ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-976/20 от 17.03.2020 Орджоникидзевского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело № 2-976/2020

УИД: 03RS0-

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 марта 2020 года <адрес>

Орджоникидзевский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи: Абдуллина Р. В.

при секретаре Байковой Г.М.,

с участием представителя истца ООО «Уфимская управляющая компания» ФИО1, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика ФИО2 - ФИО3, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ООО «Уфимская управляющая компания» к ФИО2 о взыскании задолженности по жилищно- коммунальным услугам,

установил:

ООО «Уфимская управляющая компания» обратилось с исковым заявлением в суд о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги с собственника <адрес> многоквартирного дома по адресу: <адрес>, <адрес> (далее по тексту – многоквартирный дом) ФИО2, указывая, что ответчик за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года обязанность по оплате за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома и за коммунальные услуги надлежащим образом не исполняет. В результате чего по состоянию по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность по жилищно- коммунальным услугам составляет 54551, 61 рублей, пени- 10 656,72 рублей.

Представитель истца ООО «Уфимская управляющая компания» ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд взыскать с ФИО2 задолженность по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по оплате за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома и за коммунальные услуги в размере 54551 (пятьдесят четыре тысячи пятьсот пятьдесят один) руб. 61 коп., пени в размере 10656 (десять тысяч шестьсот пятьдесят шесть) руб. 72 коп., расходы на оплату государственной пошлины за подачу заявления в суд в размере 2156 (две тысячи сто пятьдесят шесть) руб.

Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.

Представитель ответчика ФИО3 иск не признал, предоставил письменное возражение к иску о необоснованности выставления платежных документов истцом. В суде подтвердил, что ответчик платежи по квартире истцу не оплачивал, поскольку по мнению представителя ответчика денежные средства истцом разворовываются. Представитель ответчика также ходатайствовал о запросе выписки «по движению денежных средств по лицевому счету ФИО2 в АО «АЛЬФА-БАНК» за истекшие три года»

Исследовав материалы дела, заслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

ДД.ММ.ГГГГ Общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме ООО «Уфимская управляющая компания» была избрана управляющей организацией многоквартирного дома (протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ) сроком на 5 лет.

Между собственниками вышеназванного дома и ООО «Уфимская управляющая компания» были заключены договоры управления многоквартирным домом в порядке, предусмотренной ст. 162 ЖК РФ (далее - договор). В соответствии с условиями договора Управляющая организация приняла на себя обязательства за плату оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме (п.3.2. Договора), а должник обязался своевременно и полностью вносить плату за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома и коммунальные услуги (п.10.1,10.2 Договора).

В соответствии со ст. 162 Жилищного кодекса РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.

В соответствии с условиями договора Управляющая организация приняла на себя обязательства за плату оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме, а должник обязался своевременно и полностью вносить плату за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома и коммунальные услуги.

В соответствии со ст.249 Гражданского кодекса РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

В соответствии с ч.2 ст.162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Тариф за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, тариф на предоставление услуг консьержа утвержден Протоколом общего собрания собственников помещений МКД от ДД.ММ.ГГГГ. Тариф на техническое обслуживание ЗПУ был установлен подрядной организацией – ООО «Алмас».

Тарифы на коммунальные услуги были утверждены постановлениями Государственного комитета РБ по тарифам.

В соответствии с установленными тарифами по договору управляющая организация ежемесячно начисляет должнику плату за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома и коммунальные услуги, на основании чего должникам ежемесячно направляются платежные документы (квитанции – извещения) об оплате.

В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за помещение и коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление). Плата за помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем (ч. 1 ст. 155 ЖК РФ); взимается по утвержденным в установленном порядке тарифам (ч. 2 ст. 157 ЖК РФ).

В соответствии со ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно ст.310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

Однако за период с ДД.ММ.ГГГГ года должник ФИО4 свою обязанность по оплате за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома и за коммунальные услуги перед ООО «Уфимская управляющая компания» надлежащим образом не исполняла. В результате чего, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома и за коммунальные услуги Ответчика составила 54551 (пятьдесят четыре тысячи пятьсот пятьдесят один) руб. 61 коп., подтверждаемая выпиской по лицевому счету, имеющаяся в материалах дела.

В судебном заседании возражений против расчета суммы долга представитель Ответчика не заявлял, отсутствие ежемесячных оплат объяснил своими подозрениями об отмывании денежных средств Истцом, поступающие от населения за жилищно-коммунальные услуги в оффшорах.

