ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-975/19 от 13.05.2019 Ленинскогого районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Решение в окончательной форме изготовлено 20 мая 2019 года

(с учетом выходных дней)

Дело № 2-975/19 (УИД: 51RS0003-01-2019-000914-45)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 мая 2019 года город Мурманск

Ленинский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой Т.С.

при секретаре Ковган Л.И.

с участием представителя истца ФИО1

представителя ответчика ФИО2

представителей третьего лица ФИО3, ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 к 2 филиалу войсковой части , федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - филиал «1 Финансово-экономическая служба» о возложении обязанности установить и произвести компенсационную выплату за хранение вооружения и боеприпасов, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО5, действуя через своего представителя ФИО1, обратилась в суд с иском к 2 филиалу в/ч , ФКУ «ОСК СФ» - филиал «1 ФЭС» о возложении обязанности установить и произвести компенсационную выплату за хранение вооружения и боеприпасов, компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований представитель истца указал в иске, а также пояснил в судебном заседании о том, что истец состоит в трудовых отношениях с 2 филиалом в/ч , занимает должность заместителя начальника отряда военизированной охраны.

Согласно пункту 15 приложения № 3 к коллективному договору, трудовому договору истца и дополнительному соглашению к нему, в состав заработной платы истца входят иные доплаты и надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2014 года № 255, в том числе установлена компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) в размере 50 % за хранение вооружения и боеприпасов в связи с непосредственной занятостью приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов. Указанная выплата начислялась и выплачивалась истцу ежемесячно на основании приказов начальника филиала войсковой части, однако после назначения ФИО5, ранее занимавшей должность стрелка, на должность заместителя начальника отряда военизированной охраны приказы о назначении ей данной выплаты работодатель издавать перестал.

Приказом начальника 2 филиала в/ч от 15 января 2019 года № 29 гражданскому персоналу была установлена компенсационная выплата за хранение вооружения и боеприпасов в размере 50 % должностного оклада за период с 01 по 31 января 2019 года, однако ФКУ «ОСК СФ» - филиал «1 ФЭС» указанный приказ был возвращен без исполнения по тем основаниям, что в соответствии с пунктом 17 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение № 2 к Приказу Минобороны Российской Федерации от 2014 года № 255) спорная выплата установлена гражданскому персоналу (военизированной охраны, заведующим хранилищами, заведующим складами, кладовщикам) арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов. По мнению финансового органа, начальствующий состав команд отряда военизированной охраны не занимается непосредственным приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов. Работодатель согласился с действиями финансового органа и повторно приказ для его реализации не направлял, в отношении ФИО5 приказ не издал.

Полагал, что действия и бездействие ответчиков, связанные с невыплатой истцу спорной компенсации, являющейся частью заработной платы, являются незаконными и нарушающими ее трудовое право.

Ссылаясь на положения Трудового кодекса Российской Федерации, указал, что только работодатель как сторона трудового договора вправе определять условия такого договора, в том числе устанавливать компенсационные выплаты, и несет за это персональную ответственность.

Выразил мнение, что действующая в Вооруженных Силах Российской Федерации система оплаты труда гражданского персонала не может противоречить нормам федерального закона в части порядка установления, начисления и выплаты заработной платы, однако отсутствие подчиненности ФКУ «ОСК СФ» - филиал «1 ФЭС» начальнику 2 филиала в/ч позволяет финансовому органу не выполнять указания работодателя, то есть нарушать дисциплину труда путем невыполнения приказа.

В свою очередь, работодатель обязан был издать и направить в ФКУ «ОСК СФ» - филиал «1 ФЭС» приказ на спорную выплату в отношении истца.

Ссылаясь на Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 541, указал, что подразделения военизированной охраны ведомственной охраны Минобороны России создаются для охраны и защиты особо важных и режимных военных объектов. Охрана и защита объектов является комплексом организационных и технических мер по обеспечению контроля над объектом, сохранности на нем материальных средств, ограждения их от противоправных посягательств и враждебных действий. Охрана объектов осуществляется путем организации деятельности подразделения ведомственной охраны на постах в сочетании с применением технических средств охраны, средств связи, сигнальных средств и служебных собак в целях своевременного обнаружения противоправных действий против объекта и его защиты.

