ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-973/19 от 10.04.2019 Кировского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело №2-973/2019

64RS0045-01-2019-000476-69

Решение

Именем Российской Федерации

10 апреля 2019 года г. Саратов

Кировский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Шевчука Г.А.,

при секретаре Поляковой А.С.,

при участии представителя истца – помощника прокурора Кировского района г. Саратова Сидоровой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вольского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов ФИО1 ФИО5 к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» об обязании обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме,

установил:

Вольский межрайонный прокурор в защиту прав и законных интересов С.Е.ЮА. обратился в суд с иском к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» (далее – НО «Фонд капитального ремонта») об обязании обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, обосновывая свои требования тем, что прокуратурой города по поступившему обращению ФИО1 проведена проверка исполнения НО «Фонд капитального ремонта» законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

ФИО1 зарегистрирована и проживает по адресу: Саратовская область, г.Вольск, п. Красный Октябрь, д. 24, <адрес>.

Законом Саратовской области №103-ЗСО от 27 июня 2013 года «О региональном операторе в Саратовской области» установлены особенности создания и деятельности специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области - регионального оператора.

Региональный оператор создан распоряжением Правительства Саратовской области от 19 июля 2013 года № 171-Пр.

Постановлением Правительства Саратовской области от 31 декабря 2013 года №800-П утверждена областная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области.

Распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 29 сентября 2017 года № 505-р утвержден краткосрочный план реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области на 2018-2020 годы, в который включены работы по капитальному ремонту крыши в многоквартирном доме № 24 п. Красный Октябрь г. Вольска Саратовской области, завершение которых планировалось в декабре 2018 года.

Однако работы по капитальному ремонту кровли в указанном многоквартирном доме не проведены.

Прокуратурой города совместно с Управлением муниципального хозяйства администрации Вольского муниципального района проведено обследование технического состояния жилого дома № 24 п. Красный Октябрь г. Вольска Саратовской области, в том числе, состояния кровли жилого дома.

Обследование показало, что кровля данного многоквартирного дома требует капитального ремонта.

По результатам проведенного осмотра составлен акт от 25 января 2019 года.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнений исковых требований, Вольский межрайонный прокурор в защиту прав и законных интересов ФИО1 обратился в суд с иском, в котором просит обязать НО «Фонд капитального ремонта» обеспечить выполнение работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома №24 в п. Красный Октябрь г. Вольска Саратовской области.

Представитель истца помощник прокурора Кировского района г. Саратова Сидорова Н.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить.

Истец ФИО1, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. в суде не явилась.

Ответчик о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В суд представил отзыв на исковое заявлением, в котором указал, что привлечение подрядных организаций осуществляется путем проведения открытых конкурсов. Распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 29 сентября 2017 года № 505-р утвержден краткосрочный план реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области на 2018-2020 года, в который включены работы по капитальному ремонту крыши в многоквартирном доме № 24 п. Красный Октябрь г.Вольска Саратовской области. В рамках реализации краткосрочного плана областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирный домах на территории Саратовской области на 2018 год Фондом 26 декабря 2016 года объявлен электронный аукцион FKR27121600011 на разработку проекта выполнения работ по оценке технического состояния и проектирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. На основании протокола от 15 февраля 2017 года 28 февраля 2017 года заключен договор FKR27121600011 с ГУПП Институт Саратовгражданпроект Саратовской области на разработку проектно-сметной документации по вышеуказанного многоквартирному дому. С учетом разработанного проекта Фондом определен объем работ, который необходимо произвести и составлено соответствующее техническое задание. Аукцион №РТС264А181666 от 26 апреля 2018 года на проведение капитального ремонта кровли многоквартирного дома № 24 п. Красного Октября г. Вольска Саратовской области в связи с отсутствием заявок участников признан несостоявшимся. 14 июня 2018 года повторно Фондом объявлен электронный аукцион № РТС264А182313 на проведение капитального ремонта кровли указанного выше многоквартирного дома, в связи с отсутствием заявок участников признан несостоявшимся. Аукцион № РТС264А182770 от 19 июля 2018 года на проведение капитального ремонта кровли многоквартирного дома № 24 п. Красный Октябрь г. Вольска Саратовской области, в связи с отсутствием заявок участников признан несостоявшимся. Аукцион № РТС264А184064 от 07 ноября 2018 года на проведение капитального ремонта кровли многоквартирного дома № 24 п. Красный Октябрь
г. Вольска Саратовской области в связи с отсутствием заявок участников признан несостоявшимся. 11 декабря 2018 года повторно Фондом объявлен электронный аукцион № РТС264А184956 на проведение капитального ремонта кровли многоквартирного дома № 24 п. Красный Октябрь г. Вольска Саратовской области в связи с отсутствием заявок участников признан несостоявшимся. Аукцион № РТС264А190261 от 18 января 2019 года на проведение капитального ремонта кровли многоквартирного дома № 24 п. Красный Октябрь г. Вольска Саратовской области в связи с отсутствием заявок участников признан несостоявшимся. Также региональным оператором 21 февраля 2019 года объявлен электронный аукцион № РТС264А190968 на проведение капитального ремонта кровли по вышеуказанному многоквартирному дому № 24 п. Красный Октябрь г. Вольска Саратовской области. Аукцион находился на стадии приема заявок до 18 марта 2019 года.. Фонд капитального ремонта исполняет свои обязательства по обеспечению проведения капитального ремонта в пределах полномочий (организация проведения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, привлечение для выполнения данных работ подрядных организации, для заключения договоров в качестве технического заказчика работ) и не может повлиять на ускорение сроков обеспечения выполнения работ, ввиду не зависящих от него причин. Региональный оператор не является исполнителем услуг по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирных домах, поскольку лишь организует проведение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, привлекает для выполнения данных работ подрядные организации, с которыми заключает договоры в качестве технического заказчика работ. Договор подряда на проведение работ по капитальному ремонту может быть заключен с выигравшей конкурс организацией в установленном действующим законодательством порядке.

