УИД: 47RS0009-01-2021-000814-62
Дело № 2- 975/2021 | 07 сентября 2021 года |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кировский городской суд Ленинградской области в составе
председательствующего судьи АндрееваИ.А.,
при секретаре ВитовичД.Ю.,
с участием:
представителя истца по доверенности от 27 июля 2018 года КипаВ.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гревал Ирины Сергеевны к Ленинградскому областному государственному казенному учреждению "Центр социальной защиты населения" о признании незаконным отказа в назначении пособия при рождении ребенка от 02.02.2021, возложении обязанности выплатить пособие при рождении ребенка, денежной компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ГревалИ.С. обратилась в суд с иском к Ленинградскому областному государственному казенному учреждению "Центр социальной защиты населения" о признании незаконным отказа в назначении пособия при рождении ребенка от 02.02.2021, возложении обязанности выплатить пособие при рождении ребенка, денежной компенсации морального вреда в сумме 15000 руб.
В обоснование исковых требований указано следующее. 25.01.2021 в Кировский филиал ЛОГКУ "Центр социальной защиты населения" подано заявление на выплату гражданке РФ ГревалИ.С. единовременного пособия при рождении ребенка, родившегося на территории Великобритании. Распоряжением от 02.02.2021 отказано в предоставлении государственной услуги в связи с отсутствием у заявителя права на получение государственной услуги. В распоряжении указано, что не представлена справка о рождении ребенка (форма № 1), выданная органами ЗАГС. В заявлении о предоставлении государственной услуги не проставлены отметки, подтверждающие отсутствие факта трудоустройства и осуществления деятельности в качестве ИП. Обжалуемое решение принято с нарушением требований действующего законодательства: ст.ст.3, 11 федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Кроме того, данным отказом истцу причинен моральный вред, выразившийся в нарушение прав на получение социальной поддержки и помощи, связанным с материнством и рождением ребенка. За защитой нарушенных прав истец обратилась в суд.
Истец о времени и месте судебного заседания извещен, не явился, обеспечил явку представителя, поддержавшего исковые требования.
Ответчик ЛОГКУ "Центр социальной защиты населения" о времени и месте судебного заседания извещен, явку представителя не обеспечил, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, согласно отзыву возражал против исковых требований, указав следующее. В силу п.28 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (утв. приказом Минтруда России от 29.09.2020 N 668н) предоставление вместе с заявлением о получении пособия при рождении ребенка Справка о рождении ребенка по форме № 1 является обязательным. Справка не была предоставлена. Возмещение денежной компенсации морального вреда по основанию отказа в предоставлении государственной услуги в виде выплаты пособия при рождении ребенка не предусмотрено действующим законодательством РФ (л.д.64-68).
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные исковые требования относительно предмета спора, Управление по опеке и попечительству администрации Кировского муниципального района Ленинградской области о времени и месте судебного заседания извещено, явку представителя не обеспечило.
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующее.
Согласно ст.11 федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. В случае рождения двух или более детей указанное пособие выплачивается на каждого ребенка.