В соответствии с п.14. ст.155 Жилищного кодекса РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных размеров пеней не допускается.

Всего за период просрочки внесения оплаты за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома и за коммунальные услуги по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Истцом Ответчику начислены пени в общем размере 10656 (десять тысяч шестьсот пятьдесят шесть) руб. 72 коп.

Возражений против расчета суммы пени представитель ответчика не заявлял.

Ходатайство представителя Ответчика о запросе выписки «по движению денежных средств по лицевому счету ФИО2 в АО «АЛЬФА-БАНК» за истекшие три года» суд отклоняет по следующим основаниям.

Постановление Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2016 г. № 97 «О федеральных стандартах «оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2016 - 2018 годы» определяет федеральные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в среднем по Российской Федерации на 2016 - 2018 годы, которые применяются в целях определения размера межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе для оказания финансовой помощи по оплате жилых помещений и коммунальных услуг; федеральные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг по субъектам Российской Федерации на 2016 - 2018 годы, которые применяются в целях определения размера межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе для оказания финансовой помощи по оплате жилых помещений и коммунальных услуг. Данный документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 17.05.2017 N 584, вступающего в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 19.05.2017, "Собрание законодательства РФ", 22.02.2016, N 8, ст. 1118, "Российская газета", N 43, 01.03.2016) и не применим к ООО «Уфимская управляющая компания» руководствующаяся в своей деятельности Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 23.04.2018) "Об обществах с ограниченной ответственностью".

Согласно Федеральному закону от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами относится к лицензируемым видам деятельности (пункт 51 части 1 статьи 12). Утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности и принятие нормативных правовых актов по вопросам лицензирования относится к полномочиям Правительства Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 5). В части 4 статьи 1 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" содержится перечень видов деятельности, особенности лицензирования которых, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление этих видов деятельности. В данный перечень включена предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами (пункт 4).

Жилищный кодекс Российской Федерации, регулирующий отношения по управлению многоквартирными домами, а также отношения по лицензированию деятельности в указанной сфере, в частях 5 и 6 статьи 192 установил, что к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенностей, установленных названным Кодексом. В силу части 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. В части 3 данной статьи приводятся требования, которые могут быть включены в перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности). Статья 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, закрепляя перечень лицензионных требований к предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Подпункт "б" пункта 3 Положения к лицензионным требованиям относит исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой по данному договору одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 названного Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 поименованного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Управляющие организации, получая плату за коммунальные услуги и плату за содержание жилого помещения от собственников и нанимателей, рассчитываются за поставленные в многоквартирный дом коммунальные ресурсы непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.

Лицензия ООО «Уфимская управляющая компания», в том числе вся необходимая информация о финансово-хозяйственной деятельности общества, условия договора управления, размещены на государственном информационном сайте (системе) жилищно-коммунального хозяйства ГИС ЖКХ, на официальном сайте ООО «Уфимская управляющая компания» http://ufauuk.ru/ в свободном доступе.

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской федерации на территории Российской федерации» введено в действие паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, действителен до замены его в установленные сроки на паспорта гражданина Российской Федерации.

В пункте 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" указан предельный срок- до ДД.ММ.ГГГГ, в течение которого паспорт гражданина СССР надо заменить на паспорт гражданина Российской Федерации и после которого паспорт гражданина СССР прекращает свое действие. Более того, представитель ответчика ФИО3 на судебном заседании удостоверил свою личность паспортом образца РФ серии 8016 выдан отделом УФМС России по <адрес> в <адрес> г. Уфы ДД.ММ.ГГГГ и представлял интересы гр. РФ ФИО2 по нотариально заверенной доверенности.

Таким образом, доводы ответчика на отсутствие оплат за жилищно-коммунальные <адрес> многоквартирного дома по адресу: <адрес>, <адрес>, принадлежащего на праве собственности гр. ФИО2, на основании заявления-требования от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного у Истца за вх. , являются несостоятельными по вышеизложенным положениям действующего законодательства РФ.

Приказ Минфина России от 11 декабря 2018 г. № 259н “Об утверждении Порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, при казначейском сопровождении целевых средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов” определяет порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, при казначейском сопровождении целевых средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» и так же не применим к ООО «Уфимская управляющая компания».

