ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-975/20 от 13.10.2020 Кропоткинского городского суда (Краснодарский край)

К делу

УИД: 23RS0022-01-2020-001832-07

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Кропоткин 13 октября 2020 года

Кропоткинский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего-судьи Сотникова И.А.,

при секретаре Малышенко С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шипицына Владимира Владимировича к Кропоткинскому филиалу ООО «Газпром» теплоэнерго Краснодар» о понуждении ресурсоснабжающей организации к исполнению обязательств и взыскании компенсации за моральный вред,

УСТАНОВИЛ:

В Кропоткинский городской суд обратился Шипицын В.В. с исковым заявлением к Кропоткинскому филиалу ООО «Газпром» теплоэнерго Краснодар» о понуждении ресурсоснабжающей организации к исполнению обязательств и взыскании компенсации за моральный вред.

В качестве оснований для исковых требований истец ссылается на нарушение ответчиком Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 (п.п.6, 7, 31, 33) при оказании ему услуги теплоснабжения в жилом помещении по адресу: <адрес>, что выразилось в превышении нормативной температуры в его квартире 04 и 05 марта 2020. Превышение температуры было зафиксировано актами с его участием и участием управляющей компании ООО «Микрорайон». О нарушении качества услуг он информировал ответчика, но ответ на его обращение дали только 10.06.2020, где сообщили о некорректном составлении актов, отсутствии ранее обращений от него. Истец считает, что ответчик нарушил его право на проведение проверки качества предоставляемых услуг, лишил возможности требовать снижения платы за услуги, причинил ему физические и нравственные, выразившиеся в отсутствии душевного равновесия. Истец просит признать факт нарушения качества предоставляемых ответчиком услуг, обязать ответчика произвести перерасчёт платы за некачественно оказываемую услугу отопления в период с 04.03.2020 по дату и время, указанные в акте о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, составленном в соответствии с п. 113 Правил, взыскать с ответчика 50000 руб. в счёт компенсации морального вреда.

В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении заявленных им требований в полном объеме, пояснив, что он является собственником доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, проживает в ней, пользуется коммунальными услугами, в том числе отоплением, самостоятельно оплачивает их. За отопление он оплачивает по квитанциям непосредственно ООО «Газпром теплоэнерго Краснодар». В марте 2020 года в его квартире было жарко, и он по телефону и посредством электронной почты сообщил об этом диспетчеру предприятия. Также, с участием представителя управляющей компании 4 и 5 марта 2020 г. в его жилом помещении были составлены акты параметров качества коммунальной услуги, с отражением замеров температуры, которая превышала допустимую. На его обращение ответчик своевременно не отреагировал, акт нарушения качества услуги не составил, письменный ответ ему направил только после разбирательства прокуратурой.

Ответчик письменным отзывом на иск возражал против его удовлетворения, заявив об отсутствии доказательств нарушения качества услуг отопления, предоставляемых Шипицыну В.В. Ссылаясь на договор ресурсоснабжения №1/2017 от 01.01.2020, заключенный между ООО «Газпром теплоэнерго Краснодар» и ООО «Микрорайон», согласно которому границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон является фундамент многоквартирного дома, в котором проживает Шипицын В.В. Таким образом за качество коммунальных услуг в многоквартирном доме по адресу: <адрес><адрес>, в том числе отопления, несёт ответственность управляющая этим домом компания – ООО «Микрорайон». Со стороны управляющей компании в адрес предприятия претензий по качеству, уведомлений о нарушении режима теплоснабжения, об участии в составлении актов проверки не поступало. Кроме того, ответчик считает недоказанным факт нарушения параметров качества коммунальной услуги из-за нарушения истцом порядка составления актов, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года, Правилами организации теплоснабжения в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ № 808 от 08.08.2012 года. Нарушения, по его мнению, выразились в составлении акта без участия представителей теплоснабжающей организации или двух незаинтересованных лиц, в отсутствии замеров температуры теплоносителя на вводе в дом, в отсутствии выводов о времени начала нарушения качества услуги. Отсутствие доказательств нарушения качества коммунальных услуг не позволяет произвести перерасчёт платы за них потребителю. Также и в части компенсации морального вреда ответчик считает, что истцом не предоставлены доказательства о несении им физических или нравственных страданий, в связи с чем просит отказать в иске Шипицына В.В. в полном объеме. В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы отзыва на иск, считая недоказанным нарушение прав потребителя и качества услуг со стороны ООО «Газпром теплоэнерго Краснодар».

