к делу № 2-976/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 июня 2017 года ст. Северская Краснодарского края
Северский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Мальцева А.С.,
при секретаре Жученко К.А.,
с участием:
истца Никитина С.А.,
представителя истца Кондрашенкова Р.В.,
представителя ответчика,
главы Ильского городского поселения
Северского района по доверенности Лечиева Р.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никитина С.А. к главе Ильского городского поселения Северского района о признании незаконным постановления от 17 февраля 2017 года № 132, возложении обязанности устранить нарушения путём принятия решения об отмене постановления от 17 февраля 2017 года № 132, принятии нового решения о предварительном согласовании предоставления в аренду сроком на 20 лет земельного участка из земель населённых пунктов площадью <...> кв.м., расположенного в <...>, рядом с земельным участком с кадастровым номером <...>, с видом разрешённого использования – приусадебный участок личного подсобного хозяйства,
УСТАНОВИЛ:
Никитин С.А. обратился в суд с иском к главе Ильского городского поселения Северского района, в котором просит признать незаконным действие Главы Ильского городского поселения Северского района, выразившееся в принятии постановления № 132 от 17.02.2017г. Возложить на Главу Ильского городского поселения Северского района обязанность устранить нарушения его прав, свобод и законных интересов путём принятия решения об отмене постановления № 132 от 17.02.2017г. и принятия нового решения о предварительном согласовании предоставление в аренду сроком на 20 лет земельного участка из земель населённых пунктов площадью <...> кв.м., расположенного в <...>, рядом с земельным участком с кадастровым номером <...>, с видом разрешенного использования - приусадебный участок личного подсобного хозяйства.
В обосновании иска указано, что 19.01.2017г. он обратился в адрес Главы Ильского городского поселения Северского района с заявлением о предварительном согласовании ему предоставления в аренду сроком на 20 лет земельного участка из земель населённых пунктов площадью <...> кв.м., расположенного в <...>, рядом с земельным участком с кадастровым номером <...>, с видом разрешённого использования - приусадебный участок личного подсобного хозяйства, необходимый для ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта.
27.02.2017г. в приёмной администрации Ильского городского поселения ему вручили ответ № 573 от 17.02.2017г. на обращение, где сообщается, что вышеуказанный земельный участок будет формироваться для последующего выставления на торги, о дате и времени проведения торгов будет сообщено на официальном сайте уполномоченного органа на проведение торгов или в средствах массовой информации (СМИ). Ответ подписан Главой Ильского городского поселения Северского района. После обращения за разъяснением ответа в отделе имущественно-земельных отношений и архитектуры администрации Ильского городского поселения ему пояснили, что принято решение о проведении торгов в отношении испрашиваемого участка для чего было принято Постановление администрации Ильского городского поселения № 132 от 17.02.2017г. В соответствии с указанным постановлением Глава Ильского городского поселения в соответствии со статьями 11.10, 39.2 Земельного кодекса РФ утверждает схему расположения земельного участка, расположенного на землях населённых пунктов, по адресу: <...>, рядом с земельным участком с кадастровым номером <...> в границах территориальной зоны Ж-1 – зона застройки индивидуальными жилыми домами, площадью <...> кв.м., подлежащей уточнению при проведении кадастровых работ. Пунктами 2 и 3 указанного Постановления Глава Ильского городского поселения установил образуемому земельному участку вид разрешённого использования: «малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов)» и предписал отделу имущественно-земельных отношений и архитектуры в трехмесячный срок обеспечить постановку земельного участка на государственный кадастровый учёт.
Истец считает действие указанного должностного лица, нарушающим его права, свободы и законные интересы, а именно, по мнению истца, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В отделе имущественно-земельных отношений и архитектуры администрации Ильского городского поселения истцу пояснили, что истребованный вид разрешённого использования образуемого земельного участка - приусадебный участок личного подсобного хозяйства и установленный пунктом 2 Постановления администрации Ильского городского поселения № 132 от 17.02.2017г. - малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов) одинаков и не имеет разницы в использовании земли.
