ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-976/18 от 27.09.2018 Клинцовского городского суда (Брянская область)

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Клинцовский городской суд Брянской области в составе председательствующего судьи Холуевой Л.Ф.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика ГУ УПФ в городском округе г. Клинцы Брянской области (межрайонное) ФИО3 на основании доверенности,

представителя ответчика ГКУ «Отдел социальной защиты населения города Клинцы» ФИО4 на основании доверенности,

при секретаре Копытовой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ года гражданское дело по иску Белого ФИО8 к ГКУ <адрес> «Отдел социальной защиты населения <адрес>», Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городском округе <адрес> (межрайонное) о признании права на возмещение вреда и предоставление мер социальной поддержки, как постоянно проживающему на территории зоны проживания с правом на отселение, установленных ст.18 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в Клинцовский городской суд с вышеназванным иском к ГКУ «Отдел социальной защиты населения <адрес>», в котором просит признать за ним право на возмещение вреда и представление мер социальной поддержки, как постоянно проживающему на территории зоны проживания с правом на отселение, установленных ст.18 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», обязать ответчика предоставлять ему в полном объеме компенсации и меры социальной поддержки, как постоянно проживающему на территории зоны проживания с правом.

В обоснование своего иска ФИО1 указал, что проживает в <адрес> с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Ответчиком ему предоставляется компенсация не в полном объеме, а как вновь прибывшему в зону проживания с правом на отселение. Считает действия ответчика незаконными и нарушающими его права.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требовании уточнил, просил суд признать за ним право на возмещение вреда и представление мер социальной поддержки, как постоянно проживающим на территории зоны проживания с правом на отселение, установленных ст.18 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», обязав ответчика ГКУ «ОСЗН <адрес>» <адрес> предоставлять ему в полном объеме компенсации и меры социальной поддержки, как постоянно проживающему на территории зоны проживания с правом на отселение с ДД.ММ.ГГГГ, и обязать ответчика ГУ УПФР в городском округе <адрес> (межрайонное) предоставлять ему в полном объеме компенсации и меры социальной поддержки, как постоянно проживающему на территории зоны проживания с правом на отселение в повышенном размере пенсии с ДД.ММ.ГГГГ и ежемесячной денежной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ, пояснив, что работник пенсионного фонда пояснил, что заявление о прекращении выплаты следует подать, чтобы не было переплаты по данной выплате, по этой причине он подписал заявление. Истец также указал, что выплата ЕДВ регулируется Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и данным законом не предусмотрена обязанность лица, получающего выплату сообщать в пенсионный орган о смене места жительства.

Определением суда в связи с уточнением ФИО1 исковых требований ГУ УПФР в городском округе <адрес> (межрайонное) привлечено к участию в деле в качестве ответчика.

Представитель ответчика ГУ УПФР в городском округе <адрес> (межрайонное) в судебном заседании Несоленый А.С. возражал против удовлетворения исковых требований ФИО1

Представитель ответчика ГКУ <адрес> «ОСЗН <адрес>» ФИО4 в судебном заседании также не возражала против заявленных исковых требований истца.

Выслушав доводы и объяснения участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

На основании п. 7 ч.1 ст. 13 Закона № 1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которых распространяется действия настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение.

Гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории проживания с правом на отселение, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные ст.18 названного Закона.

Статьей 18 РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее Чернобыльский закон) в редакции от 18.06.1992г. (с последующими изменениями и дополнениями) установлено, что гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение гарантируется возмещение вреда и предоставление мер социальной поддержки, в том числе:

- ежемесячная денежная компенсация в зависимости от времени проживания:

с 26 апреля 1986 года - в размере 40 рублей (с учетом дальнейшей индексации);

со 2 декабря 1995 года - в размере 20 рублей (с учетом дальнейшей индексации).

- ежемесячная денежная выплата в повышенном размере пенсий и пособий неработающим пенсионерам и инвалидам, детям – инвалидам в зависимости от времени проживания:

с 26 апреля 1986 года – в размере 277 рублей 98 копеек (с последующей индексацией);

со 02 декабря 1995 года – в размере 92 рубля 66 копеек (с последующей индексацией).

А ст.27.1 данного Закона предусмотрена ежемесячная денежная выплата гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.

Из паспорта серии , выданного Межрайонным отделом УФМС России по <адрес> в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Белый ФИО9ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, был зарегистрирован по адресу: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, затем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в <адрес>А, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ФИО1 зарегистрирован по адресу: <адрес>А.

