Дело 2-978/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 сентября 2019 год город Орел
Орловский районный суд Орловской области в составе
председательствующего судьи Соколовой Н. М.,
при секретаре Поздняковой А.В.,
с участием представителя истца ФИО1 - ФИО2, действующей на основании доверенности от Дата, ордера от Дата,
представителя ответчика Администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области - Главы сельского поселения ФИО3,
представителя ответчика Администрации Орловского района Орловской области - ФИО4, действующей на основании доверенности от Дата,
представителя третьего лица - Департамента строительства, топливо-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области - ФИО5, действующей на основании доверенности от Дата,
представителя третьего лица Казенного учреждения Орловской области «Орловский областной государственный заказчик» - ФИО6, действующей на основании доверенности от Дата,
представителей третьего лица Индивидуального предпринимателя ФИО7 - ФИО8, ФИО9, действующих на основании доверенности от Дата,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского районного суда Орловской области гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области, Управлению градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области, Администрации Орловского района Орловской области о возложении обязанности разработать проект межевания территории для устройства дороги, обеспечить доступ к земельному участку, выполнить устройство дороги,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области, Управлению градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области, Администрации Орловского района Орловской области о возложении обязанности разработать проект межевания территории для устройства дороги, обеспечить доступ к земельному участку, выполнить устройство дороги. В обоснование исковых требований истец указала на следующие обстоятельства.
ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 57:10:0060101:1134, площадью 1383 кв.м, разрешенное использование индивидуальное жилищное строительство, местоположением: Орловская область, Орловский район, с/п Образцовское, СПК «Пробуждение». Участок приобретен по договору купли-продажи от Дата, право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке.
Постановлением Главы Образцовского сельского поселения Орловского района №92 от Дата земельному участку присвоен адрес: <адрес>. Земельный участок расположен в составе запроектированного к застройке жилого массива, принадлежащего ИП ФИО7 В настоящее время ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 57:10:0060101:1274, площадью 15 223 кв.м, и согласно схеме застройки являющегося улично-дорожной сетью территории жилой постройки. Из схемы застройки следует, что уличная сеть массива является замкнутой и не имеет связи с существующей автодорогой с кадастровыми номерами 57:10:0060101:1078 и 57:10:0060101:1079.
Принадлежащий истцу земельный участок и иные участки, планируемые к застройке индивидуальными жилыми домами в кадастровом квартале 57:10:0060101, не имеют связи с землями общего пользования, использовать участок по назначению невозможно, поскольку между ним и автодорогой расположена лесополоса.
Обращения в администрацию сельского поселения, Администрацию Орловского района по вопросу обеспечения жилого массива связью с автодорогой результата не принесли. Из полученных ответов следует, что территория, отведенная в свое время ИП ФИО7, не была обеспечена проектом планировки территории и проектом межевания, в связи с чем, отведение земельных участков под дороги и коммуникации, следовательно, въезд и выезд с поселка, не предусмотрен.
Администрацией Орловского района Дата выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, разработана схема планировочной организации земельного участка, то есть, совершены действия по подготовке документации по планировке территории, однако в нарушение законодательства, ответчиками не обеспечен проезд к земельным участкам, что влечет нарушение прав истца ФИО1, которая является правообладателем земельного участка, несет бремя его содержания, своевременно вносит земельный налог, однако не имеет возможности в полном объеме реализовать правомочия собственника. Строительные правила предписывают при планировке развития населенного пункта обеспечить сбалансированное развитие территории и транспортных сетей, проектировать транспортную и улично-дорожную сеть.
ФИО1, уточнив исковые требования, окончательно просила суд:
- обязать Управление градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области разработать проект межевания территории для устройства дороги, соединяющей земельный участок общего пользования с кадастровым номером 57610:0060101:1079 с земельным участком с кадастровым номером 57:10:0060101:1274;
- обязать Администрацию Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области обеспечить доступ к земельному участку с кадастровым номером 57:10:0060101:1274, расположенному по адресу: <адрес>, со стороны земельного участка общего пользования с кадастровым номером 57:10:0060101:1079 путем освобождения территории, установленной проектом межевания территории для устройства дороги от древесной растительности;
- обязать Администрацию Орловского района Орловской области выполнить устройство дороги, соединяющей земельный участок общего пользования с кадастровым номером 57:10:0060101:1079 с земельным участком с кадастровым номером 57:10:0060101:1274, в границах установленных проектом межевания территории для устройства дороги.
В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
Представитель истца ФИО1 - ФИО2 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме по основаниям, указанным в иске. Пояснила, что в настоящее время земельный участок с кадастровым номером 57:10:0060101:1274 принадлежит на праве собственности ответчику Администрации Орловского района Орловской области. Отсутствие беспрепятственного проезда пожарной техники к земельным участкам застройщиков д. Усть-Рыбница нарушает права граждан в области пожарной безопасности. В материалах дела предоставлен проект строительства автодороги д. Усть-Рыбница-д.Кулики-д.Н.Хутор в границах земельного участка с кадастровым номером 57:10:0060101:1079, однако, как следует из представленных суду материалов, проектом строительства автодороги не предусмотрено устройство непосредственных примыканий к улицам жилого образования деревни Усть-Рыбница. Предположительный срок открытия финансирования строительства 2020 год.
