ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-974/2022 от 01.08.2022 Тындинского районного суда (Амурская область)

Дело № 2-974/2022

УИД 28RS0023-01-2022-001584-23

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

01 августа 2022 года город Тында

Тындинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Насветовой Е.И.,

при секретаре Ткаченко И.Р.,

с участием представителя истца старшего помощника Тындинского городского прокурора Болмат А.Ф.,

представителя ответчика администрацию Тындинского муниципального округа ФИО1,

представителя ответчика ООО «Районные электрические сети» ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям Тындинского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Тындинского муниципального округа, ООО «Районные электрические сети» о возложении обязанности установить охранную зону объектов электросетевого хозяйства,

УСТАНОВИЛ:

Тындинский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с настоящими исковым заявлением к администрации Тындинского муниципального округа, ООО «Районные электрические сети», в обоснование указав, что в ходе проводимого на постоянной основе анализа состояния законности на поднадзорной территории Тындинской городской прокуратурой установлено, что администрации Тындинского городского округа на праве собственности принадлежит объекты электросетевого хозяйства: одноэтажное здание, ДД.ММ.ГГГГ постройки, площадью 7,7 кв.м. - Комплектная трансформаторная подстанция 10/0,4 кВ , кадастровый , расположенная по адресу: , , линия энергоснабжения ВЛ 10 кВ, ДД.ММ.ГГГГ постройки, протяженностью 600 м., кадастровый , расположенный по адресу: , Кувыктинский с/с, , одноэтажное здание 1983 года постройки, площадью 4,4 кв.м., Комплектная трансформаторная подстанция 10/0,45 кВ №6, кадастровый , расположенная по адресу: , воздушная линия электропередач 10 кВ ДД.ММ.ГГГГ года постройки, протяженностью 10512 м., кадастровый , расположенная по адресу: , одноэтажное здание ДД.ММ.ГГГГ года постройки, площадью 1,9 кв.м. - Комплектная трансформаторная подстанция 6/0,4 кВ №2, кадастровый , расположенная по адресу: , линия энергоснабжения КЛ 10 кВ ДД.ММ.ГГГГ года постройки, протяженностью 80 м., кадастровый , расположенная по адресу: , одноэтажное здание ДД.ММ.ГГГГ года постройки площадью 5,3 кв.м. - Комплектная трансформаторная подстанция 10/0,4 кВ «СТО», кадастровый , расположенная по адресу: , , высоковольтная линия - 0,4кВ ДД.ММ.ГГГГ года постройки, протяженностью 14517 м., кадастровый , расположенная по адресу: , одноэтажное здание, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, площадью 18,8 кв.м. - Комплектная трансформаторная подстанция 10/0,4 кВ , кадастровый , расположенная по адресу: , одноэтажное здание, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, площадью 50,7 кв.м. - Трансформаторная подстанция , кадастровый , расположенная по адресу: , двухэтажное здание ДД.ММ.ГГГГ года постройки, площадью 67 кв.м. - Здание трансформаторной подстанции 10 , кадастровый , расположенное по адресу: , одноэтажное здание ДД.ММ.ГГГГ года постройки площадью 5,8 кв.м. - Комплектная трансформаторная подстанция 10/0,4 кВ №1, кадастровый , расположенный по адресу: (далее – Объекты). Объекты на основании договоров аренды переданы ООО «Районные электрические сети». На запросы Тындинской городской прокуратуры от 15.02.2022 года № 7/1-01-22, от 09.03.2022 года № 7/1-01-22 сведения о том, что охранные зоны объектов электросетевого хозяйства на территории Тындинского муниципального округа установлены и подтверждающие тому документы не представлены, также не представлены документы, которые бы подтверждали установление охранных зон в 2022 году, в том числе и на объекты. Из ответа администрации Тындинского муниципального округа от 17.03.2022 года № 13-1132 следует, что запланированы только работы по разработке проектов генерального плана, правил землепользования и застройки и местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования.

