Дело № 2-973/2022
УИД42RS0011-01-2022-000810-12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ленинск-Кузнецкий 05 мая 2022 года
Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Роппель А.А.,
при секретаре Шевцовой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ленинске-Кузнецком гражданское дело по иску ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Анекс Туризм» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Анекс Туризм» (далее по тексту ООО «Анекс Туризм») о защите прав потребителей.
Требования мотивированны тем, что <дата> между истцом и ООО «Анекс Туризм» РТО 018486 в лице ИП ФИО2, действующей по поручению Туроператора, был заключен договор о реализации туристского продукта, в соответствии с которым истец оплатила заявку на бронирование <номер> от <дата> на <данные изъяты>: ФИО1, <дата> г.р. и <данные изъяты><данные изъяты>. Оплачено 97 300 руб.
<дата> (более чем за 30 дней до начала тура) истец подала заявку на расторжение договора и возврат денежных средств в связи с отказом от туристической услуги и направила в адрес ответчика банковские реквизиты для перечисления денежных средств. От ООО «Анекс Туризм» <дата> было получено гарантийное письмо, из которого следует, что ООО «Анекс Туризм» гарантирует исполнение обязательств по возврату денежных средств, внесенных туристом в счет оплаты аннулированной заявки, путем переноса (зачета) на новую заявку в срок до <дата>.
В период <дата> истец не воспользовалась предложением ответчика о замене тура. <дата> направила в адрес ООО «Анекс Туризм» первую претензию о возврате уплаченных за туристический продукт денежных сумм. <дата> в адрес ответчика была направлена вторая претензия-требование о возврате денежных средств за неиспользованный тур. Все претензии остались без ответа. До настоящего времени денежные средства на расчетный счет истца не поступили.
На основании изложенного, руководствуясь требованиями ст.ст. 401, 451 ГК РФ, ст.ст. 9, 10, 14 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», ст. 7 Закона Российской Федерации от <дата>N 2300-1 «О защите прав потребителей», Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2020 N 1073, с учетом уточнения исковых требований истец просит взыскать с ООО «Анекс Туризм» в её пользу денежные средства уплаченные по договору о реализации туристического продукта от <дата> в размере 90 555,34 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами с <дата> по <дата> в размере 9 483,50 руб., штраф в размере 50 % от суммы иска за неисполнение законных требований потребителя.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие по заявленным исковым требованиям.
Представитель ответчика ООО «Анекс Туризм» в суд не явился, о дне, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, из которого следует, что исковые требования не признает в полном объеме, в случае удовлетворения исковых требований просит применить положения ст.333 ГК РФ к неустойке и штрафу.
Третье лицо ИП ФИО2 в судебное заседание не явилась, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Суд, исследовав письменные материалы дела, считает требования истца обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений ст. 779 ГК РФ договор о реализации туристского продукта по своей правовой природе является договором возмездного оказания услуг по туристическому обслуживанию (пункт 2), в соответствии с которым исполнитель (туроператор) обязан обеспечить оказание заказчику (туристу) комплекса туристских услуг.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туроператор обеспечивает оказание туристу всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристом и (или) иным заказчиком.
Туроператор и турагент несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств как друг перед другом, так и перед туристом и (или) иным заказчиком. Туроператор и турагент самостоятельно отвечают перед туристом и (или) иным заказчиком.
По договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом, туроператор несет ответственность за неоказание или ненадлежащее оказание туристу и (или) иному заказчику услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги. Туроператор отвечает перед туристом или иным заказчиком за действия (бездействие) третьих лиц, оказывающих услуги, входящие в туристский продукт, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристом или иным заказчиком несет третье лицо. Продвижение и реализация туристского продукта осуществляются турагентом на основании договора, заключенного туроператором и турагентом. Турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта по поручению туроператора.
Как следует из ч. 1 ст. 10 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей. Типовые формы договора о реализации туристского продукта, заключаемого между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, и договора о реализации туристского продукта, заключаемого между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч. 1 ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно ст. 14 Федерального закона № 132-ФЗ в случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, турист (экскурсант) и (или) туроператор (турагент) вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения. При расторжении до начала путешествия договора о реализации туристского продукта в связи с наступлением обстоятельств, указанных в настоящей статье, туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия - ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг.
Согласно п. 1 ст. 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Согласно ст. 14 Федерального закона № 132-ФЗ данные обстоятельства квалифицируются как угроза безопасности туристов.
