ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-975/13 от 12.04.2013 Октябрьского районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Дело № 2- 975/13

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

районный суд города в составе:

председательствующего судьи Гусевой С.Ф.,

при секретаре Абрамян Э.Г.,

с участием:

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Мирзоян о признании незаконными действий администрации города,

У С Т А Н О В И Л:

Мирзоян обратилась в районный суд г. с заявлением о признании незаконными действий администрации города Ставрополя.

Свои требования мотивировала тем, что ей, Мирзоян, на основании постановления администрации города от № «О предоставлении Мирзоян земельного участка для организации строительства с последующим благоустройством в районе нежилого здания № по проезду » предоставлен в аренду на 5 лет земельный участок с кадастровым номером площадью 2000 кв.м., для организации строительства с последующим благоустройством (без права капитального строительства) в районе нежилого здания № по проезду, категория земель - земли населенных пунктов. Указанный земельный участок сформирован как самостоятельный объект права, имеет свои идентификационные признаки, состоит на государственном кадастровом учете, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка (выпиской из государственного кадастра недвижимости) от №, выданным Федеральным бюджетным учреждением «Кадастровая палата» по Ставропольскому краю. На основании указанного постановления между ней и Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя заключен договор аренды земельного участка в границах земель муниципального образования г. Ставрополь для целей, не связанных со строительством от № 9246. Договор прошел государственную регистрацию в установленном законом порядке в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК за номером. В январе 2013 года она обратилась в администрацию город с письменным заявлением о предоставлении муниципальной услуги по изменению вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером с «для организации строительства с последующим благоустройством (без права капитального строительства)» на «под объект торгового назначения». 12.02.2013 года она получила уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Изменение одного вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства на другой вид такого использования» за № 09/2-07/1-483, согласно которого ей было отказано в изменении вида разрешенного использования в связи с тем, что порядок предоставления земельных участков для строительства предусмотрен статьей 30 Земельного кодекса РФ в соответствии с которой, предоставление земельных участков для строительства осуществляется с предварительным согласованием места размещения объекта и без предварительного согласования места размещения объекта (на торгах, аукционах). Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на основании которого был предоставлен земельный участок, предусмотрен статьей 34 Земельного кодекса РФ. Правила землепользования и застройки города Ставрополя, утвержденные решением Ставропольской городской Думы от 27 октября 2010 г. № 97, не предусматривают возможности изменения вида разрешенного использования земельных участков, предоставленных в порядке ст. 34 Земельного кодекса РФ для целей, не связанных со строительством на вид разрешенного использования, предусматривающий возможность капитального строительства и предоставляемых в порядке статьи 30 Земельного кодекса РФ. Считает данный отказ незаконным, поскольку он противоречит требованиям действующего законодательства, его основания надуманны. Согласно ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения: … 2) об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами. Согласно ст. 37 Градостроительного кодекса РФ, разрешенное использование земельных участков и объектов капительного строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капительного строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Согласно ст. 35 Правил землепользования и застройки г., правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, вправе по своему усмотрению выбирать и изменять основной вид (виды) разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства, определенный градостроительным регламентом в пределах установленной территориальной зоны, путем подачи в уполномоченный орган уведомления о выборе или изменении основного вида (видов) разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства, из состава установленных градостроительным планом земельного участка, при условии соблюдения требований технических регламентов. Земельный участок с кадастровым номером по пр. в районе нежилого здания № в квартале расположен в зоне «П-1» Правил землепользования и застройки города - зоне промышленных предприятий. Правила землепользования и застройки города Ставрополя разработаны на основе генерального плана города в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Ставропольского края и города и действуют на всей территории муниципального образования города. Указанные Правила разработаны в целях: создания условий для устойчивого развития территории города, сохранения и восстановления окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий города ; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; обеспечения свободного доступа физических и юридических лиц к информации и их участия в принятии решений по вопросам городского развития, землепользования и застройки; создания условий для устойчивого развития экономики и социальной сферы, привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Правила предусматривают систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах города на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих территориальных зон. Решением Ставропольской городской Думы от N утверждены Правила землепользования и застройки города, согласно ст. 53 которых зона П-1 выделена для обеспечения правовых условий формирования промышленных предприятий. В зоне допускается широкий спектр коммерческих услуг, сопровождающих производственную деятельность. Сочетание различных видов разрешенного использования недвижимости в единой зоне возможно только при условии соблюдения нормативных санитарных требований. К основным видам разрешенного использования относятся в том числе предприятия оптовой, мелкооптовой, специализированной торговли и магазины розничной торговли, предприятия общественного питания. Ею было подано в администрацию г. заявление об изменении вида разрешенного использования с «для организации строительства с последующим благоустройством» на «под объекты торгового назначения», соответственно запрашиваемый ею вид разрешенного использования соответствует основному виду использования земельного участка в территориальной зоне муниципального образования – зона промышленных предприятий. Не противоречит требованиям ст. 53 ПЗиЗ испрашиваемый ею земельный участок и по предельным параметрам разрешенного строительства: 1) площадь земельного участка: минимальная - не нормируется; максимальная - не нормируется; 2) максимальная высота зданий - не нормируется; 3) минимальный отступ зданий, строений и сооружений от красной линии улиц, проездов - 5 метров; 4) площадь зеленых насаждений должна занимать не менее 5 процентов территории; 5) при размещении зданий, строений и сооружений должны соблюдаться установленные законодательством нормы пожарной безопасности и законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения минимальные нормативные противопожарные и санитарно-эпидемиологические разрывы между зданиями, строениями и сооружениями, в том числе и расположенными на соседних земельных участках, а также градостроительные и строительные нормы и правила. Кроме того, нормы права, на основании которых администрация г. отказывает ей в изменении вида разрешенного использования, относятся к правилам предоставления земельных участков гражданам при обращении впервые. Земельный участок, в отношении которого она просила администрацию изменить вид использования, к моменту обращения с заявлением ей уже принадлежал на праве аренды. Она, как законный правообладатель земельного участка, решила воспользоваться своим правом, предоставленным нормами градостроительного законодательства и изменить вид уже существующего земельного участка, право аренды на который зарегистрировано в установленном законом порядке. Помимо указанного, администрацией города при отказе ей в предоставлении запрашиваемой муниципальной услуги не учтено её преимущественное право на оспариваемый земельный участок. Согласно ст. 621 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. При заключении договора аренды на новый срок условия договора могут быть изменены по соглашению сторон. В связи с толкованием норм гражданского законодательства она, как законный правообладатель (арендатор) земельного участка имеет на него преимущественное перед другими лицами право его владения и пользования, а соответственно нормы, регламентирующие первичное предоставление земельного участка, на неё распространяться в отношении такого земельного участка не могут. Согласно ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. При этом, в соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. Статьей 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Таким образом, отказ в предоставлении ей муниципальной услуги об изменении вида разрешенного использования земельного участка является незаконным. В связи с чем, просит суд: 1) Признать незаконным отказ администрации города от года № в предоставлении Мирзоян муниципальной услуги «Изменение одного вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства на другой вид такого использования», изложенный в уведомлении об отказе от года №, а именно об изменении разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером площадью 2000 кв.м., расположенного в городе по проезду в районе нежилого здания № «для организации строительства с последующим благоустройством (без права капитального строительства)» на вид использования «под объектом торгового назначения»; 2) Обязать администрацию города устранить нарушение прав Мирзоян путем изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером площадью 2000 кв.м., расположенного в городе в районе нежилого здания № в квартале с «для организации строительства с последующим благоустройством (без права капитального строительства)» на вид использования «под объектом торгового назначения».

