ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-974/21 от 22.11.2021 Корсаковского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2-974/21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Корсаковский городской суд Сахалинской области

под председательством судьи Меркуловой Е.Н.,

при секретаре Ларионовой Н.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лукьяненко О. АнатО. к администрации Корсаковского городского округа, Департаменту имущественных отношений администрации Корсаковского городского округа о предоставлении жилого помещения,

установил:

Поводом для обращения послужили признание дома, в котором находится её жилое помещение, аварийным, изъятие земельного участка, на котором находится дом, для муниципальных нужд, а также понуждение её со стороны администрации к подписанию договора выкупа, согласно которому она получает за свою квартиру, находящуюся в её собственности, выкупную цену, при этом администрация отказывает ей в праве выбора способа обеспечения её жилищных прав путем получения пригодного для проживания жилья взамен занимаемого.

На данный иск поступили возражения представителя администрации Корсаковского городского округа, в котором указано, что положениями государственной программы Сахалинской области «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем» при переселении граждан из ветхого и аварийного жилья предусмотрено денежное возмещение за жилое помещение, либо предоставление взамен занимаемого жилого помещения другого жилого помещения, однако предоставление жилого помещения взамен занимаемого предусмотрено только для лиц, не имеющих в собственности иное пригодное для проживания жилое помещение, находящееся в собственности, и не занимающих другое жилое помещение на условиях социального найма, в то время как за истицей зарегистрировано право собственности на квартиру по адресу <адрес>.

В судебном заседании 11 ноября 2021 года от истицы поступило заявление об отказе от исковых требований, адресованных Департаменту имущественных отношений администрации Корсаковского городского округа, производство по делу в этой части прекращено.

На данный иск поступили возражения представителя администрации Корсаковского городского округа, в которых указано на содержащееся в Программе «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем» условие для обеспечения собственника аварийного жилья другим жилым помещением, а именно – отсутствие у собственника иного жилого помещения, пригодного для проживания, которым он владеет на любом праве.

В судебном заседании представитель истца и её представитель просили иск удовлетворить, уточнили, что просят о предоставлении жилья на праве собственности.

Представитель ответчика - администрации Корсаковского городского округа, а также третьего лица без самостоятельных требований на стороне ответчика, по доверенности, Г. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным, указанным в законе, гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Так, права собственников, чьи жилые помещения находятся в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, подлежат защите в порядке, установленном статьей 32 ЖК РФ, в соответствии с десятым пунктом которой признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме.

Пунктом шестым указанной статьи предусмотрено право собственника изымаемого жилого помещения на выкуп по цене, компенсирующей собственнику жилого помещения все, возникшие в связи с таким изъятием, убытки.

В соответствии с пунктом 8 статьи 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Нормами Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" предусмотрено субсидирование мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда, создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства, а также другие подобные цели.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 14 Закона № 185-ФЗ Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

Частью 6 статьи 16 Закона № 185-ФЗ установлено, что полученные за счет средств Фонда средства бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средства местных бюджетов могут расходоваться на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в жилых домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда.

Кроме того пунктом 2 этой же 6 части статьи 16 Закона предусмотрена возможность за счёт средств Фонда выплаты гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 3 части 6 статьи 16 установлены дополнительные гарантии для граждан, не имеющих иного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в собственности или занимаемого на условиях социального найма, в виде предоставления за счёт средств Фонда субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений в размере, не превышающем разницы между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра, и полученным возмещением, и (или) субсидии на возмещение части расходов на уплату процентов в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, полученными в валюте Российской Федерации и использованными на приобретение (строительство) жилых помещений.

Как видно из приведённых норм, федеральный законодатель установил дополнительные требования к собственникам изымаемых жилых помещений в виде отсутствия у этого собственника иного, пригодного для проживания, жилого помещения, только в том случае, если жилищные права собственника изымаемого жилого помещения реализуются путем выплаты компенсации, и выкупная цена жилого помещения не позволяет собственнику приобрести равнозначное по площади жилое помещение, цена которого рассчитывается из установленных нормативов и превышает стоимость изымаемого жилого помещения.

Для случаев предоставления жилья в натуре взамен занимаемого действующим законодательством дополнительных требований в виде отсутствия у собственника иного пригодного для проживания жилья не предусмотрено.

В то же время по смыслу части 8 статьи 32 ЖК РФ собственник, которому предоставляется жилое помещение в натуре взамен занимаемого, получает компенсацию в тех случаях, когда принадлежащее ему жилое помещение стоит дороже, чем предоставляемое, и доплачивает за предоставление жилья в том случае, если предоставляемое жилье равноценно по площади и степени благоустроенности, но стоимость его выше, чем стоимость изымаемого жилья.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрены равноценные гарантии жилищных прав при выборе любого способа обеспечения жилым помещением при переселении из аварийного жилищного фонда.

