ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-978/17Г от 29.12.2017 Алейского городского суда (Алтайский край)

Гражданское дело № 2-978\2017г.

Решение в окончательной форме изготовлено 29 декабря 2017 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 декабря 2017 года г. Алейск

Алейский городской суд Алтайского края в составе

председательствующего судьи О.В. Качусовой,

с участием секретаря Митяевой Т.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа», Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области», 1518 пожарной команде Центрального военного округа, Федеральному казенному учреждению «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Алтайскому краю и Республике Алтай», войсковой части 41659 Министерства обороны Российской Федерации о взыскании невыплаченного дополнительного материального стимулирования, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Алейский городской суд с исковым заявлением о взыскании материального стимулирования, компенсации морального вреда, указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ он был принят на работу в пожарную команду на должность пожарного в войсковую часть 41659. ДД.ММ.ГГГГ дополнительным соглашением к трудовому договору установлен представитель работодателя – 1518 пожарная команда Центрального военного округа. За третий квартал 2017 года сотрудникам данной пожарной команды начислено и выплачено дополнительное материальное стимулирование по Приказу Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала ВС РФ» в среднем по 4 000 рублей, однако ему начислено только 500 рублей. Считает такое поведение работодателя неправомерным.

Согласно статье 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

При этом системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Действующее законодательство не запрещает выплату премий за результаты работы по итогам отчетных периодов. Таким образом, положением о премировании может быть предусмотрена выплата премий работникам по результатам работы за месяц и квартал. Порядок и условия премирования, показатели премирования и условия, при которых работники могут быть лишены или которым снижены размеры премий, устанавливаются положениями о премировании, утверждаемыми руководителями учреждений по согласованию с профсоюзными органами или иными представительными органами работников.

В целях повышения эффективного использования средств на оплату труда Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" было предусмотрено сохранение на очередной и последующие годы при сокращении численности работников, лиц рядового и начальствующего состава размеров фондов оплаты труда и средств федерального бюджета на денежное довольствие, исчисленных на 1 января 2007 года. При этом средства фондов оплаты труда работников и гражданского персонала, а также средства федерального бюджета на денежное довольствие военнослужащих оставлены в распоряжении руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти с правом их использования, в том числе на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам работы (службы).

Принятым в развитие Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1459 Приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года № 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, предусматривающий порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала вооруженных сил Российской Федерации, условия и размеры соответствующих стимулирующих выплат.

Из приведенных норм права следует, что дополнительное материальное стимулирование, установленное Приказом Министра обороны России от 26 июля 2010 года № 1010, является составной частью предусмотренной системой оплаты труда, и осуществляется за счет высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счет экономии, бюджетных средств в пределах, доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации лимитов.

При этом п. 1 указанного Порядка прямо указывает на природу соответствующей выплаты как премии.

Тот факт, что соответствующая выплата не является гарантированной, а ее размер определяется исключительно по усмотрению руководителя исходя из добросовестного выполнения работником своих должностных обязанностей заслуживают внимания, однако такое снижение возможно либо по предусмотренному законодательством, либо локальными актами основанию, в том числе исходя из пункта 11 Порядка, утвержденного приказом Министра обороны РФ 26 июля 2010 года N 1010. Приведённый в нем перечень носит исчерпывающий характер, в связи с чем снижение даже негарантированной выплаты нарушает трудовые права работника и не может быть признано правомерным.

При таких обстоятельствах считает, что в его пользу должно быть доплачено 3 500 рублей. Полагает, что в случае удовлетворения его исковых требований с ответчиков подлежит взысканию и моральный вред по следующим основаниям.

Пунктом 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 разъясняется, что в соответствии с частью четвертой статьи 3 и частью девятой статьи 394 Кодекса суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда.

Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав.

В соответствии со статьей 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Истец полагает, что ему причинен моральный вред, выражающийся в нравственных страданиях в связи с неправомерными действиями в связи с недоплатой дополнительного материального стимулирования.

На основании изложенного истец ФИО1 просит взыскать с ответчиков в его пользу доплату по дополнительному материальному стимулированию за третий квартал 2017 года в сумме 3 500 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 3 000 рублей.

В судебном заседании ФИО1 и его представитель ФИО2 поддержали заявленные требования и дали пояснения аналогично изложенному в исковом заявлении, дополнительно пояснив, что ФИО1 подлежал премированию, а произвольное снижение указанной суммы без наличия к тому каких-либо объективных оснований является незаконным. Полагают, что истец подвергается дискриминации со стороны работодателя.

