ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-974/15 от 23.04.2015 Няганского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 апреля 2015 года Няганский городской суд ХМАО-Югра в составе:

Председательствующего судьи : Беца Г.Д.

секретаре: Угрюмовой М.И.

При участии представителя заявителя в лице заместителя прокурора Б.

Заявителя П.

Представителя Главы Администрации ФИО9

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов гражданки, имеющих троих детей П. к Администрации <адрес> о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и понуждении к принятию решения.

У С Т А Н О В И Л

Истец, выступая в защиту гражданки <адрес> предъявил заявление к органу местного самоуправления о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и понуждении к принятию решения.

В обосновании исковых требований пояснил следующее.

Прокуратурой города проведена проверка доводов заявления гр-ки П. о нарушении Администрацией <адрес> ее права на предоставление садового, огородного земельного участка в первоочередном порядке, по результатам которой установлено следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 81 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливался Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Согласно частей 1, 2 статьи 13 вышеназванного Закона обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органа местного самоуправления по месту жительства гражданина. Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных и дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.

При этом, как отмечено в абзаце 2 части 2 статьи 13 вышеуказанного Закона граждане, имеющие в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список.

Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан (абзац 3 части 2 статьи 13 вышеназванного Закона).

Подпунктом «в» пункта 4 статьи 6 Закона ХМАО - Югры от 03.05.2000 № 26-оз «О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты -Мансийском автономном округе - Югре» прописано, что помимо случаев, установленных законодательством Российской Федерации, однократно бесплатно земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность для садоводства, огородничества в размерах, установленных пунктом 3 данной статьи, для соответствующих целей гражданам, имеющим трех и более детей.

При этом, как закреплено в пункте 4.1 статьи 6 вышеназванного Закона земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для садоводства, огородничества однократно бесплатно предоставляются гражданам, указанным в пункте 4 статьи 6 указанного выше Закона, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Российской Федерацией какой - либо отдельный нормативный правовой акт, устанавливающий порядок однократного бесплатного предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для садоводства, огородничества не принят.

Указанный порядок определялся частью 2 статьи 81, статьей 33, 34 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015), частью 1 статьи 8, статьей 13 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», а также Указом Президента РФ от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».

Так, согласно подпункта «г» пункта 1 Указа Президента РФ от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт - Петербурга предписано обеспечить первоочередное, выделение для многодетных семей садово - огородных участков.

Таким образом, законодательством Российской Федерации установлен первоочередной порядок предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для садоводства, огородничества.

Постановлением Администрации <адрес> от 01.08.2014 № 3257 «Об утверждении Положения об обеспечении земельными участками граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков на территории города Нягани» утверждено Положение об обеспечении земельными участками граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков на территории города Нягани.

Согласно пунктов 2.1, 2.2 вышеназванного Положения гражданин, заинтересованный в получении садового, огородного или дачного земельного участка, обращается в <данные изъяты> с заявлением о принятии его на учет, по форме согласно приложению 1 к названному Положению, которое регистрируется исходя из времени и даты подачи заявления в книге учета заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков (далее - Книга учета) в момент подачи заявления с присвоением заявлению регистрационного номера.

Регистрация заявления гражданина в Книге учета является постановкой гражданина на учет граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков (пункт 2.3 вышеуказанного Положения).

Гражданин, принятый на учет, включается в список граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков (далее - общий список), в порядке очередности регистрации его заявления в Книге учета при отсутствии оснований для отказа во включении в общий список, указанных в пункте 2.5.1 названного Положения, а гражданин, имеющий в соответствии с действующим законодательством преимущественное право на получение садового, огородного или дачного земельного участка в собственность или аренду, дополнительно включается в отдельный список граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков (далее - льготный список), в порядке очередности регистрации его заявления в Книге учета одновременно с включением в общий список при отсутствии оснований для отказа во включении в льготный" список, указанных в пункте 2.5.2 вышеуказанного Положения (пункт 2.4 вышеназванного Положения).

При этом, как прописано в пункте 2.6 указанного выше Положения <данные изъяты> обеспечивает утверждение общего и льготного списков граждан, принятых на учет, по состоянию на дата каждого календарного года. Списки граждан и изменения в них утверждаются постановлением Администрации <адрес> в срок до дата, соответственно.

При поступлении от гражданина, имеющего право на преимущественное получение земельного участка, заявления о принятии его на учет, Департамент обеспечивает утверждение изменений в утвержденный льготный список в части включения данного гражданина в такой список в течение 30 дней со дня регистрации его заявления.