В судебном заседании заявитель ФИО1 требования, изложенные в заявлении, поддержала в полном объеме и просила заявление удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица - администрации г. Жукова М.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, при этом пояснила суду, что ФИО1 было отказано в изменении вида разрешенного использования в связи с тем, что порядок предоставления земельных участков для строительства предусмотрен статьей 30 Земельного кодекса РФ в соответствии с которой, предоставление земельных участков для строительства осуществляется с предварительным согласованием места размещения объекта и без предварительного согласования места размещения объекта (на торгах, аукционах). Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на основании которого был предоставлен земельный участок, предусмотрен статьей 34 Земельного кодекса РФ. Правила землепользования и застройки города Ставрополя, утвержденные решением Ставропольской городской Думы от 27 октября 2010 г. № 97, не предусматривают возможности изменения вида разрешенного использования земельных участков, предоставленных в порядке ст. 34 Земельного кодекса РФ для целей, не связанных со строительством на вид разрешенного использования, предусматривающий возможность капитального строительства и предоставляемых в порядке статьи 30 Земельного кодекса РФ. На основании вышеизложенного считает, что заявленные ФИО1 требования незаконны и не подлежат удовлетворению.

Суд, выслушав заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства, их относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, считает, что заявленные ФИО1 требования обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

При этом, в соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Ст. 36 Конституции РФ закреплено за каждым гражданином право на получение в частную собственность земли.

