ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-979/2015 от 08.04.2015 Ейского городского суда (Краснодарский край)

К делу № 2 – 979/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ейск 08 апреля 2015 года

Ейский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Коваленко А.А.

при секретаре Хватовой Ю.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению ООО «Лантал» к Журба Анатолию Георгиевичу, администрации Ейского городского поселения Ейского района, третьи лица – филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, Управление муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Ейский район, Ейский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, МКУ Центр городского хозяйства Ейского городского поселения Ейского района, об исправлении кадастровой ошибки путем признании согласованными границ земельных участков, без согласования с совладельцем и установления публичного сервитута, встречное исковое заявление Журба Анатолия Георгиевича к ООО «Лантал», филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, Управлению муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Ейский район, Ейскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ООО «Индивидуальный подход», о признании недействительным межевого плана,-

УСТАНОВИЛ:

ООО «Лантал» обратилось с иском в суд и просит признать за ООО «Лантал» право собственности на гидросооружение – «Канализация ливневая литер «К» общей протяженностью 83,3 м.п., расположенную на земельном участке по <адрес>, с увеличением размера земельного участка, принадлежащего на праве собственности ООО «Лантал»; обязать филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости об уточненных границах земельного участка с кадастровым номером уточненной площадью 1 121 кв.м. по <адрес> принадлежащего Журба А.Г., без изменения общей площади, по заявлению ООО «Лантал», путем исправления кадастровой ошибки границ фактического пользования земельным участком, в соответствии с межевым планом, подготовленного кадастровым инженером Ананич Е.А.; обязать филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости об уточненных границах земельного участка с кадастровым номером уточненной площадью 3 190 кв.м. по <адрес>, принадлежащего ООО «Лантал», путем исправления кадастровой ошибки границ фактического пользования земельным участком в соответствии с межевым планом, подготовленным кадастровым инженером Ананич Е.А.

В ходе судебного разбирательства исковые требования были уточнены – ООО «Лантал» просит считать установленной границу земельного участка по <адрес> от н1 до н1 без согласования с собственником земельного участка по <адрес>, с исправлением кадастровой ошибки в местоположении границ земельного участка по <адрес>; считать согласованной границу земельного участка по <адрес> без согласования с собственником земельного участка по <адрес>, с исправлением кадастровой ошибки в местоположении границ по <адрес>; установить публичный постоянный сервитут на земельный участок ООО «Лантал» под гидросооружением общей протяженностью 83,3 м.п. по <адрес>.

Так же, в ходе судебного разбирательства, Журба А.Г. подано встречное исковое заявление к ООО «Лантал», филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, Управлению муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Ейский район, Ейскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ООО «Индивидуальный подход», о признании недействительным межевого плана земельного участка по <адрес>, с кадастровым номером , подготовленного кадастровым инженером Ананич Е.А. 21.10.2014 года; признании не возникшей обязанности собственника смежного земельного участка с кадастровым номером по согласованию границы земельного участка, определенной межевым планом, подготовленным кадастровым инженером Ананич Е.А. от т.н.1 до т.н.2-8,14м., от т.н.2 до т.н.3-20,09м., от т.н.3 до т.н.4-6,51м., от т.н.4 до т.н.5-6,56м.; признании установленным местонахождение границы земельных участков Журба А.Г. по <адрес> и ООО «Лантал» по <адрес> согласно кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером от ДД.ММ.ГГГГ от т.1 до т.2 длиной 15,34м. и от т.21 до т.20 длиной 15,34м. дирекционный угол 80 градусов 10 минут, согласно кадастровой выписки от 16.02.2015 года о земельном участке с кадастровым номером .

Представитель филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, представитель Ейского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, представитель Управления муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Ейский район в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом, дело просят рассмотреть в их отсутствие.

Выслушав явившиеся стороны, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования ООО «Лантал» следует удовлетворить, встречные исковые требования Журба А.Г. – оставить без удовлетворения, по следующим основаниям.