Судом установлено, что <дата> между ИП ФИО2 (турагент), действующей на основании договора, заключенного с туроператором ООО «Анекс Туризм», и ФИО1 (заказчик) был заключен договор <номер> о реализации туристского продукта, в соответствии с которым, туроператор обязуется обеспечить оказание заказчику комплекса услуг по перевозке и размещению и иных услуг (далее – туристический продукт), полный перечень и потребительские свойства которых указаны в заявке на бронирование (Приложение <номер> к Договору), а заказчик обязуется оплатить туристический продукт (п.1.1. договора).
Согласно п.2.1. договора общая цена туристического продукта указана в заявке на бронирование (Приложение <номер> к договору), согласно которой <данные изъяты> Указанная сумма была внесена Истцом в полном объеме, что подтверждается квитанциями к приходным кассовым ордерам <номер> от <дата> на сумму 91 800 руб. и <номер> от <дата> на сумму 5 500 руб. (л.д. 21-24).
В силу п. 10.1 Федерального закона № 132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», ИП ФИО2 забронировала необходимый туристский продукт у туроператора и оплатило его в полном объеме в размере 90 555, 34 руб., что подтверждается платежными поручениями от <дата><номер> и от <дата><номер>, что также не оспаривалось ООО «Анекс Туризм» в письменном отзыве (л.д. 52, 57-59, 70-71).
Согласно статье 3.1 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере туризма относятся: обеспечение безопасности туризма, защита прав и законных интересов туристов на территории Российской Федерации и за пределами ее территории; информирование туроператоров, турагентов и туристов (экскурсантов) об угрозе безопасности туристов (экскурсантов) в стране (месте) временного пребывания.
Согласно ст. 14 ч. 1 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» уполномоченный федеральный орган исполнительной власти: информирует туроператоров, турагентов и туристов (экскурсантов) об угрозе безопасности туристов (экскурсантов) в стране (месте) временного пребывания, в том числе путем опубликования соответствующих сообщений в государственных средствах массовой информации. Указанное опубликование осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации для опубликования обязательных сообщений.
В случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, турист (экскурсант) и (или) туроператор (турагент) вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения.
Наличие указанных обстоятельств подтверждается соответствующими решениями (рекомендациями) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принимаемыми в соответствии с федеральными законами.
При расторжении до начала путешествия договора о реализации туристского продукта в связи с наступлением обстоятельств, указанных в настоящей статье, туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия - ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг.
По смыслу приведенных положений закона, в случае возникновения угрозы безопасности жизни и здоровью туристов в стране или месте временного пребывания уполномоченный государственный орган информирует об этом туроператоров, турагентов и туристов, в том числе путем размещения сообщений на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Такое сообщение осуществляется на основании решений соответствующих государственных органов и органов местного самоуправления.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве по туризму, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 №901, Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере туризма и туристской деятельности, по координации деятельности по реализации приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере туризма и туристской деятельности.
Федеральное агентство по туризму является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный контроль за деятельностью аккредитованных организаций, осуществляющих классификацию гостиниц, классификацию горнолыжных трасс, классификацию пляжей, с учетом требований порядка аккредитации организаций, осуществляющих классификацию гостиниц, классификацию горнолыжных трасс, классификацию пляжей, а также государственный надзор за деятельностью туроператоров и объединения туроператоров в сфере выездного туризма.
Пунктом 5.3.2 Положения о Ростуризме установлено, что он информирует в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания.
Таким образом, Ростуризм является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие решений в сфере туризма и туристской деятельности, включая принятие решений по вопросам угрозы безопасности туристов в стране или месте временного пребывания, и информирование об этом туроператоров, турагентов и туристов.
Кроме того, <дата> Президиумом Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации принято решение о прекращении регулярного и чартерного авиасообщения, осуществляемого из российских аэропортов в аэропорты иностранных государств и в обратном направлении, за исключением полетов, связанных с вывозом российских граждан на территорию Российской Федерации из иностранных государств в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, а также полетов, осуществляемых по отдельным решениям Правительства Российской Федерации.
