ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-979/20 от 28.08.2020 Кировского районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-979/2020

УИД 27RS0002-01-2020-001538-06

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 августа 2020 года г. Хабаровск

Кировский районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Юдаковой Ю.Ю., при секретаре Гайнулиной А.П., с участием истца ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ООО «Алкоторг» о признании незаконным и подлежащим отмене приказа о введении вынужденного простоя в организации, о признании незаконным и подлежащим отмене приказа о продлении периода вынужденного простоя в организации, о возложении обязанности осуществить перерасчет заработной платы,

У С Т А Н О В И Л:

Истец ФИО2 обратился в суд с вышеназванным иском к ООО «Алкоторг» в обоснование иска указав, что между ФИО2 и ООО «Алкоторг» заключен трудовой договор № 2295 от 19.06.2016 в соответствии с которым ФИО2 принят на работу в ООО «Алкоторг» на должность <данные изъяты> в г. Хабаровск в департамент продаж с 26.09.2016. Местом осуществления трудовой функции является город Хабаровск. В качестве места нахождения ООО «Алкоторг» в ЕРЮЛ указана деревня Старое Кощаково (респ. Татарстан), при этом офисы и работа ООО «Алкоторг» расположены по всей России, в частности, в г. Хабаровске расположен офис, к которому относится работа 5 сотрудников с постоянным пребыванием и рабочими местами по адресу: <адрес>. В настоящий момент данный офис закрыт и истцу не известно, получают ли в нем почтовую корреспонденцию. Приказом ООО «Алкоторг» № 68 от 15.04.2020 «О введении вынужденного простоя в организации» с 16.04.2020 по 30.04.2020 объявлен вынужденный простой в департаменте по продажам в РФ в части отдела направления HORECA в количестве 43 человека (ФИО2 указан в данном приказе под номером 40). Приказом ООО «Алкоторг» № 82 от 30.04.2020 «О продлении периода вынужденного простоя в организации» действие Приказа № 68 от 15.04.2020 продлено до 12.05.2020 Одновременно с приказом № 68 от 15.04.2020 ООО «Алкоторг» принял приказ № 69 от 15.04.2020 «О сокращении численности работников и изменении штатного расписания» (ФИО2 указан в приказ № 69 от 15.04.2020г. под номером 35). Считает, что Приказ № 68 связан исключительно с процедурой сокращения и не вызван временной приостановкой работы, не преследует цель сохранить рабочие места сотрудников направления HORECA, поскольку издан приказ о предстоящем сокращении штата работников. Согласно Приказа № 68 простой объявлен не в целях в дальнейшем предоставить сотрудникам возможность фактически исполнять трудовые обязанности по прежней должности, а в целях минимизации затрат на выплату заработной платы. В соответствии с п. 1 Приказа ООО «Алкоторг» № 67 от 03.04.2020 период с 04.04.2020 по 30.04.2020г. на сотрудников ООО «Алкоторг» не распространяется режим нерабочих дней. Руководителям подразделений было указано в срок до 04.04.2020 обеспечить письменную постановку задач сотрудников вверенных подразделений, переходящих на дистанционный режим работы на указанный период. Оплата сотрудников за период с 04.04.2020 по 30.04.2020 должны быть произведена в одинарном размере в соответствии с п. 3 Приказа № 67, а не в размере 2/3 оклада, как указано в оспариваемом Приказе № 68. Режим рабочих дней для сотрудников ООО «Алкоторг», установленный Приказом № 67 от 03.04.2020, не отменен применительно к 43 сотрудникам направления HORECA, указанным в Приказе № 68 от 15.04.2020 Согласно п. 3 Приказа № 68 оплата времени простоя должна быть произведена в размере 2/3 оклада работников. Оплата труда работников ООО «Алкоторг» состоит из постоянной части (оклад) и переменной части (премия, бонусы за выполнение задач). Считает, что целью ООО «Алкоторг» при принятии Приказа № 68 является снижение издержек на оплату труда работников при дальнейшем сокращении численности работников. Экономия ООО «Алкоторг» от разницы в оплате сотрудникам исходя из окладной части по сравнению со среднемесячной заработной платой, исчисленной исходя из оклада и премии, составит более 50 % от фонда оплаты труда. Проведение организационно-штатных мероприятий в ООО «Алкоторг» в период предупреждения об увольнении по сокращению численности штата не может являться основанием к оплате труда сотрудника в размере 2/3 среднего заработка. В период с 15.04.2020, как и в период с 01.04.2020, все работники направления HORECA имеют основания для исполнения должностных обязанностей, предусмотренных Должностными инструкциями. Технологический процесс работников данного направления не приостановлен, поэтому объективные причины для объявления простоя отсутствуют. Так, в Приказе № 68 на вынужденный простой отправлено 20 территориальных менеджеров и Сити менеджеров. Однако, территориальный менеджер, и Сити менеджер в соответствии с п. 3.4 должностной инструкции территориального менеджера по работе в канале HORECA, и Сити менеджер в соответствии с должностной инструкцией Сити менеджера по работе в канале HORECA: инициирует контракты с ключевыми клиентами канала HORECA, увеличивает долю рынка и дистрибьюцию продукции компании на территории зоны ответственности. В целях исполнения указанной обязанности территориальный менеджер должен (в том числе в период с 01 по 30 апреля 2020г.) осуществить ряд задач. Данные задачи и обязанности территориальные менеджеры могут выполнять в период с 16 по 30 апреля 2020 года, однако ООО «Алкоторг» отправило данных сотрудников на простой, фактически препятствуя их работе, указав в п. 4 Приказа № 68, что данные сотрудники не участвуют в рабочем процессе. В Приказе № 68 на вынужденный простой отправлено 8 региональных менеджеров. В оспариваемом Приказе № 68 основанием для введения простоя указано следующее: в связи с распространением вируса Ковид-19 (коронавирусной инфекции) и сокращении количества заведений сегмента HORECA. Приказ № 68 не содержит ссылку на конкретную норму нормативного правового акта, которым введены меры, препятствующие исполнению обязанностей сотрудников направления HORECA. ООО «Алкоторг» не относится к перечню предприятий, деятельность которых постановлена. В приказе № 68 отсутствуют указания на необходимость уведомления службы занятости о введении простоя и назначении сотрудника, ответственного за такое уведомление. ФИО2 совестно с другими сотрудниками предпринимал попытку урегулирования возникшего спора с работодателем путем направления в ООО «Алкоторг» заявления об отмене приказа № 68. ООО «Алкоторг» 29.04.2020 отклонило данные требования.

