ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-975/2014 от 20.02.2014 Прикубанского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу №2-975/2014

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 20 февраля 2014 года    Прикубанский районный суд г. Краснодара

 в составе:

 председательствующего        Карасевой Л.Г.

 при секретаре                Арцыбашевой И.А.,

 с участием прокурора            Юрьевой Э.Ю,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Прикубанского округа г. Краснодара в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 о признании бездействия незаконным и устранении допущенных нарушений закона,

 УСТАНОВИЛ:

 Прокурор Прикубанского округа г. Краснодара в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчику о признании бездействия незаконным и обязании устранить допущенные нарушения закона, ссылаясь на то, что в ходе проведенной Прокуратурой Прикубанского округа гор. Краснодара с привлечением специалистов Управления Государственного строительного надзора Краснодарского края, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Краснодарском крае, Отдела надзорной деятельности Прикубанского внутригородского округа <адрес>, Государственной жилищной инспекции края проверки соблюдения градостроительного и иного законодательства при строительстве многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> были выявлены многочисленные грубые нарушения градостроительного законодательства, законодательства о пожарной безопасности, придомовая территория многоквартирного дома не организована, отсутствует четкое функциональное зонирование с размещением площадок отдыха, игровых, спортивных, хозяйственных площадок, гостевых стоянок автотранспорта, что нарушает п. 2.3 СанПиН 2.1.2.2645-10. Допущенные при строительстве указанного многоквартирного жилого дома грубые нарушения законодательства создают предпосылки к возникновению пожароопасных ситуаций, препятствуют своевременному их предотвращению и пресечению, делают нахождение и проживание в доме, а также в близи от него небезопасным для жизни и здоровья, могут привести к уничтожению или порче имущества граждан. Застройщиком многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> является Ю.Б.

 В связи с изложенным истец вынужден был обратиться в суд и просит признать бездействие ответчика Ю.Б., выразившиеся в нарушении требований действующего законодательства при строительстве многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, незаконными; обязать застройщика Ю.Б. устранить допущенные при строительстве многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, нарушения законодательства, привести многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, в соответствие с проектной документацией, требованиями технических регламентов, иных требований законодательства Российской Федерации.

 В судебном заседании пом. прокурора Прикубанского округа г. Краснодара И.М. поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, и настаивала на их удовлетворении.

 Представитель ответчика Ю.Б. по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме.

 Представитель третьего лица Управления Государственного строительного надзора Краснодарского края по доверенности ФИО3 в судебном заседании подержал исковые требования прокурора и просил их удовлетворить.

 Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

 В судебном заседании установлено, что согласно справке от 19.08.2013 г. ведущего консультанта государственного строительного надзора городских округов Управления Госстройнадзора Краснодарского края Г.Ш. о результатах проверки объекта капитального строительства - многоэтажный многоквартирный жилой дом, расположенный: <адрес>, от 19.08.2013 при строительстве объекта нарушены требования следующих нормативных правовых актов:

     «Свод правил СП 54.13330.2011 «СНиП 31-01-2003. Здания жилые многоквартирные» (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 24.12.2010 №778):

     п. 4.5 Свода правил, согласно которому в жилых зданиях следует предусматривать: отопление, вентиляцию, противодымовую защиту - в соответствии со СП 60.13330. Противопожарный водопровод, противодымную защиту следует предусматривать в соответствии с требованиями СП 10.13130 и СП 7.13130. Фактически в здании отсутствует противодымная вентиляция, противопожарный водопровод, противодымная защита;

     согласно п. 4.6 Свода правил в жилых зданиях следует предусматривать электроосвещение, силовое электрооборудование, телефонизацию, радиофикацию, телевизионные антенны и звонковую сигнализацию, а также автоматическую пожарную сигнализацию, системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре, средства спасения людей, системы противопожарной защиты в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности. Фактически в здании отсутствуют телефонизация, радиофикация, телевизионные антенны и звонковая сигнализация, а также автоматическая пожарная сигнализация, системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре.

     Федеральный закон от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в частности, положения п. 4 ст. 98 данного Закона, согласно которому к зданиям, сооружениям и строениям по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей с одной стороны при ширине здания, сооружения или строения не более 18 метров и с двух сторон при ширине более 18 метров, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов. Фактически подъезд к зданию с двух сторон не обеспечен;

     Свод правил СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 28.12.2010 №820) - нарушен п.7.1, согласно которому между длинными сторонами жилых зданий следует принимать расстояния (бытовые разрывы): для жилых зданий высотой 4 этажа - не менее 20 м. Фактически расстояние между зданиями менее 20 м.; СНиП 2.07.01-89*. «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

 - п. 2.13. При проектировании жилой застройки следует предусматривать размещение площадок. Для автомобильных стоянок удельный размер площадок - 0,8 кв.м./чел. Фактически автомобильная стоянка при пятиэтажном с мансардой многоквартирном жилом доме отсутствует.