В соответствии с п.28 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (утв. приказом Минтруда России от 29.09.2020 N 668н – в редакции на дату принятия обжалуемого решения) для назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка представляются:
а) заявление о назначении пособия;
б) справка о рождении ребенка (детей), выданная органами записи актов гражданского состояния; копия свидетельства о рождении ребенка, выданного консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, - при рождении ребенка на территории иностранного государства, а в случаях, когда регистрация рождения ребенка произведена компетентным органом иностранного государства:
документ и его копия, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный и удостоверенный штампом "апостиль" компетентным органом иностранного государства, с удостоверенным переводом на русский язык - при рождении ребенка на территории иностранного государства - участника Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, заключенной в Гааге 5 октября 1961 г.;
документ и его копия, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный компетентным органом иностранного государства, переведенный на русский язык и легализованный консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации - при рождении ребенка на территории иностранного государства, не являющегося участником указанной в настоящем подпункте Конвенции;
документ и его копия, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный компетентным органом иностранного государства, переведенный на русский язык и скрепленный гербовой печатью - при рождении ребенка на территории иностранного государства, являющегося участником Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в городе Минске 22 января 1993 г.;
в) справка с места работы (службы, органа социальной защиты населения по месту жительства) другого родителя о том, что пособие не назначалось, - в случае, если оба родителя работают (служат), а также, если один из родителей ребенка не работает (не служит) или обучается по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях, а другой родитель ребенка работает (служит). Справка не представляется лицами, указанными в абзаце четвертом пункта 27 настоящего Порядка;
г) заверенные выписки из трудовой книжки, военного билета или другого документа о последнем месте работы (службы, учебы) и (или) сведения о трудовой деятельности - в случае, если назначение и выплата пособия осуществляются органом социальной защиты населения.
В случае отсутствия у лица, имеющего право на получение единовременного пособия при рождении ребенка, трудовой книжки и (или) сведений о трудовой деятельности в заявлении о назначении единовременного пособия при рождении ребенка получатель указывает сведения о том, что он нигде не работал и не работает по трудовому договору, не осуществляет деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, не относится к иным физическим лицам, профессиональная деятельность которых в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;
д) выписка из решения об установлении над ребенком опеки (копия вступившего в законную силу решения суда об усыновлении, копия договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью) - для лица, заменяющего родителей (опекуна, усыновителя, приемного родителя);
е) копия документа, удостоверяющего личность, с отметкой о выдаче вида на жительство или копия удостоверения беженца (для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, а также для беженцев) - в случае, если назначение и выплата пособия осуществляются органом социальной защиты населения;
ж) копия разрешения на временное проживание для иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих на территории Российской Федерации и не подлежащих обязательному социальному страхованию.
В случае обращения за назначением единовременного пособия при рождении ребенка в орган социальной защиты населения по месту фактического проживания либо по месту пребывания дополнительно представляется справка из органа социальной защиты населения по месту жительства о том, что пособие не назначалось и не выплачивалось;
з) копии документов, подтверждающих статус, а также справка из территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации об отсутствии регистрации в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации в качестве страхователя и о неполучении единовременного пособия при рождении ребенка за счет средств обязательного социального страхования для физических лиц, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, иных физических лиц, профессиональная деятельность которых в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, - в случае, если назначение и выплата им единовременного пособия при рождении ребенка осуществляются органами социальной защиты населения;
и) свидетельство о расторжении брака, - в случае, если брак между родителями расторгнут;
к) документ, подтверждающий совместное проживание на территории Российской Федерации ребенка с одним из родителей, выданный организацией, уполномоченной на его выдачу, - для лиц, указанных в абзаце четвертом пункта 27 настоящего Порядка.
В случае если единовременное пособие при рождении ребенка назначается органом социальной защиты населения и при этом документ, подтверждающий совместное проживание на территории Российской Федерации ребенка с одним из родителей, не представлен лицами, указанными в абзаце четвертом пункта 27 настоящего Порядка, по собственной инициативе, факт совместного проживания на территории Российской Федерации ребенка с одним из родителей органами социальной защиты населения устанавливается в порядке межведомственного информационного взаимодействия с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (далее - межведомственное взаимодействие), путем направления межведомственного запроса.
Орган социальной защиты населения в течение двух рабочих дней с даты регистрации заявления запрашивает у федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, сведения о гражданах Российской Федерации, зарегистрированных по месту жительства лица, указанного в абзаце четвертом пункта 27 настоящего Порядка.
Межведомственный запрос направляется в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.
25.01.2021 представителем ГревалИ.. по доверенности КипаВ.К. в ЛОГКУ "Центр социальной защиты населения" филиал в Кировском районе подано заявление о предоставлении государственной услуги на получение единовременного пособия при рождении ребенка (л.д.40-43).
