Дело № 2-976/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Новокубанск 6 сентября 2013 г.
Новокубанский районный суд Краснодарского края в составе судьи Аладьевой М.С., при секретаре Чередниченко В.Г., с участием старшего помощника прокурора Новокубанского района Посевина Р.В., представителя администрации муниципального образования Новокубанский район ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Новокубанского района о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента принятия распоряжения администрации муниципального образования Новокубанский район «Об утверждении Правил опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов администрации муниципального образования Новокубанский район, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина и иной официальной информации»,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Новокубанского района обратился в суд с заявлением о признании распоряжения администрации муниципального образования Новокубанский район от 23.04.2013 г. №61-р «Об утверждении Правил опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов администрации муниципального образования Новокубанский район, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина, и иной официальной информации» противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента принятия, указав, что данное распоряжение, которое является нормативным правовым актом, 05.05.2013 администрацией муниципального образования Новокубанский район было направлено для включения в регистр муниципальных правовых актов. Из содержания Федерального регистра муниципальных правовых актов следует что распоряжение включено в регистр, «статус нормативности – нормативный», «статус действия – действующий»; «зарегистрирован - 07.06.2013», «рубрика правового классификатора - муниципальные правовые акты. Порядок издания, опубликования (обнародования), вступления в силу». В ходе проведенной прокуратурой района проверки указанного распоряжения установлено, что утвержденные им Правила не соответствуют требованиям действующего законодательства, в связи с чем подлежат отмене. Из содержания Правил следует, что они определяют порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов администрации муниципального образования Новокубанский район. Однако, согласно положениям Федерального закона от 06.10.2006 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования. Принятие органом местного самоуправления иных правовых актов с целью регулирования данного вопроса законом не предусмотрено. Принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений также в соответствии с указанным законом относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Таким образом, в полномочия администрации муниципального образования Новокубанский район не входит принятие нормативных правовых актов, определяющих порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, в связи с чем оспариваемое распоряжение принято с превышением полномочий и за пределами ее компетенции. Просит признать оспариваемое распоряжение противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента его принятия.
В судебном заседании старший помощник прокурора Новокубанского района Посевин Р.В. в полном объеме поддержал требования и доводы, изложенные в заявлении, пояснив, что при принятии данного нормативно -правового акта администрацией муниципального образования Новокубанский район также были нарушены требования и к форме, в которой администрация муниципального образования Новокубанский район вправе принимать нормативные правовые акты.
Представитель администрации муниципального образования Новокубанский район по доверенности ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что оспариваемое распоряжение разработано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Уставом муниципального образования Новокубанский район, является законным, никоим образом не нарушает законные права и интересы граждан и юридических лиц. Утверждаемые данным распоряжением Правила определяют должностных лиц администрации муниципального образования Новокубанский район, ответственных за публикацию (обнародование) указанной информации, последовательность их действий, порядок взаимодействия, сроки исполнения, систему муниципальных правовых актов администрации муниципального образования Новокубанский район, а также вид документов и иной информации, подлежащих опубликованию (обнародованию). Администрация района вправе принимать локальные правовые акты, в том числе распоряжения главы, как руководителя юридического лица, определяющие должностных лиц, ответственных за реализацию тех или иных функций администрации, порядок взаимодействия работников администрации между собой, последовательность действий и сроки исполнения определенных процедур, и обеспечивающих тем самым эффективную работу структурных подразделений и должностных лиц администрации района по реализации прав граждан. По своей сути оспариваемое распоряжение является локальным подзаконным правовым актом, основанным на законе и не противоречащим ему, принятым администрацией муниципального образования Новокубанский район в рамках своей компетенции. Отмена распоряжения приведет к неопределенности сроков и отсутствию порядка совершения администрацией муниципального образования Новокубанский район и ее должностными лицами определенных действий в процессе опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом, а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными и региональными законами, - уполномоченным федеральным или региональным органом государственной власти.