Из удостоверения серии , выданного ДД.ММ.ГГГГ Департаментом строительства и архитектуры <адрес>, ФИО1 признан постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

Согласно справке ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 имеет следующие периоды регистрации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время – в <адрес>

Территория <адрес> относится в соответствие с постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 года № 1074 к зоне проживания с правом на отселение.

Из справки ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе <адрес> (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что ФИО1 является получателем государственной пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, а также с ДД.ММ.ГГГГ - ежемесячной денежной выплаты в повышенном размере пенсии в размере – 278 рубля 97 копеек (л/с ).

Решением ГУ УПФР в городском округе <адрес> (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты по категории «Граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение».

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ГКУ «Отделом социальной защиты населения <адрес>», ФИО1 состоит на учете в ГКУ «Отдел социальной защиты населения <адрес>», является получателем ежемесячной денежной компенсации за проживание в зоне проживания с правом на отселение в размере 60 руб. 23 коп. с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 в настоящее время находится на пенсии, в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирован и проживает на территории <адрес> – в зоне проживания с правом на отселение.

Объем мер социальной поддержки, предоставляемых на основании ст.18 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» № 1244-1 от 15 мая 1991 года (с последующими изменениями и дополнениями) для граждан, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с правом на отселение зависит от времени проживания в них, предусматривая два периода: с 26 апреля 1986 года и с 02 декабря 1995 года.

Согласно справке <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и справке Брянского отделения ПАО Сбербанк России от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 за период проживания в <адрес> не предоставлялось благоустроенное жилье в соответствии с п.п. 7,8 ст. 17 или со ст. 22 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», а также ссуду, предусмотренную указанным законом, ФИО1 не получал.

В соответствии с примечанием к разделу III Федерального Закона о ЧАЭС, гражданам, постоянно проживавшим в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение в период после ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, выехавшим из них, а затем вернувшимся в указанные зоны для постоянного проживания, компенсации и льготы предоставляются, исходя из времени проживания или работы в соответствующей зоне, исчисленного с начала проживания в этой зоне до выезда из нее, при условии, что указанные граждане не получали благоустроенное жилье на новом месте жительства или ссуду, а также в случае возврата органам исполнительной власти жилья, построенного за счет средств, направленных на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

В судебном заседании установлены и подтверждены материалами дела юридически значимые обстоятельства - проживание истца с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ года в зоне проживания с правом на отселение.

Таким образом, ФИО5 как постоянно проживавший в зоне с правом на отселение, и в настоящее время проживающий на территории зоны проживания с правом на отселение, не получавший льготы по приобретению жилья и ссуды, приобрел право на возмещение вреда и предоставление мер социальной поддержки, установленных ст.18 Чернобыльского закона в полном объеме в связи с тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ года и до ДД.ММ.ГГГГ проживал в зоне с правом на отселение, а, следовательно, в соответствии с разделом III Федерального Закона о ЧАЭС при суммировании общего периода проживания приобрел право на ежемесячную денежную выплату в повышенном размере пенсии за проживание в зоне с правом на отселение.

Что касается выплат в силу ст.27.1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», то суд приходит к следующему.

Согласно ст.2 ФЗ от 29.12.2015 года №388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" внесены изменения в ст.4 ФЗ от 15.05.1991 года №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", меры социальной поддержки предоставляются при условии постоянного проживания (работы) граждан в зоне с правом на отселение не менее 3-х лет непосредственно перед предоставлением указанных мер.

Получателем ежемесячной денежной выплаты по категории: 095 «Граждане проживающие(работающие) на территории зоны с правом на отселение» могут являться лица при наличии двух условий одновременно: наличие регистрации по месту жительства в зоне с правом на отселение и факт постоянной работы.

Согласно постановлению Правительства РФ № 1074 от 8 октября 2015 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" территория <адрес> отнесена к зоне проживания с правом на отселение.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 27.1 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" право на указанную меру социальной поддержки гарантировано гражданам, указанным в п. 7 ч. 1 ст. 13 указанного Закона, то есть постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение.

Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Судом установлено и истцом не оспаривается, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был зарегистрирован по адресу: <адрес>-а, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проживает по адресу: <адрес>-а.

В силу ст. 27.1 ч.1 п.7, ч.2 п.5 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС», право на ежемесячную денежную выплату гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы имеют граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение. При этом частью 3 статьи 4 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона №388-ФЗ от 29 декабря 2015 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости», вступившей в силу с ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что предоставление данной меры социальной поддержки осуществляется гражданам при условии их постоянного проживания (работы) не менее трех лет в зоне проживания с правом на отселение непосредственно перед предоставлением данной выплаты.

