Кировский районный суд города Саратова в составе
председательствующего судьи Избаш М.В.,
при секретаре Абакарове И.М.,
с участием представителя истца Ткаченко Л.Н., представителей ответчика Красильниковой С.Ю., Попова А.В., третьих лиц Мальцевой Т.М., Галомет Н.А., Мироновой Н.В., Устиновой И.А., Александровой Л.А., Бариновой Н.М., Сухининой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску государственной жилищной инспекции Саратовской области к жилищно-строительному кооперативу «Вестник», третьи лица Мальцева Т.М., Галомет Н.А., Миронова Н.В., Устинова И.А., Григорьева Л.П., Александрова Л.А., Николаева С.В., Сухинина Г.В., Родин В.К., Семикина Т.А., Таргашова Н.А., Галомет А.Ю., Коржевин В.А., Анохин А.В., Баринова Н.М., Владимиров И.О., о признании решении общего собрания членов и собственников помещений многоквартирного дома ничтожным,
установил:
Государственная жилищная инспекция Саратовской области (далее – ГЖИ) обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением к ЖСК «Вестник», мотивируя свои требования тем, что 05 августа 2019 года в Государственную жилищную инспекцию Саратовской области поступил протокол общего собрания членов ЖСК «Вестник» и собственников помещений многоквартирного <адрес>№ от 31 июля 2019 года. согласно которого на общем собрании по вопросу № об избрании формы взыскания задолженности за коммунальные услуги «электроэнергия» принято решение «Избрать формой взыскания задолженности по коммунальной услуге «электроэнергия»: с количества зарегистрированных в квартире (с учетом квартирантов). Решение вопроса принято 55,2 % собственников.
Государственная жилищная инспекция Саратовской области считает, что решение по 4 вопросу принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества.
Согласно устава ЖСК компетенция общего собрания членов ЖСК определена пунктом 8.6. Устава.
Вопрос распределения задолженности юридического лица (ЖСК) между всеми собственниками многоквартирного дома к компетенции общего собрания не относится.
Таким образом, данные решения были приняты за пределами компетенции общего собрания собственников многоквартирного дома и членов ЖСК. Что является основанием для признания их ничтожными.
Внесение платы исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту является надлежащим исполнением обязанности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (части 3 - 6.1, 7, 7.1, 8 - 10 статьи 155 ЖК РФ, пункт 1 статьи 408 ГК РФ).
Принятие же оспариваемого решения, по сути, возлагает на собственников исполнение обязательств по оплате, которое возможно собственниками исполнено.
Кроме того, в постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 года №416 утверждены Правила, которые устанавливают стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора управления с управляющей организацией (далее соответственно - товарищество, кооператив);
В соответствии с пунктом 4 Правил управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением в том числе стандарта по ведению претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации.
Полагает, что причиной задолженности ЖСК, которая сформировалась перед ресурсоснабжающей организацией, является недостаточная организация претензионно-исковая работы в ЖСК, нарушении финансово-хозяйственной деятельности, нарушения порядка начисления платы потребителям коммунальных услуг, то есть не по вине потребителей.
Кроме того, считает, что соответствующее решение противоречит основам правопорядка или нравственности.
На основании изложенного, ГЖИ просит признать ничтожным решение собрания членов ЖСК «Вестник» и собственников помещений многоквартирного <адрес> по вопросу 4, оформленное протоколом № от 31 июля 2019.
Представитель истца Ткаченко Л.Н. в судебном заседании поддержала исковые требования, просила их удовлетворить в полном объеме, дав объяснения, аналогичные описательной части решения.
Представители ответчика Красильникова С.Ю., Попов А.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований.
Третьи лица Мальцева Т.М., Галомет Н.А., Миронова Н.В., Устинова И.А., Александрова Л.А., Баринова Н.М., Сухинина Г.В. в судебном заседании просили исковые требования удовлетворить.
Третьи лица - Григорьева Л. П., Николаева С. В., Родин В. К., Семикина Т. А., Таргашова Н. А., Галомет А. Ю., Коржевин В. А., Анохин А. В., Баринова Н. М., Владимиров И. О., извещенные о дате и времени надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, следуя закрепленному ст. 12 ГПК РФ, а также ст. 123 Конституции РФ принципу состязательности сторон, суд приходит к следующим выводам.