Таким образом, военизированная охрана – это не только несение караульной службы, но и целый ряд действий и мер, предпринимаемых различными должностными лицами, в том числе заместителем начальника отряда, который отвечает за организацию непосредственной охраны вооружения и боеприпасов, непосредственный прием, сохранность и выдачу оружия и боеприпасов отряда, комплексное решение вопросов сохранности вооружения и боеприпасов; непосредственное осуществление охраны вооружения и боеприпасов, организацию учета, хранения, выдачи оружия и боеприпасов. При боевой готовности «Постоянная» он обязан осуществлять руководство работниками военизированной охраны, не менее двух раз в месяц проверять несение службы личным составом команд военизированной охраны, не менее одного раза в месяц принимать непосредственное участие в несении караульной службы по охране вооружения и боеприпасов, в связи с чем полагал, что исполнение истцом своих должностных обязанностей, вопреки позиции ответчиков, подразумевает непосредственную занятость приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов.

Уточнив исковые требования в ходе рассмотрения дела, просил обязать 2 филиал в/ч установить ФИО5 компенсационную выплату в размере 50 % от должностного оклада (тарифной ставки) за хранение вооружения и боеприпасов, предусмотренную пунктом 17 Приложения № 2 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года № 255, путем издания соответствующих приказов за период с 01 февраля 2019 года по день вступления решения суда в законную силу и направления их в ФКУ «ОСК СФ» - филиал «1 ФЭС», обязать ФКУ «ОСК СФ» - филиал «1 ФЭС» произвести истцу компенсационную выплату на основании приказов начальника 2 филиала в/ч за период с февраля 2019 года по день вступления решения суда в законную силу и взыскать в пользу истца денежную компенсацию морального вреда в сумме 2000 рублей.

Истец ФИО5 в судебное заседание не явилась, воспользовавшись правом на ведение дела через представителя в порядке статьи 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, извещалась о времени и месте судебного разбирательства.

Представитель ответчика - 2 филиала в/ч в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв относительно исковых требований, в котором полагал их обоснованными. Указал, что работодатель ежемесячно издает приказы о выплате гражданскому персоналу компенсационной надбавки, однако ФКУ «ОСК СФ» - филиал «1 ФЭС» отказывается производить спорную выплату и возвращает приказы без исполнения. Вместе с тем, должностные обязанности истца связаны с непосредственным приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов. Для усиления контроля за сохранностью оружия и боеприпасов истец выполняет обязанности по несению службы в караулах, выполняет обязанности часовых, в связи с чем ей полагается спорная выплата. Кроме того, трудовым договором, заключенным с истцом, и дополнительным соглашением к нему, а также коллективным договором истцу установлена спорная компенсационная выплата, и оснований для прекращения данной выплаты не имеется.

Представитель соответчика - ФКУ «ОСК СФ» - филиал «1 ФЭС» ФИО2 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. Пояснила, что начисление заработной платы истцу производится в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2014 года № 255. Деятельность подразделений военизированной охраны ведомственной охраны Минобороны России регламентируется приказом от 30 декабря 2001 года № 541, которым установлено, что для непосредственной охраны и защиты из караула выставляются часовые. Термин «непосредственно» употребляется как в Приказе № 255, так и в Приказе № 541, образуя их единое правоприменение. Установление гражданскому персоналу арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, компенсационной выплаты к должностному окладу (тарифной ставке) в размере 50 % согласно пункту 17 Приложения № 2 к Приказу № 255 полагается только для должностей (профессий) гражданского персонала военизированной охраны из числа работников ВОХР, непосредственно занятых охраной вооружения и боеприпасов, а не всем поименованным в штате сотрудникам ВОХР. Должность истца отнесена к старшему начальствующему составу военизированной охраны, в связи с чем она по своим должностным обязанностям не может принимать участие в непосредственной охране вооружения и боеприпасов, баз, складов и арсеналов, так как данная должность не отнесена к рядовому составу. Обратила внимание, что требования и указания начальника Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации основаны на нормах действующего законодательства и обязательны к применению. Пояснила, что ранее выплата гражданскому персоналу по соответствующим должностям производилась за счет дополнительного фонда оплаты труда. Просила в удовлетворении иска отказать.

