ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-978/2017 от 20.03.2017 Советского районного суда г. Брянска (Брянская область)

Дело № 2-978/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 марта 2017 года гор. Брянск

Советский районный суд гор. Брянска в составе председательствующего судьи Карнеевой Е.К., при секретаре Грачевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Теребунова А.Н. к Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области о понуждении возобновить выплату пенсии в установленном размере,

УСТАНОВИЛ:

Теребунов А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что распоряжением Губернатора Брянской области от <дата>№...-рг ему была назначена в соответствии с Законом Брянской области «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Брянской области» пенсия за выслугу лет. В декабре 2015 года ему перестали выплачивать пенсию, основанием для отказа в выплате пенсии послужило определение Верховного Суда Российской Федерации от 2 декабря 2015 года по делу № 83-АПГ15-15. Истец полагает, что действия Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области являются незаконными, так как законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность установления субъектом Российской Федерации пенсии за выслугу лет (ежемесячной доплаты к пенсии, иных выплат) категориям граждан замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, в соответствии с пунктом 3.1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года № 854 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы», пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федераций», статьей 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В рамках реализации указанных правовых норм Брянской областной Думой 21 декабря 2005 года принят Закон Брянской области № 102-3 «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Брянской области», утвержденный Губернатором Брянской области 28 декабря 2005 года.

Истец указывает, что назначенная ему пенсия была установлена в рамках действующего законодательства Брянской области, которое не противоречило законодательству Российской Федерации, что и подтвердил Верховный Суд Российской Федерации по делу № 83-АПГ15-15 от 2 декабря 2015 года, указав в своём определении, частично удовлетворив требования прокуратуры признавая, что Закон Брянской области № 102-3 применялся длительное время, в соответствии с его положениями были реализованы права граждан. Данные обстоятельства согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце третьем пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», являются основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим со дня вступления решения в законную силу.

В результате незаконных действий Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области истцу не выплачивалась пенсия с декабря 2015, в связи с чем ухудшилось его социальное и материальное положение.

Истец, ссылаясь на ст.ст. 54-57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 4 ГК РФ полагает, что законы ухудшающие положение граждан, не могут иметь обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Определением Верховного Суда Российской Федерации № 83-АПГ16-14 от 19 октября 2016 года обращено внимание на то обстоятельство, что признание Закона Брянской области недействующим с момента вступления в силу определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, является препятствием его применения к правоотношениям, возникшим после 2 декабря 2015 года.

С учетом вышеизложенного, истец просил суд обязать Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области возобновить со 02.12.2015 года выплату его пенсии в установленном размере.

В судебном заседании Теребунов А.Н. уточнил исковые требования, в которых просил суд обязать Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области возобновить со 02 декабря 2015 года выплату ему пенсии в размере <...> в месяц в рамках правоотношений, возникших в сентябре 2014 года.

Определением Советского районного суда г.Брянска от 20.03.2017 г. уточненное административное исковое заявление Теребунова А.Н. к Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области в части требований о признании противоречащими федеральному законодательству и не действующими со дня принятии пункты 2, 4 ст.10 Закона Брянской области от 28.02.2017 г. №12-З «О порядке установления и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Брянской области» в части распространения своего действия на правоотношения, возникшие до вступления в силу данного решения были возвращены заявителю.

Определением Советского районного суда г.Брянска от 20.03.2017 г. суд перешел на рассмотрения данного дела в порядке гражданского судопроизводства.

В судебном заседании истец Теребунов А.Н. поддержал исковые требования.

