Гр. дело №2-978/2016 Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 июля 2016 года г. Сосновоборск
Сосновоборский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Альбрант М.О.,
при секретаре Кузнецовой Н.И.,
с участием ответчика Булича А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края к индивидуальному предпринимателю Буличу <данные изъяты> об обязании разработать в установленном порядке паспорт на мусор от бытовых помещений организаций не сортированный, вести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов, по форме, установленной приказом Минприроды РФ от 01.09.2011 года № 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами»,
У С Т А Н О В И Л:
Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края обратилось в суд с иском, в последующем уточнением к индивидуальному предпринимателю Булич А.Н. об обязании разработать в установленном порядке паспорт на мусор от бытовых помещений организаций не сортированный, вести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов, по форме, установленной приказом Минприроды РФ от 01.09.2011 года № 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами». В обоснование своих требований указало на то, что в адрес министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края поступило обращение гражданина Ионина А.Г. по факту нарушения требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами гражданином Булич А.Н., который осуществляет хозяйственную деятельность по адресу: г. Красноярск, ул. <данные изъяты>». Специалистами министерства 28.07.2015 был осуществлен выезд для натурного осмотра территории, указанной в обращении гражданина Ионина А.Г. По результатам осмотра составлен акт натурного обследования № 6-674 от 28.07.2015г, с приложением фототаблицы. В ходе осмотра установлено, что на вышеуказанной территории расположено одноэтажное кирпичное нежилое здание с помещениями по ремонту автомобилей. В помещении №<данные изъяты> площадью 29,5 квадратных метров осуществляет деятельность по ремонту автомобильных радиаторов и техническому обслуживанию аккумуляторных батарей индивидуальный предприниматель Булич А.Н. В обследуемом помещении расположены: слесарный инструмент, станки, оборудование для пайки автомобильных радиаторов, запасные части автомобильные. Согласно выписке из ЕГРИП ФНС России от 09.07.2015, основным видом деятельности ИП Булич А.Н. является техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств. На основании договора аренды недвижимого имущества б/н от 01.03.2013 заключенный между Арендодателем - Мартене А.К. и Арендатором - ИП Булич А.Н., Арендодатель предоставил ИП Буличу А.К. во временное возмездное пользование нежилое помещение № <данные изъяты> расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. <данные изъяты>», с приложением акта приема-передачи. В процессе хозяйственной деятельности ИП Булича А.Н. образуются отходы 4-5 классов опасности для окружающей среды, в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 786, имеющие следующие коды: Мусор от бытовых помещений организаций не сортированный (исключая крупногабаритный) 912 004 00 01 00 4 (4 класс опасности); Стружка черных металлов незагрязненная 35132000 01 99 5 (5 класс опасности); Отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства 187 103 00 01 00 5 (5 класс опасности). У ИП Булича А.Н. отсутствует нормативно-разрешительная документация в области обращения с отходами: Результаты определения (подтверждения) класса опасности мусор от бытовых помещений организаций не сортированный; утвержденный в установленном порядке паспорт на мусор от бытовых помещений организаций не сортированный. По данному факту Министерством в отношении индивидуального предпринимателя Булича А.Н. вынесено постановление о назначении административного наказания по ст. 8.2 КоАП РФ от <данные изъяты>, а также выдано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от <данные изъяты>, постановление и представление индивидуальному предпринимателю Буличу А.Н. направлено заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу регистрации индивидуального предпринимателя Булича А.Н., конверт с постановлением и представлением вернулся в Министерство 14.10.2015. Срок исполнения представления от <данные изъяты> истек 07.11.2015, однако индивидуальный предприниматель Булич А.Н. не представил информацию о принятых мерах в Министерство в течение одного месяца. Таким образом, представление от 07.09.2015 № 07/09 индивидуальным предпринимателем Булич А.Н. не исполнено.