Представители третьего лица – в/ч ФИО4, ФИО3 в судебном заседании полагали исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, поддержав позицию истца и ее представителя, ответчика 2 филиала в/ч . Обратили внимание, что спорная надбавка выполняет мотивирующую функцию, поскольку лишение работника данной надбавки приведет к снижению размера заработной платы начальствующего состава ВОХР по сравнению со стрелками, что, в свою очередь, повлечет утрату им чувства социальной справедливости, потерю желания занимать свою должность, а это скажется на уровне подготовленности отряда ВОХР и общей боевой подготовке воинской части.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 349 Трудового кодекса Российской Федерации на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходивших заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права с особенностями, установленными данным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработной платой (оплатой труда работника) признается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации работодателем устанавливаются различные системы оплаты труда, которые включают в себя доплаты и надбавки компенсационного и стимулирующего характера, а также системы премирования.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года № 255 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 05 августа 2008 года № 583" утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации" (Приложение № 2), которым предусмотрено, что система оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций включает: размеры должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок); условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера; условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера.

Согласно пункту 2 данного Приказа командиры войсковых частей, руководители организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющие полномочия работодателя, обязаны устанавливать гражданскому персоналу воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации компенсационные и стимулирующие выплаты в порядке и размерах, установленных Приложением № 2 к Приказу № 255.

Пунктом 17 Приказа Министра обороны Российской Федерации предусмотрено, что гражданскому персоналу арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) в размере 50 %.

К арсеналам, центрам, базам, складам Министерства обороны Российской Федерации по хранению вооружения и боеприпасов относятся: центры и арсеналы всех наименований, государственные специальные химические арсеналы, артиллерийские базы и склады всех наименований, базы резерва танков, самолетов, вертолетов, технические ракетные базы всех наименований, торпедные базы, отделы хранения вооружения и боеприпасов, другие базы, склады и отделы, на которых хранятся вооружение и боеприпасы; отделы хранения (хранилища, склады) вооружения и боеприпасов в составе воинских частей и организаций.

Указанная компенсационная выплата в размере 50 % установлена для работников, занимающих должности (профессии) гражданского персонала военизированной охраны, заведующий хранилищем, заведующий складом, кладовщик.

Таким образом, из содержания пункта 17 данного Приказа следует, что указанная выплата носит компенсационный характер, и для ее получения необходимо наличие одновременно двух условий: работник должен находиться на соответствующей должности и быть непосредственно занятым приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов на складе (арсенале, базе, центре) по хранению вооружения и боеприпасов.

Из положения о 2 филиале (город Мурманск) арсенала (хранения и обслуживания минно-торпедного вооружения, город Мурманск) арсенала (комплексного хранения ракет, морского подводного оружия и артиллерийских боеприпасов, 1 разряда, город Североморск, Мурманская область) 701 центра материально-технического обеспечения Северного флота, утвержденного приказом начальника арсенала от 08 июля 2016 года следует, что филиал входит в состав арсенала (комплексного хранения ракет, морского подводного оружия и артиллерийских боеприпасов, 1 разряда, город Североморск, Мурманская область) 701 центра материально-технического обеспечения Северного флота, содержится в численности арсенала и подчиняется начальнику арсенала.

Филиал предназначен для хранения, обслуживания, выдачи (отправки) и приема минно-торпедного вооружения; хранения, выдачи (отправки) и приема торпед, минного и противолодочного оружия; проведения регламентных работ, обслуживания и подготовки к выдаче на носители торпед, морских мин (пункт 2 Положения).

Основными задачами филиала являются: организация хранения морского подводного оружия в соответствующих степенях готовности, его ремонта, доставки (выдачи) соединениям, частям и кораблям флота; организация надежной охраны и обороны объектов филиала и хранимых запасов оружия, вооружения и военной техники, других материальных средств (раздел 2 Положения).

Организационно-штатная структура филиала определена штатом № 84/146-51(01), утвержденным 16 июля 2012 года начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, и представляет собой трехуровневую структуру. При этом отряд военизированной охраны относится к подразделениям обеспечения и соответствует третьему уровню филиала.

