ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-9762/1/13 от 19.11.2013 Калужского районного суда (Калужская область)

Дело №2-9762/1/13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 ноября 2013 года г. Калуга

Калужский районный суд Калужской области в составе председательствующего судьи Ватолиной Ю.А., при секретаре Малкандуевой Д.М., с участием помощника Калужского межрайонного природоохранного прокурора Гаспарян Я.А., представителя ответчика ФИО1, представителя третьего лица МУП «Калугаспецавтодор» г.Калуги ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Калужского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Управлению городского хозяйства города Калуги о возложении обязанности по проведению комплексного обследования водохранилища, разработке проекта по его очистке с последующей очисткой, произведению проектирования и строительства коллектора ливневой канализации,

УСТАНОВИЛ:

24.09.2013г. Калужский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Управлению городского хозяйства города Калуги, в котором просил обязать ответчика в шестимесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда провести комплексное обследование Яченского водохранилища, разработать проект по его очистке, с последующей его очисткой; произвести проектирование и строительство коллектора ливневой канализации вдоль набережной Яченского водохранилища. Иск мотивирован тем, что в ходе прокурорской проверки установлено, что в Яченское водохранилище, расположенное в границах муниципального образования «Город Калуга» осуществляется сброс из системы ливневой канализации г.Калуги по 3-м выпускам, на всех водовыпусках локальные очистные сооружения ливнестоков отсутствуют, ливневые сточные воды без очистки, с показателями, превышающими ПДК для водных объектов рыбохозяйственного назначения по отдельным показателям (взвешенные вещества, БПК-5, ХПК) сбрасываются в Яченское водохранилище. В соответствии с протоколами лабораторных исследований вода в водоеме мо микробиологическим и химическим показателям не соответствует СанПин 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод».

Помощник Калужского межрайонного природоохранного прокурора Гаспарян Я.А. в судебном заседании иск поддержала, просила удовлетворить.

Представитель ответчика Управления городского хозяйства города Калуги ФИО1 иск не признала, пояснив, что Яченкое водохранилище не является и не может являться собственностью муниципального образования «Город Калуга», Управление городского хозяйства города Калуги функции по строительству и реконструкции муниципальных объектов, в том числе системы ливневой канализации, не осуществляет, в связи с чем, надлежащим ответчиком по делу не является. Более того, прокуратура не наделена полномочиями определять конкретный способ обеспечения снижения сброса загрязняющих веществ с ливневыми водами, вместо строительства коллектора ливневой канализации могут быть построены очистные сооружения на ливне выпусках по усмотрению уполномоченной в данной области организации.

Представитель третьего лица МУП «Калугаспецавтодор» г.Калуги ФИО2 в судебном заседании пояснил, что все объекты ливневой канализации г.Калуги, в том числе и в районе Яченского водохранилища, находятся на праве хозяйственного ведения в МУП «Калугаспецавтодор» г.Калуги. Все выпуски системы ливневой канализации г.Калуги не обеспечены очистными сооружениями, однако, это не противоречит Правилам пользования системой ливневой канализации в муниципальном образовании «Город Калуга», утвержденным Постановлением Городской Управы г.Калуги от 08.02.2011г. №43-п. Кроме того, 15.10.2013г. между Управлением городского хозяйства г.Калуги и МУП «Калугаспецавтодор» г.Калуги подписано соглашение о расторжении муниципального контракта на выполнение работ по приему сточных и дренажных вод с городских объектов в систему ливневой канализации, их транспортировке, эксплуатации ливневой канализации от 25.04.2012г. с 01.01.2013г. Полагал, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

Третьи лица Министерство природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области, Управление Роспотребнадзора по Калужской области о времени и месте рассмотрения дела извещены, представители в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, заслушав явившихся лиц, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, установил следующее.

В границах муниципального образования «Город Калуга» расположено Яченское водохранилище, что не оспаривалось.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст.5 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на: поверхностные водные объекты; подземные водные объекты. К поверхностным водным объектам относятся: моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов и обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, которые находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Учитывая приведенные нормы закона, суд приходит к выводу о том, что Яченское водохранилище не является и не может являться собственностью муниципального образования «Город Калуга».

Частью 1 ст. 7.1 Водного кодекса Российской Федерации определено, что водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса или лицами, использующими водные объекты в соответствии с настоящим Кодексом.

К полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; осуществление мер по охране таких водных объектов (ч.1 ст.27 Водного кодекса Российской Федерации).

Как следует из положений 1 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч.2 ст.11 Водного кодекса Российской Федерации на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование в том числе для сброса сточных, дренажных вод.

Предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса (ч.4 ст.11 Водного кодекса Российской Федерации).

Однако, сведений о том, принималось ли уполномоченным органом решение о предоставлении водного объекта (Яченского водохранилища) кому-либо, в том числе Управлению городского хозяйства г.Калуги в пользование, не представлено.