Представители ООО «Лантал» в судебном заседании на исковых требованиях настаивают, в удовлетворении встречных исковых требований просят отказать, поскольку при приобретении в собственность Журба А.Г. смежного земельного участка по <адрес> в упрощенном порядке, его границы не были согласованы в установленном законом порядке, что привело к тому, что в состав земельного участка Журба А.Г. вошел муниципальный земельный участок с расположенным на нем гидросооружением – ливневой канализацией (реконструированной ООО «Лантал» для строящегося на земельном участке по <адрес> многоквартирного жилого дома), для поддержания которого (гидросооружения) необходимо установление публичного сервитута. Более того, указанный земельный участок был предоставлен ООО «Лантал» как неиспользуемый. При этом, фактически границы земельного участка по <адрес> не соответствуют сведения государственного кадастра, в то время как имеется техническая возможность установить границы земельного участка Журба А.Г. в соответствии с правоустанавливающими документами. Сам же межевой план сформирован и изготовлен в установленном законом порядке и в полном объеме соответствует требованиям действующего законодательства.

Журба А.Г. и его представитель в судебном заседании просят в исковых требованиях ООО «Лантал» отказать, а встречные исковые требования Журба А.Г. удовлетворить в полном объеме, пояснив, что фактически действия ООО «Лантал» направлены на завладение частью земельного участка, принадлежащего Журба А.Г., при этом, доказательств наличия кадастровой ошибки при постановке земельного участка по <адрес> на государственный кадастровый учет в судебном заседании не представлено. Земельный участок Журба А.Г. имеет площадь 1121 кв.м. и его границы установлены в предусмотренном законом порядке, одна из которых (границ) является смежной с земельным участком ООО «Лантал» длиной 15 м. С момента приобретения земельного участка по <адрес> в собственность, границы данного земельного участка оставались неизменными, утверждение о неиспользовании данного земельного участка собственником опровергаются наличием судебных актов по урегулированию спора между Журба А.Г. и ООО «Лантал», в том числе, и об устранении препятствий в пользовании. Более того, для установления публичного сервитута по просьбе собственника объекта недвижимого имущества должны быть проведены публичные слушание, а обращение с данным требованием ООО «Лантал», не являющегося собственником ливневой канализации, свидетельствует о нарушении процедуры установления публичного сервитута. При этом, межевой план не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку в нем отсутствует согласование с собственниками смежных земельный участков, не учтены данные кадастровых паспортов, схемы, приложенные к межевому плану не соответствуют кадастровым планам земельных участков.

Представитель ООО «Индивидуальный подход» в судебном заседании пояснил, что в 2009 году ООО «Индивидуальный подход» были проведены работы по межеванию земельного участка по <адрес>, по результатам которых на кадастровых точках его границ были установлены межевые знаки. В 2014 году при межевании земельного участка по <адрес> было выявлено, что смежный земельный участок по <адрес> имеет только характерные точки границ (кирпичный забор и капитальные углы поворотных границ), расположение которых не соответствует сведения государственного кадастра недвижимости. На основании чего, представитель ООО «Индивидуальный подход» просит в удовлетворении встречных исковых требований Журба А.Г. – отказать, а решение по иску ООО «Лантал» - оставить на усмотрение суда.

Представитель администрации Ейского городского поселения Ейского района и представитель МКУ «Центр городского хозяйства Ейского городского поселения Ейского района» в судебном заседании просят решение по делу оставить на усмотрение суда, пояснив, что установление публичного сервитута необходимо Ейскому городскому поселению для поддержания состояния имеющейся там ливневой канализации для сбора и отвода вод с близлежащих объектов.