Согласно информации Ростуризма и Федерального агентства по туризму Минэкономразвития РФ, размещенной на официальных сайтах <дата>, в связи со сложной эпидемиологической обстановкой Правительством Турецкой Республики было принято решение об ограничительных мерах на въезд иностранных граждан в рамках борьбы с завозом и распространением короновирусной инфекции, о приостановлении Турцией воздушного сообщения с рядом стран, введении иных ограничительных мер, сведения о том, что с <дата> полеты между Россией и Турцией будут осуществляться только из Москвы в Стамбул и обратно, Российские авиакомпании вправе выполнять чартерные рейсы для возвращения путешественников домой, с <дата> введен запрет на въезд в Турцию в связи с распространением короновируса, указано, что воздушное сообщение с Турцией возобновится не ранее середины июня 2020 года. Федеральное агентство по туризму рекомендовало гражданам, планирующим поездку в Турцию, учитывать динамично меняющуюся обстановку, учесть все имеющиеся риски, в том числе попадание вместо отдыха на карантин (или под депортацию).
Истцом от ООО «Анекс Туризм» было получено гарантийное письмо <номер> от <дата>, из которого следует, что ООО «Анекс Туризм» гарантирует туристам, которые не смогли воспользоваться туристическим продуктом по заявке <номер> по направлению Турция в период с <дата> по <дата>, исполнение обязательств по возврату денежных средств, внесенных турагентом в счет оплаты аннулированной заявки, путем переноса (зачета) на новую заявку в срок до <дата>.
В период <дата> истец не воспользовалась предложением ответчика о замене тура.
Ссылаясь на указанные обстоятельства истец ФИО3<дата> обратилась к ответчикам с претензией о возврате денежных средств в полном объеме с предоставлением банковских реквизитов, которая была получена ответчиком <дата>.
Не получив денежные средства до <дата> истец ФИО1<дата> вновь обратилась с повторной претензией-требованием к ответчику о возврате денежных средств в полном объеме с предоставлением банковских реквизитов, которая была получена ответчиком <дата>.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что туристский продукт не был предоставлен в связи с введенными ограничительными мерами, вызванными распространением новой коронавирусной инфекции. Суд полагает, что в связи с существенным изменением обстановки в Турции в связи с возникновением угрозы безопасности туристов в связи с распространением новой коронавирусной инфекции в силу частей 5 и 6 статьи 10 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», в связи с расторжением договора о реализации туристского продукта, истец вправе требовать возврата ей уплаченных денежных средств, подлежащих возврату в размере стоимости, уплаченной ответчику ООО «Анекс Туризм» за тур суммы.
Федеральным законом от 01.04.2020 №98-ФЗ (в редакции ФЗ от 08.06.2020 №166-ФЗ) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в статье 19.4 Правительство Российской Федерации наделено правом в 2020 и 2021 годах определить сроки и условия возврата туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм при расторжении договора, заключенного по 31.03.2020 включительно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2020 №1073 утверждено Положение об особенностях на 2020 и 2021 годы исполнения и расторжения договора о реализации туристского продукта, заключенного по 31.03.2020 включительно, туроператором, осуществляющим деятельность в сфере внутреннего туризма, и (или) въездного туризма, и (или) выездного туризма, либо турагентом, реализующим туристский продукт, сформированный таким туроператором, включая основания, порядок, сроки и условия возврата туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм или предоставления в иные сроки равнозначного туристского продукта, в том числе при наличии обстоятельств, указанных в части третьей статьи 14 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 5 Положения в случае расторжения договора по требованию заказчика, в том числе при отказе заказчика от равнозначного туристского продукта, туроператор осуществляет возврат заказчику уплаченных им за туристский продукт денежных сумм не позднее 31 декабря 2021 г., за исключением случаев, предусмотренных пунктами 6 и 7 Положения.
Основания для применения пунктов 6 и 7 Положения по настоящему делу отсутствуют.
Сроки возврата денежных средств, уплаченных истцом, находятся в пределах сроков, установленных абзацем первым статьи 19.4 Федерального закона №98-ФЗ.
Согласно пункта 3 Положения при принятии решения о предоставлении равнозначного туристского продукта (в том числе если на день вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 20.07.2020 г. №1073 «Об утверждении Положения об особенностях на 2020 и 2021 годы исполнения и расторжения договора о реализации туристского продукта, заключенного по 31 марта 2020 г. включительно, туроператором, осуществляющим деятельность в сфере внутреннего туризма, и (или) въездного туризма и (или) выездного туризма, либо турагентом, реализующим туристский продукт, сформированный таким туроператором, включая основания, порядок, сроки и условия возврата туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм или предоставления в иные сроки равнозначного туристского продукта, в том числе при наличии обстоятельств, указанных в части третьей статьи 14 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» наступили сроки предоставления туристского продукта, предусмотренного договором) туроператор направляет заказчику и (или) турагенту, реализующему туристский продукт, сформированный таким туроператором (в случае заключения договора турагентом), в течение 60 календарных дней со дня вступления в силу указанного постановления уведомление, содержащее обязательство туроператора по предоставлению заказчику не позднее 31 декабря 2021 г. равнозначного туристского продукта (далее - уведомление). Турагент обязан в течение одного рабочего дня направить заказчику уведомление.