Как следует из части 3 статьи 16, переселение граждан из аварийного жилья допускается в пределах того же населенного пункта, где гражданин постоянно проживает, переселение гражданина в жилое помещение, находящееся в другом населённом пункте возможно только с его согласия.

Как следует из пункта 9.10 части 1 статьи 14 Закона № 185-ФЗ, обязанностью субъекта Российской Федерации, обратившегося с заявкой о предоставлении денежных средств, является переселение граждан из всего аварийного жилищного фонда, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в определённые сроки.

В соответствии с пунктом 11 той же статьи обязанностью субъекта Российской Федерации является утверждение программы по переселению из ветхого и аварийного жилья, соответствующей требованиям статьи 16 закона № 185-ФЗ.

Такая программа должна содержать перечень много квартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, сроки переселения граждан из этих домов, объемы и источники финансирования, планируемые показатели выполнения программы.

По смыслу вышеприведённых норм законодательства субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязаны определить объём аварийного жилья, количество граждан, подлежащих переселению, а также необходимый объём финансирования, однако не наделены правом устанавливать порядок предоставления жилья по своему усмотрению.

Постановлением правительства Сахалинской области от 31 марта 2021 года № 113 утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Сахалинской области в 2021-2021 годах».

Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2017 года (Приложение № 5 к региональной адресной программе) в разделе 6 «Корсаковский городской округ» под номером содержит сведения о включении дома ДД.ММ.ГГГГ года постройки, расположенного по <адрес>, и подлежащем расселению до 1 января 2025 года.

Пункт 2 раздела 4 региональной программы устанавливает порядок реализации жилищных прав собственников жилых помещений, находящихся в домах, признанных ветхими и аварийными.

Так, в соответствии с пунктом 2.1 указанного раздела гражданам - собственникам жилых помещений, не имеющим иного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в собственности или занимаемого на условиях социального найма, и не имевшим на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции иных жилых помещений, пригодных для постоянного проживания, находящихся в их собственности либо занимаемых на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, предоставляется право выбора любого из нижеуказанных способов обеспечения их жилищных прав:

- денежное возмещение за изымаемое жилое помещение;

- предоставление взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение либо, если рыночная стоимость предоставляемого жилого помещения превышает размер возмещения - при условии доплаты гражданином за счет собственных или заемных средств разницы между стоимостью предоставляемого жилого помещения и суммой возмещения.

Гражданам, отвечающим требованиям части 8.1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 части 6 статьи 16 Закона о Фонде, получившим возмещение за изъятое жилое помещение, могут быть предоставлены дополнительные меры поддержки:

- субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений в размере, не превышающем разницы между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра, и полученным возмещением, и (или) субсидии гражданам на возмещение части расходов на уплату процентов в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, полученным в валюте Российской Федерации и использованным на приобретение (строительство) жилых помещений.

Нормативная стоимость квадратного метра определяется как стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемая по субъектам Российской Федерации Минстроем России. Реализация возможна в случае разработки и утверждения Правительством Сахалинской области механизма, направленного на предоставление гражданам вышеуказанной субсидии;

- предоставление льготного ипотечного кредита/займа для строительства (приобретения) другого жилого помещения. Предоставление льготного ипотечного кредита/займа предполагается в случае направления собственником денежных средств в размере полученной им выкупной стоимости на строительство (приобретение) другого жилого помещения. При оформлении вышеуказанного ипотечного кредита/займа первоначальный взнос подлежит внесению гражданами в размере выкупной стоимости, полученной за изымаемое жилое помещение.

- предоставление жилого помещения, расположенного в наемном жилом доме, по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, при условии внесения денежных средств в размере выкупной стоимости за изымаемое жилое помещение, полученных собственником в качестве возмещения, в счет платы за наем такого жилого помещения (аванс или обеспечительный платеж).

Реализацию данного механизма планируется осуществлять путем строительства и эксплуатаций организациями в установленном законом порядке жилищного фонда в целях предоставления жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилого фонда социального использования в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Наряду с этим пунктом 2.2 установлено, что гражданам - собственникам жилых помещений, не соответствующим критериям, установленным в пункте 2.1, планируется предоставлять выплату денежного возмещения за изымаемое жилое помещение в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Отсюда видно, что положения региональной программы по переселению из ветхого и аварийного жилья, утвержденной правительством Сахалинской области, не предусматривают предоставление собственнику иного, пригодного для проживания, жилья взамен занимаемого в тех случаях, когда данный собственник обеспечен каким-либо жилым помещением на любом праве.