В судебном заседании представитель ответчика Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области по доверенности Логвенок М.В. исковые требования не признала, ссылаясь на то, что 12 марта 2017 года вступил в законную силу Закон Брянской области от 28.02.2017г. № 12-3 «О порядке установления и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Брянской области». Согласно пункту 4 статьи 10 данного Закона лицам, которым на день вступления в силу Закона №12-3 была назначена пенсия для лиц, замещавших государственные должности Брянской области, в соответствии с Законом Брянской области от 28 декабря 2005 года №102-3 «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Брянской области», установленный размер указанной пенсии пересматривается и производится перерасчет в соответствии со статьями 2-4, 7 Закона №12-3. Статьями 2-4 Закона №12-3 предусмотрены условия установления и порядок исчисления пенсии за выслугу лет. В соответствии со статьей 7 перерасчет размера пенсии по заявлению лица, замещавшего государственную должность Брянской области, может производиться органом социальной защиты области. Учитывая данные нормы указанного закона, Департаментом сделаны запросы в органы исполнительной власти о предоставлении справок о размере среднемесячного заработка, а также 13.03.2017 г. направлены письма получателям с бланком заявления о перерасчете назначенной пенсии. На сегодняшний день заявление о перерасчете пенсии от Теребунова А.Е. не поступало. На основании имеющихся в личном деле Теребунова А.Н. документов, с учетом срока замещения государственной должности Брянской области и стажа государственной службы, пенсия истца составит 60 процентов от среднемесячного заработка по соответствующей государственной должности. На основании справки о размере среднемесячного заработка от 15.03.2017 г. среднемесячный заработок истца составил <...>., а денежное содержание – <...> Абзацем 5 п.2 ст.2 Закона 12-З определено, что максимальный размер пенсии лицам, замещавшим государственные должности Брянской области, не может превышать 0,5 величины денежного содержания, следовательно размер пенсии истцу в соответствии с Законом №12-З должен составить <...>

Представитель привлеченного по делу в качестве 3-го лица Департамента финансов Брянской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом.

В порядке ст.167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившего представителя 3-го лица.

Суд, выслушав истца, представителя ответчика, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно 3.1. ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» лицам, имеющим одновременно право на пенсию за выслугу лет в соответствии с настоящей статьей, ежемесячное пожизненное содержание, ежемесячную доплату к пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) или дополнительное (пожизненное) ежемесячное материальное обеспечение, назначаемые и финансируемые за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также на пенсию за выслугу лет (ежемесячную доплату к пенсии, иные выплаты), устанавливаемую в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации или актами органов местного самоуправления в связи с замещением государственных должностей субъектов Российской Федерации или муниципальных должностей либо в связи с прохождением государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации или муниципальной службы, назначается пенсия за выслугу лет в соответствии с настоящей статьей или одна из иных указанных выплат по их выбору.

Указом Президента РФ от 16.08.1995 N 854 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы» предусмотрено, что лица, замещавшие государственные должности Российской Федерации на постоянной основе и получавшие денежное вознаграждение за счет ассигнований федерального бюджета, освобожденные от указанных должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - ежемесячная доплата к пенсии).

Законом Брянской области от 28.12.2005 N 102-З «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Брянской области» (далее Закон Брянской области от 28.12.2005 N 102-З) были установлены положения регулирующие основания возникновения права на пенсию для лиц, замещавших государственные должности Брянской области, а также порядок ее назначения и выплаты.

В силу ч.1 ст.1 Закона Брянской области от 28.12.2005 N 102-З право на пенсию имеют лица, на день вступления в силу настоящего Закона и позднее замещавшие предусмотренные Уставом Брянской области государственные должности Брянской области и получавшие денежное содержание за счет средств областного бюджета.

Согласно ч.1,2 ст. 6 Закона Брянской области от 28.12.2005 N 102-З пенсия устанавливается руководителем соответствующего государственного органа Брянской области со дня подачи лицом, замещавшим государственную должность Брянской области, письменного заявления, но не ранее дня, следующего за днем увольнения с государственной должности Брянской области, назначения государственной пенсии.

По результатам рассмотрения заявления руководитель соответствующего государственного органа Брянской области принимает решение об установлении пенсии.Из материалов дела следует, что Теребунову А.Н. 16.09.2014 г. в соответствии с Закон Брянской области от 28.12.2005 N 102-З «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Брянской области», распоряжением Губернатора Брянской области от <дата>№...-рг была назначена пенсия за выслугу лет.