Просит признать незаконным и отменить Приказ ООО «Алкоторг» № 68 от 15.04.2020 «О введении вынужденного простоя в организации»; признать незаконным и отменить ООО «Алкоторг» Приказ № 82 от 30.04.2020 «О продлении периода вынужденного простоя в организации»; обязать ООО «Алкоторг» осуществить перерасчет и выплатить ФИО2 заработную плату за период с 16.04.2020 по 11.05.2020 без учета простоя, исходя из средней заработной платы с учетом постоянной части (оклад) и переменной части (премия, бонусы за выполнение задач).

В судебное заседание истец ФИО2 на удовлетворении требований настаивал по изложенным в иске основаниям.

В судебном заседании представитель ответчика не явился, в связи с удаленностью места нахождения. Предоставил письменные возражения на иск.

Согласно представленных возражений ООО «Алкоторг» между истцом и ООО «Алкоторг» заключен трудовой договор № 2295 от 19.09.2016, в соответствии с которым ФИО2 принимается на работу в ООО «Алкоторг» на должность <данные изъяты> в г. Хабаровск. Трудовой договор заключен на неопределенный срок. Оспариваемые приказы (№ 68 и № 82) ответчиком были внесены в связи с принятием Правительством Хабаровского края Постановлений с учетом положений Указов Президента РФ, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции в Хабаровском крае ограничительных и иных мероприятий, в связи с которыми временно ограничена деятельность организации. При этом обеспечение населения продуктами питания предполагает весь комплекс мероприятий, включающий в себя производство, хранение, отгрузку, перевозку и продажу продуктов питания. Таким образом, согласно Указу Президента РФ, введение режима нерабочих дней не распространяется на компании, которые ведут вышеуказанную деятельность, в том числе ООО «Алкоторг» обеспечивающая поставки алкогольной продукции. Решение ООО «Алкоторг» об объявлении простоя вызвано исключительно объективными причинами. Все объекты обслуживаемые направлением HORECA (рестораны, кафе, столовые, буфеты, бары, закусочные и иные предприятия общественного питания) не вправе вести свою деятельность во избежание распространения новой коронавирусной инфекции. Кроме того, приказ № 69 от 15.04.2020 «О сокращении численности работников и изменении штатного расписания» не является предметом данного спора и не имеет отношения к оспариваемым приказам. ООО «Алкоторг» 03.04.2020 был издан Приказ № 67, которые регламентирует порядок работы сотрудников ООО «Алкоторг» и разъяснят, что действие Указа о «нерабочих днях» не распространяется на сотрудников ООО «Алкоторг». В период простоя работники фактически не работали, задачи им на этот период не ставились, выполнение ранее поставленных задач от них ООО «Алкоторг» не требовал, соответственно, оплата в полном размере за такой период не предусмотрена.

На основании исследованных в судебном заседании доказательств, пояснении лиц, участвующих в деле, судом установлены следующие обстоятельства.

Между ФИО2 и ООО «Алкоторг» заключен трудовой договор № 2295 от 19.09.2016, в соответствии с которым ФИО2 принимается на работу в ООО «Алкоторг» на должность <данные изъяты> в г. Хабаровск. Трудовой договор заключен на неопределенный срок.

15.04.2020 ООО «Алкоторг» был издан приказ № 68 «О введении вынужденного простоя организации» с 16.04.2020 по 30.04.2020 в департаменте по продажам в РФ в части отдела направления HORECA в количестве 43 человека, в том числе в отношении ФИО2 (последний указан в данном приказе под номером 40).