Представитель войсковой части 41659 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика ФКУ «Отдела финансового обеспечения МО РФ по Алтайскому краю и <адрес>» в судебное заседание не явился, в письменных возражениях на иск от ДД.ММ.ГГГГ с исковыми требования ФИО1 не согласился по следующим основаниям.

Федеральное казенное учреждение «Отдел финансового обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и <адрес>» осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом и договором на обслуживание 1518 пожарной команды Центрального военного округа от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с договором на обслуживание 1518 пожарной команды, Отдел производит начисление и своевременное обеспечение гражданского персонала заработной платой и другими установленными выплатами, на основании приказов командира войсковой части. В соответствии с пунктами 2.1.5, 3.1.3 дополнительного соглашения к договору на обслуживание войсковой части, командование войсковой части, командование 1518 пожарной команды обязуется своевременно представлять в Отдел документы, необходимые для начисления денежного довольствия, заработной платы и иных выплат личному составу и несет ответственность за достоверность, полноту сведений и надлежащее оформление документов, представляемых в Отдел, а так же ответственность за нарушение прав военнослужащих и гражданского персонала. В соответствии с выпиской из приказа начальника1518 пожарной команды от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 установлена премия по приказу Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ за 3 квартал 2017 года в размере 500 рублей. В соответствии с реестром на зачисление денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ на счет истца за вычетом подоходного налога перечислено указанное материальное стимулирование в сумме 369,25 рублей.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от № 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти", Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации", утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие указанным лицам. Из положений данного Порядка усматривается, что материальное стимулирование установлено в виде премий для гражданского персонала и должно осуществляться ежеквартально (п. 1). Конкретные размеры материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, установленных в соответствии с п. 4 Порядка, по результатам исполнения лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование, и не могут превышать пятикратного размера расчетной суммы исходя из объемов высвобожденных денежных средств за квартал и численности личного состава (п. 7). Согласно п. 4 Порядка, расчетная сумма дополнительного материального стимулирования на одного человека устанавливается Министром обороны Российской Федерации по представлению заместителя Министра обороны Российской Федерации по финансово-экономической работе. Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в пределах доводимых Министерству обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала (п. 2). Размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 3).

Из приведенных выше норм следует, что дополнительное материальное стимулирование, установленное Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации", не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, осуществляется по результатам службы (работы) только за счет средств, высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счет экономии бюджетных средств в пределах, доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации лимитов. Дополнительное материальное стимулирование представляет собой часть экономии фонда оплаты труда за счет сокращения численности Вооруженных Сил, то есть формируется за счет экономии средств на оплату денежного довольствия и выплату заработной платы уволенным в связи с сокращением численности военнослужащим и лицам гражданского персонала. Выплачиваются по решению руководителя в пределах сумм, доведенных на эти цели, не носят обязательный, гарантированный характер, не определены трудовым договором работника и не входят в систему оплаты труда. Производство выплат гражданскому персоналу в размере расчетной суммы действующим Порядком не устанавливается и не гарантируется. Условием установления Министром обороны Российской Федерации указанных дополнительных выплат является наличие выделенных на эти цели ассигнований, их выплата производится военнослужащим и лицам гражданского персонала в зависимости от степени выполнения ими совокупного объема обязанностей. При этом дифференциация объема таких обязанностей находится в компетенции Министра обороны Российской Федерации. Для выплаты дополнительной премии, предусмотренной Приказом Министра обороны от 26 июля 2010 года № 1010, необходимо, чтобы сотрудник исполнял должностные обязанности в период, за который производится выплата дополнительного материального стимулирования. Согласно трудовому договору истца, квартальное дополнительное материальное стимулирование не предусмотрено в качестве гарантированной выплаты, входящей в систему оплаты труда.

Конкретные размеры материального стимулирования работников из числа гражданского персонала, определяются в пределах объемов бюджетных средств, установленных в соответствии с п. 4 Порядка. Размер материального стимулирования лиц гражданского персонала поставлен в зависимость от объемов бюджетных средств, выделяемых на эти цели, и результата работы указанных лиц. Иные критерии премирования лиц гражданского персонала ни Приказом Минобороны России от 26 июля 2010 года № 1010, ни трудовым законодательством либо локальными нормативными актами работодателя не установлены.