Таким образом, администрацией Тындинского муниципального округа требования законодательства не исполнены, охранная зона объектов не установлена. Отсутствие охранной зоны объектов может негативно сказаться на безопасную эксплуатацию объектов, являющимся источником повышенной опасности, создает возможность выхода из строя объектов, что в свою очередь влечет за собой возможность возникновения аварии и перерыва подачи электроэнергии физическим и юридическим лицам и может привести к негативным последствиям для жителей Тындинского муниципального округа, хозяйствующих субъектов и окружающей среды. Кроме того, с учетом положений ст. 89 ЗК РФ, п. 10 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее Правила), установленных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 года № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», при отсутствии охранной зоны Объекта не представляется возможным на законных основаниях ставить вопрос о ее нарушении. Допущенное нарушение законодательства недопустимо и требует устранения.

На основании изложенного, с учетом уточнений исковых требований, истец просит суд обязать солидарно администрацию Тындинского муниципального округа и ООО «Районные электрические сети» округа в течение 5-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить охранную зону объектов электросетевого хозяйства: одноэтажное здание, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, площадью 7,7 кв.м. - Комплектная трансформаторная подстанция 10/0,4 кВ №9, кадастровый , расположенная по адресу: , линия энергоснабжения ВЛ 10 кВ, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, протяженностью 600 м., кадастровый , расположенный по адресу: , одноэтажное здание ДД.ММ.ГГГГ года постройки, площадью 4,4 кв.м., Комплектная трансформаторная подстанция 10/0,45 кВ , кадастровый , расположенная по адресу: , воздушная линия электропередач 10 кВ ДД.ММ.ГГГГ года постройки, протяженностью 10512 м., кадастровый , расположенная по адресу: , одноэтажное здание ДД.ММ.ГГГГ года постройки, площадью 1,9 кв.м. - Комплектная трансформаторная подстанция 6/0,4 кВ , кадастровый , расположенная по адресу: , линия энергоснабжения КЛ 10 кВ ДД.ММ.ГГГГ года постройки, протяженностью 80 м., кадастровый , расположенная по адресу: , одноэтажное здание ДД.ММ.ГГГГ года постройки площадью 5,3 кв.м. - Комплектная трансформаторная подстанция 10/0,4 кВ «СТО», кадастровый , расположенная по адресу: , высоковольтная линия - 0,4кВ ДД.ММ.ГГГГ года постройки, протяженностью 14517 м., кадастровый , расположенная по адресу: , одноэтажное здание, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, площадью 18,8 кв.м. - Комплектная трансформаторная подстанция 10/0,4 кВ , кадастровый , расположенная по адресу: , одноэтажное здание, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, площадью 50,7 кв.м. - Трансформаторная подстанция , кадастровый , расположенная по адресу: , двухэтажное здание ДД.ММ.ГГГГ года постройки, площадью 67 кв.м. - Здание трансформаторной подстанции 10 , кадастровый , расположенное по адресу: , одноэтажное здание ДД.ММ.ГГГГ года постройки площадью 5,8 кв.м. - Комплектная трансформаторная подстанция 10/0,4 кВ , кадастровый , расположенный по адресу: , находящиеся в собственности муниципального образования, в соответствии с Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 160 от 24.02.2009 г., путем внесения сведений в ЕГРН о границах охранной зоны и выделения границ охранной зоны в натуре.

