Дело № 2-975/2018
Мотивированное решение изготовлено 24 июля 2018 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июля 2018 года г. Кандалакша
Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:
судьи Шевердовой Н.А.
при секретаре Кузнецовой Э.Ф.,
с участием:
представителя Государственного областного казённого учреждения «Кандалакшский межрайонный центр социальной поддержки населения» ФИО3, действующей на основании доверенности от <дата>,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
Государственного областного казённого учреждения «Кандалакшский межрайонный центр социальной поддержки населения»
к ФИО4
о взыскании неправомерно полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,
установил:
Государственное областное казённое учреждение «Кандалакшский межрайонный центр социальной поддержки населения» (далее по тексту – Учреждение) обратилось в суд с иском к ФИО4 о взыскании неправомерно полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее по тексту - субсидии на оплату ЖКУ). В обоснование иска указали, что ФИО4 <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата> обращалась в Учреждение с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, одновременно представляя документы, необходимые для принятия решения о предоставлении субсидии. В качестве документов, подтверждающих свой доход и супруга ФИО1, заявитель предоставляла справки о заработной плате, выданные индивидуальным предпринимателем ФИО2 (далее по тексту – ИП ФИО2). На основании представленных документов ФИО4 по адресу: <адрес> в период с <данные изъяты> по <данные изъяты> предоставлялась субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В ходе проверки представленных документов было установлено, что при обращении за назначением субсидии в период с <данные изъяты> по <данные изъяты> ФИО4 предоставляла недостоверную информацию о своем доходе и доходе супруга, поскольку фактически ни она, ни ее супруг у ИП ФИО2 не работали. <дата> Учреждением принято решение о прекращении предоставления субсидии, назначенной на период с <дата> по <дата> до окончания периода, на который она была назначена, в связи с предоставлением заявителем заведомо недостоверной информации. Размер необоснованно полученной ФИО4 субсидии на оплату ЖКУ в период с <данные изъяты> по <данные изъяты> составил <данные изъяты>. Учреждением <дата> принято решение об удержании с ФИО4 необоснованно полученной субсидии в указанном размере. ФИО4, будучи ознакомленной с решением об удержании необоснованно полученной субсидии, согласилась с предоставлением недостоверных сведений и предъявленной суммой переплаты, в связи с трудным материальным положением просила дать возможность погашения суммы переплаты частями, начиная с <данные изъяты>. В период с <данные изъяты> по <данные изъяты> ФИО4 частично возвратила необоснованно полученную субсидию на оплату ЖКУ в размере <данные изъяты>. С учетом произведенных корректировок размер неправомерно полученной субсидии на оплату ЖКУ за период с <данные изъяты> по <данные изъяты> составил <данные изъяты> руб., остаток невозвращенной субсидии составил 172243 руб. 25 коп. Ссылаясь на положения статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, Учреждение просит взыскать с ФИО4 неправомерно полученную субсидию на оплату ЖКУ в размере 174243 руб. 25 коп.
В судебном заседании представитель Учреждения ФИО3 участвовала, в связи с произведенной ФИО4 в ходе подготовки дела к судебному разбирательству частичной оплатой задолженности в размере <данные изъяты>., уточнила исковые требования, о чем представила письменное заявление, согласно которому Учреждение просит взыскать с ФИО4 неправомерно полученную субсидию на оплату ЖКУ в размере 166687 руб. 70 коп. ФИО3 поддержала уточненные исковые требования по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснила, что в настоящее время между Учреждением и ФИО5 достигнута договоренность о рассрочке погашения задолженности.
ФИО5 участия в судебном заседании не принимала, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом, телефонограммой просила рассмотреть дело в свое отсутствие, пояснила, что знает о задолженности перед истцом, достигла соглашения с ним о погашении долга частями путем ежемесячной выплаты <данные изъяты>.
Заслушав представителя Учреждения ФИО3, изучив материалы дела, суд признаёт иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частями 1, 3, 7 и 8 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 названной статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму. Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 названной статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей. Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее по тексту - Правила).
На основании пункта 2 Правил субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
В соответствии с абзацем 1 и подпунктом «д» пункта 8 Правил для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 названных Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 названных Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением в том числе следующих документов - документов, подтверждающих доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. Для подтверждения доходов индивидуального предпринимателя представляются документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для избранной им системы налогообложения.
Согласно пункту 14 Правил заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
В пунктах 34 и 35 Правил определено, что совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абзаце втором статьи 5 и статьях 6-12 Федерального закона «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».
На основании подпункта «в» пункта 60 Правил предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, либо невыполнения требований, предусмотренных пунктом 48 названных Правил, в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования).
В соответствии с пунктом 61 Правил возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, при наличии условий, указанных в подпунктах «а» - «в» пункта 60 названных Правил, производится получателем субсидии добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.В соответствии с положениями статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьёй 1109 названного Кодекса. Правила, предусмотренные главой 60, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений.
Согласно части 1 статьи 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. По правилам статьи 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В силу положений частей 1, 3 статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В судебном заседании установлено, лицами, участвующими в деле, не оспаривались следующие обстоятельства.
ФИО4 являлась получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в заявленный в иске период ей были предоставлены субсидии на оплату ЖКУ на основании личных обращений:
заявление от <дата> на период с <данные изъяты> по <данные изъяты> – решение о предоставлении субсидии от <дата><номер> в сумме <данные изъяты>.;
заявление от <дата> на период с <данные изъяты> по <данные изъяты> – решение о предоставлении субсидии от <дата><номер> в сумме <данные изъяты>.