Определение конкретного размера премии лицам гражданского персонала воинской части относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе по своему усмотрению оценить результаты исполнения работниками должностных обязанностей в квартале, за который производится дополнительное материальное стимулирование. Названный выше Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации не предусматривает обязанность работодателя премировать работников денежными суммами в размере, равном расчетному. Выплата премии в размере меньше расчетного, не свидетельствует о снижении размера премии конкретному работнику и не может расцениваться как ограничение работника в трудовых правах.

Указанная позиция поддержана определением Верховного Суда Российской Федерации от 06 октября 2014 года № 21-КГ 14-9, где указано, что выплата дополнительного материального стимулирования, установленная Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010, не является обязательной выплатой, то есть устанавливается на усмотрение командира (начальника).

Вышеназванным Порядком установлен максимальный размер стимулирования, в то время как минимальный размер не установлен. Решением Министра обороны Российской Федерации определен расчетный размер суммы дополнительного материального стимулирования на одного работника, а не размер премии, подлежащий к выплате каждому работнику.

Представитель ответчика ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В письменных возражения на иск от ДД.ММ.ГГГГ указал следующее.

ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» создано и действует на основании Положения «О федеральном казенном учреждении «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа», утвержденного МО РФ ДД.ММ.ГГГГ. Учреждение создано для обеспечения поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности формирований военного округа и подразделений, не входящих в его состав, но состоящих при нем на обеспечении, и осуществления управленческих, обеспечивающих и иных функций в соответствии с законодательством РФ. При этом в полномочия указанного Учреждения не входит начисление и выплата лицам гражданского персонала ВС РФ, в том числе работникам пожарной команды 1518 войсковой части 41659, сумм дополнительного материального стимулирования, предусмотренного порядком определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала ВС РФ, утвержденным приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме этого, войсковая часть 41659, а также 1518 пожарная команда ЦВО не являются структурным подразделением или филиалом данного Учреждения. Издание приказов на выплату дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала производится на основании представляемых непосредственными командирами рапортов. Дополнительное материальное стимулирование, установленное приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ, не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, и осуществлялось только за счет высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счет экономии бюджетных средств в пределах, доводимых на указанные цели МО РФ лимитов. В связи с чем, требования истца не подлежат удовлетворению.

Представитель ответчика ФГКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика 1518 пожарной команды Центрального военного округа ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения требований истца по следующим основаниям, изложенным в письменных возражения на иск.

Начальником 1518 пожарной команды Центрального военного округа был издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ «О премировании гражданского персонала 1518 пожарной команды», согласно которому пожарному ФИО1 выплачена премия по итогам работы в 3 квартале 2017 года в размере 500 рублей в соответствии с требованиями приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» и решением Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, и в пределах доведенного объема бюджетных средств на эти цели.

В соответствии с указанным приказом Министра обороны, а также Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти» утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие указанным лицам.

Из положений данного Порядка следует, что материальное стимулирование установлено в виде премии для гражданского персонала и должно осуществляться ежеквартально. Конкретные размеры материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, установленных в соответствии с п.4 Порядка по результатам обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование, и не могут превышать пятикратного размера расчетной суммы, исходя из объемов высвобожденных денежных средств за квартал и численности личного состава.

Дополнительное материальное стимулирование не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, осуществляется по результатам службы (работы) только за счет средств, высвободившихся в результате сокращения численности работников. Выплачивается по решению руководителя в пределах сумм, доведенных на эти цели, не носит обязательный гарантированный характер, не определено трудовым договором работника и не входит в систему оплаты труда. Производство выплат гражданскому персоналу в размере расчетной суммы действующим Порядком не устанавливается и не гарантируется. Условием установления Министром обороны Российской Федерации указанных дополнительных выплат является наличие выделенных на эти цели ассигнований, их выплата производится военнослужащим и лицам гражданского персонала в зависимости от степени выполнения ими совокупного объема обязанностей. При этом дифференциация объема таких обязанностей находится в компетенции Министра обороны Российской Федерации. Для выплаты дополнительной премии необходимо, чтобы сотрудник проработал 3-й квартал в полном объеме и не имел нарушений дисциплины.

Согласно Программы подготовки личного состава подразделений пожарной охраны Вооруженных Сил Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ во время сдачи зачета по специальной подготовке за третий квартал 2017 года, в учебном классе 1518 пожарной команды при получении билета , ФИО1 было дано время для подготовки. Однако, после подготовки ФИО1 из трех вопросов ответил на один вопрос на «удовлетворительно», а на два вопроса на «неудовлетворительно».