В судебном заседании установлено, что ранее ООО «Лад» являлся собственником земельных участков по <адрес>, площадью 770 кв.м. с кадастровым номером по <адрес>, площадью 803,0 кв.м. с кадастровым номером , по <адрес>, площадью 600 кв.м. с кадастровым номером , по <адрес>, площадью 736,0 кв.м. с кадастровым номером , приобретенных юридическим лицом для строительства многоквартирного девятиэтажного жилого дома. В связи с организацией жилищно – строительного кооператива «Ивушка», в состав которого вошло ООО «Лад», внесшее в качестве паевого взноса земельные участки по <адрес>, решением Ейского городского суда от 14.02.2007 года за ЖСК «Ивушка» было признано право собственности на земельные участки по ул. <адрес>ю 770 кв.м., по ул. <адрес>ю 803,0 кв.м., по ул. <адрес>ю 600 кв.м, по ул. <адрес>ю 736,0 кв.м., с прекращением права собственности на указанные объекты недвижимости за ООО «Лад» (том 1 л.д.16-17).

Постановлением главы муниципального образования Ейский район №64 от 15.02.2007 года земельные участки с кадастровыми номерами , , , расположенные по <адрес> были объединены в один земельный участок общей площадью 2 909,0 кв.м. с присвоением вновь образованному земельному участку почтового адреса - <адрес> (том 1 л.д.171).

Решением межведомственной комиссии по строительству при администрации муниципального образования г. Ейск от 12.12.2007 года №31/5, утвержденного постановлением главы муниципального образования г. Ейск от 12.12.2007 года №881, ЖСК «Ивушка» было согласовано предоставление земельного участка ориентировочной площадью 852,0 кв.м. примыкающего к земельному участку под строительство 9-ти этажного 72 квартирного жилого дома с помещениями общественного и административного назначения на нулевой и подвальном этажах по <адрес> для размещения детских площадок, автостоянки и обустройства ливневой канализации, которому (земельному участку согласованному под размещение детских площадок, автостоянки и обустройства ливневой канализации) распоряжением начальника МУ «Управление архитектуры и градостроительства Ейского городского поселения Ейского района» №1095-р от 25.07.2008 года был присвоен почтовый адрес – <адрес> (том 1 л.д.172).

При этом, для размещения детских площадок, автостоянки и обустройства ливневой канализации комиссией по выбору земельного участка (трассы) был выбран примыкающий к земельному участку под строительство 10-ти этажного 72 квартирного жилого дома с помещениями общественного и административного назначения на нулевом и подвальном этажах по <адрес> земельный участок с расположенными на нем зелеными насаждениями и инженерными коммуникациями: ливневая канализация, кабель связи, теплотрасса, правообладателем которого являлась администрация Ейского района (том 1 л.д.176-178).

Акт выбора земельного участка по <адрес> для размещения детских площадок, автостоянки и обустройства ливневой канализации ЖСК «Ивушка» был согласован в установленном законом порядке (том 1 л.д.175), а размещение на данном земельном участке детских площадок, автостоянки и обустройства ливневой канализации согласовано градостроительным заключением, выданным МУ «Управление архитектуры и градостроительства Ейского городского поседения Ейского района» №111 от 14.02.2008 года (том 1 л.д.173-174).

Проектная документация, на основании которой были проведены работы по реконструкции коллектора ливневой канализации литер К общей протяженностью 83,3 м.п. (том 1 л.д.26-32), проходящей по участку строительства 10-ти этажного 72 квартирного жилого дома с помещениями общественного и административного назначения на первом и подвальном этажах по <адрес> стоимостью 324 791 рублей (том 1 л.д.18,19) была подготовлена ООО «Атлант» в рамках договора на выполнение проектных работ №149-08 от 25.01.2008 года, заключенного с ЖСК «Ивушка» (том 1 л.д.20-21,22,23-25).

08.06.2008 года между ЖСК «Ивушка» и ООО «Лантал» было заключено соглашение о встречном исполнении обязательств, согласно условий которого ООО «Лантал» в оплату 99,7% уставного капитала приняло от ЖСК «Ивушка» земельный участок общей площадью 2 910 кв.м. с кадастровым номером , из категории земель – земли населенных пунктов с видом разрешенного использования – строительство многоквартирного жилого дома по <адрес>, а также проектно – сметную документацию на строительство 9-ти этажного 72-х квартирного жилого дома со встроенно- пристроенными офисными помещениями (том 1 л.д.10,11,12-15). Право собственности ООО «Лантал» на земельный участок с кадастровым номером общей площадью 2 910 кв.м. по <адрес> зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации (том 1 л.д.170).

