ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-974/19 от 08.11.2019 Шарыповского городского суда (Красноярский край)

Дело 2-974/2019

(24RS0057-01-2019-001146-72)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Шарыпово 08 ноября 2019 года

Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего – судьи Тупаленко В.М.,

с участием помощника прокурора Мартынова А.М., представителя ответчика Литвиненко Н.П. ( по доверенности от 14.03.2019 года),

при секретаре судебного заседания Бычковой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шарыповского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Шарыпово о возложении обязанностей по совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Шарыповский межрайонный прокурор обратился в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации г.Шарыпово о возложении обязанностей по совершению определенных действий, а именно: обязать Администрацию г.Шарыпово Красноярского края в течении 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу путем принятия правового акта определить мероприятия по хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов, а также в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать резервы материальных ресурсов согласно номенклатуре и объемам, установленным постановлением администрации г. Шарыпово от 08.05.2019 года №100, разместив их в местах хранения, определенных указанным выше правовым актом.

В обосновании требований ссылается на то, что Шарыповской межрайонной прокуратурой, на основании письма прокуратуры края и обращения ГУ МЧС России по краю проведена проверка соблюдения Администрацией г. Шарыпово норм Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ) в части создания резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В ходе проверки выявлено, что Администрацией г. Шарыпово принято Постановление от 08.05.2019 г. № 100 «О порядке создания и использования резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования «город Шарыпово Красноярского края». Данным постановлением утверждены порядок создания и использования резерва материальных ресурсов (приложение №1), номенклатура и объемы резерва материальных ресурсов (приложение №2), а также установлено, что создание резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования «город Шарыпово Красноярского края» производится за счет средств бюджета городского округа города Шарыпово. Согласно п.4 приложения №1 номенклатура и объемы материальных ресурсов утверждаются и устанавливаются, исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Непосредственно номенклатура и объев резервов материальных ресурсов утверждены приложением №2, в который входят: продовольствие, вещевое имущество и ресурсы жизнеобеспечения, медикаменты и медицинское имущество, нефтепродукты.

Указанным выше муниципальным нормативным правовым актом не предусмотрены мероприятия по хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов. До настоящего времени фактически материальные ресурсы (в рамках утвержденной номенклатуры) не созданы, места их хранения не определены, контракты (договоры) на поставку продовольствия, вещевого имущества, ресурсов жизнеобеспечения, медикаментов и медицинского имущества, нефтепродуктов не заключены, несмотря на внесенное прокуратурой 28.02.2019 г. представление, по выявленным нарушениям.

Таким образом, Администрация г. Шарыпово на протяжении длительного периода времени не принимает каких-либо эффективных мер как к усовершенствованию нормативно-правового регулирования вопросов создания материальных резервов, так и к фактическому созданию данных резервов, что нарушает права неопределенного круга лиц (лиц, находящихся или проживающих на территории городского округа) на защиту их жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций (ч.1 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ).

В судебном заседании помощник прокурора Мартынов А.М. уточнил заявленные исковые требования. Пояснив, что в настоящее время нормативно-правовой акт утратил силу в связи с принятием нового Постановления Администрации г. Шарыпово № 193 от 27.09.2019 года «О резерве материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования города Шарыпово Красноярского края». Просит обязать Администрацию г.Шарыпово Красноярского края в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать резервы материальных ресурсов согласно номенклатуре и объемам, установленным Постановлением Администрации г. Шарыпово от 27.09.2019 года № 193, разместив их в местах хранения, определенных указанным правовым актом. С учетом уточнений исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика Литвиненко Н.П. (по доверенности от 14.03.2019 года) с учетом уточнений исковые требования не признала. Пояснив, что в принятом Постановлении № 193 от 27.09.2019 года установлен порядок и места хранения материальных ресурсов. Во исполнение Постановления Администрацией г. Шарыпово неоднократно проводились предварительные отборы участников закупок для включения в перечень поставщиков, в целях размещения заказа на поставку товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, которые были безрезультатны, то есть со стороны Администрации г. Шарыпово осуществлены все мероприятия, связанные с исполнением данного правового акта. Кроме того, полагает, что данный спор должен рассматриваться в порядке административного судопроизводства.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 3 Федерального закона № 68- ФЗ от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закон), целями данного федерального закона являются:

- предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;

- ликвидация чрезвычайных ситуаций;

- разграничение полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

В соответствии с п.п. «д» п. 2 ст. 11 Закона, органы местного самоуправления самостоятельно создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

На основании п. 3 «Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 года № 1340, для ликвидации чрезвычайных ситуаций решением органов местного самоуправления создаются местные резервы материальных ресурсов.

В соответствии со ст. 6 Закона Красноярского края № 16-1558 от 02 ноября 2001 года «О резервах материально-технических ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Красноярского края», принятого во исполнение требований федерального закона, места хранения местных запасов материально-технических ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются органами местного самоуправления. Номенклатура и объемы резервов материально-технических ресурсов, поставляемых в краевой резерв, определяются высшим исполнительным органом государственной власти края исходя из норм и нормативов, установленных законодательством и иными нормативными актами Российской Федерации.

