РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нижний Тагил 03 мая 2018 года
Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области
в составе председательствующего судьи Ершовой Т.Е.,
при секретаре Жестянкиной А.И.,
с участием прокурора Савенковой Д.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-974/2018 по иску прокурора Пригородного района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Горноуральского городского округа о понуждении к совершению определенных действий,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ прокурор Пригородного района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к Администрации Горноуральского городского округа в котором просит, обязать Администрацию Горноуральского городского округа в срок в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обязать провести паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения, расположенной по <адрес> в <адрес>.
В обоснование заявленных требований, прокурор указал, что Прокуратурой района по заданию прокуратуры Свердловской области проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, в том числе в части исполнения требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения органом местного самоуправления при реализации полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По результатам проверки установлено, что администрацией Горноуральского городского округа не проведена паспортизация автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Согласно информации, предоставленной администрацией Горноуральского городского округа на запрос прокуратуры района, по состоянию на сегодняшний день паспортизация автомобильных дорог общего пользования местного значения не проводилась.
Учитывая изложенное, администрацией Горноуральского городского округа также не проводилась паспортизация автомобильных дорог, по которым проходит автобусный школьный маршрут, а именно, автомобильных дорог, по которым осуществляется подвоз детей в образовательные учреждения. В том числе, не проведена и паспортизация автомобильной дороги по <адрес> в <адрес>.
По автомобильной дороге, расположенной по <адрес> в <адрес> проходит автобусный маршрут, а именно, по указанной автомобильной дороге осуществляется подвоз детей к образовательному учреждению – МБОУ СОШ №.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 257-ФЗ) автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 11 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа. Постановлением администрации Горноуральского городского округа от 25.06.2013 № 1422 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения Горноуральского городского округа» утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения. Указанный перечень содержит информацию о местоположении и протяженности указанных автомобильных дорог.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 6 ч. 1 ст. 5 Устава Горноуральского городского округа, к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.11.2007 № 160 утверждена классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них.
В пп. 4 п. 15 Классификации работ определено, что паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений входит в работы по содержанию дорог.
Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» (ВСН 1-83) определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (пункт 1.2 ВСН 1-83).
Данной Инструкцией проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дроги находились в ведении государства. С возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог. Статьи 1, 4, 5, 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» определяют вопросы безопасности дорожного движения, и защиты интересов общества и государства, регулирование дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативных правовых актов, правил стандартов, технических норм и других нормативных документов.
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 07.08.2009 № 150, оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из ответа администрации Горноуральского городского округа на запрос прокуратуры района следует, что паспортизация автомобильных дорог общего пользования местного значения Горноуральского городского округа, не проводилась.
Содержание автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, поэтому и обязанность по паспортизации дорог возлагается на администрацию Горноуральского городского округа в административных границах которого имеются дороги местного значения.
Ведение технических паспортов с данными о наличии и типе покрытия дорог, иной информацией, необходимой для планирования развития и эксплуатации автомобильных дорог, позволит органам местного самоуправления самостоятельно определить соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, принять муниципальные правовые акты по безопасности дорожного движения. Порядок исполнения обязанности по содержанию автомобильных дорог определяется органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии со ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Из содержания ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Ссылка ответчика на отсутствие в местном бюджете денежных средств на выполнение работ по паспортизации дорог не свидетельствует о наличии оснований для освобождения ответчика от выполнения указанных обязанностей, возложенных на него законом. В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений относится к работам по содержанию дорог. Орган местного самоуправления обязан, как собственник дорог местного значения, нести расходы на паспортизацию дорог за счет ассигнований, выделяемых на их ремонт и содержание. Паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.
В соответствии со ст. 13 Закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления отнесено осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Требования к состоянию автомобильных дорог закреплены в ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 № 221.
Технический паспорт дороги является документом, на основании которого обеспечивается оценка соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог установленным требованиям безопасности дорожного движения, что напрямую затрагивает право неопределенного круга лиц - пользователей автомобильных дорог на безопасное пользование дорогами.
По автомобильной дороге, расположенной по <адрес> в <адрес> проходит автобусный маршрут, а именно, по указанной автомобильной дороге осуществляется подвоз детей к образовательному учреждению – МБОУ СОШ №.
Учитывая изложенное, паспортизация автомобильной дороги по <адрес> в <адрес> протяженностью 1,00 км. необходима для обеспечения оценки соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик указанной автодороги, в целях обеспечения безопасной перевозки несовершеннолетних – учащихся образовательного учреждения МБОУ СОШ №.