 По информации Отдела надзорной деятельности Прикубанского внутригородского округа города Краснодара от 12.08.2013 № при строительстве указанного выше многоквартирного жилого дома допущены следующие нарушения законодательства о пожарной безопасности:

     на мансардном этаже несущие элементы имеют предел огнестойкости менее R 45 и класс пожарной опасности ниже КО, ограждающие конструкции этого этажа не отвечают требованиям надстраиваемого здания;

     при применении деревянных конструкций на мансардном этаже не предусмотрена конструктивная огнезащита;

     из помещений квартир мансардного этажа не предусмотрены аварийные выходы, выполненные согласно п. 6.20* СНиП 21-01-97* (выход на балкон или лоджию с глухим простенком не менее 1,2 м от торца балкона (лоджии) до оконного проема (остекленной двери) или не менее 1,6 м между остекленными проемами, выходящими на балкон (лоджию);

     на территории многоквартирного жилого дома не предусмотрено устройство наружного водоснабжения;

     конструктивные, объемно-планировочные и инженерно-технические решения здания не обеспечивают в случае пожара: эвакуацию людей в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара; возможность проведения мероприятий по спасению людей; возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение зданий и сооружений; возможность подачи огнегушащих веществ в очаг пожара; нераспространение пожара на соседние здания и сооружения.

         Согласно сведений Федерального бюджетного учреждения здравоохранения Центра гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае придомовая территория многоквартирного дома по адресу: <адрес> не организована, отсутствует четкое функциональное зонирование с размещением площадок отдыха, игровых, спортивных, хозяйственных площадок, гостевых стоянок автотранспорта, что нарушает п. 2.3 СанПиН 2.1.2.2645-10.

 Таким образом, в результате проведенной прокуратурой округа с привлечением специалистов Управления Государственного строительного надзора Краснодарского края, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Краснодарском крае, Отдела надзорной деятельности Прикубанского внутригородского округа города Краснодара, Государственной жилищной инспекции края проверки выявлены многочисленные грубые нарушения законодательства, допущенные застройщиком Ю.Б.. при строительстве многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, что подтверждает несоответствие построенного застройщиком объекта, проектной документацией, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов.

 Застройщиком многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> является Ю.Б.

 Решением Прикубанского районного суда от 18.12.2012 по иску Администрации МО гор. Краснодар к Ю.Б. о сносе самовольного строения Администрации МО гор. Краснодар отказано в удовлетворении исковых требований, за Ю.Б. признано право собственности на недвижимое имущество по адресу: <адрес>.

 Согласно п. 16 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

 В соответствии с ст. 52 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 Виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

 Лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы но строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

 Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.

 В соответствии со ст. 34 Федерального закона РФ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрена обязанность граждан соблюдать требования пожарной безопасности.

 Допущенные при строительстве указанного многоквартирного жилого дома грубые нарушения законодательства создают предпосылки к возникновению пожароопасных ситуаций, препятствуют своевременному их предотвращению и пресечению, делают нахождение и проживание в доме, а также в близи от него небезопасным для жизни и здоровья, могут привести к уничтожению или порче имущества граждан.

 В соответствии с ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты права является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

 Согласно п. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

 Кроме того, исковые требования подлежат удовлетворению в силу требований ч.3 ст. 173 ГПК РФ, согласно которой при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

     При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.

 Руководствуясь ст.12, 1065 ГК РФ, ст. 1,54 Градостроительного кодекса РФ, Федеральным законом РФ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст. ст. 173, 194-198 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Исковые требования прокурора Прикубанского округа г. Краснодара в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 о признании бездействия незаконным и устранении допущенных нарушений закона – удовлетворить.

 Признать действия ФИО1, выразившиеся в нарушении требований действующего законодательства при строительстве многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> – незаконными.

 Обязать ФИО1 устранить допущенные при строительстве многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, нарушения законодательства, привести многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, в соответствие с проектной документацией, требованиями технических регламентов, иных требований законодательства Российской Федерации.

 Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Прикубанский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

         Решение принято в окончательной форме – 20.02.2014 г.

 Председательствующий