Проведенной проверкой установлено, что дата П. обратилась в <данные изъяты> с заявлением о принятии на учет граждан, нуждающихся в получении садового, огородного земельного участка, приложив к нему копию удостоверения многодетной семьи, выданного <данные изъяты>» в <адрес> от дата , которое зарегистрировано в Книге учета заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков за и П. поставлена на учет граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков.

Постановлением Администрации города Нягани от 09.02.2015 № 685 «Об утверждении списков граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков» утверждены список граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков на территории <адрес>, а также список граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, имеющих преимущественное право на получение земельного участка в собственность.

П. включена в список граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков на территории <адрес> под по дате подачи заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в получении садового, огородного земельного участка от дата.

В список граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, имеющих преимущественное право на получение земельного участка в собственность, П. не включена.

Из ответа Департамента имущественных и земельных отношений <данные изъяты> от дата, объяснения начальника управления земельных ресурсов <данные изъяты>К., данного в прокуратуре города дата, следует, что причиной не включения П., имеющей троих детей, в список граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, имеющих преимущественное право на получение земельного участка в собственность, послужило отсутствие многодетных семей в установленном Законом ХМАО - Югре от 03.05.2000 № 26-оз «О регулировании отдельных земельных отношений в <данные изъяты> перечне граждан, имеющих преимущественное право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков для ведения садоводства.

Вместе с тем, полагает, что при утверждении постановлением Администрации <адрес> от дата «Об утверждении списков граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков» списка граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, имеющих преимущественное право на получение земельного участка в собственность,

П. являющаяся гражданином, имеющим троих детей, подлежала включению в данный список граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, имеющих преимущественное право на получение земельного участка в собственность.

Не включив многодетную семью П. в список граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, имеющих преимущественное право на получение земельного участка в собственность, утвержденный постановлением Администрации города Нягани от 09.02.2015 № 685, Администрация <адрес> нарушила требования абзацев 2, 3 части 2 статьи 13 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», пункта 4.1 статьи 6 Закона ХМАО - Югры от 03.05.2000 № 26-оз «О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре», а также подпункта «г» пункта 1 Указа Президента РФ от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», обязывающих органы местного самоуправления осуществлять учет граждан, имеющих троих и более детей, нуждающихся в однократном бесплатном получении садовых, огородных или дачных земельных участков, в отдельном списке граждан, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, утверждаемом органом местного самоуправления.

В этой связи, полагает, что бездействие Администрации <адрес>, выразившееся в не включении П., имеющей троих детей, в утвержденный пунктом 2 постановления Администрации города Нягани от 09.02.2015 № 685 «Об утверждении списков граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков» список граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, имеющих преимущественное право на получение земельного участка в собственность, должно быть признано незаконным.

На Администрацию <адрес> должна быть возложена обязанность по включению П. как гражданина, имеющего троих детей, в утвержденный пунктом 2 постановления Администрации города Нягани от 09.02.2015 № 685 «Об утверждении списков граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков» список граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, имеющих преимущественное право на получение земельного участка в собственность.

Из преамбулы Указа Президента РФ от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» следует, что установленный первоочередной порядок обеспечения многодетных семей садово -огородными участками направлен на усиление социальной поддержки многодетных семей, следовательно, является мерой социальной защиты указанной категории граждан.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре РФ», ст. ст. 4, 45, Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор просил суд, уточненные в судебном заседании:

Признать бездействие Администрации <адрес>, выразившееся в не включении П. в утвержденный пунктом 2 постановления Администрации города Нягани от 09.02.2015 № 685 «Об утверждении списков граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков» список граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, имеющих преимущественное право на получение земельного участка в собственность, незаконным.

Возложить на Администрацию <адрес> обязанность по включению П. как гражданки, имеющей троих детей, в утвержденный пунктом № 2 Постановления Администрации города Нягани от 09.02.2015 года № 685 « Об утверждении списков граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков», список граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, имеющих преимущественное право на получение земельного участка в собственность исходя из даты и времени принятия П. на учет граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков».

В судебном заседании представитель прокурора на уточненных исковых требованиях настаивала.

Представитель органа местного самоуправления требования, заявленные прокурором не признал, полагая, действия органа местного самоуправления законными и обоснованными. При этом пояснил суду, что Указом президента РФ предоставлено право предоставления земельных участков многодетным семьям бесплатно, но ни федеральным, ни окружным законом не определен порядок предоставления данного участка, т.е. на общем или на внеочередном уровне. Прокурор ссылался на порядок предоставления земельных участков инвалидам, но не многодетным семьям.

Просил в заявленных требованиях отказать.