Из имеющейся в деле копии справки ведущего эксперта Управления Росприроднадзора по Калужской области ФИО3 (л.д.50-51) следует, что указанного выше документа не имеется.

Как установлено в судебном заседании, на основании постановления Городской Управы города Калуги от 16.12.2011г. №9535-пи (копия – л.д.31-33) из состава имущества казны муниципального образования «Город Калуга» изъяты водовыпуски ливневой канализации, в том числе 11 из них в Яченское водохранилище (№№ 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12) и закреплены за МУП «Калугаспецавтодор» г.Калуги на праве хозяйственного ведения. С данной организацией Управлением городского хозяйства г.Калуги 25.04.2012г. был заключен муниципальный контракт № на выполнение работ, согласно которого названное Управление осуществляет сброс поверхностных сточных и дренажных вод с городских объектов в систему ливневой канализации, а МУП «Калугаспецавтодор» г.Калуги обеспечивает прием сточных и дренажных вод с городских объектов в систему ливневой канализации, их транспортировку, и эксплуатацию системы ливневой канализации.

Соглашением Управления городского хозяйства г.Калуги и МУП «Калугаспецавтодор» г.Калуги от 15.10.2013г. (копия – л.д.38) муниципальный контракт № расторгнут, соглашение распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2013г.

Согласно представленной копии расчета годового объема стоков от мест общего пользования (л.д.13) годовой объем стоков составляет 1693899 куб.м.

Как следует из информации МУП «Калугаспецавтодор» г.Калуги от 14.11.2013г. (л.д.30) все выпуски системы ливневой канализации г.Калуги, осуществляющие сброс ливневых стоков, не обеспечены очистными сооружениями.

На представление Калужского межрайонного природоохранного прокурора Городским Головой города Калуги была направлена информация от 04.07.2013г. № (копия – л.д.25), согласно которой 08.08.2013г. вопрос о состоянии Яченского водохранилища и о мерах по его улучшению обсуждался на заседании круглого стола. Первостепенными мероприятиями являются проведение комплексного обследования Яченского водохранилища в целях разработки проекта по его очистке и строительство ливневого коллектора вдоль набережной Яченского водохранилища, обеспечивающего перехват выпусков ливневых вод со стороны городской застройки. При формировании бюджета муниципального образования «Город Калуга» на 2014 год будут предусмотрены средства на данные цели.

Из представленной прокуратурой копии заключения главного специалиста отдела использования и охраны водных объектов Министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области А.В.Столь (л.д.5) следует, что в процессе обследования территории Яченского водохранилища и прилегающей к нему территории 30.05.2013г. установлено, что кроме обстроенных ливнестоков с проезжей части набережной имеют место 2 организованных сброса непосредственно в водохранилище ливневых и дренажных вод с территории населенного пункта, в последних от выпуска колодцах по линиям указанных сетей водоотведения признаки загрязнения сбрасываемых сточных вод продуктами жизнедеятельности или производственной деятельности на момент осмотра визуально отсутствовали. Были отобраны пробы сбрасываемых стоков в 6-ти точках.

Протоколы лабораторных исследований проб воды выпусков из ливневой канализации, не смотря на соответствующее требование суда, прокуратурой не представлены.

Представлены только копии протоколов лабораторных исследований ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» № от 06.06.2013г. и заключения к нему, № от 31.05.2013г. (л.д.10, 11, 12), отобранных специалистами данного учреждения проб воды водоема выпуска из Яченского водохранилища (вода поверхностного водоема), из которых усматривается, что образец воды водоема по микробиологическим и химическим показателям не соответствует СанПин 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», в том числе имеется превышения величины нормативного уровня по взвешенным веществам (12,0 +   2,4 при норме 0,25-0,75), БПК-5 (4,3 +   1,1 при норме 2,0-4,0), бактериям.

