Дело № 2-978/2014г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 марта 2014 года г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи Надбитовой Г.П.,
при секретаре Намровой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным бездействия,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с указанным заявлением, мотивируя тем, что хххг. обратился в Администрацию Раменского района Московской области с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>. Однако в нарушение ч. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ Администрация Раменского района Московской области до настоящего времени не выдала ему градостроительный план и не предоставила мотивированный отказ в его выдаче, вместо этого направила письмо информационного характера о порядке предоставления муниципальной услуги. Просит суд признать незаконным бездействие Администрации Раменского района Московской области, выразившееся в не подготовке, не утверждении и не выдаче градостроительного плана земельного участка в установленный законом срок; обязать Администрацию Раменского района Московской области подготовить, утвердить и выдать бесплатно градостроительный план земельного участка в семидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу; взыскать судебные расходы.
Заявитель, в связи с выездом на отдых, просит суд рассмотреть дело в его отсутствие (заявление от хххг.).
Представитель Администрации Раменского муниципального района Московской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился; об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие на основании ч. 4 ст. 167 ГПК РФ.
В отзыве, представленном в суд временно исполняющим обязанности руководителя администрации Раменского муниципального района ФИО2, указано, что Администрация Раменского муниципального района считает требования заявителя незаконными и необоснованными, просит в их удовлетворении отказать, обосновывая тем, что хххг. ФИО1 дан ответ на его заявление от хххг., ответ дан в установленный законом срок; в заявлении от хххг. заявитель обращался по поводу градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>; а в заявлении в суд указал, что обращался в Администрацию с заявлением о выдаче градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. Считает, что кадастровые номера земельных участков, которые указал заявитель в своем обращении в Администрацию Раменского муниципального района и в заявлении в суд, различаются, в связи с чем невозможно идентифицировать адреса объектов недвижимости, по этому поводу заявителю давались пояснения в ответах № от хххг.
Исследовав материалы дела, суд считает требования ФИО1 подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.ст. 254, 255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы, созданы препятствия к осуществлению его прав и свобод.
Статьей 12 Федерального закона № 59 от 02 мая 2006г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусмотрено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Как видно из материалов дела, хххг. ФИО1 обратился в Администрацию Раменского муниципального района Московской области (далее Администрация) с заявлением о предоставлении ему бесплатно подготовленного и утвержденного градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Администрация, рассмотрев «обращение» ФИО1, зарегистрированного под входящим №, ххх направило ему ответ, в котором, ссылаясь на п. 2.6.2 Административного регламента по предоставлению Управлением архитектуры и градостроительства Администрации «Подготовка и выдача градостроительных планов земельных участков», утвержденного постановлением Администрации № от хххг., разъяснила, что «с заявлением о выдаче градостроительного плана должны быть представлены следующие необходимые документы: копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (для физических лиц); копии учредительных документов (для юридических лиц); доверенность (в случае подачи заявления представителем заявителя). В соответствии с п. 2.6.3 Регламента в целях подготовки градостроительных планов земельных участков также используются следующие документы и материалы: копия свидетельства о праве собственности на земельный участок, договор аренды земельного участка, акт о землепользовании, другие акты о правах на недвижимое имущество, выданные до введения в действие Федерального закона № 122 от 21 июля 1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»; копия кадастрового плана (паспорта) земельного участка с описанием поворотных точек границы земельного участка; копии технических паспортов на объекты капитального строительства (кадастровых паспортов зданий, строений, сооружений, объектов незавершенного строительства), расположенные на территории земельного участка; копии свидетельств о государственной регистрации прав на здания, строения, сооружения, расположенные на территории земельного участка; копии технических условий служб района на инженерно-техническое обеспечение или копии договоров с организациями и предприятиями, предоставляющими услуги по энерго-, газо-, водоснабжению, водоотведению и канализованию, услуги фиксированной телефонной связи и др.; копия документа об утверждении проекта планировки и проекта межевания (при наличии); ситуационный план расположения земельного участка с привязкой к территории населенного пункта в масштабе М 1:10000 или 1:5000; материалы действующей топографической съемки территории земельного участка с нанесением границ земельного участка, с координатами поворотных углов участка; выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (для юридических лиц). Указанные в настоящем пункте документы могут быть представлены заявителем самостоятельно».