23 апреля 2013 г. администрацией муниципального образования Новокубанский район принято распоряжение №61-р «Об утверждении Правил опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов администрации муниципального образования Новокубанский район, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина, и иной официальной информации», которым утверждены Правила опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов администрации муниципального образования Новокубанский район, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина, и иной официальной информации.
Данное распоряжение включено в регистр муниципальных правовых актов, с указанием статуса нормативности – «нормативный» (л.д. 18).
В соответствии с требованиями ст. 43.1 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов состоит из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Суд приходит к выводу, что распоряжение администрации муниципального образования Новокубанский район от 23.04.2013 г. №61-р «Об утверждении Правил опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов администрации муниципального образования Новокубанский район, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина, и иной официальной информации», которое оспаривается прокурором, является нормативно-правовым актом, так как оно обладает необходимыми признаками, а именно: издано органом местного самоуправления, содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределённого круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений.
Из содержания Правил следует, что они определяют порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов администрации муниципального образования Новокубанский район.
Однако, согласно ч. 3 ст. 47 Федерального закона от 06.10.2006 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования.
Принятие органом местного самоуправления иных правовых актов с целью регулирования данного вопроса законом не предусмотрено.
В соответствии с п. 1) ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2006 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Таким образом, в полномочия администрации муниципального образования Новокубанский район не входит принятие нормативных правовых актов, определяющих порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, в связи с чем оспариваемое распоряжение принято администрацией муниципального образования Новокубанского района с превышением полномочий и за пределами ее компетенции.
Кроме того, согласно ч.ч. 1, 2, 4, 6 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в систему муниципальных правовых актов входят: устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования. Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан). Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, указанным в части 6 настоящей статьи, в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации. Глава муниципального образования издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами. Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
В соответствии со ст. 64 Устава муниципального образования Новокубанский район, принятого решением Совета муниципального образования Новокубанский район от 05.04.2013 №43/18 (л.д. 19-100), глава муниципального образования Новокубанский район в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Краснодарского края, Уставом муниципального образования Новокубанский район, нормативными правовыми актами Совета, издает постановления администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Краснодарского края, а также распоряжения администрации по вопросам организации работы администрации. Постановления и распоряжения администрации вступают в силу со дня их подписания, если иной порядок не установлен законодательством, настоящим Уставом или самим постановлением (распоряжением).
Таким образом, нормативные правовые акты администрации муниципального образования Новокубанский район должны быть исполнены в форме постановлений, а не в форме распоряжений.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта администрацией муниципального образования Новокубанский район нарушены требования к форме (виду), в которой администрация муниципального образования Новокубанский район вправе принимать нормативные правовые акты, следовательно нарушен порядок принятия данного нормативного правового акта.
С учетом изложенного суд считает необходимым признать распоряжение администрации муниципального образования Новокубанский район от 23.04.2013 г. №61-р «Об утверждении Правил опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов администрации муниципального образования Новокубанский район, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина, и иной официальной информации» противоречащим федеральному законодательству.
Определяя момент, с которого распоряжение администрации муниципального образования Новокубанский район от 23.04.2013 №61-р «Об утверждении Правил опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов администрации муниципального образования Новокубанский район, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина, и иной официальной информации» должно быть признано недействующим, суд учитывает, что данный нормативный правовой акт до рассмотрения дела судом в течение определенного времени применялся, на основании этого акта были реализованы права граждан, в связи с чем суд считает необходимым признать его недействующим с момента вступления настоящего решения в законную силу.
В соответствии со ст. 253 ГПК РФ и ст. 35 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" сообщение о решении суда по настоящему делу в течение тридцати дней после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в районной газете «Свет Маяков».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Признать распоряжение администрации муниципального образования Новокубанский район от 23.04.2013 г. №61-р «Об утверждении Правил опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов администрации муниципального образования Новокубанский район, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина, и иной официальной информации» противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о решении в течение тридцати дней после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в районной газете «Свет Маяков».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья М.С. Аладьева