Выплата пенсии истцу, как лицу, замещавшему государственную должность Брянской области, производилась на основании представленных администрацией Брянской области документов (заявления, распоряжения администрации Брянской области о назначении пенсии, справки о размере среднего заработка, справки о периодах замещения государственной службы, копии распоряжения об освобождении от должности, копии трудовой книжки) из средств областного бюджета в размере <...> в месяц.

Согласно представленных ответчиком сведений срок замещения Теребуновым А.Н. государственной должности Брянской области составил 9 лет, стаж государственной службы 23 года.

Определением Верховного суда Российской Федерации от 02.12.2015г. №83-АПГ15-15 Закон Брянской области от 28 декабря 2005 г. N 102-З «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Брянской области» признан недействующим с момента вступления решения суда в силу, то есть со 02.12.2015г.

В связи с данными обстоятельствами ответчиком выплата пенсии Теребунову А.Н. производилась только до 02.12.2015г.

Новым Законом Брянской области от 28.02.2017 N 12-З «О порядке установления и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Брянской области», принятым Брянской областной Думой 21.02.2017 г. (далее Закон Брянской области от 28.02.2017 N 12-З) были установлены положения о порядке назначения, выплаты, индексации и перерасчета, возобновления, прекращения и восстановления пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Брянской области.

Данный закон вступил в силу с 12 марта 2017г.

В силу ч.1 ст. 2 Закона Брянской области от 28.02.2017 N 12-З пенсия за выслугу лет - ежемесячная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Законом, и которая предоставляется лицам, замещавшим государственные должности Брянской области (за исключением мировых судей), в целях компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением полномочий по государственной должности Брянской области при достижении установленной настоящим Законом выслуги лет при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности) либо на пенсию, назначаемую в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

Лицам, замещавшим государственные должности Брянской области, пенсия устанавливается при сроке замещения государственной должности Брянской области от трех до десяти лет - 55 процентов среднемесячного заработка по соответствующей государственной должности без предъявления требований к стажу государственной службы. В случае наличия у лица, замещавшего государственную должность Брянской области от трех до десяти лет, стажа государственной службы свыше двадцати лет - 60 процентов среднемесячного заработка по соответствующей государственной должности, свыше двадцати пяти лет - 65 процентов среднемесячного заработка, свыше тридцати лет - 75 процентов среднемесячного заработка по соответствующей государственной должности;

Максимальный размер пенсии лицам, замещавшим государственные должности Брянской области, не может превышать 0,5 величины денежного содержания по соответствующей государственной должности Брянской области, установленного в соответствии с законодательством Брянской области (подп.2 п.2 ст. 2 Закона от 28.02.2017 N 12-З).

Согласно ст. 6 Закона Брянской области от 28.02.2017 N 12-З при получении документов, предусмотренных пунктом 5 статьи 5 настоящего Закона, орган социальной защиты области в месячный срок осуществляет их проверку и определяет размер пенсии.

О принятом решении орган социальной защиты области уведомляет заявителя и государственный орган Брянской области, принявший решение об установлении пенсии.

Выплата пенсии возобновляется решением о возобновлении выплаты пенсии, принимается органом социальной защиты области не позднее 14 дней со дня поступления такого заявления в орган социальной защиты области.

Как следует представленных ответчиком сведений сделанных на основании справок Правительства Брянской области от 16.03.2017г., среднемесячный заработок Теребунова А.Н. составил <...>, денежное содержание составило <...>

Учитывая срок замещения истцом государственной должности Брянской области (9 лет) и стаж государственной службы (23 года), пенсия истца в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 2 Закона Брянской области от 28.02.2017 N 12-З должна составлять 60 процентов среднемесячного заработка по соответствующей должности.

Вместе с тем, абзацем 5 пунктом 2 статьи 2 Закона от 28.02.2017 N 12-З регулируется максимальный размер пенсии - 0,5 от величины денежного содержания.