Собственником смежного земельного участка из категории земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – эксплуатация жилого дома со встроенным магазином с кадастровым номером площадью 1121+/-12 кв.м. (том 1 л.д.39-40) и расположенного на нем жилого дома со встроенным магазином по <адрес> является Журба А.Г. (том 1 л.д.33,34). Площадь указанного земельного участка в размере 1121 кв.м. была утверждена распоряжением начальника Управления муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Ейский район №1347-р от 12.05.2008 года, по результатам межевания (том 1 л.д.38).

Однако, в результате строительно – технического экспертного исследования №23/42/2014-101 от 10.10.2014 года было выявлено, что границы земельного участка по <адрес> не соответствуют сведениям государственного кадастра недвижимости и фактическому положению на местности на момент проведения строительно – технического исследования, а именно: граница, образованная межевыми знаками т.7,т.8,т.1,т.2,т.3,т.4 по сведениям ГКН образует несоответствие фактическим границам площадью 280 кв.м.; объект инженерных сетей – канализация ливневая литер К частично находится на земельном участке по <адрес>. При этом, принимая во внимание сведения ГКН, данные, полученные на момент проведения строительно – технического исследования, а также анализ представленных документов, возможность установить границы земельного участка по ул. <адрес>ю 1121 кв.м. с учетом фактического использования и в соответствии с правоустанавливающими документами, а также границы земельного участка по ул. <адрес>ю 3 222,65 кв.м. с учетом фактического использования и в соответствии с правоустанавливающими документами на канализацию, имеется (том 1 л.д.56-96).

Так, в ходе выполнения кадастровых работ, в связи с исправлением ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером по <адрес> было выявлено, что ранее проведенные кадастровые работы по межеванию данного земельного участка выполнены не верно, в результате чего часть земельного участка не была включена в общие границы земельного участка. Иными словами, произошло уточнение площади земельного участка по отношению к площади, указанной в кадастровой выписке о земельном участке на 285 кв.м., что не превышает 10% (том 1 л.д.214-226).

В соответствии со ст. 6 ЗК РФ, объектами земельных отношений являются: 1) земля как природный объект и природный ресурс; 2) земельные участки; 3) части земельных участков.

В силу ч.1 ст.39 Федерального Закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом о кадастре порядке обязательному согласованию (далее – согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3статьи 39 Закона о кадастре, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

Согласно ст. 20 Федерального Закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве. С заявлениями об учете изменений зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве оперативного управления, хозяйственного ведения, доверительного управления или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими зданиями, сооружениями, помещениями, объектами незавершенного строительства на указанном праве.

При этом, на основании ч.2 ст. 40 Федерального Закона «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 статьи 40 Закона о кадастре случая.

Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись (часть 3 статьи 40 Закона о кадастре).

Согласно ч. 3.1 ст. 25 Федерального Закона «О государственном кадастре недвижимости» если при постановке на государственный кадастровый учет или при государственном кадастровом учете изменений земельного участка в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ других земельных участков (далее – смежные земельные участки), и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о смежных с ним земельных участках, орган кадастрового учета одновременно с осуществлением кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о местоположении границ и площади таких смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей. В случае, если площадь земельного участка, границы которого уточняются в ходе кадастровых работ, соответствует утвержденным в соответствии с земельным законодательством нормам отвода земель и на этом земельном участке находятся здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие правообладателю этого земельного участка, местоположение границ земельных участков считается согласованным в случаях, указанных в статье 40 Закона о кадастре.

Иными словами, если государственный кадастровый учет земельного участка не может быть проведен без внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении описания местоположения границ и (или) площади смежного земельного участка (например, в связи с исправлением ошибки в местоположении границ смежного земельного участка), то местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей.

В соответствии со ст. 39 Федерального Закона «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с лицами, являющимися собственниками смежных земельных участков, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. Предметом согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Согласование местоположения границ проводится по выбору заказчика кадастровых работ с установлением границ земельных участков на местности или без такового. Заинтересованное лицо вправе потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности.