В соответствии с ч.3 ст. 36 Конституции РФ условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

В судебном заседании установлено, что заявителю Мирзоян на основании постановления администрации города от № «О предоставлении Мирзоян земельного участка для организации строительства с последующим благоустройством в районе нежилого здания № » предоставлен в аренду на 5 лет земельный участок с кадастровым номером площадью 2000 кв.м. для организации строительства с последующим благоустройством (без права капитального строительства) в районе нежилого здания №, категория земель - земли населенных пунктов.

Указанный земельный участок сформирован как самостоятельный объект права, имеет свои идентификационные признаки, состоит на государственном кадастровом учете, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка (выпиской из государственного кадастра недвижимости) от №, выданным Федеральным бюджетным учреждением «Кадастровая палата» по Ставропольскому краю.

На основании указанного постановления между ФИО1 и Комитетом по управлению муниципальным имуществом город заключен договор аренды земельного участка в границах земель муниципального образования г для целей, не связанных со строительством от №. Договор прошел государственную регистрацию в установленном законом порядке в управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК за номером.

В январе 2013 года ФИО1 обратилась в администрацию города с письменным заявлением о предоставлении муниципальной услуги по изменению вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером с «для организации строительства с последующим благоустройством (без права капитального строительства)» на «под объект торгового назначения».

12.02.2013года заявителем получено уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Изменение одного вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства на другой вид такого использования» за №, согласно которого ей было отказано в изменении вида разрешенного использования в связи с тем, что порядок предоставления земельных участков для строительства предусмотрен статьей 30 Земельного кодекса РФ в соответствии с которой, предоставление земельных участков для строительства осуществляется с предварительным согласованием места размещения объекта и без предварительного согласования места размещения объекта (на торгах, аукционах). Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на основании которого был предоставлен земельный участок, предусмотрен статьей 34 Земельного кодекса РФ. Правила землепользования и застройки города Ставрополя, утвержденные решением Ставропольской городской Думы от 27 октября 2010 г. № 97, не предусматривают возможности изменения вида разрешенного использования земельных участков, предоставленных в порядке ст. 34 земельного кодекса РФ для целей, не связанных со строительством на вид разрешенного использования, предусматривающий возможность капитального строительства и предоставляемых в порядке статьи 30 Земельного кодекса РФ.

Вместе с тем, в силу ч.1 ст.249 ГПК РФ, в отличие от общего правила распределения обязанностей по доказыванию в гражданском процессе по делам, возникающим из публичных правоотношений, обязанность доказывания законности оспариваемых действий (бездействия), решений и обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного акта, факта его законности возложена на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лица, чьи действия (бездействие), решения выступают предметом судебной проверки.

Администрацией города не представлено доказательств законности и обоснованности отказа заявителю в изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Ст. 7 Земельного Кодекса РФ установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, в том числе земли населенных пунктов, и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Согласно ч.2 ст.37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капительного строительства.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (ч.3 ст.37 Градостроительного кодекса РФ).

В соответствии с п.3 ст.4 Федерального закона РФ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев,, предусмотренных п.5 настоящей статьи и ст. т4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.

Минэкономразвития РФ в письме от 15 февраля 2010 №Д23-490 «По вопросу разъяснения норм земельного законодательства» указало, что в случае, если в пределах границ соответствующей территориальной зоны приняты документы территориального планирования, то согласно ч.3 ст.37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой такого использования должно осуществляться в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Градостроительные регламенты устанавливаются в пределах землепользования и застройки п.8 ст.1, ч.3 ст.37 Градостроительного кодекса РФ.)

В соответствии с ч.1 ст. 35 Правил землепользования и застройки г.Ставрополя правообладатели земельных участков вправе по своему усмотрению выбирать и изменять основной вид (виды) разрешенного использования земельного участка, определенный градостроительным регламентом в пределах установленной территориальной зоны, путем подачи в уполномоченный орган уведомления о выборе или изменении основного вида (видов) разрешенного использования земельного участка, из состава установленных градостроительным планом земельного участка, при условии соблюдения требований технических регламентов.

Оспариваемый отказ в изменении разрешенного вида использования земельного участка по пр. с «для организации строительства с последующим благоустройством (без права капитального строительства)» на «под объект торгового назначения» принят в нарушение указанных норм.

Согласно ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения:…

Согласно ст. 37 Градостроительного кодекса РФ, разрешенное использование земельных участков и объектов капительного строительства может быть следующих видов:1)основные виды разрешенного использования; 2)условно разрешенные виды использования;3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капительного строительства.

Земельный участок с кадастровым номером по пр., расположен в » Правил землепользования и застройки города - зоне промышленных предприятий.