Из содержания письменного отзыва администрации Тындинского муниципального округа следует, что администрация Тындинского муниципального округа возражает против удовлетворения заявленных требований. В силу закона Амурской области от 24.12.2020 года № 664-ОЗ «О преобразовании сельских поселений Тындинского района Амурской области во вновь образованное муниципальное образование Тындинский муниципальный округ Амурской области» администрация Тындинского муниципального округа Амурской области является правопреемниками органов местного самоуправления Тындинского района и Аносовского, Беленького, Восточного, Дипкунского, Кувыктинского, Ларбинского, Лопчинского, Маревского, Моготского, Муртыгитского, Нюкжинского, Олекминского, Первомайского, Соловьевского, Тутаульского, Урканского, Усть-Нюкжинского, Хорогочинского, Чильчинского, Юкталинского сельсоветов, которые на день образования муниципального округа осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Между администрацией Восточного сельсовета, муниципальным учреждением КУМИ Тындинского района и ООО «Районные электрические сети» (далее - ООО «РЭС», арендатор) заключены договоры аренды недвижимого имущества являющегося муниципальной собственностью муниципального образования сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ (далее-договор). Согласно положений заключенного договора, ООО «РЭС» по акту-приема принял во временное владение и пользование объекты энергоснабжения предусмотренные приложением к договору, в том числе здание трансформаторной подстанции, кадастровый . Между администрацией сельсовета, муниципальным учреждением КУМИ и ООО «Районные электрические сети» заключен договор аренды недвижимого имущества являющегося муниципальной собственностью муниципального образования сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно положений заключенного договора, ООО «РЭС» по акту-приема принял во временное владение и пользование объекты энергоснабжения предусмотренные приложением к договору, в том числе здание трансформаторной подстанции, кадастровый . Между администрацией сельсовета, муниципальным учреждением КУМИ Тындинского района и ООО «Районные электрические сети» заключен договор аренды недвижимого имущества являющегося муниципальной собственностью муниципального образования Восточный сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно положений заключенного договора, ООО «РЭС» по акту-приема принял во временное владение и пользование объекты энергоснабжения предусмотренные приложением к договору, в том числе здание трансформаторной подстанции, кадастровый . Между администрацией сельсовета, муниципальным учреждением КУМИ Тындинского района и ООО «Районные электрические сети» заключен договор аренды недвижимого имущества являющегося муниципальной собственностью муниципального образования сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно положений заключенного договора, ООО «РЭС» по акту-приема принял во временное владение и пользование объекты энергоснабжения предусмотренные приложением к договору, в том числе здание трансформаторной подстанции, кадастровый . Между администрацией сельсовета, муниципальным учреждением КУМИ Тындинского района и ООО «Районные электрические сети заключен договор аренды недвижимого имущества являющегося муниципальной собственностью муниципального образования сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно положений заключенного договора, ООО «РЭС» по акту-приема принял во временное владение и пользование объекты энергоснабжения предусмотренные приложением к договору, в том числе здание трансформаторной подстанции, кадастровый . Между администрацией сельсовета, муниципальным учреждением КУМИ Тындинского района и ООО «Районные электрические сети» заключен договор аренды недвижимого имущества являющегося муниципальной собственностью муниципального образования Кувыктинский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно положений заключенного договора, ООО «РЭС» по акту-приема принял во временное владение и пользование объекты энергоснабжения предусмотренные приложением к договору, в том числе здание трансформаторной подстанции, кадастровый . Между администрацией сельсовета, муниципальным учреждением КУМИ и ООО «Районные электрические сети» заключен договор аренды недвижимого имущества являющегося муниципальной собственностью муниципального образования сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно положений заключенного договора, ООО «РЭС» по акту-приема принял во временное владение и пользование объекты энергоснабжения предусмотренные приложением к договору, в том числе здание трансформаторной подстанции, кадастровый . Между администрацией сельсовета, муниципальным учреждением КУМИ Тындинского района и ООО «Районные электрические сети» заключен договор аренды недвижимого имущества являющегося муниципальной собственностью муниципального образования сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно положений заключенного договора, ООО «РЭС» по акту-приема принял во временное владение и пользование объекты энергоснабжения предусмотренные приложением к договору, в том числе здание трансформаторной подстанции, кадастровый . Между администрацией сельсовета, муниципальным учреждением КУМИ Тындинского района и ООО «Районные электрические сети» заключен договор аренды недвижимого имущества являющегося муниципальной собственностью муниципального образования сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно положений заключенного договора, ООО «РЭС» по акту-приема принял во временное владение и пользование объекты энергоснабжения предусмотренные приложением к договору, в том числе здание трансформаторной подстанции, кадастровый . Между администрацией сельсовета, муниципальным учреждением КУМИ Тындинского района и ООО «Районные электрические сети» заключен договор аренды недвижимого имущества являющегося муниципальной собственностью муниципального образования сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно положений заключенного договора, ООО «РЭС» по акту-приема принял во временное владение и пользование объекты энергоснабжения предусмотренные приложением к договору, в том числе здание трансформаторной подстанции, кадастровый . Согласно подпунктам 2.5.2, 2.12 вышеуказанных договоров, арендатор ООО «РЭС» взял обязательства за свой счет использовать (эксплуатировать) имущество (переданные объекты энергоснабжения) в целях и порядке, установленных действующим законодательством РФ, заключенными договорами, осуществлять с использованием (эксплуатацией) имущества деятельность по предоставлению энергоснабжения и предоставлять (приостанавливать, прекращать предоставление) услуги в соответствии с действующим законодательством РФ; нести расходы на содержание объектов энергоснабжения и поддерживать их в полной исправности и надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, обеспечивать ремонт и обслуживание систем энергоснабжения. Таким образом, системное толкование условий Договоров аренды позволяет сделать вывод о том, что на ООО «РЭС», как на арендатора соответствующих объектов муниципального электросетевого имущества, возложена обязанность соблюдать нормы и правила отраслевого действующего законодательства, регулирующего порядок осуществления соответствующего вида деятельности и использования соответствующего арендуемого имущества. На момент передачи арендатору имущества по договорам аренды охранные зоны в отношении такого имущества определены не были, ООО «РЭС» фактически приняло на себя обязанность обеспечивать исполнение всех требований законодательства, установленных в отношении осуществляемого им вида деятельности (энергетика и электрификация). Руководствуясь статьями 307, 606, 615 ГК РФ, пунктами 5, 6, 7 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 160, Постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 года № 736, учитывая положения обязательств по договорам аренды, администрация Тындинского округа считает, что обязанность по определению охранной зоны в отношении арендуемых по договору аренды спорного имущества (объекты электросетевого хозяйства) лежит именно на ООО «РЭС», как на сетевой организации, использующей (эксплуатирующей) на законных основаниях в целях организации электроснабжения в границах Тындинского муниципального округа Амурской области в соответствии с принятыми нормами эксплуатации. Таким образом, поскольку полномочия владения в отношении объектов электросетевого хозяйства, являющихся предметом аренды по договорам, в рассматриваемом периоде осуществляет ООО «РЭС», проведение мероприятий по установлению охранных зон рассматриваемых объектов также должно относится к обязанностям указанной сетевой организации. Несмотря на то, что администрация Тындинского муниципального округа является собственником объектов электросетевого хозяйства, деятельность по обеспечению эксплуатации объектов электросетевого хозяйства к вопросам местного значения муниципального округа в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2013 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не относится. В соответствии с п. 2.1.3 выше указанных договоров КУМИ Тындинского района передало арендатору ООО «Районные электрические сети» копии технических паспортов, относящихся к передаваемому имуществу по заключенным договорам. Таким образом, ответчик не был лишен права требования указанных документов от арендодателя. На основании изложенного, администрация Тындинского муниципального округа просит отказать Тындинскому городскому прокурору в удовлетворении заявленных исковых требований в отношении администрации Тындинского муниципального округа; удовлетворить заявленные исковые требования Тындинского городского прокурора в отношении ООО «РЭС».