Просит обязать индивидуального предпринимателя Булича <данные изъяты> в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу судебного решения: разработать в установленном порядке паспорт на мусор от бытовых помещений
организаций не сортированный; вести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов, по форме, установленной приказом Минприроды РФ от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами».
В судебное заседание представитель истца Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края Топоева Т.В. действующая на основании доверенности от 01.02.2016 года, не явилась, о дне и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Ответчик Булич А.Н. в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что в настоящее время паспорт на мусор от бытовых помещений
организаций не сортированный разработан и направлен ответчику, он не осуществляет деятельность по обращению отходов, он осуществляет деятельность по ремонту автомобильных радиаторов и техническому обслуживанию (зарядка) аккумуляторных батарей, в силу чего дополнительно не должен вести документацию по учету отходов.
Заслушав ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства, соблюдением установленных нормативов качества окружающей природной среды.
В силу статьи 6 Федерального закона «Об охране окружающей среды» органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
На территории Красноярского края, в силу подпункту 4 пункта 3.10 Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 31.07.2008 № 12-п на Министерство возложено осуществление регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения.
В силу пункта 3.34 раздела 3 Положения о министерстве, министерству предоставлено право на обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
Пунктом 3.33 раздела 3 Положения в компетенцию Министерства входит предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
В силу статьи 4.1 Закона № 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс -умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
Статьей 11 Закона № 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В соответствии со статьей 14 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2014 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» утверждена форма паспорта отхода I - IV класса опасности и порядок проведения паспортизации.
Согласно части 1 статьи 19 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
В соответствии с пунктом 4 Порядка № 721 учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов. В случае невозможности произвести фактические измерения количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов учет ведется на основании технической и технологической документации; бухгалтерской документации; актов приема-передачи; договоров.
В силу пункта 5 Порядка № 721 установлено, что учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.
Пункт 6 Порядка № 721 предусматривает, что данные учета в области обращения с отходами ведутся в электронном" виде. При отсутствии технической возможности ведения в электронном виде данные учета в области обращения с отходами оформляются в письменном виде. Оформление и ведение данных учета в области обращения с отходами осуществляется по прилагаемому образцу (приложения 2, 3,4 к Порядку).
Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона от 24,06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» - индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 28.01.2011 № 17 утверждена форма статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления.
Пункт 2 вышеуказанного приказа предусматривает, форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления (далее именуются респонденты).
Заполненные формы предоставляются респондентом в территориальные органы Росприроднадзора по месту своего нахождения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Закона № 89-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
Приказом Минприроды Российской Федерации от 16.02.2010 № 30, утвержден Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности).
В силу пункта 3 Порядка субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке Отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы.
Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом (пункт 5 Порядка).
Как установлено в судебном заседании, 01.07.2015 года в адрес министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края поступило обращение гражданина ФИО1 по факту нарушения требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами гражданином ФИО2, который осуществляет хозяйственную деятельность по адресу: г. Красноярск, ул. <данные изъяты>».
28.07.2015 года осуществлен выезд для натурного осмотра территории, указанной в обращении гражданина ФИО1 По результатам осмотра составлен акт натурного обследования № <данные изъяты>, с приложением фототаблицы.
В ходе осмотра установлено, что на вышеуказанной территории расположено одноэтажное кирпичное нежилое здание с помещениями по ремонту автомобилей. В помещении №<данные изъяты> площадью 29,5 квадратных метров осуществляет деятельность по ремонту автомобильных радиаторов и техническому обслуживанию аккумуляторных батарей индивидуальный предприниматель ФИО2
В обследуемом помещении расположены: слесарный инструмент, станки, оборудование для пайки автомобильных радиаторов, запасные части автомобильные.
Индивидуальный предприниматель ФИО2, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя от <данные изъяты>; основной государственный регистрационный номер <данные изъяты>; поставлен на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации от <данные изъяты>; основной государственный регистрационный номер <данные изъяты>, ИНН <данные изъяты>.