Согласно пункта 7 Положения в случае, если на день вступления в силу постановления, указанного в пункте 3 настоящего Положения, наступили сроки предоставления туристского продукта, предусмотренного договором, и туроператором не направлено уведомление в сроки, установленные пунктом 3 настоящего Положения, туроператор осуществляет возврат заказчику уплаченных им за туристский продукт денежных сумм не позднее 31 декабря 2020 г.
На момент рассмотрения дела судом у ООО «Анекс Туризм» имелись неисполненные обязательства перед истцом, что является основанием для удовлетворения иска о взыскании уплаченных по договору денежных средств.
По смыслу ст. 3 ГПК РФ судебной защите подлежат нарушенные либо оспариваемые права, свободы или законные интересы.
Кроме того, статья 14 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» предусматривает судебный порядок расторжения договора о реализации туристского продукта, с расторжением которого у туроператора возникает обязанность по возврату туристу денежных средств, в то время как Положение, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2020 № 1073, регулирует вопросы внесудебного порядка исполнения и расторжения договора о реализации туристского продукта, не содержит положений, исключающих право потребителя потребовать расторжения договора и возврата уплаченных денежных средств в порядке и случаях, установленных статья 14 Федерального закона от 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
Истец в соответствии с абз. 5 ст. 14 Федерального закона от 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» наделен правом требования возврата денежной суммы, равной общей цене туристского продукта вне зависимости от размера фактически понесенных ответчиком расходов, связанных с исполнением обязательств по договору.
Учитывая, что спорные правоотношения возникли на основании договора на оказание потребительских туристических услуг, то между сторонами возникли правоотношения, регулируемые нормами Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», которые также предусматривают, что продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется (ст. 4).
Согласно п. 22 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2007 №452, исполнитель несет ответственность за ненадлежащую информацию о туристском продукте, за реализацию туристского продукта, содержащего в себе недостатки, а также за нарушение иных условий договора о реализации туристского продукта.
Абзацем 4 п. 1 ст. 29 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» предусмотрено, что потребитель вправе потребовать в том числе полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Согласно п. 1 ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать, в том числе соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги).
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
В данном случае убытки были причинены истцу тем, что оплаченные им туристские услуги не были предоставлены, то есть имело место неисполнение обязательств по вышеуказанному договору, в связи с чем, суд приходит к выводу о взыскании с ООО «Анекс Туризм» в пользу ФИО1 денежных средств, уплаченных по договору о реализации туристического продукта от <дата> в размере 90 555, 34 руб. в полном объеме.
Доводы ответчика о том, что аннуляция тура была вызвана обстоятельствами, имеющими непреодолимый характер, не освобождают ответчика от обязанности возвратить истцу денежных средств, уплаченных за тур.
Также, суд не принимает во внимание доводы ответчика о незаконности требований истца в связи с не предоставлением банковских реквизитов счета для перечислений денежных средств, поскольку в претензиях истцом неоднократно представлялись соответствующие сведения.
Кроме того, внесенные Постановлением Правительства РФ от 02.04.2022 № 577, изменения в Положение (утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2020 №1073) в части продления туроператорам возможности исполнить оставшиеся обязательства по несостоявшимся из-за пандемии коронавируса турам не позднее 31.12.2022, согласно информации Ростуризма, размещенной на официальном сайте, не распространяется на ряд стран в том числе и на Турецкую Республики, согласно п. 2 перечня стран (мест) временного пребывания, в которых имеются обстоятельства, свидетельствующие об ограничении возможность въезда туристов (для целей применения положений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2020 №1073).
В части требований истца о взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами с <дата> по <дата> в размере 9 483,50 руб. суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 8 указанного выше Положения, туроператор при осуществлении возврата заказчику уплаченных им за туристский продукт денежных сумм в случаях, предусмотренных пунктами 5 - 7 настоящего Положения, обязан уплатить заказчику проценты за пользование указанными денежными средствами в размере одной триста шестьдесят пятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату вступления в силу настоящего Положения, за каждый календарный день пользования. Проценты начисляются со дня предъявления заказчиком соответствующего требования до дня возврата заказчику уплаченной за туристский продукт денежной суммы.