Выслушав доводы и возражения сторон, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам.

Указом Президента Российской Федерации N 431 от 5 мая 1992 года "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен постановлено: обеспечить первоочередное выделение для многодетных семей садово-огородных участков.

Согласно пункта 2 статьи 81 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливался Земельным кодексом РФ, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.

Статья 13 Федерального закона от 15.04.1998 года за № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан обязывает органы местного самоуправления обеспечить граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками по месту их жительства.

При этом, согласно указанной нормы регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.

Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список.

Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.

Кроме того на основании пункта 4,4.1 статьи 6 Закона ХМАО - Югры от 03.05.2000 № 26-оз «О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре», однократно бесплатно земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность для садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства в размерах, установленных пунктом 3 настоящей статьи, для соответствующих целей гражданам, имеющие трех и более детей.

Постановлением Администрации города Нягани от 09.02.2015 № 685 «Об утверждении списков граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков» утверждены: список граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков на территории <адрес>, а также список граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, имеющих преимущественное право на получение земельного участка в собственность (л.д.20-52).

датаП. представила в <данные изъяты> заявление о принятии на учет граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, в соответствии с которым была поставлена в общую очередь за по дате подачи заявления (л.д.44), несмотря на тот факт, что к заявлению было приложено удостоверение многодетной семьи за от дата (расписка л.д.18), в то время как согласно указанного закона № 66-ФЗ от 15.04.1998 года она должна была быть поставлена в очередь в специальный список граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, имеющих преимущественное право на получение земельного участка в собственность.

Из ответа Департамента имущественных и земельных отношений Администрации <адрес> от дата, объяснения начальника управления земельных ресурсов Департамента имущественных и земельных отношений Администрации <адрес>К., данного в прокуратуре города дата, следует, что причиной не включения П., имеющей троих детей, в список граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, имеющих преимущественное право на получение земельного участка в собственность, послужило отсутствие многодетных семей в установленном Законом ХМАО - Югре от 03.05.2000 № 26-оз «О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре» перечне граждан, имеющих преимущественное право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков для ведения садоводства.

Однако в указанном законе прописано,что однократно бесплатно земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность для садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства гражданам, имеющие трех и более детей.

Согласно представленного в материалах дела удостоверения П. является многодетной матерью, о чем свидетельствует представленное в материалах дела удостоверение (л.д.17),имеющая семью из трех детей. Следовательно, отказ П. органом местного самоуправления по указанным основаниям в предоставлении преимущественного права на получение земельного участка, как лицу, имеющему трех детей, незаконно.

Кроме того, представитель органа местного самоуправления <адрес> возражая на заявленные требования пояснял суду, что отсутствует порядок предоставления земельного участка многодетным семьям,т.е. в общем или первоочередном.

Согласно ч.1 ст.90 Конституции РФ Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.

В силу части 2 статьи 90 Конституции Российской Федерации Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Следовательно, положение Указа об установлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации перечисленных мер по социальной поддержке многодетных семей носит императивный характер и является обязательным для исполнения.

При этом в соответствии с п.3 Конституции РФ указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Указ Президента не противоречит федеральному закону от 15.04.1998 года № 66-ФЗ « О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях, окружному закону ХМАО-Югры от 03.05.2000 года № 26-0з « О регулировании отдельных семейных отношений в <адрес> и направлен на усиление социальной поддержки многодетных семей, следовательно, является мерой защиты указанной категории граждан.

Таким образом, отказывая П. во включении в специальный список лиц, имеющих преимущественное право получения земельного участка орган местного самоуправления нарушил право указанного лица на льготное обеспечение первоочередным выделением земельного участка, как предписано Указом президента Российской Федерации N 431 от 5 мая 1992 года "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", следовательно действовал незаконно, в связи, с чем требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

С учетом изложенного и руководствуясь ст.194-198,258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

Признать бездействие Администрации города Нягани о не включении ФИО10 в утвержденный пунктом № 2 Постановления Администрации города Нягани от 09.02.2015 года № 685 « Об утверждении списков граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков», список граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, имеющих преимущественное право на получение земельного участка в собственность, незаконным.

Возложить на Администрацию <адрес> обязанность по включению П. как гражданки, имеющей троих детей, в утвержденный пунктом № 2 Постановления Администрации города Нягани от 09.02.2015 года № 685 « Об утверждении списков граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков», список граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, имеющих преимущественное право на получение земельного участка в собственность исходя из даты и времени принятия П. на учет граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд <адрес> в течение месяца.

Судья Г.Д.Беца