Дело № 2-977/2016
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Каменск-Уральский
Свердловской области 14 сентября 2016 года
Синарский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области,
в составе: председательствующего судьи Толкачевой О.А.,
при секретаре Ехаловой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Каменска-Уральского, предъявленного в интересах неопределенного круга лиц, к ЗАО «Каменская теплоснабжающая компания» о понуждении к выполнению мероприятий инвестиционной программы,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Каменска-Уральского в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ЗАО «Каменская теплоснабжающая компания» (далее по тексту – ЗАО «КТК») о понуждении к выполнению мероприятий инвестиционной программы. В качестве третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора прокурором в иске указаны Администрация города Каменска-Уральского, ООО «Управляющая компания «Теплокомплекс» (далее по тексту – ООО «УК «Теплокомплекс»).
Требования иска прокурора мотивированы тем, что на основании договора аренды № х от (дата) комплекс тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения г.Каменска-Уральского, находящийся в муниципальной собственности, был передан ответчику во временное владение и пользование. С 01.07.2015 ЗАО «КТК прекратило свою операционную деятельность на территории г. Каменска-Уральского, тепловые сети города переданы в субаренду ООО «УК «Теплокомплекс». Вместе с тем, распоряжением Правительства Свердловской области от 17.12.2012 № 2542-РП для ЗАО «КТК» на 2013-2016 год по территории города Каменска-Уральского была утверждена инвестиционная программа, включающая себя виды работ, этапы их проведения и сроки их окончания (с указанием объемов запланированных средств). Мероприятия инвестиционной программы были выполнены ответчиком не в полном объеме.
На основании изложенного, ссылаясь на положения Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 45, ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», с учетом произведенного в ходе рассмотрения дела судом уточнения исковых требований прокурор просит суд обязать ЗАО «КТК» в срок до 01.04.2017 выполнить в полном объеме мероприятия инвестиционной программы, утвержденной распоряжением правительства Свердловской области от 17.12.2012 № 2542-РП, а именно выполнить следующие мероприятия:
установка стабилизаторов давления сетевой воды на теплопункте ТП-4 в Красногорском районе;
- установка балансировочных клапанов на ответвлениях к промышленным потребителям;
- реконструкция системы теплоснабжения Синарского района путем строительства насосных станций подкачки и подмешивания на тепломагистралях от ТЭЦ ОАО «Синарская ТЭЦ;
реконструкция тепломагистрали коллектора №4 от ТЭЦ ОАО «Синарская ТЭЦ» с учетом присоединения дополнительных тепловых нагрузок кварталов «С», 2, 3, 67, 8 и объектов, запитанных от котельной ОАО «КУЛЗ»;
устройство ограждения баков аккумуляторов горячей воды в поселке Ленинский;
устройство перемычки на теплосетях поселка Ленинский между котельной квартала №6 и тепломагистралью в районе дома №117 по ул. Лермонтова;
замена 2-х баков аккумуляторов горячей воды в поселке Ленинский;
реконструкция коллектора № 1 запитанного от Красногорской ТЭЦ с увеличением диаметра зауженных участков;
квартал № 32. Замена участка трубопровода от КМ-25 ул. Белинского, 9 до ул. Белинского, 5 с вводами на дома ул. Белинского, 4, 6а. ТВС, ГВС;
квартальная сеть № 41. Замена участка трубопровода от ул. Октябрьская, 82 до ул. Каменская, 53 с вводами на дома ул. ФИО6, 52, 54, 56, 58, 60, детская поликлиника (ул. ФИО6, 50). ТВС, ГВС;
квартал № 41. Замена участка трубопровода от ТК-4-106 (ул. Октябрьская) до ТК 106-2 с вводами в школу № 25. ТВС, ГВС;
квартальная сеть. Замена участка трубопровода от ул. 5-я рабочая, 1 до ул. 5-я рабочая, 31. ТВС;
реконструкция тепловой сети на объекты, запитанные от котельной ОАО «КУЛЗ»;
- квартальная сеть. Замена участка трубопровода от ул. 6-я рабочая, 5 до ул. 6-я рабочая, 47, ТВС;
- квартальная сеть. Замена участка трубопровода от ул. Новорабочая, 1 до ул. Новорабочая, 37. ТВС»;
- реконструкция объектов социального значения (детские сады, школы) с заменой вводных трубопроводов на трубопроводы в пенополиуретановой изоляции (ДУ 57-114 мм, протяженность 2000 м): ДУ №97, ул. Западная, 10; ДУ №89, ул. Центральная, 16; ДУ №20, ул. Каменская, 11а; ДУ №34, ул. Строителей, 3; ДУ №74, ул. Исетская, 38; ДУ №27, ул. Добролюбова, 18а; ДУ №2, ул. Кирова, 17а; ДУ №25, ул. Кирова, 13а; ДУ №84, ул. Кирова, 1; ДУ №53, ул. Кунавина, 20а; школа №14, ул. 2-я рабочая, 55; школа №15, ул. Мичурина, 10»;
замена устаревшей запорной арматуры на арматуру повышенной плотности и надежности;
техническое перевооружение тепловых камер с заменой ответственной арматуры;
модернизация проложенного на территории ОАО «СУАЛ-УАЗ» по паротуннелю коллектора №3, запитанного от Красногорской ТЭЦ;
реконструкция системы теплоснабжения Синарского района путем строительства насосных станций подкачки и помешивания на тепломагистралях от ОАО «Синарская ТЭЦ.
