ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-976/16 от 13.10.2016 Морозовского районного суда (Ростовская область)

№ 2-976/16

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

13 октября 2016г. г. Морозовск

Судья Морозовского районного суда Ростовской области Полупанова Н.С.,

с участием: помощника прокурора Морозовского района Ростовской области Маскаевой В.Н., истца ФИО1, при секретаре Пиган Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Морозовского района в интересах ФИО1к Администрации Морозовского района Ростовской области, третье лицо Правительство Ростовской области, об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения, установленных действующим законодательством по договору найма специализированных жилых помещений, лицу из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Морозовского района обратился в суд с данным иском в порядке ст.45 ГПК РФ, в обоснование которого приводит следующие доводы. Прокуратурой района проведена проверка на основании заявления ФИО1, <дата> года рождения, о нарушении его жилищных прав, в ходе которой установлено, что ФИО1, <дата> г.р. является лицом из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Мать заявителя – ФИО2, <дата> г.р. признана безвестно отсутствующей решением Морозовского районного суда от 28.02.2002г., сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.

Мать заявителя собственного жилья не имела и жилье за несовершеннолетним ФИО1, согласно ч. 1 ст. 8 ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не закреплялось.

ФИО1 поставлен на муниципальный квартирный учет в 2010 году постановлением главы Администрации Знаменского сельского поселения от 30.09.2010г. и подлежал обеспечению жилым помещением в 2014 году. Однако в нарушение п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Областного закона Ростовской области « О социальной поддержке детства в ростовской области» органами исполнительной власти муниципального района ФИО1 не обеспечен жилым помещением по независящим от него обстоятельствам по настоящее время.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой района в июле 2015 года, в Администрации Морозовского района выявлены нарушения требований ст. 34 Бюджетного кодека РФ, связанные с невыполнением подрядчиком ООО « Витко-КN» сроков строительства домов, предназначенных для передачи детям сиротам. В связи с выявленными нарушениями Главе Администрации Морозовского района 29.07.2015г. внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. В 2016г. прокуратурой района выявлены недостатки при строительстве квартир, которые стали следствием отсутствия надлежащего контроля со стороны Администрации Морозовского района за ходом строительства жилого многоквартирного дома, возводимого на условиях долевого участия в строительстве. Кроме того установлено, что при наличии явного игнорирования со стороны застройщика ООО « Витко-КN» направляемых в течение 2015г. в его адрес претензий, исковая работа с застройщиком Администрацией Морозовского района не велась. По результатам проверки главе Администрации Морозовского района 11.04.2016г., 31.03.2016г. в адрес ООО« Витко-КN» внесены представления, которые рассмотрены и удовлетворены. Кроме этого факт несвоевременного строительства жилья для детей сирот по адресу <адрес> правоохранительными органами Морозовского района возбуждено 2 уголовных дела.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 27 Закона «О прокуратуре РФ», ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 45 ГПК РФ, просит обязать Администрацию Морозовского района предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализи­рованного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения, установленного действующим законодательством, по договору найма жилых помещений специализи­рованного жилищного фонда.

В судебном заседании истец ФИО1 исковое заявление прокурора полностью поддержал и просил суд удовлетворить.

Помощник прокурора Маскаева А.А. заявленные требования в интересах ФИО1, поддержала. Пояснила те же обстоятельства, что изложены в исковом заявлении и просила суд их удовлетворить

Ответчик Администрация Морозовского района не обеспечила явку в судебное заседание своего представителя, от представителя ФИО3 поступило заявление в котором она просит суд рассмотреть данное дело в ее отсутствие, представив возражение, на так как в соответствии с Федеральным Законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Областным Законом от 22.10.2004 № 165-ЗС "О социальной поддержке детства в Ростовской области", вставшие на льготный учет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей обеспечиваются жилыми помещениями за счет средств областного бюджета в порядке, определенном Правительством Ростовской области. Во исполнение вышеуказанных законов. Правительством Ростовской области принято Постановление от 25.06.2012 № 539 «Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которому, общеобластной список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей формируется на основании данных органов местного самоуправления по дате их постановки на учет. Указанный список формируется в целях формирования областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

20.03.2015 года между Министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области и Администрацией Морозовского района заключен договор №24-ДС «о предоставлении субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому Министерство осуществляет финансирование в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно приложению к вышеуказанному договору «Пофамильное распределение средств, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Морозовского района», ФИО1 включен в данный список.