30.04.2020 ООО «Алкоторг» был принят приказ № 82 «О продлении периода вынужденного простоя в организации», действие Приказа № 68 от 15.04.2020 продлено до 12.05.2020.

Решение ООО «Алкоторг» об объявлении простоя было вызвано тем, что направлением HORECA (рестораны, кафе, столовые, буфеты, бары, закусочные и иные предприятия общественного питания) не вправе вести свою деятельность во избежание распространения новой коронавирусной инфекции.

Указом Президента РФ от 02.04.2020г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции» установлены нерабочие дни с сохранением заработной платы. В соответствии с пп. В п. 4 Указа Президента № 239 его действие не распространяется на работников организаций, обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости.

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009г. № 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» продовольственные товары - продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые добавки и биологически активные добавки. Таким образом, алкогольная продукция отнесена к продуктам питания.

На основании акта проверки ГИТ в Республике Татарстан № ПГ/28028/12-5659-И/45-16 от 15.06.2020 установлено, что в соответствии с табелем учета рабочего времени за май 2020 г. с 01.05.2020 по 05.05.2020, с 09.05.2020 приостановлены отметки выходные, с 06.05.2020 по 08.05.2020 приостановлены отметки НП, с 12.05.2020 приостановлены отметки явка.

Согласно Приказу № 67 от 03.04.2020 с 04.04.2020 по 30.04.2020 Указ Президента РФ от 02.04.2020 № 239 на сотрудников ООО «Алкоторг» режим нерабочих дней не распространяется. Согласно Приказу № 68 от 15.04.2020 с 16.04.2020 по 30.04.2020 объявлен простой. В соответствии с Приказом № 69 тот 15.04.2020 в связи со снижением объемов продаж в канале HORECA по Российской Федерации и перераспределения функционала с 25.06.2020 исключаются из штатного расписания должности территориального менеджера канала HORECA. Сведения о высвобождаемых работниках в соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 направлены в Центр занятости населения, что подтверждается реестром почтовых отправлений от 22.04.2020.

Согласно приказу № 82 от 30.04.2020 действие приказа № 68 от 15.04.2020 продлено.

Согласно ч. 2 ст. 157 Трудового кодекса Российской Федерации время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.

Закрепленное в Трудовом кодексе Российской Федерации определение простоя свидетельствует о многообразии обстоятельств, которые могут вызвать приостановление деятельности, что делает невозможным установление их исчерпывающего перечня в законе, однако может являться предметом оценки суда, рассматривающего трудовой спор.

В период простоя работник фактически не работают, задачи им на этот период не ставятся, выполнения ранее поставленных задач от них работодатель не требует, соответственно, оплата в полном размере за такой период законодательством не предусмотрена.

Исходя из официальных разъяснений Роструда, размещенных на информационном портале «Онлайнинспекция. РФ» (март 2020г.) в случае если действие Указа не распространяется на юридическое лицо, организация имеет право издавать локальные документы в рамках ТК РФ, в том числе и об объявлении простоя.

Решение работодателя об объявлении простоя вызвано исключительно объективными причинами: в соответствии с Указами Президента РФ В.В. Путина все объекты, обслуживаемые направлением HORECA не вправе вести свою деятельность во избежание распространения новой коронавирусной инфекции. Кроме того, работодатель издавая приказ о введении вынужденного простоя в организации указал на сокращение количестве заведений сегмента HORECA.

Ответчиком представлен акт проверки ГИТ в Республике Татарстан, какие-либо противоречия в изданных ООО «Алкоторг» локальных документах не установлены.

У суда нет оснований сомневаться в достоверности представленного акта проверки ГИТ в Республике Татарстан № ПГ/28028/12-5659-И/45-16 от 15.06.2020, а также компетентности лица (заместитель начальника отдела ФИО1) проводившего проверку. Выводы вышеуказанного акта проверки согласуются с доказательствами по делу, изложены полно и ясно, содержат подробное описание проверки по всем приказам, оспариваемых истцом, в связи с чем, суд принимает данный акт в качестве допустимого доказательства.

С учетом вышеприведенных обстоятельств, оснований полагать что оспариваемые истцом приказы изданы в нарушение требований закона, не имеется, суд приходит к выводу о том, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

Поскольку требование истца о возложении обязанности осуществить перерасчет заработной платы неразрывно связано с основным требованием, в удовлетворении которого суд считает необходимым отказать, оснований для удовлетворения производных требований суд также не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к ООО «Алкоторг» о признании незаконным и подлежащим отмене приказа о введении вынужденного простоя в организации, о признании незаконным и подлежащим отмене приказа о продлении периода вынужденного простоя в организации, о возложении обязанности осуществить перерасчет заработной платы, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 03.09.2020.

Судья /подпись/

Копия верна, судья Ю.Ю. Юдакова

Решение не вступило в законную силу.

Подлинник решения подшит в дело № 2- 979/2020 и находится в Кировском районном суде г. Хабаровска

Секретарь с/з, помощник судьи _____________