Согласно пункту 4 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минтруда России от 22.01.2015 № 35н, ежемесячная денежная выплата устанавливается на период, в течение которого гражданин относится к категории лиц, имеющих право на ежемесячную денежную выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из п.17 Приказ Минтруда России от 22.01.2015 № 35н "Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации" начисление ежемесячной денежной выплаты прекращается: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, повлекшие утрату гражданином права на ежемесячную денежную выплату.

Решением государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГг. ФИО1, выплата ежемесячной денежной выплаты по категории граждане, проживающие в зоне с правом на отселение, прекращена с ДД.ММ.ГГГГ с утратой права на основании заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГг..

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 вновь обратился с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, но Решением от ДД.ММ.ГГГГ. ответчиком было отказано в установлении ЕДВ.

Суд приходит к выводу, что ФИО1 имел право на получение ежемесячной денежной выплаты за ДД.ММ.ГГГГ, т.к. снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ, а принимая во внимание, что истец вновь зарегистрировался по прежнему месту жительства ДД.ММ.ГГГГ, то право на получение ежемесячной денежной выплаты у него не было утрачено, а, следовательно, он имеет право на получение ежемесячной выплаты за проживание с момента подачи заявления о назначении ЕДВ, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно Приказа Минтруда России от 22.01.2015 № 35н, выплата устанавливается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную выплату.

Согласно п. 100 Перечня, утвержденного приказом Минтруда России от 28.11.2014 № 958н, проживание (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства или месту пребывания).

Стороны не оспаривают, что истец ФИО2 со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в чистой зоне, а с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в <адрес>, на территории зоны проживания с правом на отселение.

Доводы представителя Пенсионного Фонда о том, что вернувшись в загрязненную территории ФИО1 не подавал заявление на предоставление ему выплат, суд находит несостоятельными, поскольку в данном случае данное обстоятельство не имеет правового значения, так как решение Пенсионным фондом о прекращении ФИО1 выплат по категории «граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение», после снятия с регистрационного учета в <адрес>, не принималось.

В тот же день, ДД.ММ.ГГГГ ответчиком от ФИО1 было принято о назначении ежемесячной денежной выплаты в соответствии с п.4 ч.1 ст.18 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», и данная выплата ему решением назначена с ДД.ММ.ГГГГ в размере 278руб.97коп.

Суд принимает во внимание, что смена места проживания имела место в рамках одного месяца ДД.ММ.ГГГГ, а ежемесячная денежная выплата прекращается с первого числа следующего месяца, Но, поскольку решение по прекращению выплаты Пенсионным фондом в ДД.ММ.ГГГГ не принималось, то ФИО5 имел право на получение ежемесячной денежной выплаты, как проживающий на загрязненной территории в полном объеме, а не как вновь прибывший.

Таким образом, требования истца суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Белого ФИО10 к ГКУ <адрес> «Отдел социальной защиты населения <адрес>», Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городском округе <адрес> (межрайонное) о признании права на возмещение вреда и предоставление мер социальной поддержки, удовлетворить.

Признать за Белым ФИО11ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>, зарегистрированным по адресу: <адрес>А, право на предоставление ему в соответствии со ст.18 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» ежемесячной денежной компенсации проживающим в зоне проживания с правом на отселение с ДД.ММ.ГГГГ, с последующей индексацией в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации.

Обязать ГКУ <адрес> «Отдел социальной защиты населения <адрес>» предоставлять Белому ФИО12ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, зарегистрированному по адресу: <адрес>А, с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячные денежные выплаты в возмещение вреда и меры социальной поддержки, как постоянно проживающему на территории зоны проживания с правом на отселение, установленных ст.18 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Обязать Управление Пенсионного фонда России в городском округе <адрес> (межрайонное) предоставлять Белому ФИО13ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, зарегистрированному по адресу: <адрес>А, с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату в повышенном размере пенсии как постоянно проживающему на территории зоны проживания с правом на отселение в соответствии с п.7 ч.1 ст.27.1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и ежемесячной денежной выплаты по категории по категории «Граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение» с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции - судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда в месячный срок с даты изготовления судом решения в окончательной форме с подачей жалобы через Клинцовский городской суд.

Председательствующий судья: Холуева Л.Ф.