Как следует из Положения об отряде военизированной охраны 2 филиала в/ч , утвержденного начальником 2 филиала 26 ноября 2018 года, отряд военизированной охраны является самостоятельным структурным подразделением 2 филиала (город Мурманск) в/ч (филиал хранения и обслуживания минно-торпедного вооружения, город Мурманск, арсенала комплексного хранения ракет, морского подводного оружия и артиллерийских боеприпасов, город Североморск) 701 центра МТО Северного флота. В своей деятельности отряд ВОХР руководствуется Федеральным законом от 14 апреля 1999 года № 77-ФЗ «О ведомственной охране», Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 541, требованиями Устава Гарнизонной и Караульной Службы, касающейся организации и несения караульной службы, приказами начальника 701 центра, приказами командира войсковой части , а также приказами начальника филиала (город Мурманск) войсковой части и данным Положением (пункт 1 Положения).

Разделом II Положения определено, что задачей отряда военизированной охраны является: защита охраняемых объектов филиала от противоправных действий; обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектного режимов; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах.

В состав отряда военизированной охраны (город Мурманск) входят: начальник отряда; заместитель начальника отряда; старшина; начальник команды; командир отделения; стрелок.

Судом установлено, что 01 октября 2005 года между войсковой частью в лице начальника филиала и ФИО5 заключен трудовой договор, по условиям которого истец с 01 октября 2015 года была принята на работу в структурное подразделение команды ВОХР на должность стрелка ВОХР.

Порядок оплаты труда работника определен разделом 4 трудового договора, согласно которому работнику устанавливается и выплачивается система оплаты труда в соответствии с Положением об оплате труда; должностной оклад; районный коэффициент; процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера; премия в соответствии с Положением о премировании; выплата стимулирующего характера; иные доплаты и надбавки в соответствии с Приказом № 255 от 2014 года; другие вознаграждения, выплаты, доплаты и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, локальными нормативными актами предприятия (пункт 4.1).

Приказом начальника 2 филиала в/ч от 01 февраля 2019 года № 105 ФИО5 с 01 февраля 2019 года переведена на должность заместителя начальника отряда военизированной охраны, с ФИО5 заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, установлен должностной оклад в размере 8497 рублей, а также в соответствии с пунктом 17 раздела III Приказа Минобороны России от 23 апреля 2014 года № 255 компенсационная выплата в размере 50 % должностного оклада за хранение вооружения и боеприпасов непосредственно занятому приемом, хранением, сдачей и охраной вооружения и боеприпасов.

14 июня 2016 года общим собранием работников филиала войсковой части одобрен коллективный договор гражданского персонала на 2016-2019 годы, пунктом 4.5 которого предусмотрено, что оплата труда работников производится на основании Приказа Минобороны России от 23 апреля 2014 года № 255, приказа Минобороны России от 03 сентября 2011 года № 1550.

Фонд оплаты труда работников состоит из должностного оклада (тарифной ставки) сотрудника, выплат компенсационного и стимулирующего характера (пункт 4.6 коллективного договора).

К выплатам компенсационного характера относятся: районный коэффициент и процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера; ежемесячная процентная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; доплата за работу в ночное время; доплата за сверхурочную работу; доплата за работу в выходные и праздничные дни; компенсационная выплата к тарифным ставкам за совмещение профессий; компенсационная выплата за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работникам подразделений пожарной охраны; выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда; компенсационная выплата персоналу, занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов.

К стимулирующим выплатам относятся: выплата за выслугу лет; премия по итогам работы за месяц; единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года и др.

Пунктом 15 Положения об оплате труда работников филиала войсковой части , утвержденного 14 июня 2016 года начальником 2 филиала в/ч и являющегося приложением № 3 к коллективному договору, предусмотрено установление компенсационной выплаты к должностному окладу гражданскому персоналу согласно главы III, пункта 17 Приказа Минобороны России от 23 апреля 2014 года № 255.