Пунктами «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Одним из принципов земельного законодательства Российской Федерации является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (п. п. 4 и 11 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
Согласно положениям части 6 статьи 43 и части 1 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации – в составе проектов межевания территорий осуществляется подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, и может осуществляться подготовка градостроительных планов застроенных земельных участков. Подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
В соответствии с частью 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (об особенностях подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа), в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Из содержания вышеприведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа.
Приведенные нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующие отношения, возникшие между заявителем и органом местного самоуправления, не предусматривают обязанность гражданина обосновывать цель истребования градостроительного плана, предоставлять иные документы, кроме тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
В судебном заседании установлено, что ответом от хххг. Администрация не отказала ФИО1 в предоставлении градостроительного плана, но и не выдала его; Администрация разъяснила ФИО1 какие документы должны предоставляться с заявлением о выдаче градостроительного плана, какие документы и материалы используются при его подготовке; и то, что документы могут быть представлены заявителем самостоятельно.
Таким образом, Администрация не рассмотрела заявление ФИО1 от хххг. по существу; тем самым подтверждается бездействие Администрации Раменского района Московской области, выразившееся в не подготовке, не утверждении и не выдаче заявителю градостроительного плана земельного участка в установленный законом срок, поскольку в ответе от хххг. отсутствует ответ Администрации Кокушеву на его просьбу. Администрация, указав перечень необходимых, по ее мнению, документов, не указала истребует ли она их у ФИО1 либо их отсутствие препятствует Администрации в удовлетворении просьбы ФИО1.
Выдача органом местного самоуправления градостроительного паспорта земельного участка является муниципальной услугой, под которой согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона № 210 от 27 июля 2010г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа, поэтому на возникшие правоотношения распространяются положения указанного Федерального закона.
В пунктах 2.6, 2.6.2 Административного регламента по предоставлению Управлением архитектуры и градостроительства администрации Раменского муниципального района муниципальной услуги «Подготовка и выдача градостроительных планов земельных участков», утвержденного постановлением Администрации № 521 от 07 октября 2013г. (далее Регламента), предусмотрено, что за предоставлением муниципальной услуги Заявитель обращается с заявлением на имя руководителя администрации Раменского муниципального района о выдаче градостроительного плана. С заявлением должны быть представлены следующие необходимые документы: копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (для физических лиц); копии учредительных документов, а также копии изменений и дополнений к ним (для юридических лиц); доверенность, оформленная надлежащим образом (в случае подачи заявления представителем Заявителя). Заявление и необходимые документы представляются Заявителем или его представителем лично либо посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении.
В силу п. 2.6.3 «Регламента» - в целях подготовки градостроительных планов земельных участков также используются следующие документы и материалы: копия свидетельства о праве собственности на земельный участок, договор аренды земельного участка, акт о землепользовании, другие акты о правах на недвижимое имущество, выданные до введения в действие Федерального закона № 122 от 21 июля 1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»; копия кадастрового плана (паспорта) земельного участка с описанием поворотных точек границы земельного участка; копии технических паспортов на объекты капитального строительства (кадастровых паспортов зданий, строений, сооружений, объектов незавершенного строительства), расположенные на территории земельного участка; копии свидетельств о государственной регистрации прав на здания, строения, сооружения, расположенные на территории земельного участка; копии технических условий служб района на инженерно-техническое обеспечение или копии договоров с организациями и предприятиями, предоставляющими услуги по энерго-, газо-, водоснабжению, водоотведению и канализованию, услуги фиксированной телефонной связи и др.; копия документа об утверждении проекта планировки и проекта межевания (при наличии); ситуационный план расположения земельного участка с привязкой к территории населенного пункта в масштабе М 1:10000 или 1:5000; материалы действующей топографической съемки территории земельного участка с нанесением границ земельного участка, с координатами поворотных углов участка; выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (для юридических лиц), копия свидетельства о государственной регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). Указанные в настоящем пункте документы могут быть представлены Заявителем самостоятельно.
Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пункте 2.6.3 «Регламента», запрашиваются Управлением архитектуры и градостроительства администрации Раменского муниципального района в порядке межведомственного взаимодействия в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и иных организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если Заявитель не представил указанные документы самостоятельно. Управление архитектуры и градостроительства администрации Раменского муниципального района Московской области не вправе требовать от Заявителя осуществление действий, в том числе согласований, необходимых для получения муниципальной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации (п. 2.6.4 Регламента).
Следовательно, Администрация не вправе требовать у ФИО1 документы, предусмотренные п. 2.6.3 «Регламента», поскольку в порядке межведомственного взаимодействия обязана их запросить в соответствующих организациях.
Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10 февраля 2009г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», в силу положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В судебном заседании установлено, что Администрация Раменского муниципального района Московской области, в ведении которой находятся земли муниципальной собственности, а также земли, государственная собственность на которые не разграничена в пределах Раменского района Московской области, получив заявление ФИО1 от хххг., разъяснив ему положения «Регламента», не изготовила и не направила ему в установленные сроки испрашиваемый заявителем градостроительный план.
На основании изложенного, суд признает незаконным бездействие Администрации, не рассмотревшей заявление ФИО1 от хххг. по существу, - не представившей ФИО1 в установленный законом срок градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (согласно заявлению от хххг.), и обязать Администрацию Раменского муниципального района Московской области выдать ФИО1 без взимания платы испрашиваемый градостроительный план на земельный участок.
Довод временно исполняющего обязанности руководителя администрации Раменского муниципального района ФИО2, изложенный им в отзыве, об указании ФИО1 в заявлении в Администрацию от хххг. и в заявлении в суд разных кадастровых номеров земельного участка, на который ФИО1 испрашивает градостроительный план, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований, поскольку оспариваемое бездействие Администрации не обосновывалось вышеуказанным обстоятельством.
Кроме того, ФИО1, испрашивая градостроительный план, указывал адрес участка, он совпадает в указанных заявлениях, разница лишь в том, что в заявлении, адресованном Администрации, в адресе дополнительно указано наименование «сельское поселение Чулковское», не свидетельствующее о том, что в заявлении в суд ФИО1 указал адрес другого земельного участка.
Требование ФИО1 о возложении на Администрацию обязанности выдать ему градостроительный план земельного участка в семидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу заявлено им излишне, поскольку с заявлением о выдаче плана ФИО1 обратился в Администрацию хххг., его заявление подлежало рассмотрению в 30-дневный срок рассмотрения муниципальной услуги, который истек на день рассмотрения дела судом. Испрашиваемый ФИО1 градостроительный план подлежит выдаче по вступлению решения суда в законную силу.
Согласно ст.ст. 333.16, 333.19 Налогового Кодекса РФ (далее НК РФ) при обращении в суд подлежит уплате государственная пошлина в зависимости от цены иска.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Истец при подаче заявления в суд оплатил государственную пошлину в размере ххх руб. Заявленные ФИО1 требования удовлетворены.
Следовательно, с Администрации в пользу ФИО1 подлежат взысканию расходы, понесенные им на уплату государственной пошлины при подаче заявления в суд, в размере ххх рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Заявление ФИО1 о признании незаконным бездействия – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Раменского муниципального района Московской области в невыдаче ФИО1 в установленные сроки градостроительного плана земельного участка.
Обязать Администрацию Раменского муниципального района Московской области выдать ФИО1 без взимания платы градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
Взыскать с Администрации Раменского муниципального района Московской области в пользу ФИО1 расходы, понесенные им на уплату государственной пошлины при подаче заявления в суд, в размере ххх рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.
Председательствующий Г. П. Надбитова