С учетом положений статьи 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 12 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Пунктом 5 части 1 статьи 167 ЖК РФ определено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.

Согласно части 1 статьи 166 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на дату окончания проведения капитального ремонта) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома (п. 1 ст. 166 Жилищного кодекса РФ).

В силу части 1 статьи 168 ЖК РФ предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов определяются региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которая утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов.

В соответствии с частью 2 указанной выше статьи региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу.

Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям. В первоочередном порядке региональной программой капитального ремонта должно предусматриваться проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения при условии, что такой капитальный ремонт не проведен на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта (часть 3 статьи 168 Жилищного кодекса РФ).

Согласно пункту 1 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

Законом Саратовской области от 27 июня 2013 года № 103-ЗСО «О региональном операторе в Саратовской области» установлены особенности создания и деятельности специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме Саратовской области- регионального оператора.

Распоряжением Правительства Саратовской области от 19 июля 2013 года № 171-Пр «О создании регионального оператора» создана специализированная некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» в организационно-правовой форме – фонд, целью деятельности которого является обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Постановлением Правительства Саратовской области от 31 декабря 2013 года №800-П утверждена областная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области.

Из областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области усматривается, что разработчиком программы является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области; целью программы является обеспечение проведения капитального ремонта всех многоквартирных домов в Саратовской области, за исключением домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, улучшение эксплуатационных и технических характеристик многоквартирных домов на территории Саратовской области, за исключением домов, признанных аварийными и подлежащими сносу; обеспечение сохранности многоквартирных домов и улучшение комфортности проживания в них граждан. Срок реализации программы: 2014 - 2043 годы.

Согласно части 7 статьи 168 ЖК РФ, в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.

При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.

Так, распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 29 сентября 2017 года № 505-р утвержден областной краткосрочный план реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области на 2018 - 2020 годы, в который включены работы по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома № 24 в п. Красный Октябрь г. Вольска Саратовской области.

Распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 05 марта 2019 года № 99-р внесены изменения в указанное распоряжение министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 29 сентября 2017 года № 505-р.

Данным распоряжением уточнены сроки проведения капитального ремонта в многоквартирном доме № 24 в п. Красный Октябрь г. Вольска Саратовской области – плановая дата завершения работ 31 декабря 2018 года.

Однако работы по капитальному ремонту крыши в указанном многоквартирном доме не проведены.

Данные обстоятельства подтверждаются актом осмотра от 25 января 2019 года, составленного комиссией в составе начальника отдела ЖКХ и МЖК УМХ администрации Вольского муниципального района, консультантом отдела ЖКХ и МЖК УМХ администрации Вольского муниципального района, старшего помощника Вольского межрайонного прокурора, сообщением от 30 января 2019 года начальника Управления муниципального хозяйства администрации Вольского муниципального района, письмом от 30 января 2019 года НО «Фонд капитального ремонта».

Вместе с тем согласно части 1 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 2 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг, выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан, в том числе, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами;

В соответствии с частью 6 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.

Не проведение капитального ремонта имущества в указанном выше многоквартирном доме, финансирование которого осуществляется за счет целевых средств граждан, существенно нарушает их жилищные права, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

Судом установлено, что действия, направленные на организацию проведения капитального ремонта указанного дома в форме объявления электронных аукционов на привлечение подрядчика либо заключения договора с единственной подрядной организацией, Фонд капитального ремонта в полном объеме не предпринимал, контракт до настоящего времени не заключен.

Закупка работ для обеспечения государственных нужд осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Закон № 44-ФЗ).

Вместе с тем, в соответствии с частью 4 статьи 55 Закона № 44-ФЗ в случае, если повторный конкурс признан несостоявшимся по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3 части 2 данной статьи, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет данную закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 Закона № 44-ФЗ (при этом объект закупки не может быть изменен) или иным образом в соответствии с Законом №44-ФЗ. Запрос предложений - в случае осуществления закупки проектных и изыскательных работ, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком в одностороннем порядке в соответствии с гражданским законодательством (пункт 6 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе), а также признания повторного конкурса, электронного аукциона не состоявшимися в соответствии с частью 4 статьи 55 и частью 4 статьи 71 Закона о контрактной системе (пункт 8 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе).

Указанные положения Закона ответчиком соблюдены не были, сроки проведения работ по капитальному ремонту в данном доме нарушены.

Согласно витрине закупок на официальном сайте некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» на сайте http://torg.fkr.ru последний аукцион на площадке РТС-тендер на выполнение работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома № 24 п.Красный Октябрь г. Вольска Саратовской области был объявлен фондом 21 февраля 2019 года, дата окончания подачи заявок – 18 марта 2019 года. Однако аукцион признан несостоявшимся.

По состоянию на дату вынесения решения сведений об объявлении очередного аукциона не имеется, доказательств обратного фондом не представлено.

Учитывая изложенное, соблюдая право граждан на благоустроенное помещение, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора о возложении на ответчика обязанность обеспечить исполнение работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома № 24 п. Красный Октябрь г. Вольска Саратовской области в порядке и сроки, предусмотренные нормами Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

На основании изложенного, руководствуясь статьями194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Вольского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов ФИО1 ФИО6 к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» об обязании обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме удовлетворить.

Обязать некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» обеспечить выполнение работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома № 24 п. Красный Октябрь г. Вольска Саратовской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Саратова в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения – 15апреля 2019 года.

Судья Г.А. Шевчук