Таким образом, зачет ФИО1 был сдан на неудовлетворительную оценку «2». При этом, зачеты по специальной подготовке ФИО1 сдаются систематически.

Как следует из трудового договора, заключенного между начальником 1518 пожарной команды Центрального военного округа и ФИО1 квартальное материальное стимулирование не предусмотрено в качестве гарантированной выплаты, входящей в систему оплаты труда.

Конкретные размеры материального стимулирования работников из числа гражданского персонала, определяются в пределах объемов бюджетных средств, установленных в соответствии с п.4 Порядка. Размер материального стимулирования лиц гражданского персонала поставлен в зависимость от объемов бюджетных средств, выделяемых на эти цели и результата работы указанных лиц. Иные критерии премирования лиц гражданского персонала ни Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ годы , ни трудовым законодательством, либо локальными нормативными актами работодателя не установлены.

Так, согласно сообщению Федерального казенного учреждения «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ расчетная сумма на одного работника в третьем квартале 2017 года установлена в следующем размере: работникам воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации (за исключением органов военной прокуратуры и военных следственных органов) - 4000 рублей. Определение конкретного размера премии лицам гражданского персонала 1518 пожарной команды относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе по своему усмотрению оценить результаты исполнения работниками должностных обязанностей в истекшем квартале, за который производится дополнительное материальное стимулирование. Названный выше Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты премий лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации не предусматривает обязанность работодателя премировать работников денежными суммами в размере, равном расчетному. Выплата премии в размере меньше расчетного не свидетельствует о снижении премии конкретному работнику и не может расцениваться, как ограничение работника в трудовых правах. Вышеназванным Порядком установлен максимальный размер стимулирования, в то время как минимальный размер не установлен. Решением Министра обороны Российской Федерации определен расчетный размер суммы дополнительного материального стимулирования на одного работника, а не размер премии, подлежащей к выплате каждому работнику.

Отсутствие у ФИО1 в указанный период дисциплинарных взысканий само по себе не является основанием для выплаты истцу дополнительного материального стимулирования в размере расчетной суммы, определенной к выплате за третий квартал 2017 года.

Невыплата премии, выплата премии в различных размерах, не носящей обязательного характера, лицам гражданского персонала не могут быть расценены как ограничение в их трудовых правах.

В связи с тем, что материальное стимулирование не является выплатой обязательного характера и ее конкретный размер определяется руководителем организации, установление ФИО1 премии в размере 500 рублей, по мнению ответчика, не причинило последнему морального вреда, не повлекло для него страданий физического или нравственного характера.

Статья 237 ТК РФ устанавливает, что моральный вред при виновных действиях работодателя должен быть возмещен работнику в денежной форме. Так как действия руководителя не выходят за рамки действующего законодательства, не нарушают законных прав ФИО1, то требования в части возмещения морального вреда являются не обоснованными и основаны лишь на мнимых переживаниях ФИО1

Представитель ответчика – войсковой части 41659 Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание, о месте и времени которого был извещен надлежащим образом, не явился.

С учетом мнения истца ФИО1, представителя истца ФИО2, представителя ответчика ФИО3 суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, по имеющимся материалам дела.

Выслушав истца ФИО1, представителя истца ФИО2, представителя ответчика ФИО3, исследовав материалы гражданского дела, суд принимает решение об отказе в удовлетворении иска по следующим основаниям.

Согласно статье 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу статьи 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В силу ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.

В соответствии с положениями ст. 144 Трудового кодекса РФ работодатель имеет право в предусмотренном порядке устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти", Приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года № 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации", утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие указанным лицам (далее по тексту Порядок).

Из положений данного Порядка усматривается, что материальное стимулирование установлено в виде премий для гражданского персонала и должно осуществляться ежеквартально (п. 1). Конкретные размеры материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, установленных в соответствии с п. 4 Порядка, по результатам исполнения лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование, и не могут превышать пятикратного размера расчетной суммы, исходя из объемов высвобожденных денежных средств за квартал и численности личного состава (п. 7).

Согласно п. 4 Порядка, расчетная сумма дополнительного материального стимулирования на одного человека устанавливается Министром обороны РФ по представлению заместителя Министра обороны РФ по финансово-экономической работе. Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил РФ в пределах, доводимых Министерству обороны РФ на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала (п. 2).

Размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооруженных Сил, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ (п. 3).