В силу п. 21 ст. 15 Федерального закона РФ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), к вопросам местного значения муниципального района относятся организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28- ФЗ (в редакции от 28 декабря 2013 года) «О гражданской обороне», органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 года №379 утверждено Положение о накоплении, хранении в целях гражданской обороны материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (далее Положение).

Пунктом 2 Положения установлено, что запасы предназначены для первоочередного обеспечения населения в военное время, оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасности при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Запасы материально-технических средств, включают в себя специальную и автотранспортную технику, средства малой механизации, приборы, оборудование и другие средства, предусмотренные табелями оснащения спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб.

Запасы продовольственных средств, включают в себя крупы, муку, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты.

Запасы медицинских средств, включают в себя лекарственные, дезинфицирующие и перевязочные средства, индивидуальные аптечки, а также медицинские инструменты, приборы, аппараты, передвижное оборудование и другие изделия медицинского назначения.

Запасы иных средств, включают в себя вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, средства радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства (п. 3 Положения).

В соответствии с п. 4 Положения номенклатура и объемы запасов определяются создающими их органами и организациями с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации исходя из возможного характера военных действий на территории Российской Федерации, величины возможного ущерба объектам экономики и инфраструктуры, природных, экономических и иных особенностей территорий, условий размещения организаций, а также норм минимально необходимой достаточности запасов в военное время.

Запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах, определяемых создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности (п. 5).

Следовательно, органы местного самоуправления, должны заниматься вопросами обеспечения населения запасами продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств, таким образом, в соответствии с действующим законодательством на администрацию г.Шарыпово возложена обязанность соблюдения требований законодательства по созданию резерва финансовых и материальных ресурсов на случай чрезвычайной ситуации. Закупка резервов материальных ресурсов должна осуществляться в соответствии с положениями Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

При этом, исходя из смысла указанных норм права, допускается вместо закупки и хранения отдельных видов материальных ресурсов или части таких ресурсов составление по результатам проведенного в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе предварительного отбора перечня поставщиков, которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, в ходе проведения прокурорской проверки соблюдения Администрацией г. Шарыпово норм Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в части создания резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, было установлено, что распоряжением заместителя главы г. Шарыпово от 16.03.2009 г. №355 «О местных резервах материальных ресурсов города Шарыпово для ликвидации чрезвычайных ситуаций» утверждена номенклатура и объемы местных резервов материальных ресурсов, установлены места их хранения (приложение №1), в данном распоряжения перечислены не все ресурсы и имущество, приведенные в указанных методических рекомендациях. Приложением №2 к данному распоряжению установлены места хранения запасов материально технических ресурсов, в которых приведены организации и предприниматели, которые ныне свою деятельность не осуществляют, некоторые на протяжении длительного периода времени. Фактически резервы материальных ресурсов не созданы, у приведенных в указанных в приложении №2 юридических лиц и предпринимателей какое-либо имущество фактически не хранится. Порядок восполнения использованных средств резервов администрацией до настоящего времени не определен, равно как и не определен порядок контроля за созданием, хранением и использованием материальных средств, резерв материальных ресурсов не создан, что создает потенциальную угрозу для жизни и здоровья граждан на территории сельсовета (неопределенного круга лиц), в случае наступления чрезвычайной ситуации.

В связи с выявленными нарушениями в адрес Администрации г.Шарыпово, внесено представление от 28.02.2019 года об устранении нарушений законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в части создания резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, с требованиями принять меры у устранению нарушений законодательства РФ.

Постановлением Администрации г.Шарыпово от 08.05.2019 г. № 100 «О порядке создания и использования резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования «город Шарыпово Красноярского края» были утверждены порядок создания и использования резерва материальных ресурсов (приложение №1), номенклатура и объемы резерва материальных ресурсов (приложение №2), а также установлено, что создание резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования «город Шарыпово Красноярского края» производится за счет средств бюджета городского округа города Шарыпово.

Согласно п.4 приложения № 1 номенклатура и объемы материальных ресурсов утверждаются и устанавливаются, исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Непосредственно номенклатура и объев резервов материальных ресурсов утверждены приложением №2, в который входят: продовольствие, вещевое имущество и ресурсы жизнеобеспечения, медикаменты и медицинское имущество, нефтепродукты.

Постановлением Администрации г.Шарыпово от 27 сентября 2019 года № 193 «О резерве материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования «город Шарыпово Красноярского края» утверждены: порядок создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования «город Шарыпово Красноярского края» (Приложение 1), номенклатура и объем резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования «город Шарыпово Красноярского края» (Приложение 2), перечень материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального характера, находящихся на хранении в учреждениях, подведомственных Администрации города Шарыпово и переданных им в оперативное управлении (Приложение 3), а также установлено, что создание резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования «город Шарыпово Красноярского края» производится за счет средств бюджета городского округа города Шарыпово. Постановление Администрации города Шарыпово от 08.05.2019 года № 100 «О порядке создания и использования резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования «город Шарыпово Красноярского края» признан утратившим силу ( п.6).