заявление от <дата> на период с <данные изъяты> по <данные изъяты> – решение о предоставлении субсидии от <дата><номер> в сумме <данные изъяты>.
заявление от <дата> на период с <данные изъяты> по <данные изъяты> – решение о предоставлении субсидии от <дата><номер> в сумме <данные изъяты>.
заявление от <дата> на период с <данные изъяты> по <данные изъяты> – решение о предоставлении субсидии от <дата><номер> в сумме <данные изъяты>.
заявление от <дата> на период с <данные изъяты> по <данные изъяты> – решение о предоставлении субсидии от <дата><номер> в сумме <данные изъяты>.
заявление от <дата> на период с <данные изъяты> по <данные изъяты> – решение о предоставлении субсидии от <дата><номер> в сумме <данные изъяты>.
заявление от <дата> на период с <данные изъяты> по <данные изъяты> – решение о предоставлении субсидии от <дата><номер> в сумме <данные изъяты>.
Ко всем заявлениям ФИО4 прикладывала справки ИП ФИО6 о своем размере заработной платы и размере заработной платы ее мужа ФИО1, на основании которых Учреждением выносились решения о наличии оснований для назначения субсидии.
Согласно пункту 11 Правил уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.
<дата> Учреждением был направлен запрос ИП ФИО2 о предоставлении сведений о периоде работы ФИО5 и ФИО1 и размере их заработной платы, из ответа на который следует, что ФИО4 и ФИО1 в период с <данные изъяты> по <данные изъяты> у ИП ФИО2 не числились, заработная плата им не начислялась.
Решением Учреждения от <дата><номер> выплата субсидии на оплату ЖКУ ФИО5, ранее назначенной на период с <дата> по <дата>, прекращена с <дата> в соответствии с п.п. «в» п. 60 Правил, в связи с представлением заявителем (получателем субсидии) и членами его семьи заведомо недостоверной информации.
Решением об удержании от <дата><номер> ФИО4 была проинформирована о том, что ей необоснованно выплачены субсидии за периоды с <данные изъяты> по <данные изъяты> в сумме <данные изъяты>.
Письмом от <дата> ФИО4 уведомила Учреждение о согласии с предъявленной ей суммой <данные изъяты>., одновременно просила разрешить выплачивать данную сумму частями, начиная с <данные изъяты> сроком не менее <данные изъяты> лет.
Исходящим письмом Учреждения от <дата> ФИО4 было предложено добровольно возместить необоснованно полученную субсидию в размере <данные изъяты>., данное письмо получено ответчиком <дата>.
Письмом от <дата> Учреждение уведомило ФИО4 о том, что в период с <данные изъяты> по <данные изъяты> от нее поступило платежей на сумму <данные изъяты> руб., и, в связи с тем, что платежи от нее поступают нерегулярно, потребовало добровольно возместить необоснованно полученную субсидию в размере <данные изъяты> руб. на счет Учреждения в срок до <дата>. Данное письмо получено ФИО4 <дата>.
Из представленного истцом расчета размера задолженности следует, что по состоянию на <дата> остаток долга составляет 172243 руб. 25 коп., по состоянию на <дата> остаток долга составляет 166687 руб. 70 коп. Ответчик расчёт, представленный истцом, не оспаривала, по правильности исчисления суммы полученных субсидий – <данные изъяты> руб., возражений не заявила.
Анализируя установленные по делу юридически значимые обстоятельства, доказательства, исследованные в судебном заседании, по отдельности и в совокупности, применяя указанные нормы права, суд приходит к выводу, что имеются основания для удовлетворения иска, так как ФИО4 в нарушение требований законодательства были представлены заведомо не соответствующие действительности сведения о размере заработной платы ее и члена семьи, что повлекло неправомерное и неправильное исчисление размера субсидии на оплату ЖКУ, полученные ФИО4 денежные средства в размере <данные изъяты> руб. являются неосновательно полученными, и, в соответствии с требованиями законодательства подлежат взысканию в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, за минусом добровольно возвращенной ФИО4 суммы в размере <данные изъяты>. В установленный срок для добровольного возвращения суммы необоснованной субсидии – до <дата> ФИО4 задолженность не погасила.
Таким образом, с ФИО4 в пользу истца подлежит взысканию сумма неправомерно полученной субсидии на оплату ЖКУ в размере 166687 руб. 70 коп.
При этом суд отмечает, что ответчик на стадии исполнения судебного решения не лишен права на заключение с Учреждением мирового соглашения, в том числе по порядку исполнения решения, а также вправе обратиться на основании статьи 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в суд по вопросу отсрочки или рассрочки исполнения.
Согласно пункту 2 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьёй 333. 41 названного Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
При подаче иска ценой 172243 руб. 25 коп. подлежала уплате государственная пошлина в размере 4645 руб., определением суда от <дата> Учреждению была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины до вынесения судом решения по делу. С учетом уточнения исковых требований ввиду частичного погашения ответчиком задолженности после обращения в суд, исковые требования удовлетворены в полном объеме в размере 166687 руб. 70 коп., государственная пошлина с указанной суммы составляет 4534 руб., в связи с чем с ответчика в силу п. 10 ч. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в указанном размере.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление удовлетворить, взыскать с ФИО4 в пользу Государственного областного казённого учреждения «Кандалакшский межрайонный центр социальной поддержки населения» неправомерно полученную субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 166687 руб. 70 коп.
Взыскать с ФИО4 в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в размере 4534 руб.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Н.А. Шевердова