Правила землепользования и застройки города разработаны на основе генерального плана города в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Ставропольского края и города и действуют на всей территории муниципального образования города. Указанные Правила разработаны в целях: создания условий для устойчивого развития территории города, сохранения и восстановления окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий города; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; обеспечения свободного доступа физических и юридических лиц к информации и их участия в принятии решений по вопросам городского развития, землепользования и застройки; создания условий для устойчивого развития экономики и социальной сферы, привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Правила предусматривают систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах города на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих территориальных зон.

Решением Ставропольской городской Думы от 27.10.2010 N 97 утверждены Правила землепользования и застройки города Ставрополя, согласно ст. 53 которых выделена для обеспечения правовых условий формирования промышленных предприятий. В зоне допускается широкий спектр коммерческих услуг, сопровождающих производственную деятельность. Сочетание различных видов разрешенного использования недвижимости в единой зоне возможно только при условии соблюдения нормативных санитарных требований.

К основным видам разрешенного использования относятся, в том числе, предприятия оптовой, мелкооптовой, специализированной торговли и магазины розничной торговли, предприятия общественного питания.

Таким образом, изменение вида разрешенного использования земельного участка предполагается в соответствии с градостроительными нормами. Выбранный правообладателем земельного участка по пр. в районе нежилого здания № вид разрешенного использования земельного участка «под объект торгового назначения» в зоне застройки П-1 соответствует положениям Правил землепользования и застройки.

ФИО1 было подано в администрацию г. заявление об изменении вида разрешенного использования с «для организации строительства с последующим благоустройством» на «под объекты торгового назначения», соответственно запрашиваемый мною вид разрешенного использования соответствует основному виду использования земельного участка в территориальной зоне муниципального образования – зона промышленных предприятий.

Не противоречит требованиям ст. 53 ПЗиЗ испрашиваемый ею земельный участок и по предельным параметрам разрешенного строительства:1) площадь земельного участка, минимальная - не нормируется; максимальная - не нормируется; 2) максимальная высота зданий - не нормируется; 3) минимальный отступ зданий, строений и сооружений от красной линии улиц, проездов - 5 метров; 4) площадь зеленых насаждений должна занимать не менее 5 процентов территории; 5) при размещении зданий, строений и сооружений должны соблюдаться установленные законодательством нормы пожарной безопасности и законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения минимальные нормативные противопожарные и санитарно-эпидемиологические разрывы между зданиями, строениями и сооружениями, в том числе и расположенными на соседних земельных участках, а также градостроительные и строительные нормы и правила.

Кроме того, нормы права, на основании которых администрация г. отказала ФИО1 в изменении вида разрешенного использования, относятся к правилам предоставления земельных участков гражданам при обращении впервые.

Земельный участок, в отношении которого заявительница просила администрацию изменить вид использования, к моменту обращения с заявлением уже принадлежал ей на праве аренды и соответственно она обладает преимущественным правом на оспариваемый земельный участок. Так, согласно ст. 621 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. При заключении договора аренды на новый срок условия договора могут быть изменены по соглашению сторон.

В связи с толкованием норм гражданского законодательства ФИО1 имеет на оспариваемый земельный участок преимущественное перед другими лицами право его владения и пользования, а соответственно нормы, регламентирующие первичное предоставление земельного участка, на нее распространяться в отношении такого земельного участка не могут.

Следовательно, оспариваемый отказ нарушает имущественные права заявителя ФИО1.

В судебном заседании установлено, что отказ администрации города от года № в предоставлении Мирзоян муниципальной услуги «Изменение одного вида разрешенного использования земельного участка т объекта капитального строительства на другой вид такого использования», изложенный в уведомлении об отказе от года №, а именно об изменении разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером площадью 2000 кв.м., расположенного в городе по проезду «для организации строительства с последующим благоустройством (без права капитального строительства)» на вид использования «под объектом торгового назначения», не соответствует закону и нарушает права заявителя.

Согласно п.6 Постановлению Пленума Верховного суда Российской Федерации №6, Высшего арбитражного суда Российской Федерации N 8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Согласно п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Согласно ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем: признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Статьей 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-256 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Мирзоян о признании незаконными действий администрации города Ставрополя – удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации города о года № в предоставлении Мирзоян муниципальной услуги «Изменение одного вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства на другой вид такого использования», изложенный в уведомлении об отказе от года №, а именно об изменении разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером площадью 2000 кв.м., расположенного в г. «для организации строительства с последующим благоустройством (без права капитального строительства)» на вид использования «под объектом торгового назначения».

Обязать администрацию города устранить нарушение прав Мирзоян путем изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером площадью 2000 кв.м., расположенного в городе с «для организации строительства с последующим благоустройством (без права капитального строительства)» на вид использования «под объектом торгового назначения».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в краевой суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение отпечатано в совещательной комнате.

Судья С.Ф. Гусева