Поскольку порядок возврата туристу денежных средств регламентирован Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2020 № 1073, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания процентов в силу п. 8 Положения, с учетом требований ч.3 ст.196 ГПК РФ в пределах заявленных требований (за период с <дата> по <дата>), размер указанных процентов составит 7 759,23 руб., согласно расчету: (90 555,34 x 695 x 4,5% / 365), который подлежит взысканию с ответчика в размере 7 759,23 руб.
Доводы ответчика о снижении неустойки на основании ст. 333 ГК РФ, судом отклоняются, поскольку наличие оснований для снижения неустойки определяется судом в каждом конкретном случае самостоятельно, исходя из установленных по делу обстоятельств. Доказательств несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательств ответчиком суду не представлено.
В соответствии с п.6 ст.13 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
В соответствии с п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 17 от 28.06.2012 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.
Как установлено судом, <дата> ответчику ООО «Анекс Туризм» от истца поступила претензия с требованием вернуть уплаченные за туристический продукт денежные средства, однако в добровольном порядке требования истца с учетом требований п. 5 указанного выше Положения, в части продления туроператорам возможности исполнить оставшиеся обязательства по несостоявшимся из-за пандемии коронавируса турам не позднее <дата>, до настоящего времени не исполнено.
Анализируя изложенное, суд считает необходимым, возложить на ответчика ООО «Анекс Туризм» обязанность по уплате данного штрафа в пользу истца.
По смыслу нормы, содержащейся в п.6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей, штраф является мерой ответственности изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера), а также имеет назначением стимулировать своевременное исполнение обязательства в досудебном порядке.
При этом указанный штраф имеет публично-правовую природу, о чем свидетельствует тот факт, что размер указанной санкции не поставлен законодателем в зависимость от размера причиненного потребителю вреда, а определен в твердом размере.
Вместе с тем, взыскание штрафа не должно влечь несоразмерных расходов по его уплате, законодательство о защите прав потребителей не преследует таких целей, поэтому взыскание штрафа требует учета его соразмерности последствиям несоблюдения в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, в связи с чем, к отношениям по взысканию штрафа могут применяться по аналогии закона положения статьи 333 ГК РФ.
С учетом изложенного, в соответствии с п.6 ст.13 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» в рассматриваемом споре размер штрафа составляет 49 157,28 руб. ((90 555,34 + 7 759,23)/2).
Определяя размер штрафа, подлежащего взысканию в пользу истца, суд, учитывая все обстоятельства настоящего дела, в том числе связанные с последствиями нарушения обязательства, учитывая заявление ответчика об уменьшении штрафа, исходя из принципа разумности и справедливости, баланса прав и законных интересов сторон, приходит к выводу о применении положений статьи 333 ГК РФ и считает необходимым уменьшить размер штрафа до 40 000 руб.
В соответствии с ч. 2 ст. 88 ГПК РФ размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.
Согласно п. 2 ст. 333.17 НК РФ плательщиками государственной пошлины признаются лица, если они выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и, если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 333.20 НК РФ установлены особенности уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям.
Согласно подп. 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод, что если истец была освобождена от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины.
Требования истца по делу удовлетворены, ответчик ООО «Анекс Туризм» от уплаты судебных расходов не освобожден.
Таким образом, размер государственной пошлины, подлежащий взысканию с ответчика ООО «Анекс Туризм» в доход местного бюджета с учетом требования ст. 333.19 НК РФ составит по требованиям имущественного характера в размере 3 149,43 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Анекс Туризм» о защите прав потребителей, удовлетворить частично.
Взыскать с Обществу с ограниченной ответственностью «Анекс Туризм» в пользу ФИО1 денежные средства, уплаченные по договору о реализации туристического продукта <номер> от <дата> в размере 90 555,34 руб., неустойку за нарушение срока возврата денежных средств по договору о реализации туристского продукта <номер> от <дата> в размере 7 759,23 руб., штраф в размере 40 000 руб., а всего 138 314,57 руб.
В остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Анекс Туризм» в бюджет Ленинск-Кузнецкого городского округа государственную пошлину в размере 3 149,43 руб.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинск-Кузнецкий городско суд Кемеровской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 16.05.2022.
Судья: подпись А.А. Роппель
Подлинник документа находится в гражданском деле №2-973/2022 Ленинск-Кузнецкого городского суда города Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области