К указанному заявлению были приложены следующие документы, что отражено в самом заявлении: - согласие на обработку персональных данных; - документ, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный и удостоверенный штампом "апостиль" компетентным органом иностранного государства, с удостоверенным переводом на русский язык; - справка о реквизитах кредитной организации и открытого в ней счета для перечисления денежных средств; - нотариальная доверенность; - справка об отсутствии трудовой книжки; - паспорт гражданина РФ; - справка посольства.
В информационных ресурсах Пенсионного фонда России отсутствуют сведения о трудовой деятельности Гревал И.С. на дату обращения за указанным пособием (л.д.44-46).
Гражданство Российской Федерации у ГревалИ.С. подтверждается копией паспорта (л.д.49-50).
ГревалИ.С. является участником системы обязательного пенсионного страхования (СНИЛ № – л.д.49).
Материал выплатного дела по обращению ГревалИ.С. также содержит документ, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный и удостоверенный штампом "апостиль" компетентным органом иностранного государства, с удостоверенным переводом на русский язык (л.д.51-56), согласно которому родителями А.Р.А.Д., ДД.ММ.ГГ года рождения, являются: мать ГревалИ., отец А.А.Д. (л.д.53).
Материал выплатного дела по обращению ГревалИ.С. также содержит справку Посольства РФ в Соединенном королевстве Великобритании и Северной Ирландии от 22.10.2020, согласно которой удостоверено заявление ГревалИ.С. о приеме в гражданство РФ А.Р.А.Д. (л.д.58).
Коме того, в материале выплатного дела имеются два заявления от 25.01.2021, 01.02.2021 представителя ГревалИ.С. по доверенности КипаВ.К. о том, что у ГревалИ.С. нет трудовой книжки, доходов за последние 12 месяцев не имеет, ее супруг гражданин <данные изъяты> трудовой книжки также не имеет (л.д.60-61).
Распоряжением от 02.02.2021 ответчиком отказано в предоставлении государственной услуги в связи с отсутствием у заявителя права на получение государственной услуги. В распоряжении указано, что не представлена справка о рождении ребенка (форма № 1), выданная органами ЗАГС. В заявлении о предоставлении государственной услуги не проставлены отметки, подтверждающие отсутствие факта трудоустройства и осуществления деятельности в качестве ИП (л.д.57).
Суд находит необоснованным отказ в предоставлении государственной услуги в выплате пособия по рождению ребенка, основанный на обязанности заявителя Гревал И.С. предоставить справка о рождении ребенка (форма № 1), выданная органами ЗАГС.
Исходя из системного толкования пп. «Б» п.28 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (утв. приказом Минтруда России от 29.09.2020 N 668н – в редакции на дату принятия обжалуемого решения) для назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка представляются:
б) справка о рождении ребенка (детей), выданная органами записи актов гражданского состояния; копия свидетельства о рождении ребенка, выданного консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, - при рождении ребенка на территории иностранного государства, а в случаях, когда регистрация рождения ребенка произведена компетентным органом иностранного государства:
документ и его копия, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный и удостоверенный штампом "апостиль" компетентным органом иностранного государства, с удостоверенным переводом на русский язык - при рождении ребенка на территории иностранного государства - участника Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, заключенной в Гааге 5 октября 1961 г.;
документ и его копия, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный компетентным органом иностранного государства, переведенный на русский язык и легализованный консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации - при рождении ребенка на территории иностранного государства, не являющегося участником указанной в настоящем подпункте Конвенции;
документ и его копия, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный компетентным органом иностранного государства, переведенный на русский язык и скрепленный гербовой печатью - при рождении ребенка на территории иностранного государства, являющегося участником Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в городе Минске 22 января 1993 г.;
То есть, пп. «Б» п.28 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (утв. приказом Минтруда России от 29.09.2020 N 668н – в редакции на дату принятия обжалуемого решения) выделял три отдельных вида документов:
-во-первых, справка о рождении ребенка (детей), выданная органами записи актов гражданского состояния;
-во-вторых, копия свидетельства о рождении ребенка, выданного консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, - при рождении ребенка на территории иностранного государства,
-в-третьих, в случаях, когда регистрация рождения ребенка произведена компетентным органом иностранного государства: дополнительно три различных вариант документа в зависимости от того, является ли иностранное государство участником Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, заключенной в Гааге 5 октября 1961 г. или нет, а также Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в городе Минске 22 января 1993 г.