Так, местоположение границ земельных участков, сведения о которых (об участках) содержатся в государственном кадастре недвижимости, должно быть согласовано независимо от наличия в государственном кадастре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на эти земельные участки либо сведений о координатах их границ или иного описания местоположения границ, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ таких земельных участков. Предметом согласования является определение местоположения границы земельного участка, одновременно являющейся границей другого земельного участка. Результат согласования местоположения границ оформляется актом согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением следующего случая. Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не подписали акт согласования местоположения границ либо не представили свои возражения в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным, о чем в акт согласования вносится соответствующая запись.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (ч.9 ст. 38 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

Согласно ст. 28 Федерального Закона «О государственном кадастре недвижимости» ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: 1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях); 2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях). Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях. Споры, возникающие в связи с исправлением кадастровой ошибки в случае, указанном в части 7 настоящей статьи, рассматриваются в судебном порядке.

В соответствии со ст. 23 ГК РФ, публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. Могут устанавливаться публичные сервитуты для: 1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе; 2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры; 3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; 4) проведения дренажных работ на земельном участке; 5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя; 6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок; 7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям; 8) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства); 9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ.

На основании ст.ст. 16.1,16.2 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 года № 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае", публичные сервитуты устанавливаются органами местного самоуправления, если установление публичного сервитута необходимо для обеспечения интересов местного самоуправления или местного населения, в случаях, установленных федеральным законодательством. Публичные сервитуты могут устанавливаться по инициативе заинтересованных граждан, юридических лиц, органов местного самоуправления, органов государственной власти Краснодарского края. В общественных слушаниях, по результатам которых высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края либо органом местного самоуправления принимается решение об установлении публичного сервитута, могут участвовать заинтересованные граждане и юридические лица, представители органов государственной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления.

На основании вышеизложенного, принимая решение об удовлетворении исковых требований ООО «Лантал», а равно об отказе в удовлетворении встречных исковых требований Журба А.Г., суд исходит из следующего.

ООО «Лантал» на праве собственности принадлежит земельный участок, из категории земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – строительство многоэтажного жилого дома с кадастровым номером по <адрес> общей площадью 2 910 кв.м. (том 1 л.д.170), собственником смежного земельного участка из категории земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – эксплуатация жилого дома со встроенным магазином с кадастровым номером площадью 1121+/-12 кв.м. по <адрес> является Журба А.Г. (том 2 л.д.46).

При этом, правопредшественнику ООО «Лантал» - ЖСК «Ивушка» под размещение детских площадок, автостоянки и обустройства ливневой канализации был предоставлен земельный участок по <адрес> с расположенными на нем зелеными насаждениями и инженерными коммуникациями: ливневая канализация, кабель связи, теплотрасса, правообладателем которого являлась администрация Ейского района. Во исполнение принятых на себя обязательств ЖСК «Ивушка» были проведены работы по реконструкции коллектора ливневой канализации литер К общей протяженностью 83,3 м.п. (том 1 л.д.26-32), проходящей по участку строительства 10-ти этажного 72 квартирного жилого дома с помещениями общественного и административного назначения на первом и подвальном этажах по <адрес>, на основании соответствующей проектной документации.

Вместе с тем, в результате строительно – технического экспертного исследования №23/42/2014-101 от 10.10.2014 года было выявлено, что границы земельного участка по <адрес> не соответствуют сведениям государственного кадастра недвижимости и фактическому положения на местности на момент проведения строительно – технического исследования, а именно: граница, образованная межевыми знаками т.7,т.8,т.1,т.2,т.3,т.4 по сведениям ГКН образует несоответствие фактическим границам площадью 280 кв.м.; объект инженерных сетей – канализация ливневая литер К частично находится на земельном участке по <адрес>, что является следствием ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером по <адрес> в результате неверно проведенных ранее кадастровых работ по межеванию данного земельного участка.