Учитывая правила названных норм и размер денежного содержания Теребунова А.Н. (<...>) размер его пенсии за выслугу должен составлять <...> в месяц.

Войдя в обсуждения правомерности применения ответчиком Закона Брянской области от 28.02.2017 N 12-З, суд принимает во внимание, что согласно пункта 2 статьи 10 названного закона его действие распространяются на правоотношения, возникшие после 02 декабря 2015 года.

Как следует из пункта 4 статьи 10 Закона Брянской области от 28.02.2017 N 12-З лицам, которым на день вступления в силу настоящего Закона была назначена пенсия для лиц, замещавших государственные должности Брянской области, в соответствии с Законом Брянской области от 28 декабря 2005 года N 102-З «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Брянской области», установленный размер указанной пенсии пересматривается и производится перерасчет в соответствии со статьями 2 - 4, 7 настоящего Закона.

Согласно ч.1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Учитывая, что пунктом 4 статьи 10 Закона Брянской области от 28.02.2017 N 12-З предусмотрено его распространение на отношения, возникшие до введения его в действие, суд приходит к выводу о том, что Департаментом семьи, социальной и демографической политики Брянской области правомерно применен новый Закон и произведен расчет пенсии за выслугу лет Теребунову А.Н. со 02.12.2015г. в соответствии положениями Закона Брянской области от 28.02.2017 N 12-З.

Поскольку Определением Верховного суда Российской Федерации от 02.12.2015г. №83-АПГ15-15 Закон Брянской области от 28 декабря 2005 г. N 102-З «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Брянской области», в соответствии с которым Теребунову А.Н. была ранее начислена пенсия за выслугу лет, признан недействующим, ответчик не имел законного основания для его применения со 02.12.2015г., так как на тот момент отсутствовал закон регулирующий расчет пенсии, следовательно, действия ответчика связанные с приостановлением выплаты истцу пенсии за выслугу лет являются законными.

Как следует из определения Верховного Суда Российской Федерации № 83-АПГ16-14 от 19 октября 2016 года о разъяснении определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 02.12.2015г. по делу №83-АПГ15-15 об отмене решения Брянского областного суда от 11.09.2015г. и принятии нового судебного акта об удовлетворении требований прокурора Брянской области и признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закон Брянской области от 28.12.2005г. №102-З «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Брянской области» признание Закона Брянской области недействующим с момента вступления в силу определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, является препятствием его применения к правоотношениям, возникшим после 2 декабря 2015 года.

Поскольку, судебный акт, принятый на основании положении ст. 185 КАС РФ, не является нормативным документом, обязывающим ответчика применять его к правоотношениям по расчету пенсии, довод истца о применении данных разъяснений является ошибочным, не основанным на нормах права.

Вместе с тем, суд не может согласиться с позицией ответчика о не возобновлении выплаты пенсии Теребунову А.Н. в связи с отсутствием соответствующего заявления истца, поскольку право истца на пенсию по вышеуказанным основаниям возникло до вступления в действие Закона Брянской области от 28.02.2017 N 12-З на основании прежнего Закона Брянской области от 28 декабря 2005г. N 102-З, а именно с 16 сентября 2014 года.

Следовательно, ответчик обязан возобновить выплату пенсии Теребунову А.Н. со 02 декабря 2015 года в соответствии с Законом Брянской области от 28.02.2017 года № 12-З.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично.

Руководствуясь статьями 194 -199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Теребунова А.Н. к Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области - удовлетворить частично.

Обязать Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области возобновить Теребунову А.Н. со 02 декабря 2015 года выплату пенсии в соответствии с Законом Брянской области от 28.02.2017 года № 12-З «О порядке установления и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Брянской области» в размере <...> ежемесячно.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в порядке апелляции через суд Советского района города Брянска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Е.К.Карнеева

Резолютивная часть решение оглашена: 20.03.2017 г.

Мотивированное решение изготовлено: 24.03.2017 г.

Судья Е.К.Карнеева