Определением суда от 13.05.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ОМС «Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского», Региональная энергетическая комиссия Свердловской области.
Определениями от 07.07.2016 и от 17.08.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, соответственно привлечены МУП «Жилкомплекс», Отраслевой орган администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству.
В ходе судебного заседания пом. прокурора города Каменска-Уральского Гусев А.С. требования иска поддержал, настаивал на их удовлетворении в изложенной в иске формулировке.
Представитель ответчика ЗАО «КТК» ФИО1, действующая на основании доверенности от (дата), против удовлетворения требований иска возражала. Полагала, что прокурором не доказан факт нарушения ответчиком прав неопределенного круга лиц, поскольку невыполнение ответчиком в полном объеме всех мероприятий инвестиционной программы не влечет нарушения прав потребителей и не создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц. С 01.07.2015 ЗАО «КТК прекратило свою операционную деятельность на территории г. Каменска-Уральского, тепловые сети города переданы в субаренду ООО «УК «Теплокмлекс». Таким образом, с 01.07.2015 ответчик не имеет правовых оснований для пользования тепловыми сетями города, что лишает его возможности осуществления регулируемой деятельности по оказанию услуг теплоснабжения и поставки горячей воды, установлению тарифов, в том числе в виде надбавок на осуществление мероприятий инвестиционной программы. Указанное препятствует исполнению обязательства в натуре. Кроме того, к ответчику уже были применены предусмотренные законом последствия невыполнения мероприятий инвестиционной программы. Согласно решению РЭК Свердловской области от 15.12.2014 № 41 из необходимой валовой выручки на производство тепловой энергии исключены средства, учтенные в соответствии с инвестиционной программой при расчете тарифа на тепловую энергию на 2013 год по источнику финансирования «прибыль» - 80 302,50 тысяч рублей. Указанное подтверждает отсутствие у ЗАО «КТК» средств на выполнение мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой на 2013 год.
В части требований по исполнению мероприятий за период 2014 - 2015 годы, представитель ответчика пояснила, что мероприятия по выполнению проектно-изыскательных работ (далее по тексту – ПИР) в части реконструкции системы теплоснабжения Синарского района путем строительства насосных станций подкачки и помешивания на тепломагистралях от ОАО «Синарская ТЭЦ» были исключены из программы в соответствии с решением Правления РЭК Свердловской области от 15.12.2014 № 41 об исключении из необходимой валовой выручки на производство тепловой энергии средств, учтенных в соответствии с инвестиционной программой, при расчете тарифа на тепловую энергию на 2013 год, по источнику финансирования «прибыль». Указанное не позволяет выполнить запланированные на 2015 год строительно-монтажные работы (далее по тексту – СМР), поскольку до начала выполнения строительно-монтажных работ обязательной процедурой является изготовление проектно-сметной документации и получение положительного заключения государственной экспертизы проекта. Модернизация проложенного на территории ОАО «СУАЛ-УАЗ» по паротуннелю коллектора № 3, запитанного на Красногорской ТЭЦ» была запланированная на 4 квартал 2014 года. Согласно Отчету о выполнении инвестиционной программы, реализуемой за счет тарифов, предоставленному своевременно в РЭК, денежные средства в соответствующий период в качестве возмещения профинансированных инвестиционных ресурсов, ЗАО «КТК» не получило. В свою очередь запланированные на 2014 год мероприятия по выполнению ПИР в отношении технического перевооружения тепловых камер с заменой ответственной арматуры были выполнены ЗАО «КТК» в рамках договора подряда на выполнение проектных (изыскательных) работ № х от 01.12.2014, заключенного с подрядной организацией ООО «Новация». Поименованное в иске мероприятие по устройству ограждения баков аккумуляторов горячей воды в поселке Ленинский» было фактически выполнено ответчиком, о чем свидетельствует соответствий отчет.