Третье лицо – ООО «Микрорайон» письменным отзывом на иск сообщило суду, что является управляющей компанией в многоквартирном доме по адресу: <адрес>. Договор теплоснабжения между ООО «Микрорайон» и Шипицыным В.В. не заключался, услуги отопления оплачиваются им непосредственно ООО «Газпром теплоэнерго Краснодар», который, в силу п. 2, 8, 149 Правил предоставления коммунальных услуг, и должен нести ответственность перед потребителем за качество услуг. Согласно актам от 04 и 05 марта 2020 года было установлено превышение температуры воздуха в квартире истца более чем на 4 градуса. Считает иск подлежащим удовлетворению за счёт ответчика ООО «Газпром теплоэнерго Краснодар». В судебном заседании представитель третьего лица поддержал доводы отзыва на иск.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.

Как следует из акта проверки параметров качества коммунальной услуги от 04 марта 2020 г., проведенной в 11 часов 26 минут инженером ООО «Микрорайон» Решетниковым Е.А. с участием собственника квартиры № по адресу: <адрес>, Шипицына В.В. с использованием прибора «Кельвин 911» установлено: «tвоздуха - +16оС tк1 – 28,6оСtк2 – 26,2оСtк3 – 29,7оСtкух – 27,5оС». Акт, составленный в 2 экземплярах, содержит вывод о несоответствии этих параметров требованиям Правил предоставления коммунальных услуг и подписи от имени Решетникова Е.А. и Шипицына В.В. (л.д. 29).

Как следует из акта проверки параметров качества коммунальной услуги от 05 марта 2020 г., проведенной в 14 часов 50 минут инженером ООО «Микрорайон» Решетниковым Е.А. с участием собственника квартиры № по адресу: <адрес><адрес>, Шипицына Н.В. с использованием прибора «пирометр Кельвин 911» установлено: «tвоздуха - 22оС tк1 – 27,3оСtк2 – 26,9оСtк3 – 27оСtкух – 27,5оС». Акт, составленный в 2 экземплярах, содержит вывод о несоответствии этих параметров требованиям Правил предоставления коммунальных услуг и подписи от имени Решетникова Е.А. и Шипицына Н.В. (л.д.30).

Согласно сведениям о переписке посредством электронной почты между Шипицыным Владимиром Владимировичем «shipitsynvv@gmail.com» и Кропоткинский филиал ООО «Газпром теплоэнерго Краснодар» «krop-teplo@mail.ru», представленной истцом, 04.03.2020 в 11.44 им в адрес ООО было направлено сообщение о составлении акта о несоответствии температуры с просьбой перерасчета за некачественную услугу, с приложением во вложении самого акта. Ответом от 04.03.2020 (в 14.41) делопроизводителя Газарян Н.И. ему сообщено о нечитаемости акта, просьбе предоставить его оригинал и официальное заявление. Повторным обращением в 15.07 Шипицын В.В. сообщил об уже состоявшейся отправке оригинала и возможностью самостоятельного обращения за экземпляром лучшего качества в ООО «Микрорайон». Информацией от 05.03.202 (в 09.13) делопроизводителя Газарян Н.И., Шипицину В.В. сообщено о необходимости оформления его обращения в соответствии с законом РФ от 02.05.2006 № 59-ФЗ. Сообщением от 06.03.2020 (в 11.03) Шипицын В.В. уведомил ООО «Газпром теплоэнерго Краснодар» о выявленном вчера превышении температуры в него в квартире и составлении соответствующего акта с просьбой учесть данную информацию при рассмотрении его обращения. (л.д.16).

Согласно ответам (от 10.06.2020 №06/904, от 17.06.2020 №06/917, от 22.06.2020 №06/932) ООО «Газпром теплоэнерго Краснодар» на обращения Шипицына В.В. ему разъяснено, что в марте 2020 г. ни от него, ни от управляющей организации сведений о проведении проверки качества услуг отопления в многоквартирном <адрес> не поступало. Заявителю сообщено, что документальные доказательства нарушения качества услуг отопления отсутствуют, что ответственность за коммунальные услуги несёт ООО «Микрорайон», как управляющее внутридомовыми коммуникациями. (л.д.9-15).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права 23-АИ 574977 от 30.04.2011 года, Шипицын Владимир Владимирович является собственником 1/4 доли жилого помещения по адресу: <адрес>. (л.д.35).

Согласно постановлению администрации Кропоткинского городского поселения №1052 от 08.12.2014 (в редакции от 01.11.2018) ООО «Газпром теплоэнерго Краснодар» наделено статусом единой теплоснабжающей организации, осуществляющей теплоснабжение и горячее водоснабжение в г. Кропоткине. (л.д.30).Согласно договору ресурсоснабжения для содержания общего имущества многоквартирных домов №1/2017 от 01.01.2020, ООО «Газпром теплоэнерго Краснодар» (ресурсоснабжающая организация) поставляет горячую воду ООО «Микрорайон» (исполнитель) для содержания общего имущества многоквартирных домов, в том числе многоквартирного <адрес>, <адрес>л.д.31-45).