В судебном заседании старший помощник Тындинского городского прокурора Болмат А.Ф. настаивал на удовлетворении исковых требований с учетом представленных уточнений.

Представитель административного ответчика администрации Тындинского муниципального округа ФИО1 исковые требования не признала, поддержав позицию, изложенную в возражениях на исковые заявления. Дополнительно пояснила, что ни нормами действующего законодательства, ни договором аренды не предусмотрена солидарная ответственность по указанным обязательствам. После подписания договора аренды ООО «Районные электрические сети» взяли на себя обязательства по обслуживанию указанных объектов электросетевого хозяйства.

Представитель ответчика ООО «Районные электрические сети» ФИО2 признал исковые требования при условии возложения на ответчика обязанностей в солидарном порядке. Суду пояснил, что не согласен с возражениями солидарного ответчика, в том смысле, что они просят суд исключить их из числа ответчиков, таким образом переложив всю ответственность на ООО «Районные электрические сети», как на арендатора. В соответствии с договором аренды ООО «РЭС» должны осуществлять эксплуатацию ЛЭП. Эксплуатация определяется советующими правилами эксплуатации. Например, правилами технической эксплуатации электрических сетей и станций. В п. 5.7.1. и 5.7.24 Приказа Минэнерго России № 229 идентифицированы моменты, которые касаются содержания электрохозяйства. Установление охранной зоны и красных линий в нем не прописано. Красные линии и охранная зона устанавливаются по отдельному нормативному акту. В п. 6 указано, что обязанность возлагается на собственника или арендатора. Полагает, что такая же обязанность лежит и на собственнике, в связи с чем, указание на апелляционное определение Тюменского областного суда не является преюдицией, так как суд в этом определении не исследовал правила эксплуатации. Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Ссылка на то, что у муниципалитета нет обязанности обеспечивать электроснабжение, несостоятельна. В ФЗ «Об основах местного самоуправления» имеется пункт, который говорит о том, что муниципальное образование имеет право владеть пользоваться, распоряжаться и иметь в собственности имущество, а если есть такое право, то и есть обязанность нести бремя содержания. Бремя содержания подразумевает в том числе и установление линий, и финансовое бремя. ООО «Районные электрические сети» проведут работу, по установлению этих линий, о внесении их в соответствующий реестр. Однако финансовое бремя, которое не определено договором аренды, должно быть распределено пропорционально между солидарными ответчиками. В данном случае солидарный ответчик это районный муниципалитет, который несет бремя содержания. ООО «РЭС» солидарные ответчики, должны нести ответственность солидарно. Детально, кто и за что будет отвечать, с соответствии с решением суда ответчики определят самостоятельно, в том числе и солидарно нести расходы по проведению кадастровых работ, либо в счет арендной платы либо еще какими-то путями.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местного бюджета, а также имущественные права муниципальных образований.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ определено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных данным Федеральным законом вопросов местного значения.