При таких обстоятельствах пункт 2 Постановления администрации Ильского городского поселения № 132 от 17.02.2017г., по нению истца, создаёт ему препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов на использование земельного участка необходимого и испрашиваемого для ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта, а именно производства сельскохозяйственной продукции путём разведения и содержания сельскохозяйственных животных. В связи с чем считает, что единственной возможностью восстановления нарушенных прав и свобод является обращение в суд с настоящим исковым заявлением.
В судебном заседании истец Никитин С.А. и его представитель Кондрашенков Р.В. на заявленных исковых требованиях настаивали и просили удовлетворить иск в полном объёме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика, главы Ильского городского поселения Северского района Лечиев Р.М. возражал против удовлетворения исковых требований и просил отказать в их удовлетворении в полном объёме по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление, в котором указано, что истец ставит вопрос о признании незаконным решения должностного лица, хотя фактически оспаривает законность решения органа местного самоуправления, так как решение спорного вопроса находится в его компетенции. Глава поселения, являясь руководителем и выборным должностным лицом, принимает такие решения от лица администрации, обличая юридически значимые действия в письменную форму в виде подписанных писем, правовых актов и иных документов. Оспариваемый документ, по утверждению представителя ответчика, не относится к документам, которые выносятся главой поселения единолично и могут быть обжалованы как акт или решение должностного лица. Из этого следует, по мнению представителя ответчика, что иск заявлен к ненадлежащему ответчику, в связи с чем, удовлетворению не подлежит.
При этом истец требует обязать администрацию не провести надлежащую процедуру, предусмотренную ЗК РФ (и которая подразумевает два вероятных результата), а принять конкретное решение - предварительно согласовать именно ему предоставление испрашиваемого земельного участка. Такое решение, по мнению представителя ответчика, повлечёт нарушение баланса публичных и частных интересов, а также приведёт к ограничению и нарушению прав неопределённого круга лиц - потенциальных участников конкурентной процедуры получения земельного участка. Статья 39.18 ЗК РФ, не предусматривает совершение такого действия, как непосредственно предварительное согласование предоставления земельного участка в обход обязательной процедуры публикации извещения. Обязательная публикация такого извещения - гарантированный государством механизм, обеспечивающий равный доступ всех граждан России к праву обладать земельными участками. Иное противоречило бы основам конституционного строя и создавало бы условия для дискриминации.
Кроме того, истец не скрывает намерений разводить на таком участке сельскохозяйственных животных. При этом о видах и численности таких животных истец умалчивает, что не позволяет сделать однозначный вывод, что местные и краевые нормативы градостроительной деятельности, местные правила землепользования и застройки, а также СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», позволяют осуществлять на таком участке предполагаемый вид деятельности. В непосредственной близости от испрашиваемого участка находится жилая застройка. Неподалеку - детский сад. Образование и предоставление земельного участка в испрашиваемых целях без должной проверки возможности такого использования может, по мнению представителя ответчика, повлечь угрозу для санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также может стать причиной невозможности использования предоставленного земельного участка по его целевому назначению. При таких обстоятельствах оспариваемое постановление администрации Ильского городского поселения, по мнению представителя ответчика, не нарушает прав и законных интересов истца, а его отмена не приведёт к их восстановлению.