Оснований сомневаться в достоверности выводов эксперта, проводившего строительно – техническое исследование (по результатам которого было выявлено не соответствие границ земельного участка по <адрес>), имеющего высшее образование по специальности «Землеустройство», квалификации – инженер и кадастровый инженер, стаж экспертной работы - 8 лет, а также свидетельство о повышении квалификации по программе «Судебная строительно – техническая экспертиза», сертификаты соответствия, и являющегося действительным членом НП «Саморегулируемая организация судебных экспертов» (том 1 л.д.82-96), у суда не имеется.

Так, в 2008 году (на момент предоставления ЖСК «Ивушка» земельного участка по <адрес> для размещения детских площадок, автостоянки и обустройства ливневой канализации) конфигурация земельного участка по <адрес> была относительно прямоугольной – фактически правая межа земельного участка проходила по кирпичному ограждению, далее по стене кирпичного гаража литер В, далее по стене кирпичного гаража литер Б (том 1 л.д.46-49). Однако, на момент постановки на государственный кадастровый учет конфигурация земельного участка по <адрес> была изменена, в результате чего, граница, образованная межевыми знаками т.7,т.8,т.1,т.2,т.3,т.4 по данным ГКН стала не соответствовать фактической границе, а также часть объекта инженерных сетей – ливневой канализации литер К, стала находится на земельном участке по <адрес>, в то время как фактически указанная ливневая канализация находится в пользовании ООО «Лантал» на принадлежащем ему земельном участке.

Данные обстоятельства также подтверждаются результатами внеплановой проверки соблюдения земельного законодательства в отношении ООО «Лантал», в ходе которой было выявлено, что земельный участок по <адрес> и примыкающий к нему земельный участок по <адрес> (на котором ведутся земляные работы по прокладке ливневой канализации), огорожены забором (том 1 л.д.197).

Иными словами, фактическое землепользование земельными участками по <адрес> и <адрес> не соответствует сведениям государственного кадастра недвижимости, что в соответствии со ст. 36 ЗК РФ, ст. 38 Федерального Закона «О государственном кадастре недвижимости» является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости путем уточнения границ и размера земельных участков по фактическому землепользованию и доказательством наличия законных оснований для предъявления соответствующих требований в суд, при отсутствии согласия собственника смежного земельного участка, на которого, в свою очередь, положениями действующего законодательства возложена обязанность по согласованию границы уточняемого земельного участка либо предоставлению возражений в письменной форме с их обоснованием.

При этом, с учетом того, что на земельном участке по <адрес>, принадлежащего на праве собственности ООО «Лантал» расположена ливневая канализация, суд, принимая во внимание позицию собственника и балансодержателя данного объекта недвижимого имущества, считает возможным установить публичный сервитут на земельный участок ООО «Лантал» под гидросооружением в судебном порядке, для обеспечения интересов местного самоуправления и местного населения, без изъятия земельного участка.

Публичный сервитут устанавливается в случаях необходимости обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков, а его осуществление должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен ("Обзор практики рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов. Обзор судебной практики на базе дел Арбитражного суда Краснодарского края").

При изложенных обстоятельствах, исковые требования ООО «Лантал» следует удовлетворить, в удовлетворении встречных исковых требований Журба А.Г. – отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать установленной границу земельного участка с кадастровым номером по <адрес> от т.1 до н.1, без согласования с собственником земельного участка по <адрес> с кадастровым номером , Журба Анатолием Георгиевичем.

Признать согласованной границу земельного участка с кадастровым номером по <адрес>, без согласования с собственником земельного участка по <адрес>, с кадастровым номером Журба Анатолием Георгиевичем.

Установить публичный постоянный сервитут на земельный участок из категории земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – строительство многоквартирного жилого дома с кадастровым номером по <адрес>, под гидросооружением - «Канализация ливневая литер К» общей протяженностью 83,3 п.м.