Согласно ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии со статьями 40, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 263 Гражданского кодекса Российский Федерации собственник земельного участка вправе использовать его по своему усмотрению в пределах определяемых его назначением, а также с учетом иных установленных публичных ограничений.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ субъекты электроэнергетики обязаны соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации в области электроэнергетики, устанавливающих соответствующие требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок.

Часть 1 ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ относит обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики к общим принципам организации экономических отношений и основам государственной политики в сфере электроэнергетики.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 89 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для размещения объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.

Статья 105 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает возможность установления охранной зоны объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии) как зоны с особыми условиями использования территории.

Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 89 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу Закона Амурской области от 24.12.2020 года № 664-ОЗ «О преобразовании сельских поселений Тындинского района Амурской области во вновь образованное муниципальное образование Тындинский муниципальный округ Амурской области» Тындинский муниципальный округ Амурской области является правопреемником органов местного самоуправления Тындинского района и Аносовского, Беленького, Восточного, Дипкунского, Кувыктинского, Ларбинского, Лопчинского, Маревского, Моготского, Муртыгитского, Нюкжинского, Олекминского, Первомайского, Соловьевского, Тутаульского, Урканского, Усть-Нюкжинского, Хорогочинского, Чильчинского, Юкталинского сельсоветов, которые на день образования муниципального округа осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.

В собственности администрации Тындинского муниципального округа находятся объекты: одноэтажное здание, года постройки, площадью 7,7 кв.м. - Комплектная трансформаторная подстанция 10/0,4 кВ , кадастровый , расположенная по адресу: , линия энергоснабжения ВЛ 10 кВ, 2015 года постройки, протяженностью 600 м., кадастровый , расположенная по адресу: , одноэтажное здание ДД.ММ.ГГГГ года постройки, площадью 4,4 кв.м., Комплектная трансформаторная подстанция 10/0,45 кВ , кадастровый , расположенная по адресу: , воздушная линия электропередач 10 кВ ДД.ММ.ГГГГ года постройки, протяженностью 10512 м., кадастровый , расположенная по адресу: , одноэтажное здание ДД.ММ.ГГГГ года постройки, площадью 1,9 кв.м. - Комплектная трансформаторная подстанция 6/0,4 кВ , кадастровый , расположенная по адресу: , линия энергоснабжения КЛ 10 кВ ДД.ММ.ГГГГ года постройки, протяженностью 80 м., кадастровый , расположенная по адресу: , одноэтажное здание ДД.ММ.ГГГГ года постройки площадью 5,3 кв.м. - Комплектная трансформаторная подстанция 10/0,4 кВ «СТО», кадастровый , расположенная по адресу: , высоковольтная линия - 0,4кВ ДД.ММ.ГГГГ года постройки, протяженностью 14517 м., кадастровый , расположенная по адресу: , одноэтажное здание, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, площадью 18,8 кв.м. - Комплектная трансформаторная подстанция 10/0,4 кВ , кадастровый , расположенная по адресу: , одноэтажное здание, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, площадью 50,7 кв.м. - Трансформаторная подстанция , кадастровый , расположенная по адресу: , двухэтажное здание ДД.ММ.ГГГГ года постройки, площадью 67 кв.м. - Здание трансформаторной подстанции 10 , кадастровый , расположенное по адресу: , с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, не требуется; сведения же о границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства, введенных в эксплуатацию до даты вступления в силу постановления Правительства РФ от 24 февраля 2009 года № 160, вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании заявления организации, владеющей такими объектами на праве собственности или на ином законном основании. Такие сведения указанные организации обязаны представить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, до 1 января 2015 года.