Согласно выписке из ЕГРИП ФНС России от <данные изъяты>, основным видом деятельности ИП ФИО2 является техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств.
В соответствии с договором аренды недвижимого имущества б/н от 01.03.2013 заключенный между арендодателем - ФИО3 и арендатором - индивидуальным предпринимателем ФИО2, арендодатель предоставил ИП ФИО2 во временное возмездное пользование нежилое помещение № 35, расположенное по адресу: <...> «г», с приложением акта приема-передачи.
В процессе хозяйственной деятельности ИП ФИО2 образуются отходы 4-5 классов опасности для окружающей среды, в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 786, имеющие следующие коды: Мусор от бытовых помещений организаций не сортированный (исключая крупногабаритный) 912 004 00 01 00 4 (4 класс опасности); Стружка черных металлов незагрязненная 35132000 01 99 5 (5 класс опасности); Отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства 187 103 00 01 00 5 (5 класс опасности).
При рассмотрении административного дела было установлено, что у ИП ФИО2 отсутствует нормативно-разрешительная документация в области обращения с отходами: Результаты определения (подтверждения) класса опасности мусор от бытовых помещений организаций не сортированный; утвержденный в установленном порядке паспорт на мусор от бытовых помещений организаций не сортированный.
По данному факту Министерством в отношении индивидуального предпринимателя ФИО2 вынесено постановление о назначении административного наказания по ст. 8.2 КоАП РФ от <данные изъяты>, а также выдано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от <данные изъяты>, постановление и представление индивидуальному предпринимателю ФИО2 направлено заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу регистрации индивидуального предпринимателя ФИО2, конверт с постановлением и представлением вернулся в Министерство <данные изъяты>.
Срок исполнения представления от <данные изъяты> истек 07.11.2015, однако индивидуальный предприниматель ФИО2 не представил информацию о принятых мерах в Министерство в течение одного месяца. Таким образом, представление от <данные изъяты> индивидуальным предпринимателем ФИО2 не исполнено.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 123 г. Сосновоборска Красноярского края от <данные изъяты> года индивидуальный предприниматель ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.6 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.
Из материалов дела следует, что индивидуальный предприниматель ФИО2 является лицом, в результате хозяйственной деятельности которого образуются отходы, следовательно, обязано соблюдать требования Закона № 89-ФЗ, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, установленные действующим законодательством.
Ответчиком ФИО2 в судебном заседании представлен паспорт отходов I-IV классов опасности, который он направил в адрес ответчика на согласование, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении от 27.06.2016 года.
Таким образом, на момент рассмотрения дела установлено, что ФИО2 не ведет в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, по форме, что влечет нарушение приказа Минприроды РФ от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами», приказа Министерства экономического развития РФ от 28.01.2011 года № 17. Обратному доказательств со стороны ответчика не представлено.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что ответчик в настоящее время имеет паспорт отходов I-IV классов опасности, который направлен на согласование в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю, но не ведет в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, по форме, следовательно, исковые требования в части обязания ответчика в установленном порядке вести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, по форме подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика о том, что он не осуществляет деятельность по обращению с отходами, суд не принимает во внимание, поскольку это полностью опровергается имеющими в материалах дела документами.
Поскольку судом выносится решение, обязывающие ответчика совершить определенное действие, суд по правилам ст. 206 ГПК РФ устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, а именно в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Согласно п.п. 19 ч.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков)
В соответствии с п.п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета в сумме 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края к индивидуальному предпринимателю ФИО2 <данные изъяты> об обязании разработать в установленном порядке паспорт на мусор от бытовых помещений организаций не сортированный, вести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов, по форме, установленной приказом Минприроды РФ от 01.09.2011 года № 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами» удовлетворить частично.
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО2 <данные изъяты> в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда вести журнал учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов, по форме, установленной приказом Минприроды РФ от 01.09.2011 года № 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами».
В остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с ФИО2 <данные изъяты> в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Сосновоборский городской суд.
Председательствующий: М.О. Альбрант