Настоящий Порядок устанавливает правила осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования расходов, источником финансового обеспечения которых являются средства в валюте Российской Федерации, указанные в части 2 статьи 5 Федерального закона от 29 ноября 2018 г. № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (далее соответственно - целевые средства, Федеральный закон), предоставляемые юридическим лицам на основании: соглашений (договоров) о предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям) (далее - субсидии), договоров о предоставлении бюджетных инвестиций, договоров о предоставлении взносов в уставные (складочные) капиталы юридических лиц (дочерних обществ юридических лиц), вкладов в имущество юридических лиц (дочерних обществ юридических лиц), не увеличивающих их уставные (складочные) капиталы (далее - взнос (вклад), источником финансового обеспечения которых являются субсидии и бюджетные инвестиции, договоров (соглашений) о предоставлении из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) субсидий юридическим лицам, в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 5 Федерального закона (далее при совместном упоминании - соглашение), или нормативных правовых актов, устанавливающих порядок предоставления субсидий юридическим лицам из федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета), если указанными актами заключение договора (соглашения) о предоставлении субсидии юридическим лицам не предусмотрено (далее - нормативный правовой акт о предоставлении субсидии); государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд, предусмотренных пунктами 4 и 5 части 2 статьи 5 Федерального закона (далее - государственный контракт); государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, заключаемых на сумму 100 000 тыс. рублей и более государственными заказчиками для обеспечения государственных нужд субъекта Российской Федерации (муниципальными заказчиками для обеспечения муниципальных нужд), договоров (соглашений) о предоставлении субсидий юридическим лицам из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), если источником финансового обеспечения указанных расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) являются субсидии, предоставляемые из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности) (далее при совместном упоминании - договор о капитальных вложениях); контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, заключаемых на сумму 100 000,0 тыс. рублей и более федеральными бюджетными или автономными учреждениями, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, предоставляемые в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее соответственно - заказчик - учреждение, контракт учреждения); контрактов (договоров) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемых фондом капитального ремонта субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются средства, получаемые им за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, уплаченных собственниками помещений в многоквартирных домах (далее - договор о проведении капитального ремонта); договоров, контрактов, соглашений, заключенных в рамках исполнения государственных контрактов, соглашений, нормативных правовых актов о предоставлении субсидии, контрактов учреждений, договоров о капитальных вложениях, договоров о проведении капитального ремонта (далее при совместном упоминании - договор).

Доводы ответчика об отсутствии подписанного договора управления являются несостоятельными по вышеизложенным основаниям, в том числе, на основании Постановления Правительства РФ №354 от 6 мая 2011 г., оговаривающее новые правила предоставления коммунальных услуг гражданам РФ, которая предусматривает заключение конклюдентных договоров в сфере ЖКХ. Конклюдентные действия - в сфере гражданских взаимоотношений действия, выраженные не в форме устного или письменного волеизъявления, а в конкретных поведенческих актах, которые однозначно подтверждают желание гражданина установить определенные правоотношения, в частности — совершить сделку (например: между сторонами отсутствовал договор на поставку товара, но одна из сторон его отправила, а другая приняла и оплатила, тем самым молча подтвердив свое желание). Сделка может быть заключена в письменной или устной форме, а также конклюдентно (по умолчанию). В соответствии с п. 6 данного Постановления, «договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее — конклюдентные действия)». В соответствии с п. 7 Постановления, «договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами».

Из имеющихся документов в материалах дела следует, что между собственниками вышеназванного дома и ООО «Уфимская управляющая компания» были заключены договоры управления многоквартирным домом в порядке, предусмотренной ст. 162 ЖК РФ. В том числе, условия договора управления, размещены на государственном информационном сайте (системе) жилищно-коммунального хозяйства ГИС ЖКХ, на официальном сайте ООО «Уфимская управляющая компания» http://ufauuk.ru/ в свободном доступе.

Исходя из выписки лицевого счета Ответчика следует, что Ответчиком производились оплаты ДД.ММ.ГГГГ в размере 2137,65 руб., 04.10.2017г. в размере 5489 руб., ДД.ММ.ГГГГ в размере 6714,20 руб., ДД.ММ.ГГГГ в размере 50 руб.

Доводы Ответчика о несоответствии нормам действующего законодательства платежных документов, предъявляемые ежемесячно Истцом к оплате, а именно указанный в них банковский счет не содержащий код , являются несостоятельными по следующим основаниям.

Общероссийский классификатор валют ОК (МК (ИСО 4217) 003-97) 014-2000, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 25.12.2000 N 405-ст, как следует из его введения, предназначен для использования при прогнозировании внешних экономических связей, учете валютных поступлений и платежей, бухгалтерском и статистическом учете, оперативной отчетности по операциям, связанным с международными расчетами, контроле за соблюдением договорной и платежной дисциплины.

