТСЗН администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края обратилось с заявлением в ОМВД России по Георгиевскому городскому округу Ставропольского края о привлечении её к ответственности.

Постановлением УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Георгиевскому городскому округу лейтенанта полиции ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ в возбуждении уголовного дела в отношении Комиссаровой М.П. по ч. 1 ст. 159 УК РФ отказано на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ за отсутствием состава преступления.

Из содержания данного постановления, следует, что из 250 000 рублей единовременной выплаты, перечисленной по социальному контракту, заключенному с УТСЗН администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края, Комиссаровой М.П. было фактически получено около 100 000 рублей, поскольку оставшиеся денежные средства выплаты были списаны службой судебных приставов в счет погашения задолженности по коммунальным платежам и просроченным кредитам. О данном факте она информировала УТСЗН администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края, на что ей пояснили, что помочь ничем не могут. Из-за того, что оборудование не было куплено в полном объеме по независящим от нее причинам, она не смогла реализовать бизнес план по пошиву одежды на дому, готова в судебном порядке решить вопрос о возмещении полученной социальной выплаты управлению труда и социальной защиты населения администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края.

Таким образом, ответчиком были нарушены обязательства, предусмотренные заключенным социальным контрактом, что подтверждается совокупностью исследованных материалов дела и по сути не оспорено стороной ответчика.

Согласно п.3.2.5 Социального контракта от 23.03.2021 года Управление труда и социальной защиты населения администрации Георгиевского городского округа вправе взыскать единовременную денежную выплату, используемую Получателем не по целевому назначению.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что поскольку наличие причинно-следственной связи между поведением ответчика и наступившими последствиями в виде причинения истцу материального ущерба, установлено, ответчиком не выполнены взятые на себя обязательства, а именно: единовременная денежная выплата, использована не по целевому назначению, не представлены отчеты о реализации мероприятий, предусмотренных программой социального контракта с приложением документов, подтверждающих целевое расходование денежных средств, а также документы, подтверждающие обстоятельства, препятствующие реализации предусмотренных программой мероприятий, то заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Учитывая, что истец в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, с Комиссаровой М.П. подлежит взысканию сумма в размере 5700 рублей в счет возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины, размер которой рассчитан в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Решил :

Исковые требования Управления труда и социальной защиты населения администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края к Комиссаровой Маргарите Павловне о взыскании выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта на ведение индивидуальной предпринимательской деятельности (самозанятости), удовлетворить.

Взыскать с Комиссаровой Маргариты Павловны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> края в пользу Управления труда и социально защиты населения администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края материальный ущерб в сумме 250 000 рублей.

Взыскать с Комиссаровой Маргариты Павловны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> края в бюджет муниципального образования Георгиевский городской округ Ставропольского края государственную пошлину в размере 5 700 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Ставропольский краевой суд через Георгиевский городской суд.

(Мотивированное решение изготовлено 09 июня 2022 года).

Судья В.П. Шевченко