Государственная жилищная инспекция Саратовской области осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 12 мая 2005 года №152-П.
В соответствии с Положением о Государственной жилищной инспекции Саратовской области, утвержденного Правительством саратовской области №152-П от 12 мая 2005 года- Государственная жилищная инспекция Саратовской области является органом исполнительной власти области и осуществляет региональный государственный жилищный надзор.
В соответствии со статьей 20 Жилищного Кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, в том числе требований к использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
Государственный жилищный надзор осуществляется в соответствии с Федеральным законом №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Закон 294-ФЗ).
Закон 294-ФЗ регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В соответствии со статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся, в том числе выбор способа управления многоквартирным домом.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.
В соответствии со статьей 115, 116 ЖК РФ органами управления жилищного кооператива являются:
1) общее собрание членов жилищного кооператива;
2) конференция, если число участников общего собрания членов жилищного кооператива более пятидесяти и это предусмотрено уставом жилищного кооператива;
3) правление жилищного кооператива и председатель правления жилищного кооператива.
Высшим органом управления жилищного кооператива является общее собрание членов кооператива (конференция), которое созывается в порядке, установленном уставом кооператива.
Компетенция общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме определена статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 ст. 44 ЖК РФ предусмотрен перечень вопросов, которые относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В судебном заседании установлено, что 05 августа 2019 года в Государственную жилищную инспекцию Саратовской области поступил протокол общего собрания членов ЖСК «Вестник» и собственников помещений многоквартирного <адрес>№ от 31 июля 2019 года. согласно которого на общем собрании по вопросу № об избрании формы взыскания задолженности за коммунальные услуги «электроэнергия» принято решение «Избрать формой взыскания задолженности по коммунальной услуге «электроэнергия»: с количества зарегистрированных в квартире (с учетом квартирантов). Решение вопроса принято 55,2 % собственников.
Согласно устава ЖСК компетенция общего собрания членов ЖСК определена пунктом 8.6. Устава.
Вопрос распределения задолженности юридического лица (ЖСК) между всеми собственниками многоквартирного дома к компетенции общего собрания не относится.
В соответствии со ст. 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения. Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке. Наниматель жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги наймодателю такого жилого помещения, если данным договором не предусмотрено внесение нанимателем платы за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. Члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса. Не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса. В случае заключения товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договора управления многоквартирным домом плата за коммунальные услуги вносится лицами, указанными в пунктах 1 - 5 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, управляющей организации. Собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту этих помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Так в соответствии со статьей 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии со статьей 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Внесение платы исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту является надлежащим исполнением обязанности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Кроме того, в постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 года №416 утверждены Правила, которые устанавливают стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора управления с управляющей организацией (далее соответственно - товарищество, кооператив);
В соответствии с пунктом 4 Правил управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением в том числе стандарта по ведению претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации.
Причиной задолженности ЖСК, которая сформировалась перед ресурсоснабжающей организацией, является недостаточная организация претензионно-исковая работы в ЖСК, нарушении финансово-хозяйственной деятельности, нарушения порядка начисления платы потребителям коммунальных услуг, то есть не по вине потребителей.
Принятие же оспариваемого решения по сути возлагает на собственников исполнивших свои обязательства, дополнительное исполнение обязательств по оплате коммунальных услуг.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования о признании решения собрания членов ЖСК «Вестник» и собственников помещений многоквартирного <адрес> по вопросу 4, оформленное протоколом № от 31 июля 2019 ничтожным подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования государственной жилищной инспекции Саратовской области к жилищно-строительному кооперативу «Вестник» о признании решении общего собрания членов и собственников помещений многоквартирного дома ничтожным удовлетворить.
Признать решение собрания членов ЖСК «Вестник» и собственников помещений многоквартирного <адрес> по вопросу 4, оформленное протоколом № от 31 июля 2019 ничтожным.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Кировский районный суд г. Саратова.
Срок изготовления мотивированного решения – 08 июля 2020 года.
Судья М.В. Избаш