28 декабря 2018 года начальником 2 филиала в/ч совместно с председателем ППО филиала утверждены изменения и дополнения в коллективный договор филиала в/ч , вступившие в силу с 01 января 2019 года, согласно которому пункт 15 Положения по оплате труда работников филиала войсковой части дополнен следующим абзацем: согласно граве III, пункт 17 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года № 255 компенсационную выплату в размере 50 % к окладу выплачивать гражданскому персоналу военизированной охраны, непосредственно занятому охраной вооружения и боеприпасов и занимающему следующие должности: начальник отряда ВОХР; заместитель начальника отряда ВОХР; старшина, начальники команд; командиры отделений и стрелки. Перечень объектов войсковой части, на которых хранятся вооружение и боеприпасы, охрана которых дает право на получение компенсационной выплаты: технические территории № 1, 2, 3 и 5.

Как следует из представленных ответчиком документов, указанные изменения и дополнения в коллективный договор внесены на основании Приказа Министра обороны Российской Федерации от 2001 года № 540, толкового словаря Даля.

Приказами начальника 2 филиала в/ч от 04 марта 2019 года № 188, от 28 марта 2019 года № 275 истцу установлена спорная компенсационная выплата в размере 50 % должностного оклада за хранение вооружения и боеприпасов за февраль и март 2019 года соответственно.

Указанные приказы направлены начальником 2 филиала для исполнения в ФКУ «ОСК «СФ» - филиал «1 ФЭС», однако оставлены финансово-экономической службой без исполнения.

Основанием для отказа в выплате истцу спорной компенсации явилось то обстоятельство, что данная компенсация подлежит выплате только работникам, непосредственно занятым приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, то есть работникам подразделений военизированной охраны в составе караулов, выполняющим должностные обязанности на постах (часовые), тогда как в силу своих функциональных обязанностей по занимаемой должности истец не принимает непосредственного участия в приеме, хранении, выдаче и охране вооружения и боеприпасов.

Не согласившись с данными действиями ФКУ «ОСК Северного флота» - филиал «1 ФЭС», истец обратилась в суд с рассматриваемым иском.

В соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Проверяя законность действий ответчика ФКУ «ОСК Северного флота» - филиал «1 ФЭС» по отказу истцу в выплате компенсации в размере 50 % должностного оклада за хранение вооружения и боеприпасов, суд приходит к следующему.

Должностные оклады работникам устанавливаются работодателем с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации в размерах, установленных Приложением № 1 стр. 4 к Приказу Минобороны России от 23 апреля 2014 года № 255.

Из должностной инструкции заместителя начальника отряда, с которой истец была ознакомлена, что подтверждается ее подписью, следует, что она отвечает за: профессиональную, боевую и стрелковую подготовку отряда; за организацию непосредственной охраны вооружения и боеприпасов, непосредственный прием, сохранность и выдачу оружия и боеприпасов отряда ВОХР; за комплексное решение вопросов сохранности вооружения и боеприпасов (организация учета, наличие и ведение документации); поддержание высокой боевой готовности подчиненных; воспитание, трудовую дисциплину и морально-психологическое состояние личного состава команды; состояние, сохранность и наличие документации и других материальных ценностей отряда; организацию учета личного состава команды, общую организацию работ по контролю за исполнением служебных документов; доведение до личного состава указаний начальника ВОХР, а также исполнение документов в установленные сроки; состояние документации в караульном помещении и на КПП; организацию повседневной деятельности, боевую готовность, правильное несение службы личного состава отряда ВОХР; организацию учета, хранения, выдачи оружия и боеприпасов (при замещении начальника отряда); организацию охраны объектов филиала (при замещении начальника отряда); дисциплину личного состава; выполнение мероприятий по защите государственной тайны в отряде ВОХР; своевременное и качественное выполнение приказом, распоряжений и поручений начальников; обеспечение сохранности имущества филиала, находящегося в индивидуальном (коллективном) пользовании, и имущества, находящегося на территории филиала, и несет полную материальную ответственность в случае их порчи (повреждения), утраты (повреждения) по личной вине; выполнение правил внутреннего трудового распорядка; выполнение правил и норм охраны труда.

Данной инструкцией определены должностные обязанности истца при боевой готовности «Постоянная» и при приведении в высшие степени боевой готовности («Повышенная», «Военная опасность», «Полная»).