В целях реализации вышеуказанного договора между Администрацией Морозовского района и ООО « Витко-КN» заключен муниципальный контракт (договор долевого участия в строительстве многоквартирного жилого дома), расположенного по адресу: <адрес> от 01.10.2014 . Согласно указанному контракту, одним из объектов долевого строительства является однокомнатная квартира для ФИО1. На основании муниципального контракта срок сдачи объекта долевого строительства 01.06.2015г.. На сегодняшний день условия муниципального контракта застройщик не выполняет. Администрация Морозовского района проводила претензионную работу в январе 2016г. подано исковое заявление в Арбитражный суд о расторжении контрактов, возвращении перечисленных денежных средств, взыскании пени и штрафов. Определением Арбитражного суда от 09.02.2016г. исковое заявление Администрации Морозовского района принято к производству. В связи с рассмотрением в Арбитражном суде РО дела о признании ООО« Витко-КN» несостоятельным, Администрации Морозовского района обратилась в суд с заявлением о включении требований о передаче жилых помещений и денежных средств в соответствующий реестры требований кредитора. Требования включены в соответствующий реестр.

По состоянию на 13.10.2016г. строительство многоквартирного дома расположенного по адресу <адрес> завершено. По имеющейся в ходе переговоров с конкурсным управляющим информации, в настоящее время им предпринимаются меры для оценки квартир, подлежащих согласно реестру передаче Администрации Морозовского района.

Выслушав стороны, заключение помощника прокурора Маскаевой В.Н., изучив материалы дела, нахожу иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ФИО1, <дата> года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением Администрации Морозовского района № 301 от 30.09.2010г., ФИО1, <дата> года рождения принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как имеющий статус оставшегося без попечения родителей, с составом семьи: один человек.

<дата> г. ФИО1 достиг 18-летнего возраста.

Из материалов дела следует, что собственного жилья ФИО1 не имеет и жилье за ним не закреплялось ( л.д.14-15,29,30-32, 33-35).

Согласно акта проверки жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также членов их семей от 18.03.2014г. ФИО1 является нанимателем жилого помещения, по договору найма жилого помещения от 04.08.2010г. по адресу <адрес>, ( л.д. 36,38-39).

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).

Вопросы, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно статьи 8 которого детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ предусмотрено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

К законодательству Российской Федерации относится в данном случае статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ (в редакции ФЗ от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которой жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Поскольку государство приняло на себя обязательство в отношении указанной категории лиц, но установленные Федеральным законом обязательства в отношении ФИО4 на момент достижения ею 18-летнего возраста, а также на момент обращения в суд не исполнены, имеет место нарушение прав ребенка, оставшегося без попечения родителей, поскольку право истца на получение жилья не реализовано. Нахождение в списках нуждающихся, выделение субвенций на приобретение жилья, нельзя расценивать как отсутствие нарушения прав указанной категории лиц, поскольку их право на обеспечение жилыми помещениями не реализовано, жилье не получено.

На территории Ростовской области вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) регулируется Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 N 499-ЗС (ред. от 03.12.2012) "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

В силу статьи 1 указанного Закона исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 настоящего Областного закона, устанавливается областным законом и нормативным правовым актом Правительства Ростовской области (ст. 2 указанного Закона).

ФИО1 должен был обеспечен жильем в 2014 году, в связи, с чем в указанном периоде денежные средства субвенции из областного бюджета перечислены администрации МО «Морозовский район» для решения данного вопроса в полном объеме.

При этом, в нарушение жилищных прав ФИО1 на сегодняшний день жилье ему так и не предоставлено.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд полагает, что требования прокурора Морозовского района о возложении обязанности по восстановлению нарушенных прав истца по получению жилого помещения обоснованно заявлены к администрации Морозовского района, в связи, с чем иск прокурора, поданный в интересах ФИО1 обратившегося к прокурору с заявление о защите его гражданских прав, подлежит удовлетворению.

Доводы ответчика на выводы суда, также не оказывают существенного влияния, поскольку предоставление специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от исполнения условий муниципального контракта застройщиком.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Требования прокурора Морозовского района Ростовской области удовлетворить.

Обязать Администрацию Морозовского района предоставить ФИО1, <дата> года рождения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, по договору найма жилых помещений специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным стандартам и техническим и санитарным нормам площадью не ниже установленных социальных норм для лиц из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Морозовский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Решение в окончательной форме изготовлено 18.10.2016 г.

Судья: