РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июня 2020 г. Усть-Илимск, Иркутская область
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Курахтановой Е.М.,
при секретаре судебного заседания Романовой О.С.,
с участием истца ФИО1,
в отсутствие представителя ответчика ООО «Иркутская энергосбытовая компания», представителя третьего лица ООО «Видсервис-1»,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-979/2020 по иску ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Иркутская энергосбытовая компания» об установлении факта отсутствия технической возможности установления индивидуального прибора учета, понуждении к составлению акта по факту отсутствия технической возможности установления прибора учета,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование заявленных требований истец ФИО1 указала, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> Ответчик предоставляет ей электроэнергию, завышая при этом все нормативы с применением коэффициентов, указывая на то, что у неё имеется техническая возможность установить прибор учета по электроэнергии. Полагала, что в спорном жилом помещении отсутствует техническая возможность установления прибора учета, при этом ответчик уклоняется от составления соответствующего акта по факту отсутствия технической возможности установления прибора учета, в связи с чем она вынуждена обратиться в суд. Просит суд установить факт отсутствия технической возможности установления индивидуального прибора учета электроэнергии в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>; обязать ответчика составить акт по факту отсутствия технической возможности установления прибора учета с момента обращения в суд.
В ходе судебного заседания истец ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что неоднократно обращалась к ответчику по вопросу прекращения оказания услуг по электроснабжению, поскольку не проживает в принадлежащем ей жилом помещении, как и второй сособственник Я.Л.В.., а также по вопросу подтверждения отсутствия технической возможности установления индивидуального прибора учета электроэнергии. Соответствующий акт был составлен работниками ООО «Иркутскэнергосбыт» только после обращения в суд, однако, это нарушает ее право на перерасчет начисленной к оплате суммы за предыдущий период времени.
Представитель ответчика ООО «Иркутская энергосбытовая компания» в судебное заседание не явился. О времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, согласно представленным возражениям представитель ФИО2, действующая на основании доверенности № от ** ** **** , указала, что с исковыми требованиями не согласны, поскольку Общество, являясь гарантирующим поставщиком, непосредственно поставляет электрическую энергию собственникам помещения МКД № по улице <данные изъяты>. При этом договор энергоснабжения с жителями не требует обязательной письменной формы; истцом не установлен индивидуальный электросчетчик, в связи с чем расчет потребленной электроэнергии производится по нормативу на однокомнатное жилое помещение, на двух зарегистрированных собственников, с учетом повышающего коэффициента; в жилом помещении отключен ввод на печное электроснабжение, что не препятствует электроснабжению остальных источников электроснабжения; у общества отсутствует обязанность составлять акты обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального прибора учета, составление акта носит заявительный характер, а ФИО1 с таким заявлением не обращалась; истцом были направлены заявления о перерасчете, об отключении электроэнергии; истом не представлено доказательств обращения о составлении акта; 15.06.2020 совместно с истцом составлен акт об отсутствии технической возможности установки индивидуального прибора учета электрической энергии в спорном жилом помещении. В удовлетворении исковых требований просила отказать в виду отсутствия спора о праве.
Представитель третьего лица ООО «Видсервис-1» в судебное заседание не явился. О времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, что следует из уведомления о вручении, о причинах неявки суду не сообщили.
Выслушав пояснения истца, исследовав письменные доказательства, оценив их в совокупности с учетом положений статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд приходит к следующему.
Из обстоятельств дела следует, что ФИО1 является собственником 1/2 доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
Указанное обстоятельство не оспаривалось стороной ответчика и подтверждается определением Усть-Илимского городского суда от 03.04.2019 по делу 11-26/2019 по иску ПАО Иркутскэнерго к ФИО1, Я.Л.В. о взыскании задолженности по оплате за потребленную энергию (л.д. 101-103).
Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ООО «Видсервис-1».
Поставщиком электрической энергии собственникам МКД является ООО «Иркутская энергосбытовая компания».
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за электрическую энергию (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила № 354).
В соответствии с пунктом 42 Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 23(1) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента.
Абзац 3 пункта 42 введен в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 г. № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг».
Согласно приложению N 2 к Правилам № 354 в i-м жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды и электрической энергии, при наличии технической возможности установки таких приборов учета согласно пункту 42 Правил определяется по формуле 4(1):
Pi = ni x Nj x ФИО3 x Ткр,
где:
ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
Nj - норматив потребления j-й коммунальной услуги;
ФИО3 - повышающий коэффициент, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 г. - 1,5. Этот коэффициент не применяется, если потребителем представлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт;
Ткр - тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В случае неисполнения ими данной обязанности, согласно ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении, действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.
Кроме того, в соответствии с пунктом 81 Правил № 354 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
Исходя из изложенного, с 01.07.2016 г. в формулах расчета размера платы за коммунальную услугу для потребителей, не установивших соответствующий прибор учета (при наличии технической возможности установки прибора учета), должен применяться повышенный коэффициент. Повышенный коэффициент не применяется, если потребителем представлен акт обследования жилого помещения, установивший отсутствие технической возможности оборудования жилого помещения приборами учета.
С учетом изменений, внесенных в п. 42 Правил № 354, содержания установленной формулы расчета во взаимосвязи с Законом № 261-ФЗ, приведенными положениями Правил № 354, в соответствии с которыми обязанность по оснащению приборами учета используемой электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию возложена на собственников помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а повышающие коэффициенты введены в целях стимулирования потребителей к установке приборов учета, именно истцу следовало доказать, что в его жилом помещении отсутствует техническая возможность установки приборов учета электроэнергии и в случае представления такого акта размер платы за коммунальную услугу по электропотреблению подлежал начислению со следующего расчетного периода без применения повышающего коэффициента.
Критерии определения технической возможности (или невозможности) установки приборов учета определены Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 г. № 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения».
В соответствии с пунктом 2 указанных Критериев, техническая возможность установки прибора учета отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев: а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования); б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании; в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.
Указанный перечень является исчерпывающим.
Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года № 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения» установлено, что техническая возможность установки индивидуального прибора учета определяется характеристиками многоквартирного дома, а не отдельно взятого помещения.
В соответствии с пунктом 4 Критерии определения технической возможности (или невозможности) установки приборов техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме имеется, если в ходе обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида будет установлено отсутствие критериев, указанных в пунктах 2 настоящего документа.
Из материалов дела следует, что в соответствии с актом от 15.06.2020 техническая возможность установки индивидуального прибора учета электроэнергии по адресу: <адрес> отсутствует, поскольку требуется реконструкция внутридомовых инженерных сетей (л.д. 76).
Указанным актом подтверждается факт отсутствия технической возможности установки индивидуального прибора учета электроэнергии в квартире, принадлежащей истцу на праве собственности.
Данный акт соответствует форме, утвержденной Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года № 627, составлен с участием ФИО1
При этом доводы возражений по иску относительно отсутствия оснований для удовлетворения исковых требований в виду отсутствия спора о праве суд находит несостоятельными.
Согласно п. 33 подпункта к(3) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 13.07.2019, с изм. от 02.04.2020) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») потребитель вправе требовать от исполнителя с привлечением при необходимости иных лиц, в том числе лица, которое несет ответственность за содержание общего имущества в многоквартирном доме, членов совета многоквартирного дома, составления акта об установлении наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального или общего (квартирного) приборов учета в соответствии с критериями и по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
То обстоятельство, что до обращения в Усть-Илимский городской суд с настоящим иском истец обращалась к ответчику по вопросу составления указанного акта по форме, утвержденной Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года № 627, действительно не нашло своего письменного подтверждения.
Из представленных истцом, а также представителем ООО «Иркутская энергосбытовая компания» доказательств следует, что письменные обращения ФИО1 в управляющую компанию, ресурсоснабжающую организацию, а также контролирующие органы (прокуратуру) в период с 2008 года касались ограничения подачи электроэнергии, перерасчета оплаты и отказа от услуг электроснабжения (л.д. 77-80, 96-99).
Вместе с тем, требование ФИО1 составить акт об отсутствии технической возможности установки индивидуального прибора учета электрической энергии было получено ответчиком 09.01.2020 при получении копии искового заявления по настоящему делу, что подтверждается соответствующим входящим штампом на исковом заявлении в материалах настоящего гражданского дела (л.д. 7), а выполнено ответчиком только 15.06.2020, что влечет нарушение права истца на своевременный перерасчет оплаты за оказанные услуги в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354. В связи с чем суд полагает обоснованным требование ФИО1 установить фактическое отсутствие технической возможности установления прибора учета электрической энергии в принадлежащем ей на праве собственности жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> с момента обращения с исковым заявлением по настоящему делу, то есть с 09.01.2020г. Указанный вывод суда основан также на отсутствии в материалах дела доказательств, свидетельствующих о том, что в период с 09.01.2020 и до 15.06.2020 (дата составления акта по форме, утвержденной Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года № 627) такая техническая возможность имелась.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, при этом суд учитывает, что установление факта, подтверждающего, что в процессе рассмотрения дела до вынесения судом решения ответчик добровольно удовлетворил требования истца, не свидетельствует о необоснованности и неправомерности иска, но служит основанием для указания в судебном акте о том, что решение в этой части не подлежит исполнению.
В соответствии с положениями ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
При отказе в иске издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, взыскиваются с истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены.
При подаче иска истцу следовало оплатить государственную пошлину в размере 300 рублей в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации. Ссылаясь на Закон РФ «О защите прав потребителей» ФИО1 полагала, что освобождена от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления по настоящему делу. Вопрос о применении указанного Закона подлежал разрешению при рассмотрении дела по существу.
Вместе с тем, ссылка истца на Закон РФ «О защите прав потребителей» неприменима, поскольку его положения регулируют правоотношения по качеству услуг и ответственности за причинение вреда в результате оказания некачественной услуги, тогда как настоящий спор вытекает из порядка начисления оплаты за оказанные услуги и не связан с их качеством.
Несмотря на указанные обстоятельства, в связи с вышеизложенными выводами суда об обоснованности исковых требований, судебные расходы по оплате государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика в доход бюджета города Усть-Илимска.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Иркутская энергосбытовая компания» по настоящему делу удовлетворить.
Установить факт отсутствия технической возможности установления индивидуального прибора учета электроэнергии в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> с 09.01.2020 года.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Иркутская энергосбытовая компания» составить акт обследования жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, по факту отсутствия технической возможности установления прибора учета электрической энергии, в соответствии с формой, утвержденной Приложением N 2 к приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 627. Решение в указанной части не подлежит исполнению, поскольку исполнено добровольно.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Иркутская энергосбытовая компания» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Илимский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Е.М. Курахтанова
Мотивированное решение изготовлено 30.06.2020