В судебном заседании установлено, что в 2 филиале в/ч , в котором работает истец, под охраной караула ведомственной охраны находится более 120 объектов хранения вооружения и боеприпасов номенклатуры минно-торпедного вооружения.

В соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 541 "О ведомственной охране Министерства обороны Российской Федерации" подразделения военизированной охраны ведомственной охраны Минобороны России создаются для охраны и защиты особо важных и режимных военных объектов: арсеналов, баз, складов со стрелковым оружием и боеприпасами центрального, окружного, армейского, корпусного подчинения, ракетно-артиллерийского, минно-торпедного вооружения и т.д.

Пунктом 18 данного Приказа определено, что охраной и защитой объекта является комплекс организационных и технических мер по обеспечению контроля над объектом, сохранности на нем материальных средств.

Для охраны и защиты объектов из работников военизированных подразделений назначаются караулы ведомственной охраны.

Караулом ведомственной охраны называется вооруженное подразделение работников ведомственной охраны, назначенное для охраны особо важных и режимных объектов, их защиты от противоправных действий, а также для обеспечения на них пропускного режима (пункт 19 Приказа).

В состав караула назначаются: начальник караула, помощник начальника караула, помощник начальника караула (оператор) по техническим средствам охраны или смена операторов (два-три работника, один из которых может быть назначен помощником начальника караула по техническим средствам охраны), помощник начальника караула по применению караульных собак, караульные, водители транспортных средств (пункт 23 Приказа).

Таким образом, охраной объектов вооружения и боеприпасов, а также их защитой заняты караулы ведомственной охраны, что также следует из пункта 99 данного Приказа.

Для охраны и защиты других объектов из работников ведомственной охраны назначаются сторожевые группы и устанавливаются сторожевые посты (также пункт 19 Приказа).

Согласно пункту 27 Инструкции по организации деятельности ведомственной охраны Министерства обороны Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 541, оружие и боеприпасы на новый состав караула получает заступающий начальник караула под личную подпись в книге выдачи оружия и боеприпасов и выдает личному составу караула по раздаточной ведомости.

В соответствии с Инструкцией начальник группы (начальник караула) команды военизированной охраны отвечает за охрану и защиту порученных караулу объектов, боевую готовность работников вневедомственной охраны из состава, исправность технических средств охраны, ограждения, средств связи и пожаротушения на постах и в караульном помещении, транспортных средств, а также находящихся в караульном помещении оружие, боеприпасы и другое имущество согласно описи.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что право на компенсационную выплату в размере 50 % должностного оклада (тарифной ставки) имеют работники военизированной охраны, непосредственно занятые охраной вооружения и боеприпасов в составе караулов по охране и защите объектов хранения.

В соответствии с пунктом 31 Инструкции для непосредственной охраны и защиты объектов из состава караула выставляются часовые. Охрану объектов часовые осуществляют способом патрулирования между внутренним и внешним ограждениями вокруг объекта или вдоль ограждения с внутренней стороны, если объект имеет одно ограждение, путем обхода охраняемых складов, хранилищ и т.п., не имеющих ограждения, а также наблюдением с наблюдательных вышек.

Таким образом, непосредственную охрану объектов, вверенных караулу военизированной охраны Минобороны России, осуществляет часовой, а не иные должностные лица ВОХР, в том числе заступающие в караул.

С учетом установленного Приказом от 30 декабря 2001 года № 541 порядка организации деятельности ведомственной охраны Минобороны России суд приходит к выводу, что право на вышеуказанную выплату имеют вооруженные работники подразделений военизированной охраны в составе караулов и выполняющие должностные обязанности на постах (часовые).

Вместе с тем, судом установлено, что истец в силу занимаемой ею должности (заместитель начальника отряда) занята организацией и обеспечением деятельности отряда военизированной охраны и в ее должностные обязанности не входят функции, связанные с непосредственной охраной вооружения и боеприпасов.

Проанализировав представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу, что истец не имеет права на получение компенсационной выплаты за прием, хранение, выдачу и охрану вооружения и боеприпасов, в связи с чем оснований для издания приказов об установлении истцу компенсационной выплаты, предусмотренной пунктом 17 приложения № 2 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года № 255 февраль, март 2019 года у начальника 2 филиала в/ч не имелось.