Истец обращался с жалобой на действия ответчика в прокуратуру, что подтверждается представленными им документами, из которых следует, что при рассмотрении обращения Шипицына В.В. в ООО «Газпром теплоэнерго Краснодар» по поводу качества оказываемых услуг были допущены нарушения законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан, в целях устранения которых внесено представление. В отношении сотрудника ООО «Газпром теплоэнерго Краснодар», допустившего нарушение порядка регистрации и рассмотрения обращения Шипицина В.В. отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.59 КоАП РФ. Сведений о нарушении качества коммунальных услуг со стороны ООО «Газпром теплоэнерго Краснодар» представленная истцом переписка с органами прокуратуры не содержит.

Отношения между сторонами по настоящему делу регулируются нормами Гражданского (ст.ст.426,539,540,542), Жилищного кодексов РФ (ст.ст.30,153,155) Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 (далее по тексту Правила №354), Правилами организации теплоснабжения в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ №808 от 08.08.2012 (далее по тексту Правила №808).

Согласно п.109 Правил №354 установлены требования к содержанию акта проверки качества коммунальной услуги, а именно: если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качествакоммунальной услуги, а в случаях, указанных в пункте 148(54) настоящих Правил, также информация, указанная в пункте 124(11) Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила организации теплоснабжения). Пунктом 148(53) предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на условиях и в порядке согласно приложению N 3 к настоящим Правилам при соблюдении, в том числе при условии: нарушение качества коммунальной услуги по отоплению и (или) перерывы в предоставлении коммунальной услуги поотоплению возникли в результате несоблюдения значений параметров качества теплоснабжения и (или) параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, определяемых в точке поставки на границе раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, факт которого зафиксирован по коллективным (общедомовым) приборам учета тепловой энергии в многоквартирных домах (индивидуальным приборам учета в жилых домах) в порядке, установленном в соответствии с Правилами организации теплоснабжения (п.п. «б»).

Правилами № 808 предусмотрено, что в случае несоблюдения единой теплоснабжающей организацией включенных в договор теплоснабжения значений параметров качества теплоснабжения и (или) параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, единая теплоснабжающая организация обеспечивает снижение размера платы за поставляемую тепловую энергию (мощность) в порядке, предусмотренном пунктами 124(8) - 124(15) настоящих Правил. (п.124(7). Под несоблюдением единой теплоснабжающей организацией включенных в договор теплоснабжения значений параметров качества теплоснабжения и (или) параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, понимается зафиксированный в порядке, предусмотренном пунктами 124(10) - 124(12) настоящих Правил, факт отклонения значений параметров качества теплоснабжения и (или) параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, за пределы разрешенных отклонений, установленные в соответствии с пунктом 124(4) настоящих Правил (далее - факт нарушения качества теплоснабжения). Факт нарушения качества теплоснабжения фиксируется по показаниям приборов учета тепловой энергии и теплоносителя. (п.124(8)).

Как следует из имеющихся материалов дела и представленных истцом доказательств такие условия для производства перерасчёта платы за отопление отсутствуют.

Акты от 04 и 05 марта 2020 года с отражением температуры внутри жилого помещения составлены без уведомления и участия представителя ответчика: теплоснабжающей организации ООО «Газпром теплоэнерго Краснодар», без замера температуры теплоносителя и фиксации показаний прибора учёта тепловой энергии, что не позволяет суду принять указанные документы в качестве допустимых доказательств. Каких-либо других доказательств нарушения качества услуг отопления в жилом помещении по адресу: <адрес>, <адрес><адрес> не имеется.

Предъявление иска в порядке защиты прав потребителей, в силу ст. 56 ГПК РФ, не освобождает заявителя от обязанности доказывания самого факта нарушения его прав и законных интересов, подлежащих судебной защите, и причастности к этому ответчика.

Один только факт повышенной, по мнению истца Шипицына В.В., температуры воздуха в его квартире 04 и 05 марта 2020 г. не может свидетельствовать об однозначной ответственности за это только теплоснабжающей организации в лице ответчика: ООО «Газпром теплоэнерго Краснодар».

Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно ст. 10 ГК РФ, не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Оценив в совокупности все представленные по делу доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что факт предоставления истцу коммунальных услуг ненадлежащего качества в ходе судебного разбирательства не нашел своего подтверждения, факт причинения истцу физических и нравственных страданий действиями ответчика представленными по делу доказательствами не подтвержден, в связи с чем законных оснований для взыскания с ответчика компенсации морального вреда в размере 50000 руб.также не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных исковых требований Шипицына Владимира Владимировича к Кропоткинскому филиалу ООО «Газпром» теплоэнерго Краснодар» о понуждении ресурсоснабжающей организации к исполнению обязательств и взыскании компенсации за моральный вред, отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Кропоткинский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 19 октября 2020 года.

Председательствующий