В частности, наименование валюты и ее код используются при оформлении счетов-фактур, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж.

В соответствии с Изменением 6/2003 ОКВ Общероссийский классификатор валют ОК (МК (ИСО 4217) 003-97) 014-2000, утвержденным Госстандартом России 17.12.2003, в Общероссийском классификаторе валют была аннулирована позиция "810 RUR Российский рубль", в настоящее время используется позиция "643 RUB Российский рубль".

Вместе с тем использование символа "810" как признака рубля можно встретить в нормативных правовых актах Банка России для обозначения кода валюты счета в лицевых счетах, открываемых кредитными и некредитными финансовыми организациями своим клиентам в валюте РФ.

Такое использование данного символа кредитными организациями осуществляется в соответствии с п. 2 Приложения 1 к Приложению к Положению о Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения (утв. Банком России 27.02.2017 N 579-П). Некредитные финансовые организации используют указанный символ рубля на основании п. 1 Приложения 3 к Положению о Плане счетов бухгалтерского учета в некредитных финансовых организациях и порядке его применения (утв. Банком России 02.09.2015 N 486-П) (см. также Разъяснение Банка России от 09.11.2017 "По вопросу, связанному с обозначением признака рубля в номере лицевого счета").

При этом использование данного символа не противоречит закону, на что прямо указано в Письме Минфина России от 16.02.2018 N 03-05-06-01/9810.

Дополнительно необходимо отметить, что коды валюты "810" и "643" используются исключительно для целей, указанных во введении к Общероссийскому классификатору валют. Использование кодов валюты само по себе не влияет на объем прав и обязательств участников гражданского оборота, использующих российскую валюту в своих расчетах, поскольку никаких ограничений на этот счет действующим законодательством РФ не установлено.

Напротив, из ч. 1 ст. 75 Конституции РФ прямо следует, что денежной единицей в РФ является рубль, денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России, при этом введение и эмиссия других денег в РФ не допускаются. Согласно ст. 30 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" банкноты и монета Банка России являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Они обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории РФ.

В ст. 31 названного Закона установлены гарантии прав граждан и организаций, а также иных лиц на случай объявления банкнот и монеты Банка России недействительными в виде необходимости установления достаточно продолжительного срока их обмена на деньги нового образца. Указанный срок во всяком случае не может быть менее одного года и не должен превышать пяти лет.

Таким образом, закон предоставляет гражданам и организациям, а также иным лицам возможность использовать российскую валюту в соответствии с ее назначением безотносительно к тому, какой код валют представлен в документах аналитического учета и отчетности и информационных базах кредитных и некредитных финансовых организаций.

Вместе с тем в настоящее время символ "810" как признак рубля продолжает использоваться в соответствии с пунктом 2 приложения 1 к Положению Банка России от 27 февраля 2017 г. N 579-П "О плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения" и пунктом 1 приложения 3 к Положению Банка России от 2 сентября 2015 г. N 486-П "О плане счетов бухгалтерского учета в некредитных финансовых организациях и порядке его применения" для обозначения кода валюты счета (шестой - восьмой разряды) в лицевых счетах, которые кредитные и некредитные финансовые организации открывают своим клиентам в валюте Российской Федерации.

Использование признака рубля "810" в номерах лицевых счетов не нарушает действующее законодательство Российской Федерации.

В российском законодательстве не существуют понятия "валюта 810" или "валюта 643". В соответствии со статьей 75 Конституции Российской Федерации денежной единицей Российской Федерации является российский рубль. Исключительным эмитентом российского рубля является Банк России. Образцы банкнот (называются "Билет Банка России") и монет Банка России, которые в настоящее время используются при наличном расчете, размещены на официальном сайте Банка России - www.cbr.ru.

Исследовав материалы дела, оценив все собранные доказательства в совокупности, проверив их на предмет допустимости, достоверности и достаточности, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования ООО «Уфимская управляющая компания» к ФИО2 о взыскании задолженности по жилищно- коммунальным услугам, удовлетворить в полном объеме.

Взыскать с ФИО2 задолженность по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по оплате за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома и за коммунальные услуги в размере 54551 (пятьдесят четыре тысячи пятьсот пятьдесят один) руб. 61 коп., пени в размере 10656 (десять тысяч шестьсот пятьдесят шесть) руб. 72 коп., расходы на оплату государственной пошлины за подачу заявления в суд в размере 2156 (две тысячи сто пятьдесят шесть) руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца через Орджоникидзевский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан с момента вынесения решения в окончательной форме.

Судья Р.В. Абдуллин