В судебном заседании помощника прокурора Пригородного района Свердловской области Савенкова Д.Л. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Горноуральского городского округа в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен судом о времени и месте его проведения ДД.ММ.ГГГГ, об уважительной причине неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не заявил, доказательств уважительности причин неявки не предоставил.
Представитель третьего лица ОГИБДД МУ МВД России «Нижнетагильское» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен судом о времени и месте его проведения, об уважительной причине неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не заявил, доказательств уважительности причин неявки не предоставил.
В соответствии с ч. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено по существу в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав прокурора, исследовав представленные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.п. 1, 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 257-ФЗ) автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 11 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа. Постановлением администрации Горноуральского городского округа от 25.06.2013 № 1422 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения Горноуральского городского округа» утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения. Указанный перечень содержит информацию о местоположении и протяженности указанных автомобильных дорог.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 6 ч. 1 ст. 5 Устава Горноуральского городского округа, к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.11.2007 № 160 утверждена классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них.
В пп. 4 п. 15 Классификации работ определено, что паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений входит в работы по содержанию дорог.
Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» (ВСН 1-83) определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (пункт 1.2 ВСН 1-83).
Данной Инструкцией проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дроги находились в ведении государства. С возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог. Статьи 1, 4, 5, 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» определяют вопросы безопасности дорожного движения, и защиты интересов общества и государства, регулирование дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативных правовых актов, правил стандартов, технических норм и других нормативных документов.
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 07.08.2009 № 150, оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В судебном заседании установлено, что в результате проверки, проведенной сотрудниками ОГИБДД МУ МВД «Нижнетагильское» установлено, что на автомобильную дорогу общего пользования местного значения, расположенную по <адрес> в <адрес> не проведена паспортизация автомобильной дороги.
Согласно постановления Администрации Горноуральского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ спорный участок автодороги находится в перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения Горноуральского городского округа.
Из ответа администрации Горноуральского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ на запрос прокуратуры района следует, что паспортизация автомобильных дорог общего пользования местного значения Горноуральского городского округа, не проводилась. Расходование денежных средств из дорожного фонда для оплаты услуг по паспортизации автомобильных дорог не целесообразно в связи с недостаточностью финансирования основных мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.
Содержание автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, поэтому и обязанность по паспортизации дорог возлагается на администрацию Горноуральского городского округа в административных границах которого имеются дороги местного значения.
Ведение технических паспортов с данными о наличии и типе покрытия дорог, иной информацией, необходимой для планирования развития и эксплуатации автомобильных дорог, позволит органам местного самоуправления самостоятельно определить соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, принять муниципальные правовые акты по безопасности дорожного движения. Порядок исполнения обязанности по содержанию автомобильных дорог определяется органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии со ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Из содержания ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений относится к работам по содержанию дорог. Орган местного самоуправления обязан, как собственник дорог местного значения, нести расходы на паспортизацию дорог за счет ассигнований, выделяемых на их ремонт и содержание. Паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.
В соответствии со ст. 13 Закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления отнесено осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Требования к состоянию автомобильных дорог закреплены в ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 № 221.
Технический паспорт дороги является документом, на основании которого обеспечивается оценка соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог установленным требованиям безопасности дорожного движения, что напрямую затрагивает право неопределенного круга лиц - пользователей автомобильных дорог на безопасное пользование дорогами.
По автомобильной дороге, расположенной по <адрес> в <адрес> проходит автобусный маршрут, а именно, по указанной автомобильной дороге осуществляется подвоз детей к образовательному учреждению – МБОУ СОШ №, что подтверждается схемой автобусного маршрута, утвержденного директором МОУ СОШ №.
Учитывая изложенное, паспортизация автомобильной дороги по <адрес> в <адрес> протяженностью 1,00 км. необходима для обеспечения оценки соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик указанной автодороги, в целях обеспечения безопасной перевозки несовершеннолетних – учащихся образовательного учреждения МБОУ СОШ № в связи с чем, требования прокурора Пригородного района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению.
Предложенный прокурором срок исполнения обязанности по проведению паспортизации в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу суд находит разумным.
В соответствии с ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198, 206, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Пригородного района Свердловской области удовлетворить.
Обязать Администрацию Горноуральского городского округа в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения, расположенной по <адрес> в <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Нижнего Тагила Свердловской области.
В окончательной форме решение принято 03 мая 2018 года.
<...>
<...>
Судья Ершова Т.Е.