Таким образом, обязанность по определению и согласованию охранных зон в отношении арендуемых ООО «Районные электрические сети» объектов электросетевого хозяйства, как сетевой организации, использующей имущество на законных основаниях в целях организации электроснабжения в границах муниципального образования, должна быть возложена на ООО «Районные электрические сети» в соответствии с принятыми нормами эксплуатации.

Само по себе отсутствие в договорах аренды условий о возложении на арендатора обязанности по оформлению охранных зон в отношении арендуемых им объектов, не свидетельствует об отсутствии у ООО «Районные электрические сети» как сетевой организации, осуществляющей профессиональную деятельность на рынке электроэнергии, обязанности по соблюдению требований отраслевых норм и правил, действующих в отношении его вида деятельности и целевого назначения имущества и предусматривающих необходимость установления границ охранных зон объектов электросетевого хозяйства в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередач и иных объектов электросетевого хозяйства.

Системное толкование условий договоров аренды позволяет сделать вывод о том, что обязанность соблюдать нормы и правила отраслевого действующего законодательства, регулирующего порядок осуществления соответствующего вида деятельности и использования соответствующего арендуемого имущества возложена на ООО «Районные электрические сети» как на арендатора арендуемых объектов электросетевого хозяйства, расположенных в Тындинском муниципальном округе в населённых пунктах Дипкун, Юктали, Уркан, Хорогочи, Чильчи, Восточный, Кувыкта.

При этом как следует из сведений, предоставленных администрацией Тындинского муниципального округа № 13-802 от 25.02.2022 года, № 13-1132 от 17.03.2022 года, охранные зоны электросетевого хозяйства не установлены, данные работы запланированы на 2022 год в рамках выполнения научно-исследовательской работы по разработке проектов генерального плана, правил землепользования и застройки и местных нормативов градостроительного проектирование муниципального образования.

Из буквального содержания вышеприведенной нормы, изложенной в п. 6 Правил установления охранных зон следует, что границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или на ином законном основании. Такая организация является сетевой. Соответственно, действия по определению охранных зон объекта электросетевого хозяйства может произвести только та организация, которая в данный момент владеет соответствующим объектом в качестве сетевой организации.

Следовательно, собственник имущества может осуществлять действия по определению охранных зон объекта электросетевого хозяйства только в том случае, если он самостоятельно является сетевой организацией, так и сетевая организация, которая владеет имуществом на иных законных основаниях, в том числе на праве аренды, либо субаренды, однако такая организация для приобретения статуса «сетевой», в любом случае должна осуществлять в отношении соответствующего объекта полномочия владения.

Наличие у организации полномочий владения соответствующими объектами электросетевого хозяйства является обязательным условием приобретения такой организацией статуса «сетевой» по отношению к рассматриваемым объектам, при этом наличие указанного статуса, в свою очередь, является основанием для отнесения на соответствующую организацию обязанности по установлению охранных зон указанных объектов.

Поскольку полномочия владения в отношении объектов электросетевого хозяйства, являющихся предметом аренды по представленным в дело договорам, в рассматриваемом периоде осуществляет ООО «Районные электрические сети», следовательно, проведение мероприятий по установлению охранных зон рассматриваемых объектов также относится к обязанности указанной сетевой организации.

Такой вывод следует из действующего законодательства, нормы которого приведены выше, с учётом того, что объекты электросетевого хозяйства были приняты ООО «Районные электрические сети» при этом, использование объектов электросетевого хозяйства на законных основаниях, является достаточным основанием для вывода о том, что совершение обозначенных выше мероприятий, а именно установление охранных зон, должно быть осуществлено не администрацией Тындинского муниципального округа, а ООО «Районные электрические сети».

Несмотря на то, что администрация Тындинского муниципального округа является собственником объектов электросетевого хозяйства, в данном случае обязанность по установлению охранных зон таких объектов на неё возложена быть не может, поскольку деятельность по обеспечению эксплуатации объектов электросетевого хозяйства к вопросам местного значения в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2013 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не относится.