Представитель третьего лица Отраслевого органа администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству ФИО2, действующая на основании доверенности от (дата), полагала, что прокурором неверно избран способ защиты нарушенного права. Пояснила, что в настоящее время ведется подготовка документации для проведения конкурсных процедур по заключению концессионного соглашения на объекты теплосетевого хозяйства города. Одним из приложений к концессионному соглашению являются мероприятия на выполнение работ по реконструкции и модернизации объектов теплосетевого хозяйства. Возложение обязанности на ЗАО «КТК» в срок до 01.04.2017 г. выполнить в полном объеме мероприятия инвестиционной программы (утвержденной распоряжением Правительства Свердловской области от 17.12.2012 №2542-рп) в натуре нецелесообразно.
В отзыве на иск представителем данного третьего лица указано, что инвестиционная программа ЗАО «КТК» утверждена 17.12.2012, то есть до утверждения схемы теплоснабжения муниципального образования город Каменск-Уральский. Действующей схемой теплоснабжения на настоящее время не подтверждается актуальность и необходимость ряда мероприятий, поименованных в иске прокурором, в том числе мероприятия, запланированного к проведению на 2014-2016 г.г. по реконструкции системы теплоснабжения Синарского района путем строительства насосных станций подкачки и подмешивания на тепломагистралях от ТЭЦ ОАО «Синарская ТЭЦ». Поименованное в иске мероприятие по устройству ограждения баков аккумуляторов горячей воды в поселке Ленинский» было фактически выполнено ответчиком.
Представитель третьего лица МУП «Жилкомплекс» ФИО3, действующий на основании Устава, в судебном заседании пояснил, что полагает обоснованными требования иска прокурора в части возложения на ответчика обязанностей выполнения тех мероприятий, которые фактически ответчиком не выполнены и не противоречат утвержденной схеме теплоснабжения муниципального образования город Каменск-Уральский.
Надлежаще уведомленные о времени и месте судебного заседания третьи лица: Администрация города Каменска-Уральского, ООО «УК «Теплокомплекс», ОМС «Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского», РЭК Свердловской области – в суд своих представителей не направили.
Представитель РЭК Свердловской области ФИО4, действующая на основании доверенности от (дата), в отзыве на иск указала, что согласно представленным отчетам за период с 2013 по 2016 год, мероприятия инвестиционной программы, утвержденной Распоряжением № 2543-РП, в части 2014 года с учетом изменений, внесенных Распоряжением № 1572-РП были реализованы ответчиком не в полном объеме. Отчет о выполнении инвестиционной программы, утвержденной Распоряжением № 2543-РП за 2013 год представлен ЗАО «КТК» своевременно. При расчете тарифа на тепловую энергию на 2015 год РЭК Свердловской области, в соответствии с пунктом 50 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Свердловской области от 22.10.2012 № 1075, из необходимой валовой выручки на производство тепловой энергии ЗАО «КТК» исключены средства, учтенные в соответствии с инвестиционной программой при расчете тарифа на тепловую энергию на 2013 год, по источнику финансирования «прибыль» в объеме неисполненных мероприятий. Отчет о выполнении инвестиционной программы, утвержденной Распоряжением № 2543-РП, в части 2014 года с учетом изменений, внесенных Распоряжением № 1572-РП, за 2014 год представлен ЗАО «КТК» также своевременно. В связи с передачей имущества с июля 2015 года ЗАО «КТК» и прекращением деятельности на территории муниципального образования город Каменск-Уральский на 2016 год тарифное регулирование по тепловой энергии в отношении ЗАО «КТК» РЭК Свердловской области не осуществлялось. Таким образом, исключить средства из необходимой валовой выручки на производство тепловой энергии ЗАО «КТК», учтенные в соответствии с инвестиционной программой при расчете тарифа на тепловую энергию на 2014 год в объеме неисполненных мероприятий в соответствии с пунктом 50 Основ, - не представляется возможным.