Из приведенных выше норм следует, что дополнительное материальное стимулирование, установленное Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации", не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, осуществляется по результатам службы (работы) только за счет средств, высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счет экономии бюджетных средств в пределах, доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации лимитов.

Дополнительное материальное стимулирование представляет собой часть экономии фонда оплаты труда за счет сокращения численности Вооруженных Сил, то есть формируется за счет экономии средств на оплату денежного довольствия и выплату заработной платы уволенным в связи с сокращением численности военнослужащим и лицам гражданского персонала. Выплачивается дополнительное материальное стимулирование по решению руководителя в пределах сумм, доведенных на эти цели, не носит обязательный, гарантированный характер, не определено трудовым договором работника и не входит в систему оплаты труда.

Производство выплат гражданскому персоналу в размере расчетной суммы действующим Порядком не устанавливается и не гарантируется. Условием установления Министром обороны Российской Федерации указанных дополнительных выплат является наличие выделенных на эти цели ассигнований, их выплата производится военнослужащим и лицам гражданского персонала в зависимости от степени выполнения ими совокупного объема обязанностей. При этом дифференциация объема таких обязанностей находится в компетенции Министра обороны Российской Федерации.

Для выплаты дополнительной премии, предусмотренной Приказом Министра обороны № 1010 от 26 июля 2010 года, необходимо, чтобы сотрудник проработал 3-ий квартал в полном объеме и не имел нарушений дисциплины.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и Войсковой частью 41659 в лице командира Войсковой части заключен трудовой договор о приеме истца на должность пожарного в пожарную команду пожарного депо.

Занимаемая истцом должность относится к категории гражданского персонала.

Из материалов дела следует, что в соответствии с приказом командующего войсками Центрального военного округа от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации деятельности пожарных команд Центрального военного округа» изменена подведомственность (подчиненность) гражданского персонала пожарной команды 1518, полномочия работодателя в отношении работников пожарной команды 1518 возложены на начальника пожарной команды 1518. Начальнику пожарной команды 1518 ФИО4 переданы личные дела, трудовые книжки, карточки формы Т-2 гражданского персонала пожарной команды 1518.

Таким образом, в настоящее время работодателем истца является 1518 пожарная команда Центрального военного округа, полномочиями по вынесению приказа о выплате дополнительного материального стимулирования за третий квартал 2017 года наделен начальник пожарной команды.

Согласно приказу начальника 1518 пожарной команды от ДД.ММ.ГГГГ «О премировании гражданского персонала 1518 пожарной команды», в соответствии с приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» и решением Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и в пределах доведенного объема бюджетных средств на эти цели, гражданскому персоналу 1518 пожарной команды приказано выплатить премию по итогам работы в 3 квартале 2017 года согласно приложения. Из приложения к приказу начальника 1518 пожарной команды от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 (а также ФИО7, ФИО6) выплачено по 500 рублей. Иным лицам гражданского персонала пожарной команды выплачено от 9000 рублей до 1 000 рублей.

Как следует из материалов дела, в частности, трудового договора истца, квартальное дополнительное материальное стимулирование не предусмотрено в качестве гарантированной выплаты, входящей в систему оплаты труда.

Конкретные размеры материального стимулирования работников из числа гражданского персонала определяются в пределах объемов бюджетных средств, установленных в соответствии с п. 4 Порядка. Размер материального стимулирования лиц гражданского персонала поставлен в зависимость от объемов бюджетных средств, выделяемых на эти цели, и результата работы указанных лиц. Иные критерии премирования лиц гражданского персонала ни Приказом Минобороны России от 26 июля 2010 года № 1010, ни трудовым законодательством либо локальными нормативными актами работодателя не установлены.

Определение конкретного размера премии лицам гражданского персонала воинской части относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе по своему усмотрению оценить результаты исполнения работниками должностных обязанностей в квартале, за который производится дополнительное материальное стимулирование. Названный выше Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил РФ не предусматривает обязанность работодателя премировать работников денежными суммами в размере, равном расчетному.

Выплата премии в размере меньше расчетного, не свидетельствует о снижении размера премии конкретному работнику и не может расцениваться как ограничение работника в трудовых правах.

Вышеназванным Порядком установлен максимальный размер стимулирования, в то время как минимальный размер не установлен. Решением Министром обороны РФ определен расчетный размер суммы дополнительного материального стимулирования на одного работника, а не размер премии, подлежащий к выплате каждому работнику.

Из материалов дела следует, что начальником 1518 пожарной команды утверждается расписание занятий с личным составом, по итогам которых ежеквартально личным составом производится сдача зачета.