Вступившее в законную силу решение суда является основанием для исправления кадастровой ошибки в местоположении границ земельного участка по <адрес>, без заявления собственника указанного земельного участка в границах описанных координат: н1-662141.54 (X), 1323324.17 (Y); н2-662138.72 (X), 1323316.53 (Y); н3-662159.22 (X), 1323306.71 (Y); н4-662176.86 (X), 1323344.93 (Y); 1-662169.23 (X), 1323348.28 (Y); 6-662163.44 (X), 1323350.72 (Y); н5-662164.57 (X), 1323353.27 (Y); 4-662164.31 (X), 1323353.39 (Y); 3-662166.91 (X), 1323358.82 (Y); н6-662167.00 (X), 1323358.78 (Y); 4-662167.99 (X), 1323361.01 (Y); н7-662158.76 (X), 1323367.27 (Y); н8-662154.33 (X), 1323354.75 (Y); н9-662151.85 (X), 1323348.68 (Y); н10-662149.01 (X), 1323342.82 (Y); н1-662141.54 (X), 1323324.17 (Y).

Вступившее в законную силу решение суда является основанием для исправления кадастровой ошибки в местоположении границ земельного участка по <адрес>, на основании межевого плана, подготовленного кадастровым инженером Ананич Е.А. от 31.10.2014 года, с изменением общей площади земельного участка 2 910 кв.м. на 3 195 кв.м. по заявлению генерального директора ООО «Лантал», в границах описанных координат: н1-662138.72 (X), 1323316.53 (Y); н2-662141.54 (X), 1323324.17 (Y); н3-662149.01 (X), 1323342.82 (Y); н4-662151.85 (X), 1323348.68 (Y); н5-662154.33 (X), 1323354.75 (Y); н6-662143.61 (X), 1323359.47 (Y); 3-662143.06 (X), 1323355.78 (Y); 4-662129.88 (X), 1323370.94 (Y); 5-662131.14 (X), 1323373.84 (Y); 6-662127.01 (X), 1323385.87 (Y); 7-662120.67 (X), 1323388.61 (Y); 8-662118.09 (X), 1323382.70 (Y); 9-662107.05 (X), 1323388.08 (Y); 10-662109.62 (X), 1323393.79 (Y); 11-662097.25 (X), 1323400.20 (Y); 12-662075.51 (X), 1323350.04 (Y); 13-662082.74 (X), 1323346.55 (Y); 14-662086.82 (X), 1323344.84 (Y); 15-662087.46 (X), 1323344.51 (Y); 16-662093.76 (X), 1323341.31 (Y); 17-662098.99 (X), 1323338.90 (Y); 18-662108.35 (X), 1323334.63 (Y); 19-662113.29 (X), 1323332.70 (Y); 20-662115.37 (X), 1323331.72 (Y); 21-662119.50 (X), 1323329.96 (Y); 1-662133.04 (X), 1323323.96 (Y); 15-662140.44 (X), 1323340.67 (Y); 1-662137.12 (X), 1323321.65 (Y); 2-662135.47 (X), 1323318.09 (Y); н1-662138.72 (X), 1323316.53 (Y).

В удовлетворении встречных исковых требований Журба Анатолия Георгиевича к ООО «Лантал», филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, Управлению муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Ейский район, Ейскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ООО «Индивидуальный подход», о признании недействительным межевого плана земельного участка по <адрес> с кадастровым номером , подготовленного кадастровым инженером Ананич Е.А. 21.10.2014 года; признании не возникшей обязанности собственника смежного земельного участка с кадастровым номером по согласованию границы земельного участка, определенной межевым планом, подготовленным кадастровым инженером Ананич Е.А. от т.н.1 до т.н.2-8,14м., от т.н.2 до т.н.3-20,09м., от т.н.3 до т.н.4-6,51м., от т.н.4 до т.н.5-6,56м.; признании установленным местонахождение границы земельных участков Журба А.Г. по <адрес> и ООО «Лантал» по <адрес> согласно кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером от ДД.ММ.ГГГГ от т.1 до т.2 длиной 15,34м. и от т.21 до т.20 длиной 15,34м. дирекционный угол 80 градусов 10 минут, согласно кадастровой выписке от 16.02.2015 года о земельном участке с кадастровым номером – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ейский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме 13.04.2015 года.

Председательствующий