Согласно приложения № 1, к данному Постановлению резерв создается заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств для ликвидации ЧС муниципального характера, в том числе для организации первоочередного жизнеобеспечения населения в ЧС, развертывания и содержания пунктов временного размещения пострадавшего населения. Резерв включает продовольствие, предметы (товары) первой необходимости, медицинские препараты и материалы, материально-технические средства для жизнеобеспечения (п.п.2,3).

Закупка и поставка продукции в Резерв осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом РФ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок - аваров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон). Вместо закупки и хранения продовольствия, предметов (товаров) первой необходимости и медицинских препаратов и материалов, предусмотренных Перечнем товаров, забот, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.2013 № 1765-р, допускается заключение договоров (контрактов) на их гарантированную экстренную поставку с предприятиями и организациями, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, прошедшими предварительный отбор в соответствии со статьями 80-82 Федерального закона и имеющими соответствующий вид резерва (товара) в постоянном наличии и обращении (п.8).

Хранение запасов материальных ресурсов Резерва организуется на объектах, специально предназначенных или приспособленных для их хранения и обслуживания, на основании заключенных договоров хранения – на базах и складах промышленных, транспортных и иных предприятий, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, откуда возможна их оперативная доставка в зоны чрезвычайных ситуаций (п.12).

Использование материальных ресурсов резерва для ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется на основании распоряжения Администрации города Шарыпово, по решению комиссии по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования город Шарыпово (п.13).

В обоснование своих доводов ответчиком были представлены: договор хранения № 2 от 01.04.2010 года, заключенный между Муниципальным образованием «город Шарыпово Красноярского края» и ОАО «ОГК-4», по условиям которого ОАО «ОГК-4» передано на хранение муниципальное имущество: дизельный генератор (1шт.), дизельный генератор (1шт.), согласно акту приема-передачи муниципального имущества от 01.04.2010 года; договор хранения от 27.09.2019 года, заключенный между КУМИ Администрации г.Шарыпово и МАОУ «Детский оздоровительно-образовательный лагерь «Бригантина» по условиям которого МАОУ «Детский оздоровительно-образовательный лагерь «Бригантина» передано на хранение муниципальное имущество согласно перечню: одеяла (25 штук), подушки (25 штук), матрасы (25 штук), белье постельное (25 комплектов), согласно приложению №1 к договору хранения №1 от 27.09.2019 года, акту приема- передачи муниципального имущества от 27.09.2019 года, дополнительного соглашения № 64 от 27.09.2019 года; договор хранения № 2 от 27.09.2019 года заключенный между КУМИ Администрации г.Шарыпово с МАОУ «Детский оздоровительно-образовательный лагерь «Парус» по условиям которого, МАОУ «Детский оздоровительно-образовательный лагерь «Парус» передано на хранение муниципальное имущество согласно перечню: одеяла (25 штук), подушки (25 штук), матрасы (25 штук), белье постельное (25 комплектов), согласно приложению №1 к договору хранения №2 от 27.09.2019 года, акту приема-передачи муниципального имущества от 27.09.2019 года, дополнительного соглашения № 65 от 27.09.2019г.

Во исполнение Постановления Администрации г.Шарыпово от 27 сентября 2019 года № 193 «О резерве материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования «город Шарыпово Красноярского края» ответчиком проведены следующие мероприятия:

На основании распоряжения Администрации г. Шарыпово № 1095 от 27.09.2019 г. «О проведении предварительного отбора участников закупки для включения в перечень поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в целях размещения заказа на поставку товаров, работ, услуг, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», проводился предварительный отбор участников закупки для включения в перечень поставщиков, в целях размещения заказа на поставку товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, утверждено извещение о проведении предварительного отбора (приложение№1), утвержден состав котировочной комиссии для проведения предварительного отбора (приложение№2), утверждено положение о работе котировочной комиссии для проведения предварительного отбора, согласно приложению № 3; утверждена документация о проведении предварительного отбора (приложение№4). Отбор кандидатов по указанному распоряжению не состоялся.

На основании распоряжений Администрации г. Шарыпово № 1226 от 22.10.2019 г., № 1331 от 06.11.2019г. «О проведении предварительного отбора участников закупки для включения в перечень поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в целях размещения заказа на поставку товаров, работ, услуг, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», проводились предварительные отборы участников закупки для включения в перечень поставщиков, в целях размещения заказа на поставку товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. Отбор кандидатов по данным распоряжениям не состоялся, что подтверждается также протоколом Предварительного отбора от 18.10.2019 года.

Таким образом, ответчиком не созданы в полном объеме материальные ресурсы в рамках утвержденной номенклатуры ( Приложение 2) Постановления Администрации г.Шарыпово от 27 сентября 2019 года № 193, не заключены контракты (договоры) на поставку продовольствия, медицинских препаратов и материалов, нефтепродуктов.

При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд -

РЕШИЛ:

Исковые требования Шарыповского межрайонного прокурора, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обязать Администрацию г.Шарыпово Красноярского края создать резервы материальных ресурсов согласно номенклатуре и объемам, установленным Постановлением Администрации г. Шарыпово от 27.09.2019 года , разместив их в местах хранения, определенных указанным выше правовым актом, в 6 (шести) месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Шарыповский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: В.М. Тупаленко