Как следует из должностной инструкции пожарного пожарной команды Алейского гарнизона, утвержденной начальником пожарной команды ДД.ММ.ГГГГ с которой истец ФИО1 ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ, пожарный при осуществлении своей деятельности обязан совершенствовать свою профессиональную подготовку и навыки работы с пожарным инструментом и аварийно-спасательным оборудованием (п.2.1 инструкции).

Согласно ведомости сдачи зачетов по специальной подготовке личным составом 1518 пожарной команды за третий квартал 2017 учебного года пожарным ФИО1 зачет был сдан на неудовлетворительную оценку «2» (ответ на первый вопрос «2», на второй вопрос «3», на третий вопрос «2»).

Кроме этого, из данной ведомости следует, что помимо ФИО1, на отрицательные оценки сдали зачет также пожарные ФИО6 и ФИО7

По итогам работы за третий квартал 2017 года им так же, как ФИО1 был снижен размер дополнительного материального стимулирования до 500 рублей, что также нашло свое отражение в приложении к приказу начальника 1518 пожарной команды от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель 1518 пожарной команды ФИО3 в судебном заседании пояснил, что основанием для выплаты ФИО1 премии именно в таком размере послужило то, что последним был сдан зачет по специальной подготовке на неудовлетворительную оценку. Кроме этого, им систематически не сдаются данные зачеты. Оснований для лишения ФИО1 указанной выплаты в полном объеме не имелось.

Факт систематической не сдачи зачетов истцом ФИО1 подтвержден материалами дела, и не отрицается стороной истца.

Таким образом, в данном случае окончательный размер премии был определен работодателем – начальником 1518 пожарной команды ЦВО исходя из оценки итогов работы ФИО1 за третий квартал 2017 года, в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, и в рамках полномочий, предоставленных действующим законодательством.

Отсутствие у ФИО1 в указанный период дисциплинарных взысканий само по себе не является основанием для выплаты истцу дополнительного материального стимулирования в размере расчетной суммы, определенной к выплате за третий квартал 2017 года.

В соответствии с п. 11 Порядка, лица гражданского персонала, имеющие дисциплинарное взыскание за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных на них трудовых обязанностей, не представляются к дополнительному материальному стимулированию, тогда как истцу выплачено дополнительное материальное стимулирование за указанный квартал.

Что касается доводов истца и его представителя о дискриминации в сфере труда, то с ними суд также согласиться не может, поскольку они основаны на неверном толковании положений действующего законодательства, регулирующих спорное правоотношение.

Невыплата премии, выплата премии в различных размерах, не носящей обязательного характера, лицам гражданского персонала конкретных подразделений Вооруженных Сил РФ не могут быть расценены как ограничение работников в трудовых правах по признакам дискриминации (ст. 3 ТК РФ).

Конкретные размеры материального стимулирования работников из числа гражданского персонала, определяются в пределах объемов бюджетных средств, установленных в соответствии с п. 4 Порядка по результатам исполнения указанными лицами должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование (п. 7 Порядка).

Таким образом, размер материального стимулирования лиц гражданского персонала поставлен в зависимость от объемов бюджетных средств, выделяемых на эти цели, и результата работы указанных лиц.

При этом, оценка итогов работы лиц гражданского персонала в данном случае возложена на начальника 1518 пожарной команды ЦВО, являющегося работодателем указанных лиц.

На основании изложенного, правовые основания для признания незаконным выплаты ФИО1 дополнительного материального стимулирования за третий квартал 2017 года в размерах, указанных в приказе начальника 1518 пожарной команды, в соответствии с положениями Приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации", а также для взыскания в его пользу невыплаченной премии, у суда отсутствуют.

Соответственно, оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имеется.

В связи с отсутствием оснований для удовлетворения заявленных требований истца по основному требованию о взыскании дополнительного материального стимулирования, у суда отсутствуют основания и для удовлетворения требований о компенсации морального вреда в соответствии со ст. 237 ТК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа», Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>», 1518 пожарной команде Центрального военного округа, Федеральному казенному учреждению «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Алтайскому краю и <адрес>», войсковой части 41659 Министерства обороны Российской Федерации о взыскании невыплаченного дополнительного материального стимулирования, компенсации морального вреда, - отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение месяца с момента составления решения в окончательной форме через отдел судопроизводства Алейского городского суда Алтайского края.

Председательствующий судья: О.В. Качусова

Решение не вступило в законную силу