Представитель ответчика Администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области - ФИО3 в разрешении спора полагался на усмотрение суда, пояснил, что администрация сельского поселения осуществляет снос аварийных деревьев, угрожающих жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в остальных случаях снос деревьев производится за счет заинтересованных лиц. На спорном земельном участке располагаются ценные породы деревьев, снос которых влечет за собой компенсационную высадку деревьев.
Представителя ответчика Администрации Орловского района Орловской области - ФИО4 просила в удовлетворении исковых требований отказать и пояснила, что в отношении строительства спорной автомобильной дороги в Орловском районе Орловской области разработана проектно-сметная документация, объект включен в сводную бюджетную заявку Орловской области на представление бюджетных ассигнований из федерального бюджета. При продаже земельного участка истцу, дороги, соединяющей земельный участок общего пользования с кадастровым номером 57610:0060101:1079 с земельным участком с кадастровым номером 57:10:0060101:1274, не было. Истец должен был предвидеть последствия приобретения земельного участка без устройства дороги к нему.
Представитель третьего лица Департамента строительства, топливо-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области - ФИО5 пояснила, что в отношении строительства автомобильной дороги <адрес> в Орловском районе Орловской области, протяженностью 2,455 км разработана проектно-сметная документация, которая утверждена постановлением Правительства Орловской области от Дата№ «Об утверждении проектной документации объекта капитального строительства «строительство автомобильной дороги <адрес> в Орловском районе Орловской области». Объект капитального строительства включен в сводную бюджетную заявку Орловской области на представление в 2020 году бюджетных ассигнований из федерального бюджета на реализацию мероприятий по строительству и реконструкции автомобильных дорог, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к общественно значимым объектам населенных пунктов, расположенных на сельских территориях, объектам производства и переработки продукции в рамках государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от Дата№ «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», направленную в Федеральной дорожное агентство. В настоящее время сводная бюджетная заявка Орловской области прошла предварительную защиту, подписание соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета ожидается до февраля 2020 года. В настоящее время Государственный контракт на строительство автомобильной дороги д.УстьРыбница-д. Кулики -д. Нижний Хутор отсутствует, денежные средства на его исполнение не выделялись. В разрешении спора полагалась на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Казенного учреждения Орловской области «Орловский областной государственный заказчик» - ФИО6 пояснила, что проектной организацией ООО «Проект+» разработана проектная документация на строительство дороги д.УстьРыбница-д. Кулики -д. Нижний Хутор в Орловском районе, имеющая положительное заключение государственной экспертизы. В настоящее время Казенным учреждением Орловской области «Орловский областной государственный заказчик» закупка работ по строительству автомобильной дороги не осуществляется, контракт не заключался. Выполнение работ по строительству автомобильной дороги в Орловском районе Орловской области не предусмотрено Программами дорожных работ на 2019. В разрешении спора полагалась на усмотрение суда.
Представитель третьего лица - Общества с ограниченной ответственностью «Проект+» в суд не явился о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица - Управления Росреестра по Орловской области в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Третье лицо - ФИО7 в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представители третьего лица ФИО7 - ФИО8, ФИО9, пояснили, что обязательства индивидуального предпринимателя ФИО7 перед истцом по договору купли-продажи земельного участка исполнены в полном объеме. В соответствии с условиями договора в цену участка входили исключительно права на участок. Улучшение качественных характеристик, направленных на подведение инженерных сетей, дорог не входило в цену договора, и осуществляется на основании сделок, заключаемых покупателем с третьими лицами. В разрешении спора полагались на усмотрение суда.
Представитель третьего лица ОАО «РЖД» в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица - Управления лесами Орловской области области в настоящее судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Ранее пояснял, что лесные массивы, истребуемые истцом для устройства дороги, не входят в состав лесного фонда Орловской области.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему выводы.
В соответствии с ч.1 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (часть 2 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Основная часть проекта планировки территории включает в себя положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, (пункт 2 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Обоснование соответствия планируемых параметров, местоположения и назначения объектов регионального значения, объектов местного значения нормативам градостроительного проектирования и требованиям градостроительных регламентов, а также применительно к территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, установленным правилами землепользования и застройки расчетным показателям минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетным показателям максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения (пункт 7 части 4 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Законом Орловской области от 10.11.2014 N 1686-ОЗ (ред. от 09.06.2018) "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Орловской области и органами государственной власти Орловской области" Правительство Орловской области или уполномоченные им органы исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов Орловской области (далее также - муниципальный район) по: подготовке схем территориального планирования муниципальных районов и изменений в них; подготовке и утверждению документации по планировке территории (проектов планировки территории, проектов межевания территории, градостроительных планов земельных участков) на основании документов территориального планирования муниципального района, если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов местного значения (пункты 1, 4 статьи 4).