Выслушав истца Никитина С.А., представителя истца Кондрашенкова Р.В., представителя ответчика, главы Ильского городского поселения Северского района Лечиева Р.М., изучив исковое заявление, отзывы на исковое заявление, обсудив изложенные доводы, исследовав и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что в удовлетворении заявленных требований необходимо отказать, по следующим основаниям:
Статья 18 Конституции РФ гласит, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Как указано в ст. 11 Земельного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
На основании ч. 1 ст. 19 Земельного кодекса РФ, в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Из ч. 2 ст. 22 Земельного кодекса РФ следует, что земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Как указано в п.п. 15 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Постановлением главы Ильского городского поселения Северского района Головко Н.В. № 132 от 17.02.2017г. (л.д. 8), утверждена схема расположения земельного участка, расположенного на землях населённых пунктов, по адресу: Краснодарский <...> (рядом с земельным участком с кадастровым номером <...>) в границах территориальной зоны Ж-1 – зона застройки индивидуальными жилыми домами, площадью <...> кв.м., подлежащей уточнению при проведении кадастровых работ. Установлен образуемому земельному участку вид разрешённого использования «малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов)».
В ответе на заявление истца, главы Ильского городского поселения Северского района Головко Н.В. от 17.02.2017г. № 573 (л.д. 7) указывает, что администрация Ильского городского поселения сообщает, что вышеуказанный земельный участок будет формироваться для последующего выставления на торги. О дате и времени проведения торгов будет сообщено на официальном сайте уполномоченного органа на проведение торгов или в средствах массовой информации (СМИ).
Как установлено в судебном заседании и нашло подтверждение в материалах гражданского дела, Никитин С.А. требует обязать главу Ильского городского поселения Северского района не провести надлежащую процедуру, предусмотренную Земельным кодексом РФ, а принять конкретное решение - предварительно согласовать именно ему предоставление испрашиваемого земельного участка.
Между тем, статья 39.18 Земельного кодекса РФ не предусматривает совершение такого действия, как непосредственно предварительное согласование предоставления земельного участка в обход обязательной процедуры публикации извещения. Обязательная публикация такого извещения это гарантированный государством механизм, обеспечивающим равный доступ всех граждан России к праву обладать земельными участками. Иное противоречило бы основам конституционного строя и создавало бы условия для дискриминации. Кроме того, образование и предоставление земельного участка в испрашиваемых целях без должной проверки возможности такого использования может повлечь угрозу для санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также может стать причиной невозможности использования предоставленного земельного участка по его целевому назначению.
Таким образом, доводы истца и его представителя, изложенные в исковом заявлении, суд признаёт несостоятельными, противоречащими требованию закона, а также нарушающими права и законные интересы третьих лиц, и как было установлено судом в судебном заседании и нашло подтверждение в материалах гражданского дела, истец не вправе заключить договор аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов в соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, согласно правовой позиции, изложенной в абз. 2 п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", суд не вправе предрешать существо решения органа местного самоуправления, которое должно быть принято, что подменяет его компетенцию при исполнении им, предусмотренных законодательством, полномочий.
Поэтому требование истца о признании незаконным действие Главы Ильского городского поселения Северского района, выразившееся в принятии постановления № 132 от 17.02.2017г., а также о возложении на Главу Ильского городского поселения Северского района обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов истца путём принятия решения об отмене постановления № 132 от 17.02.2017г. и принятия нового решения о предварительном согласовании предоставление истца в аренду сроком на 20 лет земельного участка из земель населённых пунктов площадью <...> кв.м., расположенного в <...>, рядом с земельным участком с кадастровым номером <...>, с видом разрешенного использования - приусадебный участок личного подсобного хозяйства, суд полагает несостоятельным, так как предрешает существо решения компетентного органа.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении иска Никитина С.А. к главе Ильского городского поселения Северского района о признании незаконным постановления от 17 февраля 2017 года № 132, возложении обязанности устранить нарушения путём принятия решения об отмене постановления от 17 февраля 2017 года № 132, принятии нового решения о предварительном согласовании предоставления в аренду сроком на 20 лет земельного участка из земель населённых пунктов площадью <...> кв.м., расположенного в <...>, рядом с земельным участком с кадастровым номером <...>, с видом разрешённого использования – приусадебный участок личного подсобного хозяйства.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Северский районный суд Краснодарского края.
Мотивированное решение принято 09 июня 2017 года.
Председательствующий: А.С. Мальцев