ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-973/2021 от 06.04.2021 Серпуховского городского суда (Московская область)

Дело № 2-973/2021

УИД 50RS0044-01-2021-000912-69

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 апреля 2021 года Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Козловой Е.В.,

при секретаре судебного заседания Толмачевой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-973/2021 по иску Министерства имущественных отношений Московской области к ФИО1 о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельных участков,

Установил:

Истец Министерство имущественных отношений Московской области обратился в суд с иском к ответчику ФИО1 и просит взыскать с ответчика в пользу истца плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым <номер> в размере 121935 руб. 33 коп.; плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым <номер> в размере 150691 руб. 50 коп.; за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым <номер> в размере 283646 руб. 72 коп.

Свои требования истец мотивирует тем, что в соответствии с уведомлением Управления Росреестра по Московской области от 09.10.2019 № 15вх-44299 об изменении на основании утвержденных правил землепользования и застройки вида разрешенного использования земельных участков изменены виды разрешенного использования земельных участков с кадастровыми <номер>, <номер>, <номер>, расположенных по адресу: Московская область, д. Никулино, г. Подольск с вида разрешенного использования «для объектов жилой застройки» на вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», находящегося в собственности ФИО1 Министерство имущественных отношений Московской области на основании Постановления Правительства Московской области № 1190/57 осуществило расчет платы за изменение вида разрешенного использования и направило собственнику земельного участка ФИО1 уведомления от 25.11.2019 № 15исх-34066, №15исх-34067, №15исх-34068 на сумму 121935 руб. 33 коп., 150691 руб. 50 коп., 283646 руб. 72 коп., соответственно. Уведомления ответчиком получены в соответствии с отчетом об отслеживании отправления с официального сайта Почты России. Собственник земельных участков считается уведомленным о размере платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка со дня получения уведомления о размере платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка или со дня возврата уполномоченному органу заказного письма (ч. 15 ст. 5.1 Закона № 23/96-03). В связи с тем, что ответчик не произвел оплату за изменение вида разрешенного использования земельных участков, Министерство имущественных отношений Московской области направило в адрес ответчика претензии от 10.02.2020 № 15исх-3678 на сумму 121935 руб. 33 коп., от 10.02.2020 №15исх-3676 на сумму 150691 руб. 50 коп., от 07.02.2020 №15исх-3398 на сумму 283646 руб. 72 коп. До настоящего времени плата за изменение вида разрешенного использования земельных участков в бюджет Московской области не поступила. В соответствии с ч. 19 ст. 5.1 Закона № 23/96-03 плата взимается в бюджет Московской области по нормативу 100% при изменении вида разрешенного использования земельных участков под различные виды жилой застройки (индивидуальную жилую, блокированную, малоэтажную, многоквартирную, среднеэтажную, многоэтажную (высотную)), ведение личного подсобного хозяйства, ведение дачного хозяйства (до 01.01.2019 г.), ведение садоводства.

В соответствии с ч. 10 ст. 5.1 Закона № 23/96-03 в случае невнесения собственником земельного участка платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки в срок уполномоченный орган обеспечивает взыскание платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в судебном порядке. Пунктами 13.36.1 и 13.36.2 Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утв. постановлением Правительства Московской области от 29.10.2007 г. № 842/27, установлено, что органом, уполномоченным на осуществление расчета размера платы за изменение вида разрешенного использования земельных участков и уведомление собственников о размере указанной платы, является Министерство имущественных отношений Московской области. Изменение вида разрешенного использования земельных участков на основании правил землепользования и застройки (ч.ч. 9, 12 ст. 5.1 Закона № 23/96-03) законодательство не предусматривает возможность возврата к исходному.

Представитель истца Министерства имущественных отношений Московской области в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в котором на исковых требованиях настаивал в полном объеме (л.д. 98).

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося представителя истца в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался судом по последнему известному месту жительства, указанному в исковом заявлении и сведениях, поступивших из ОВМ МУ МВД России «Серпуховское», уважительности причин неявки в суд не представил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.

Разрешая вопрос о рассмотрении дела при данной явке, суд основывается на следующем. С учетом гарантированного п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод права каждого на судебное разбирательство в разумные сроки, Пленум Верховного Суда РФ в п. 12 Постановления № 5 от 10 октября 2003 года «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснил, что каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки.

Определяя, насколько срок судебного разбирательства является разумным, во внимание принимается сложность дела, поведение ответчиков.

В целях обеспечения своевременного рассмотрения судами уголовных и гражданских дел Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 24 августа 1993 года № 7 «О сроках рассмотрения уголовных и гражданских дел судами Российской Федерации» (с изменениями от 06 февраля 2007 года) указал, что судам при осуществлении правосудия необходимо исходить из того, что несоблюдение установленных законом сроков производства по уголовным и гражданским делам существенно нарушает конституционные права граждан на судебную защиту, а также противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права, которые закреплены, в частности, в статье 10 Всеобщей Декларации прав человека, в пункте 1 статьи 6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в пункте 3 статьи 14 Международного Пакта о гражданских и политических правах.

Статьей 113 ГПК РФ установлено, что лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

Судебное извещение, адресованное лицу, участвующему в деле, направляется по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, или его представителем. В случае, если по указанному адресу гражданин фактически не проживает, извещение может быть направлено по месту его работы.

По смыслу названной нормы права, судом должны быть приняты все возможные меры к извещению лиц участвующих в деле о дате, времени и месте судебного разбирательства. Направление лицам, участвующим в деле, телефонограммы или телеграммы с извещением о судебном заседании или о проведении процессуального действия призвано обеспечить надлежащее извещение указанных лиц.

Из содержания ч. 4 ст. 113 ГПК РФ следует, что информацию об адресах, по которым должны направляться судебные извещения, суд получает из заявлений и ходатайств лиц, участвующих в деле.

Судебные извещения, направляемые по адресу ответчика, возвращены отделением почтовой связи с отметкой об истечении срока хранения. В соответствии с положениями ст.117 ГПК РФ ответчик несет риск неблагоприятных последствий связанных с отказом от принятия почтовых уведомлений.

Направление судебных повесток по месту регистрации ответчика суд считает надлежащим извещением, что дает суду право рассмотреть дело по существу в отсутствии ответчика в порядке заочного производства, в соответствии с требованиями ст. 233 ГПК РФ, с учетом мнения стороны истца.

Исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Установлено, что собственником земельного участка с кадастровым <номер> является А. на основании договора купли-продажи <номер> от 19.07.2019 года, собственником земельного участка с кадастровым <номер> является Р. на основании договора купли-продажи земельного участка от 02.12.2019 года, собственником земельного участка с кадастровым <номер> является З. на основании договора купли-продажи земельного участка от 31.01.2020 года (л.д. 25-32, 88-93).

По состоянию на 09.12.2020 года вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми <номер>, <номер>, <номер>, определен – «для индивидуального жилищного строительства» (л.д. 17-18, 50-51, 74-75).

25.11.2019 года Министерством имущественных отношений Московской области в адрес ФИО1 направлено уведомление о размере платы за изменение вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми <номер>, <номер>, <номер> и необходимости уплаты в тридцатидневный день указанной суммы (л.д. 11-12, 44-45, 66-67).

07.02.2020 года и 10.02.2020 года Министерством имущественных отношений Московской области в адрес ФИО1 направлены досудебные претензии с просьбой внесения оплаты за изменение вида разрешенного использования (л.д. 14-15, 47-48, 69-70).

В материалы дела представлен расчет платы за изменение вида разрешенного использования с «для объектов жилой застройки» на «для индивидуального жилищного строительства». За земельный участок с кадастровым <номер> плата составляет 121935 руб. 33 коп., с кадастровым <номер> плата составляет 150691 руб. 50 коп., с кадастровым <номер> плата составляет 283646 руб. 72 коп. (л.д. 10, 43, 65).

Согласно положениям ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах Московской области и находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается на основании заявления этого лица при условии внесения им платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, определяемой в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, нормативным правовым актом Московской области, с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на дату подачи указанного заявления видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования.

Порядок внесения платы за изменение вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на территории Московской области, установлен статьей 5.1 Закона Московской области № 23/96-03 "О регулировании земельных отношений в Московской области", а также принятым на основании указанной статьи постановлением Правительства Московской области от 31.12.2013 № 1190/57 "Об утверждении порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития Московской области, и перечня муниципальных образований Московской области, в границах которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается".

В соответствии с законодательством Московской области плата взимается в бюджет Московской области по нормативу 100% при изменении вида разрешенного использования земельных участков под различные виды жилой застройки (индивидуальную жилую, блокированную, малоэтажную многоквартирную, среднеэтажную, многоэтажную (высотную)).

Плата взимается при изменении вида разрешенного использования на основании:

Решения Правительства Московской области о включении земельного участка в границы населенного пункта и об одновременном изменении его вида разрешенного использования (ч. 1 ст. 5.1 Закона N 23/96-03);

Решения органа местного самоуправления муниципального образования Московской области об изменении вида разрешенного использования земельного участка (ч. 3 ст. 5.1 Закона N 23/69-03);

Разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка, предоставленного уполномоченным органом - Главархитектурой Московской области (ч. 5 ст. 5.1 Закона N 23/96-03);

Правил землепользования и застройки (ч. 9, 12 ст. 5.1 Закона N 23/96-03).

В соответствии с пунктами 13.36.1, 13.36.2 Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 29.10.2007 N 842/27, органом, уполномоченным на осуществление расчета размера платы за изменение вида разрешенного использования земельных участков и уведомление собственников о размере указанной платы, является Министерство имущественных отношений Московской области (Минмособлимущество).

Судом установлено, что в соответствии с уведомлением Управления Росреестра по Московской области от 09.10.2019 г. №15вх-44299, по заявлению ответчика изменен вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми <номер>, <номер>, <номер>, находящихся в собственности ФИО1, с "для объектов жилой застройки" на "для индивидуального жилищного строительства". При таких обстоятельствах, Министерство имущественных отношений Московской области осуществило расчет платы за изменение вида разрешенного использования земельных участков и направило ФИО1 уведомления от 25.11.2019 года с просьбой в срок не позднее 30 дней после его получения внести в бюджет плату за изменение вида разрешенного использования земельных участков, которое было получено ответчиком, но оставлено без исполнения.

В соответствии с ч. 15 ст. 5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-03 собственник земельного участка считается уведомленным о размере платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка со дня получения уведомления либо со дня возврата уполномоченному органу (Министерству имущественных отношений Московской области) заказного письма.

Согласно ч. 16 ст. 5.1 указанного Закона собственник земельного участка обязан внести плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка в 30-дневный срок со дня получения уведомления.

Поскольку плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не поступила в бюджет Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области направило в адрес ФИО1 претензию от 07.02.2020 года и 10.02.2020 года, которые были получены адресатом, до настоящего времени плата за изменение вида разрешенного использования земельных участков в бюджет Московской области не поступила.

При таких обстоятельствах, проверив расчет платы за изменение вида разрешенного использования земельных участков, представленный истцом, суд принимает его в качестве допустимого доказательства, и полагает необходимым взыскать с ФИО1 в пользу истца плату за изменение вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми <номер> в сумме 121935 руб. 33 коп., <номер> в сумме 150691 руб. 50 коп., <номер> в сумме 283646 руб. 72 коп., а также в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию в бюджет Московской области государственная пошлина в сумме 8762 руб. 74 коп.

В силу пункта 3 статьи 5.1 Закона Московской области N 23/96-ОЗ решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается органом местного самоуправления муниципального образования Московской области на основании заявления собственника земельного участка, содержащего кадастровый номер соответствующего земельного участка, при условии внесения физическим или юридическим лицом, являющимся собственником земельного участка, платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка.

Согласно пункту 4 названной статьи в случае невнесения собственником земельного участка в полном объеме платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в срок, установленный частью 8 настоящей статьи, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, принятое в соответствии с частью 3 настоящей статьи, отменяется органом местного самоуправления муниципального образования Московской области.

Кроме этого, суд отмечает, что изменение вида разрешенного использования земельных участков не было произведено на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования Московской области.

При этом смена собственника земельных участков не освобождает ответчика, как прежнего собственника, от обязанности по несению указанных расходов.

При таких обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 233 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Министерства имущественных отношений Московской области удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, <дата> рождения, уроженца <адрес>, в пользу Министерства имущественных отношений Московской области плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым <номер> в размере 121935 руб. 33 коп.; плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым <номер> в размере 150691 руб. 50 коп.; плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым <номер> в размере 283646 руб. 72 коп., а всего в сумме 556273 (пятьсот пятьдесят шесть тысяч пятьдесят пять) руб. 55 коп.

Взыскать с ФИО1, <дата> рождения, уроженца <адрес>, в доход соответствующего бюджета сумму в размере 8762 руб. 74 коп.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий судья: Е.В.Козлова

Мотивированное решение изготовлено 09 апреля 2021 года