Полномочия, предусмотренные настоящим Законом, осуществляются органами государственной власти Орловской области за счет средств областного бюджета в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных законом Орловской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период (пункт 1 статьи 7 Закона Орловской области от 10.11.2014 N 1686-ОЗ).
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.
Истцу ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 57:10:0060101:1134, площадью 1383 кв.м, разрешенное использование для индивидуального жилищного строительства, местоположением: Орловская область, Орловский район, с/п Образцовское, СПК «Пробуждение».
Участок приобретен на основании договора купли-продажи от Дата, заключенного с ИП ФИО7, в соответствии с которым продавец передал покупателю земельный участок, общей площадью 1383 кв.м, границы которого были указаны в Ситуационном плане, являющимся Приложением № к настоящему договору. Земельный участок расположен в составе запроектированного к застройке жилого массива, принадлежащего ИП ФИО7 Согласно Ситуационному плану, предоставленному ИП ФИО7 покупателю ФИО1, жилой массив имеет непосредственное примыкание к автомобильной дороги д.УстьРыбница-д. Кулики -д. Нижний Хутор, что не соответствовало действительности.
В отношении спорного грунтового примыкания (проезда) отсутствуют сведения в Едином государственном кадастре недвижимости, участок частично засажен древесной растительностью, при этом фактически используется для проезда истцом.
Согласно условиям договора купли-продажи, земельный участок продавался ИП ФИО7 свободным от объектов недвижимого имущества, в том числе отводов объектов инженерной инфраструктуры - дорог.
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 57:10:0060101:1134 зарегистрировано истцом в установленном законом порядке, о чем в Едином государственном реестре недвижимости внесена запись регистрации от Дата.
Постановлением Главы Образцовского сельского поселения Орловского района № от Дата земельному участку истца присвоен адрес: <адрес>.
Земельные участки: с кадастровым номером 57:10:0060101:1079, площадью 1648 кв.м, с кадастровым номером 57:10:0060101:1079, площадью 2552 кв.м, категория земель земли населенных пунктов, разрешенное использование для размещения автомобильных дорог и их конструктивных элементов, адрес объекта: <адрес>, на праве собственности принадлежат Администрации Орловского района Орловской области.
Земельный участок с кадастровым номером 57:10:0060101:1274, площадью 15223 кв.м, категория земель земли населенных пунктов, разрешенное использование для индивидуального жилищного строительства, адрес объекта: Орловская область, Орловский район, с/п Образцовское, СПК «Пробуждение», также принадлежит Администрации Орловского района Орловской области на праве собственности.
Постановлением Правительства Орловской области от Дата№ утверждена проектная документация объекта капитального строительства - автомобильной дороги д.УстьРыбница-д. Кулики -д. Нижний Хутор в Орловском районе Орловской области.
Проект планировки и проект межевания территории линейного объекта (со съездом (примыканием) к населенному пункту) согласован администрацией Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области, филиалом ОАО «РЖД».
Данный объект капитального строительства включен в сводную бюджетную заявку Орловской области на представление в 2020 году бюджетных ассигнований из федерального бюджета на реализацию мероприятий по строительству и реконструкции автомобильных дорог, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к общественно значимым объектам населенных пунктов, расположенных на сельских территориях, объектам производства и переработки продукции в рамках государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от Дата№ «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», направленную в Федеральной дорожное агентство.
Сводная бюджетная заявка Орловской области прошла предварительную защиту, подписание соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета ожидается до февраля 2020 года.
Строительство автомобильной дороги д.УстьРыбница-д. Кулики -д. Нижний Хутор создаст условия для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах поселения, а также обеспечит первичные меры пожарной безопасности.
Увеличение предельных объемов денежных средств на исполнение существующих видов расходных обязательств, предусмотренных бюджетом, может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в бюджет, либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в него, при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Возложение на федеральный бюджет или муниципальный бюджет обязанности обеспечить расходование бюджетных средств определенным образом, в данном случае - выделить денежные средства на устройство дороги путем перераспределения финансирования, приведет к нарушению принципа самостоятельности бюджета.
Правом увеличить размер финансирования на содержание, ремонт или строительство автомобильных дорог общего пользования, суд не наделен.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области, Управлению градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области, Администрации Орловского района Орловской области о возложении обязанности разработать проект межевания территории для устройства дороги, обеспечить доступ к земельному участку, выполнить устройство дороги, следует отказать.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
С мотивированным решением стороны и их представители могут ознакомиться 09.09.2019.
Судья Н. М. Соколова