Материалами дела подтверждено, что информационными письмами начальника ФКУ «ОСК СФ» – филиал «1 ФЭС», начальника филиала ФКУ «ОСК СФ» – «Центр финансово-экономического обеспечения СФ» командирам воинских частей (организаций) разъяснено, что компенсационная выплата за прием, хранение, выдачу и охрану вооружения и боеприпасов производится при условии непосредственной занятости работника приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов. При этом из указанных информационных писем следует, что работники, занятые другими функциями (административными, осуществляющие охрану прочих объектов хранения материально-технических запасов), то есть не связанные с охраной вооружения и боеприпасов, права на указанную выплату не имеют.

Указанные письма оставлены начальником 2 филиала в/ч без исполнения, напротив, начиная с 01 февраля 2019 года, на основании приказов начальника филиала истец стала выполнять обязанности по несению караульной службы по охране вооружения и боеприпасов в качестве часового, что не входит в ее обязанности по должности, относящейся к старшему начальствующему составу военизированной охраны, и не предусмотрено ее функциональными обязанностями, не предполагающими непосредственное участие в охране вооружения и боеприпасов.

Включение работодателем в трудовой договор истца путем заключения с ней дополнительного соглашения условия об оплате труда, которое противоречит требованиям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, не может порождать для истца права на выплату компенсации за хранение, прием и выдачу вооружения и боеприпасов, служить безусловным основанием для выплаты компенсации в бесспорном порядке на постоянной основе, поскольку право на получение спорной выплаты может быть установлено только при соблюдении определенных условий по ее выплате.

При этом суд также учитывает, что, как установлено пунктом 9 Приказа № 541, финансирование деятельности подразделений ведомственной охраны осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых Министерству обороны Российской Федерации. Порядок финансирования определяется Главным финансово-экономическим управлением Министерства обороны Российской Федерации.

Таким образом, условия оплаты труда работников ведомственной охраны должны определяться в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими условия для оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что у начальника 2 филиала в/ч отсутствовали правовые основания для включения спорной компенсационной выплаты в условия трудового договора в качестве оплаты труда истца.

Согласно Положению о филиале ФКУ «ОСК Северного флота» - «1 ФЭС», утвержденном приказом Командующего Северным флотом от 19 декабря 2016 года № 2439, Учреждение имеет свой лицевой счет для учета операций, осуществляемых филиалом, являющимся получателем средств в рамках бюджетных полномочий (пункт 1). Филиал обязан эффективно и результативно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым предназначением, начислять и своевременно осуществлять уплату налогов и других обязательных платежей в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, обеспечивать своевременно и в полном объеме личный состав обслуживаемых воинских частей денежным довольствием в установленных случаях, заработной платой и иными выплатами в соответствии с законодательством РФ (пункт 14).

Организация финансового обеспечения, при которой работодателем является одно лицо, а соблюдение финансовой дисциплины, выплата заработной платы, уплата налогов, как и ответственность за ненадлежащее исполнение указанных обязанностей возложены на иное лицо, предполагает проведение получателем бюджетных средств (ФКУ «ОСК Северного флота» - филиал «1 ФЭС») соответствующей ревизии поступающих к нему приказов работодателя (2 филиала в/ч ) на предмет их соответствия закону.

При таких обстоятельствах действия работодателя, не исполнившего обязанность по внесению соответствующих изменений в трудовые договоры, коллективный договор, не могут служить основанием для осуществления спорной выплаты.

Иные доводы истца и ее представителя, 2 филиала в/ч , представителей войсковой части не могут быть приняты во внимание, поскольку не имеют правового значения при разрешении спора с учетом установленных судом обстоятельств.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

Поскольку в удовлетворении основного требования истца об установлении спорной компенсационной выплаты и ее взыскания суд отказывает, оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда не имеется. При этом суд учитывает, что действиями ответчика трудовые права истца не нарушены.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО5 к 2 филиалу войсковой части , федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - филиал «1 Финансово-экономическая служба» о возложении обязанности установить и произвести компенсационную выплату за хранение вооружения и боеприпасов, компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Т.С. Кузнецова