Как следует из имеющейся в деле копии справки ведущего эксперта Управления Росприроднадзора по Калужской области ФИО3 (л.д.50-51) 05.06.2013г. произведены обследования городской сети ливневой канализации и ручья Безымянного <адрес> с отбором проб воды в ручье Безымянном; в реке Яченка (600м выше верховой части водохранилища); на входе в водохранилище (выше понтонного моста); в колодце ливневой канализации перед выпуском в водохранилище у места нахождения бывшей парашютной вышки; в колодце ливневой канализации у опоры ЛЭП, перед выпуском в водохранилище; на водовыпуске Яченского водохранилища. При обследовании Яченского водохранилища установлено, что в связи с выпавшими ранее ливневыми атмосферными осадками уровень воды в <адрес> и в водохранилище повысился и доступ к выпускам ливневых стоков в водохранилище не возможен (выпуски в затопленном состоянии). Согласно представленным Базовой лабораторией сточных вод ООО «Калужский областной водоканал» результатам анализов проб воды, они характеризуются следующим образом: 1) Безымянный ручей (левый приток <адрес>) – установлены превышения предельно допустимых концентраций (ПДК) для водных объектов рыбохозяйственного назначения по азоту нитратов (2,3 раза), железу общему (10,8 раз), нефтепродуктам (16,2 раза); 2) Яченка-створ 600м выше водохранилища - установлены превышения ПДК для водных объектов рыбохозяйственного назначения по азоту нитратов (2,65 раза), железу общему (26,4 раз), нефтепродуктам (3 раза), БПК полному (2,8 раза); 3) вход в водохранилище (выше понтонного моста) - установлены превышения ПДК для водных объектов рыбохозяйственного назначения по азоту нитратов (3,3 раза), железу общему (33 раза), фосфатам (1,2 раза); 4) колодец ливневой канализации (около бывшей парашютной вышки) – установлены превышения ПДК для водных объектов рыбохозяйственного назначения по азоту нитратов (1,25 раза), железу общему (4,3 раза), нефтепродуктам (1,4 раза), БПК полному (1,47 раза); 4) колодец ливневой канализации около линии ЛЭП (набережная водохранилища) – установлены превышения ПДК для водных объектов рыбохозяйственного назначения по азоту нитратов (10,5 раз), нефтепродуктам (1,8 раза), азоту аммонийному (5,4 раза), БПК полному (1,97 раза), фосфатам (1,9 раза). При обследовании береговой и прибрежной защитной полосы Яченского водохранилища установлено, что в водохранилище осуществляется сброс из системы ливневой канализации г.Калуги по 3-м выпускам, отбор проб произведен только из двух выпусков, на всех водовыпусках ливневой канализации города локальные очистные сооружения отсутствуют. В связи с тем, что не предсталены результаты анализа пробы воды, отобранной на выпуске из Яченского водохранилища, судить о воздействии сбрасываемых в водохранилище из системы городской канализации сточных ливневых вод не представляется возможным.

Протоколы лабораторных исследований проб воды выпусков из ливневой канализации, подтверждающие вышеприведенные значения, часть из которых указаны и в исковом заявлении, прокуратурой не представлены.

В соответствии с ч.4 ст.35 Водного кодекса Российской Федерации
количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. Сброс сточных, в том числе дренажных, вод может быть ограничен, приостановлен или запрещен по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными законами (ч.ч. 1, 4 ст.44 Водного кодекса Российской Федерации)

Согласно ч.ч. 1, 5 ст. 45 Водного кодекса Российской Федерации использование водохранилищ осуществляется в соответствии с правилами использования водохранилищ, включающими в себя правила использования водных ресурсов водохранилищ и правила технической эксплуатации и благоустройства водохранилищ. Использование водохранилищ, не указанных в части 3 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с типовыми правилами использования водохранилищ, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Учитывая приведенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе Калужскому межрайонному природоохранному прокурору в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку истцом в соответствии с требованиями ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено доказательств того, что Управление городского хозяйства города Калуги обязано в соответствии с требованиями действующего законодательства проводить обследование Яченского водохранилища с разработкой проекта по его очистке, с последующей очисткой. Вопреки доводам представителя прокуратуры, сам факт нахождения Яченского водохранилища на территории муниципального образования, не свидетельствует о наличии у Управления городского хозяйства города Калуги названных обязанностей. Также не представлено достаточных доказательств тому, что именно сбросы сточных вод системы ливневой канализации г.Калуги являются причиной несоответствия вод Яченского водохранилища по микробиологическим и химическим показателям требованиям СанПин 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод». Протоколы лабораторных исследований проб воды выпусков из ливневой канализации не представлены вовсе.

В справке ведущего эксперта Управления Росприроднадзора по Калужской области ФИО3 не содержится сведений о том, на какой период времени взяты данные из Базовой лаборатории сточных вод ООО «Калужский областной водоканал», то есть, когда проводились названные исследования, тогда как при проверке 05.06.2013г. отборы проб не производились. Более того, из этой справки усматривается, что воды, имеющие превышения ПДК химических и микробиологических веществ, попадают в Яченское водохранилище не только из 2-х водовыпусков системы ливневой канализации, но и из ряда иных источников, а именно: Безымянный ручей (левый приток <адрес> - створ 600м выше водохранилища, вход в водохранилище (выше понтонного моста).

Также прокуратурой не представлены данные о том, что собой представляет сооружение – коллектор ливневой канализации, для каких целей оно предназначается; не обосновано, почему именно посредством строительства данного сооружения будет обеспечено соблюдение требований водного, природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации системы ливневой канализации; не обосновано, что строительство этого сооружения возможно и необходимо конкретно в рассматриваемой ситуации и приведет к устранению выявленных нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Калужскому межрайонному природоохранному прокурору в удовлетворении исковых требований к Управлению городского хозяйства города Калуги о возложении обязанности по проведению комплексного обследования водохранилища, разработке проекта по его очистке с последующей очисткой, произведению проектирования и строительства коллектора ливневой канализации, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд через Калужский районный суд Калужской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Ю.А. Ватолина

Решение в окончательной форме изготовлено 25.11.2013г.