Представитель ОМС «Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского» ФИО5, действующий на основании доверенности от (дата), в отзыве на иск указал, что полагает требования иска прокурора подлежащими удовлетворению.
С учетом того, что реализация права лиц, участвующих в судебном разбирательстве, на непосредственное участие в судебном процессе, осуществляется по собственному усмотрению этих лиц своей волей и в своем интересе, суд расценил неявку представителей третьих лиц на рассмотрение гражданского дела как свое волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации указанного права, в связи с этим, не затягивая рассмотрение гражданского дела по существу, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие данных лиц.
Выслушав объяснения пом. прокурора, представителя ответчика, явившихся представителей третьих лиц, исследовав письменные доказательства в материалах гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в исках, предъявляемых в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного округа физических лиц, поскольку действует в силу закона и в их интересах.
В соответствии с ч. 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
В соответствии с п. 18 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения - это вид деятельности, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию.
В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Федерального закона № 190-ФЗ от 27.07.2010 «О теплоснабжении» инвестиционная программа организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, представляет собой программу мероприятий организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, по строительству, реконструкции и (или) модернизации источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в целях развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения.
Правила согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 410, предусматривают, что в инвестиционную программу подлежат включению мероприятия, целесообразность реализации которых обоснована в схемах теплоснабжения соответствующих поселений, городских округов (пункт 6).
Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 190-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения помимо прочего относится утверждение инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, с применением установленных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, по согласованию с органами местного самоуправления.
В свою очередь, согласно ч.1 ст. 6 Федерального закона № 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления относится согласование инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, за исключением таких программ, которые согласовываются в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.
В соответствии с ч. 8 ст. 10 Федерального закона № 190-ФЗ решение об установлении для теплоснабжающих организаций или теплосетевых организаций тарифов на уровне выше установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельного максимального уровня, обусловленное необходимостью возмещения затрат на реализацию инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения (утвержденных в порядке, установленном правилами утверждения и согласования инвестиционных программ в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации), принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) самостоятельно и не требует согласования с федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
В целях реализации положений вышеуказанного Федерального закона № 190-ФЗ в части регулирования деятельности и тарифов в сфере теплоснабжения Правительством Российской Федерации 22.10.2012 принято Постановление № 1075, которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере теплоснабжения. В соответствии с абз. 3 подпункта «б» пункта 4 Основ ценообразования к регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения относятся, в том числе, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям теплоснабжающими организациями в соответствии с установленными предельными (минимальными и (или) максимальными) уровнями указанных тарифов.
Предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов с учетом инвестиционных программ регулируемых организаций, утвержденных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о теплоснабжении или об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса (далее - инвестиционные программы), а также с учетом долгосрочных тарифов, установленных для теплоснабжающих организаций, долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций и долгосрочных обязательств по концессионным соглашениям, объектами которых являются системы теплоснабжения (пункт 8).
В соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Свердловской области от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» в зависимости от метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в необходимую валовую выручку регулируемой организации включаются расходы на капитальные вложения (инвестиции) в расчетный период регулирования, определяемые на основе утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ регулируемой организации.
В свою очередь пунктом 50 Основ ценообразования предусмотрено, что по итогам расчетного периода регулирования орган регулирования исключает из необходимой валовой выручки регулируемой организации, используемой при установлении тарифов на следующий период регулирования, произведенные регулируемой организацией в течение расчетного периода за счет поступлений от регулируемой деятельности необоснованные расходы, выявленные на основании анализа представленных регулируемой организацией бухгалтерской и статистической отчетности (в том числе первичных документов бухгалтерского учета, раскрывающих порядок ведения раздельного учета доходов и расходов по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности), а также договоров, актов выполненных работ и платежных документов, подтверждающих факт понесения расходов по этим договорам.
На территории Свердловской области постановлением Правительства Свердловской области от 30.07.2014 № 650-ПП «Об утверждении Порядка взаимодействия органов исполнительной власти Свердловской области по утверждению инвестиционных программ, реализуемых за счет тарифов, подлежащих государственному регулированию» (с изменениями) утвержден Порядок взаимодействия органов исполнительной власти Свердловской области по утверждению инвестиционных программ, реализуемых за счет тарифов, подлежащих государственному регулированию (далее - Порядок).
Инвестиционные программы, реализуемые за счет тарифов, подлежащих государственному регулированию, подлежат утверждению распоряжением Правительства Свердловской области (пункт 4 Порядка).
На основании п. 17 Порядка РЭК Свердловской области осуществляет контроль за выполнением инвестиционных программ, расходы на реализацию которых учтены в необходимой валовой выручке регулируемых организаций.
В соответствии с пунктом 18 Порядка, в случае неисполнения инвестиционных программ средства, учтенные в необходимой валовой выручке регулируемых организаций на реализацию инвестиционной программы, подлежат исключению из необходимой валовой выручки.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в спорный период 2013-2015г.г. ЗАО «КТК» в качестве теплоснабжающей организации, понятие которое дается в п. 11 ст. 2 Федерального закона № 190-ФЗ, осуществляло регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения.
Согласно договору аренды № х от 29.07.2011, заключенному между ОМС «Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского» и ЗАО «КТК» муниципальное имущество (комплекс тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения города Каменска-Уральского), согласно перечня, на срок пять лет, было передано в аренду ЗАО «КТК».
В соответствии с приказом ОМС «Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского» от 01.08.2011 г. № х муниципальное имущество (комплекс тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения города Каменска-Уральского) передано на праве хозяйственного ведения МУП «Жилкомплекс». В связи с чем сторонами договора аренды № х от 29.07.2011 было заключено дополнительное соглашение № х от 01.08.2011 о замене стороны арендодателя с ОМС «Комитет по управлению имуществом» на МУП «Жилкомплекс».
Установлено, что переданное ответчику в аренду муниципальное имущество предполагалось для использования в соответствии с его техническим назначением для предоставления на территории МО город Каменск-Уральский услуг по продаже потребителям и теплоснабжающим организациям произведенной или приобретенной тепловой энергии (мощности), теплоносителя, а также передачи (транспортировки) тепловой энергии и горячей воды на территории МО г. Каменск-Уральский в порядке, установленном законодательством РФ, а также для обслуживания и эксплуатации передаваемого имущества.
Распоряжением Правительства Свердловской области от 17.12.2012 № 2543-РП «Об утверждении инвестиционных программ по энергоснабжающим организациям Свердловской области на 2013 год и о внесении изменений в инвестиционную программу закрытого акционерного общества «Каменская теплоснабжающая компания» (город Каменск-Уральский) на 2013-2016 годы, утвержденную распоряжением Правительства Свердловской области от 17.12.2012. № 2542-РП» (далее - Распоряжение № 2543-РП) для ЗАО «КТК» на 2013-2016 годы утверждена инвестиционная программа на общую сумму 262 653,00 тыс. рублей (без учета налога на прибыль).
Распоряжением Правительства Свердловской области от 28.11.2014 № 1572-РП «О внесении изменений в инвестиционную программу закрытого акционерного общества «Каменская теплоснабжающая компания» (город Каменск-Уральский) на 2013-2016 годы, утвержденную распоряжением Правительства Свердловской области от 17.12.2012 № 2542-РП» (далее - Распоряжение № 1572-РП) для ЗАО «КТК» на 2013-2016 годы внесены изменения в части реализации мероприятий инвестиционной программы на 2014 год.
При установлении тарифов для ЗАО «КТК» на реализацию инвестиционной программы, утвержденной Распоряжением № 2543-РП, а в части 2014 года - с учетом изменений, внесенных Распоряжением № 1572-РП, были учтены средства в структуре необходимой валовой выручки тарифов на тепловую энергию по следующим источникам финансирования: прибыль (без учета налога на прибыль), амортизация.
Как следует из отзыва представителя РЭК Свердловской области, необходимые отчеты о выполнении инвестиционной программы, утвержденной Распоряжением № 2543-РП, а в части 2014 года - с учетом изменений, внесенных Распоряжением № 1572-РП, были представлены ответчиком в установленные законодательством сроки.
Согласно отчетов ответчика, в период с 2013 по 2015 год мероприятия инвестиционной программы, утвержденной Распоряжением № 2543-РП, а в части 2014 года - с учетом изменений, внесенных Распоряжением № 1572-РП, были реализованы не в полном объеме.
В силу изложенного в соответствии с пунктом 50 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения при расчете тарифа на тепловую энергию на 2015 год РЭК Свердловской области в соответствии с протоколом заседания от 15.12.2014 № х из необходимой валовой выручки на производство тепловой энергии ЗАО «КТК» были исключены средства, учтенные в соответствии с инвестиционной программой при расчете тарифа на тепловую энергию на 2013 год, по источнику финансирования «прибыль» в объеме неисполненных мероприятий в размере 80 302,50 тысяч рублей. Кроме того, как было указано выше, Распоряжением Правительства Свердловской области от 28.11.2014 № 1572-РП в ранее утвержденную инвестиционную программу для ЗАО «КТК» в части реализации мероприятий на 2014 год были внесены изменения.
В силу изложенного суд соглашается с обоснованностью позиции стороны ответчика о том, что применение РЭК Свердловской области последствий, предусмотренных пунктом 50 Основ ценообразования, исключает обязанность ответчика по выполнению мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой на 2013 год, таких как:
установка стабилизаторов давления сетевой воды на теплопункте ТП-4 в Красногорском районе;
- установка балансировочных клапанов на ответвлениях к промышленным потребителям;
- реконструкция системы теплоснабжения Синарского района путем строительства насосных станций подкачки и подмешивания на тепломагистралях от ТЭЦ ОАО «Синарская ТЭЦ;
реконструкция тепломагистрали коллектора №4 от ТЭЦ ОАО «Синарская ТЭЦ» с учетом присоединения дополнительных тепловых нагрузок кварталов «С», 2, 3, 67, 8 и объектов, запитанных от котельной ОАО «КУЛЗ»;
устройство ограждения баков аккумуляторов горячей воды в поселке Ленинский;
устройство перемычки на теплосетях поселка Ленинский между котельной квартала №6 и тепломагистралью в районе дома №117 по ул. Лермонтова;
замена 2-х баков аккумуляторов горячей воды в поселке Ленинский;
реконструкция коллектора № 1 запитанного от Красногорской ТЭЦ с увеличением диаметра зауженных участков;
квартал № 32. Замена участка трубопровода от КМ-25 ул. Белинского, 9 до ул. Белинского, 5 с вводами на дома ул. Белинского, 4, 6а. ТВС, ГВС;
квартальная сеть № 41. Замена участка трубопровода от ул. Октябрьская, 82 до ул. Каменская, 53 с вводами на дома ул. ФИО6, 52, 54, 56, 58, 60, детская поликлиника (ул. ФИО6, 50). ТВС, ГВС;
квартал № 41. Замена участка трубопровода от ТК-4-106 (ул. Октябрьская) до ТК 106-2 с вводами в школу № 25. ТВС, ГВС;
квартальная сеть. Замена участка трубопровода от ул. 5-я рабочая, 1 до ул. 5-я рабочая, 31. ТВС;
реконструкция тепловой сети на объекты, запитанные от котельной ОАО «КУЛЗ»;
- квартальная сеть. Замена участка трубопровода от ул. 6-я рабочая, 5 до ул. 6-я рабочая, 47, ТВС;
- квартальная сеть. Замена участка трубопровода от ул. Новорабочая, 1 до ул. Новорабочая, 37. ТВС»;
- реконструкция объектов социального значения (детские сады, школы) с заменой вводных трубопроводов на трубопроводы в пенополиуретановой изоляции (ДУ 57-114 мм, протяженность 2000 м): ДУ №97, ул. Западная, 10; ДУ №89, ул. Центральная, 16; ДУ №20, ул. Каменская, 11а; ДУ №34, ул. Строителей, 3; ДУ №74, ул. Исетская, 38; ДУ №27, ул. Добролюбова, 18а; ДУ №2, ул. Кирова, 17а; ДУ №25, ул. Кирова, 13а; ДУ №84, ул. Кирова, 1; ДУ №53, ул. Кунавина, 20а; школа №14, ул. 2-я рабочая, 55; школа №15, ул. Мичурина, 10»;
замена устаревшей запорной арматуры на арматуру повышенной плотности и надежности.
Более того, как установлено судом на основании представленных документов, объяснений представителя ответчика, третьих лиц, ЗАО «КТК в 2014 году исполнило обязательства, предусмотренные инвестиционной программой на 2014 год по выполнению проектных (изыскательных) работ по объекту: «Техническое перевооружение тепловых камер с заменой ответственной арматуры, в подтверждение чего стороной ответчика в дело представлен договор с подрядной организацией ООО «Новация» № 3920-FА050/02-011/0006-2014 от 01.12.2014. Приложением к договору является Задание на проектирование, смета на проектные работы. Выполнение работ подтверждено соответствующим актом.
Также в судебном заседании представитель МУП «Жилкомплекс» признал факт выполнения ответчиком мероприятий по устройству ограждений баков аккумуляторов холодной воды в пос. Ленинском г. Каменска-Уральского. Указанное также нашло свое отражение в представленных ответчиком в РЭК Свердловской области отчетах о выполненных мероприятиях инвестиционной программы за 2014 год.
Следовательно, не выполненными остаются мероприятия, запланированные на 2014, 2016 г.г. по модернизации проложенного на территории ОАО «СУАЛ-УАЗ» по паротуннелю коллектора №3, запитанного от Красногорской ТЭЦ; а также по реконструкции системы теплоснабжения Синарского района путем строительства насосных станций подкачки и помешивания на тепломагистралях от ОАО «Синарская ТЭЦ.
Вместе с тем, суд полагает заслуживающими внимание доводы представителя отраслевого органа администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству о том, что инвестиционная программа ЗАО «КТК» была утверждена 17.12.2012, то есть до утверждения схемы теплоснабжения муниципального образования город Каменск-Уральский, утвержденной Постановлением Администрации города Каменска-Уральского от 31.10.2014 № 1522. Действующей схемой теплоснабжения на настоящее время не подтверждается актуальность и необходимость проведения такого ранее запланированного инвестиционной программой мероприятия как реконструкция системы теплоснабжения Синарского района путем строительства насосных станций подкачки и подмешивания на тепломагистралях от ТЭЦ ОАО «Синарская ТЭЦ».
Относительно невыполнения мероприятий по модернизации проложенного на территории ОАО «СУАЛ-УАЗ» по паротуннелю коллектора №3, запитанного от Красногорской ТЭЦ, суд обращает внимание, что утвержденной Распоряжением Правительства Свердловской области от 17.12.2012 № 2543-РП инвестиционной программой на 2015 данное мероприятие в части проектно-изыскательных работ было запланировано на 4 квартал 2014 года.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, по итогам 2014 года ЗАО «КТК» представило в РЭК Свердловской области отчет о частичном выполнении инвестиционной программы, в котором также отчиталось о неполучении в соответствующий период необходимых денежных средств в качестве возмещения профинансированных инвестиционных ресурсов. Строительно-монтажные работы в части указанного мероприятия были запланированы на 2015-2016 год, то есть на период, когда ответчик уже перестал осуществлять регулируемую деятельность на территории города Каменска-Уральского.
Согласно представленной в материалы дела за подписью и.о. директора ПАО «Т плюс» (управляющей организации ЗАО «КТК») информации о выручке и поступлениях денежных средств за теплоэнергию по ЗАО «КТК (исх. № х от 29.12.2015) отклонение поступления денежных средств от выручки, утвержденной в тарифах за 2013 год составило – - 484 836 тыс. руб., за 2014 год – - 499 837 тыс. руб., за 2015 год – - 98 453 тыс. руб.
Указанные данные в ходе судебного рассмотрения спора опорочены не были. Доказательств несостоятельности представленных данных об убыточности соответствующей регулируемой деятельности ЗАО «КТК» на территории г. Каменска-Уральского суду не представлено.
Как было указано выше, с 01.07.2015 ЗАО «КТК прекратило свою операционную деятельность на территории г. Каменска-Уральского. 28.05.2015 между ЗАО «КТК и ООО «УК «Теплокомплекс» был заключен договор субаренды № ТП-2015-036 от 28.05.2015, согласно которому комплекс тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения МО г. Каменск-Уральского был передан во временное пользование до 29.06.2016, то есть до окончания срока действия договора аренды, заключенного с ЗАО «КТК».
В связи с передачей имущества в субаренду и прекращением регулируемой деятельности ЗАО «КТК» на территории МО город Каменск-Уральский на 2016 год тарифное регулирование по тепловой энергии в отношении ЗАО «КТК» РЭК Свердловской области не осуществлялось.
Более того, тарифы, утвержденные РЭК Свердловской области с 01.07.2015 на 2015-2016 г.г. для ООО «УК «Теплокомплекс» были утверждены уже без учета инвестиционной программы.
В связи с прекращением действия договора аренды с ЗАО «КТК» 30.06.2016 на основании договора аренды № х комплексы тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения города Каменска-Уральского, находящиеся в муниципальной собственности, переданы в аренду ООО «УК «Теплокомплекс».
На основании изложенного, оценив в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ все доказательства по делу, суд приходит к выводу о том, что ответчиком не было получено предполагаемой выручки для целей выполнения неосвоенных мероприятий инвестиционной программы. Как поясняла представитель ответчика в судебном заседании, получаемые за поставляемую потребителям тепловую энергию денежные средства расходовались ответчиком на реализацию основных целей своей уставной деятельности. Доказательств, с достоверностью свидетельствующих об обратном, суду представлено не было.
Указанное, при отсутствии доказательств получения от потребителей денежных средств за поставленную тепловую энергию в достаточном для выполнения мероприятий инвестиционной программы размере, не позволяет сделать вывод о неосновательном обогащении ответчика за счет неопределенного круга потребителей, нарушении ответчиком прав данных потребителей.
Порядок судебной защиты нарушенных либо оспариваемых прав и законных интересов осуществляется в соответствии со статьями 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Присуждение к исполнению обязанности в натуре предусмотрено в качестве одного из способов защиты гражданских прав в ст. 12 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 397 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения должником обязательства изготовить и передать вещь в собственность, в хозяйственное ведение или в оперативное управление, либо передать вещь в пользование кредитору, либо выполнить для него определенную работу или оказать ему услугу кредитор вправе в разумный срок поручить выполнение обязательства третьим лицам за разумную цену либо выполнить его своими силами, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, договора или существа обязательства, и потребовать от должника возмещения понесенных необходимых расходов и других убытков.
Вместе с тем, суд полагает недопустимым расценивать утвержденную распоряжением Правительства Свердловской области инвестиционную программу в качестве некой гражданско-правой сделки, к понуждению исполнения обязательства по которой в натуре возможно посредством вынесения судебного решения, в том числе, поскольку действующим законодательством, регулирующим спорные правоотношения, предусмотрены иные последствия, применяемые в случаях неисполнения инвестиционных программ.
Решение суда, принудительный порядок исполнения которого осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в данном случае не может подменять собой мероприятия по контролю за выполнением, реализацией инвестиционных программ, достижением целевых показателей деятельности регулируемых организаций в течение срока реализации инвестиционных программ.
В ходе судебного рассмотрения спора судом неоднократно разъяснялось право на уточнение исковых требований, предлагалось конкретизировать выбранный способ защиты нарушенного, по мнению прокурора, права неопределенного круга лиц. Данным правом прокурор не воспользовался.
По мнению суда, по рассматриваемому делу не доказана возможность исполнения решения и реальной защиты оспариваемых и нарушенных, по мнению прокурора, прав неопределенного круга лиц, при выборе в данном случае такого способа защиты права как присуждение к исполнению обязанности в натуре в той формулировке, которая указана прокурором в иске, без конкретизации необходимых к выполнению работ, места и способов их выполнения.
Предъявленный иск об исполнении обязанности по выполнению ЗАО «КТК» неких мероприятий инвестиционной программы не отвечает в данном, конкретном случае общим критериям допустимости иска об исполнении в натуре (эффективности, адекватности, целесообразности), свидетельствует о ненадлежащем способе защиты.
Последнее является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Помимо этого, суд отмечает, что согласно пункту 3 статьи 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
В настоящее время срок действия договора аренды от 29.07.2011 № х, заключенного с ЗАО «КТК», истек. Комплексы тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения города Каменска-Уральского, находящиеся в муниципальной собственности, переданы в аренду другой организации - ООО «УК «Теплокомплекс». Указанное также препятствует возможности понуждения ответчика к выполнению спорных обязательств в натуре.
При таких обстоятельствах исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований иска прокурора г. Каменска-Уральского, заявленного в интересах неопределенного круга лиц, к Закрытому акционерному обществу «Каменская теплоснабжающая компания» отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Синарский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области.
Судья О.А. Толкачева
Решение изготовлено в окончательной форме 19 сентября 2016 года.