Таким образом, региональный законодатель применил ограничения права выбора способа реализации собственниками жилых помещений в аварийных домах, имеющими на праве собственности иное жильё, что противоречит установленному федеральным законом порядку.

Как указано в разделе втором Обзора практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014 года, собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 от 24.04.2019 года также указано, что включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ.

При этом обеспечение собственника изымаемого жилого помещения осуществляется в соответствии с порядком, установленным частью 8 статьи 32 ЖК РФ, то есть путем заключения договора мены.

Как разъяснено в третьем абзаце подпункта «и» пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», в случае соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам части 7 статьи 32 ЖК РФ с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения (часть 8 статьи 32 ЖК РФ). Если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.

Вопрос о размере стоимости возмещения собственником в случае более высокой цены предоставляемого жилого помещения, либо органом местного самоуправления в случае, если стоимость изымаемого жилого помещения превышает цену предоставляемого взамен, решается при заключении договора мены, и предметом настоящего спора не является.

По общим правилам жилое помещение предоставляется собственнику взамен изымаемого на праве собственности, но, как разъяснено в этом же пункте, по соглашению с собственником допускается предоставление жилья и на ином праве.

Договором купли-продажи квартиры от 16 февраля 1993 года подтверждается, что Лукьянова (на момент заключения договора Е.) О.А. приобрела у гражданки Б. трехкомнатную квартиру по адресу <адрес>, общей площадью 65,8 кв.м.

Как следует из выписки из ЕГРП по ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время указанная квартира принадлежит истице на праве собственности, <...> доля в праве зарегистрирована за истицей ДД.ММ.ГГГГ, и ещё <...> доля в праве – ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из поквартирных карточек на данную квартиру в ней в настоящее время зарегистрированы по месту жительства Лукьяненко О. АнатО. (ранее Е.), а также её дочь В..

Согласно представленной истицей трудовой книжки она работает в общеобразовательных учреждениях города Корсакова постоянно, начиная с 1990 года по настоящее время.

Заключением Межведомственной комиссии от 11 октября 2017 года <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением администрации Корсаковского городского округа -р от 23.11.2017 года <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, срок расселения проживающих в доме граждан установлен до 31 декабря 2020 года.

Согласно отчёту об оценке рыночной стоимости имущества от 21 мая 2021 года оценочной компании ООО «<...>» рыночная стоимость квартиры, расположенной по адресу <адрес>, составляет <...> рублей.

Данный отчёт истицей не оспаривается, возражений против оценки стоимости принадлежащего ей жилья от неё не поступало.

Департаментом имущественных отношений администрации Корсаковского городского округа составлено и предложено Лукьяненко О.А. соглашение от 30 июня 2021 года о выкупе у неё указанной квартиры с выплатой возмещения в размере <...> рублей.

Данное соглашение Лукьяненко О.А. не подписала, поскольку, пользуясь своим правом выбора способа реализации жилищных прав, настаивала на предоставлении ей жилья взамен занимаемого.

По сведениям из Единого государственного реестра недвижимости от 17.06.2021 года за истицей 26.04.2021 года зарегистрировано право на <...> долю в праве на квартиру по адресу <адрес>.

Согласно техническому паспорту на указанную квартиру её общая площадь составляет <...> кв.м, дом является благоустроенным, снабжённым централизованно поставляемыми жилищно-коммунальными услугами.

Данное обстоятельство установлено судом и не оспаривается сторонами, однако не является основанием для отказа в предоставлении истице квартиры, равноценной занимаемому жилому помещению.

Так, судом установлено, что иск является обоснованным, поскольку истица, чье жилое помещение находится в доме, признанным аварийным и подлежащим сносу, имеет право не только на получение денежной компенсации стоимости принадлежащей ей на праве собственности квартиры, но и на получение жилья в натуре.

При удовлетворении исковых требований в соответствии со статьей 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца взыскивается 300 рублей в возмещение расходов на уплату государственной пошлины при подаче иска.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 196, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

возложить на администрацию Корсаковского городского округа обязанность предоставить Лукьяненко О. АнатО. на праве собственности жилое помещение, равнозначное по площади изымаемому жилому помещению, расположенному по адресу <адрес>.

Взыскать с администрации Корсаковского городского округа в пользу Лукьяненко О. АнатО. 300 рублей в возмещение расходов на уплату государственной пошлины.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е.Н. Меркулова.

Решение принято в окончательной форме 22 ноября 2021 года.

Судья Е.Н. Меркулова.