Доводы ООО «Районные электрические сети» судом не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что исковые требования Тындинского городского прокурора подлежат частичному удовлетворению, а именно в части возложения обязанности установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства на ООО «Районные электрические сети» как на арендатора указанных объектов электросетевого хозяйства.

Требования Тындинского городского прокурора к администрации Тындинского муниципального округа с учетом установленных выше обстоятельств удовлетворению не подлежат.

Суд полагает, что довод ответчика ООО «Районные электрические сети» о том, что выполнение заявленных в данном случае требований по определению границ охранных зон повлечет возложение на него существенных финансовых расходов, не запланированных в качестве расходов по соответствующим договорам, не является основанием для возложения

поскольку указанное обстоятельство не имеет правового значения для разрешения возникшего спора, соответствующая обязанность возложена на общество действующим законодательством в связи с принятием последним в пользование особых объектов электрохозяйства.

При этом суд также отмечает, что вступая в отношения по поводу аренды объектов электросетевого хозяйства на основании договоров аренды, должно учитывать, что в соответствии со статьей 2 ГК РФ предпринимательская деятельность осуществляется самостоятельно и на свой риск, поэтому неблагоприятные последствия недостаточной осмотрительности и инициативности (по вопросу определения бремени несения расходов на установление охранных зон в отношении арендуемых объектов электросетевого хозяйства) ответчика при ведении предпринимательской деятельности (и заключении указанных договоров) несет сам ответчик.

Разрешая вопрос о сроках совершения действий ответчиком, суд полагает, что в силу ст. 204 и ст. 206 ГПК РФ решение суда должно быть исполнено в установленный судом разумный срок в течение пяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Тындинского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, - удовлетворить частично.

Возложить на ООО «Районные электрические сети» обязанность установить охранную зону объектов электросетевого хозяйства:

- линии энергоснабжения ВЛ 10 кВ, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, протяженностью 600 м., кадастровый , расположенный по адресу: ;

- одноэтажного здания, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, площадью 7,7 кв.м. - Комплектная трансформаторная подстанция 10/0,4 кВ №9, кадастровый , расположенная по адресу: ;

- одноэтажного здания ДД.ММ.ГГГГ года постройки, площадью 4,4 кв.м. - Комплектная трансформаторная подстанция 10/0,45 кВ №6, кадастровый , расположенная по адресу: ;

- воздушной линии электропередач 10 кВ ДД.ММ.ГГГГ года постройки, протяженностью 10512 м., кадастровый , расположенную по адресу: ;

- одноэтажного здания ДД.ММ.ГГГГ года постройки, площадью 1,9 кв.м. - Комплектная трансформаторная подстанция 6/0,4 кВ №2, кадастровый , расположенная по адресу: ;

- линии энергоснабжения КЛ 10 кВ ДД.ММ.ГГГГ года постройки, протяженностью 80 м., кадастровый , расположенная по адресу: ;

- одноэтажного здания ДД.ММ.ГГГГ года постройки площадью 5,3 кв.м. - Комплектная трансформаторная подстанция 10/0,4 кВ «СТО», кадастровый , расположенный по адресу: ;

- высоковольтной линии - 0,4кВ ДД.ММ.ГГГГ года постройки, протяженностью 14517 м., кадастровый , расположенную по адресу: ;

- одноэтажного здания ДД.ММ.ГГГГ года постройки, площадью 18,8 кв.м. - Комплектная трансформаторная подстанция 10/0,4 кВ №2, кадастровый , расположенный по адресу: ;

- одноэтажного здания ДД.ММ.ГГГГ года постройки, площадью 50,7 кв.м. - Трансформаторная подстанция №6, кадастровый , расположенный по адресу: ;

- двухэтажного здания ДД.ММ.ГГГГ года постройки, площадью 67 кв.м. - Здание трансформаторной подстанции 10 № 8, кадастровый , расположенное по адресу: , ;

- одноэтажного здания ДД.ММ.ГГГГ года постройки площадью 5,8 кв.м. - Комплектная трансформаторная подстанция 10/0,4 кВ №1, кадастровый , расположенный по адресу: ,

в соответствии с Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ №160 от 24.02.2009 года, путем внесения сведений в ЕГРН о границах охранной зоны и выделения границ охранной зоны в натуре в течение 5-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части исковых требований Тындинскому городскому прокурору, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Тындинский районный суд Амурской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Насветова Е.И.

Решение в окончательной форме принято 04 августа 2022 года.