В связи с тем, что ребенок истца родился на территории Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии, то ГревалИ.С. и получила документ, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный и удостоверенный штампом "апостиль" компетентным органом иностранного государства, с удостоверенным переводом на русский язык.
Следовательно, у истца отсутствовала обязанность предоставлять справку о рождении ребенка (форма № 1), выданную органами ЗАГС, о рождении на территории Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии своей дочери, в силу пп. «Б» п.28 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (утв. приказом Минтруда России от 29.09.2020 N 668н – в редакции на дату принятия обжалуемого решения).
Также суд находит необоснованным отказ в предоставлении государственной услуги в выплате пособия по рождению ребенка, основанный на факте того, что в заявлении о предоставлении государственной услуги не проставлены отметки, подтверждающие отсутствие факта трудоустройства и осуществления деятельности в качестве ИП (л.д.57). Данное неуказание именно в заявлении не является безусловным основанием для выплаты пособия, так как представленный суду от ответчика материал выплатного дела содержит два заявления от представителя ГревалИ.С. в адрес ответчика о том, что ни ГревалИ.С., ни ее супруг не осуществляют трудовую деятельность в качестве ИП (л.д.60-61). Данные заявления подлежали оценке ответчиком при принятии обжалуемого решения в совокупности со всеми остальными полученными документами, чего сделано не было.
В связи с изложенным, суд находит законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования ГревалИ.С. о признании незаконным отказа в назначении единовременного пособия при рождении ребенка. В связи с тем, что решение вопроса о назначении единовременного пособия при рождении ребенка отнесено к компетенции ответчика, суд возлагает на ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление Гревал И.С. от 25.01.2021 о назначении единовременного пособия при рождении ребенка.
По требованию о денежной компенсации морального вреда за отказ в предоставлении государственной услуги назначении единовременного пособия при рождении ребенка суд исходит из следующего.
В силу п.1 ст.150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Согласно п.2 ст.150 ГК РФ нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.
В случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо.
В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут защищаться другими лицами.
Исходя из абз.1 ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Основания для возмещения морального вреда в связи с признанным судом незаконным фактом отказа в назначении единовременного пособия при рождении ребенка действующим законодательством в силу абз.1 ст.151 ГК РФ не предусмотрены, в связи с чем исковые требования о денежной компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению.
В порядке ч.1 ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы на уплату государственной пошлины в сумме 300 руб. (л.д.6).
руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным отказ Ленинградского областного государственного казенного учреждения "Центр социальной защиты населения" от 02.02.2021 в адрес Гревал Ирины Сергеевны в назначении единовременного пособия при рождении ребенка.
Обязать Ленинградское областное государственное казенное учреждение "Центр социальной защиты населения" повторно рассмотреть заявление Гревал Ирины Сергеевны от 25.01.2021 о назначении единовременного пособия при рождении ребенка.
Взыскать с Ленинградского областного государственного казенного учреждения "Центр социальной защиты населения" в пользу Гревал Ирины Сергеевны 300 руб. в счет расходов на уплату государственной пошлины.
Отказать Гревал Ирине Сергеевне в удовлетворении остальной части исковых требований.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме посредством подачи лицами, участвующими в деле, апелляционной жалобы через Кировский городской суд.
Судья | И.А. Андреев |