ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-979/2021 от 11.06.2021 Тайшетского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 июня 2021 года г. Тайшет

Тайшетский городской суд Иркутской области в составе председательствующего Клиновой Е.А., при секретаре Федоровой Л.П., с участием истца ФИО2, ее представителя ФИО4, действующей на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району» - ФИО10, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району», Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в назначении меры социальной поддержки «свидетельство на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области»; обязании принять решение о назначении меры социальной поддержки «свидетельство на единовременную денежную выплату», обязании выдать «свидетельство на единовременную денежную выплату»,

У С Т А Н О В И Л:

В обоснование исковых требований с учетом уточнений ФИО2 указала, что в назначении меры социальной поддержки в виде «свидетельство на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории <адрес>» ей отказано, по причине отсутствия права гражданина на предоставление социальной выплаты в соответствии с Положением (п. 7 гл. 2 социальная выплата предоставляется однократно в отношении одного утраченного жилого помещения). С данным решением истец не согласна, поскольку постоянным местом жительства с 2002 года является жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в связи с паводком дом снесен. Временно в связи невозможностью трудоустройства по постоянному месту жительства она проживает в <адрес>. Данный жилой дом вошел в границы чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне 2019 года. Режим чрезвычайной ситуации вводился как указом Губернатора Иркутской области, так и постановлением главы Бирюсинского муниципального образования. Право собственности на жилой дом признано за ее двоюродной сестрой ФИО5 и двоюродным братом ФИО6, которые получили меры социальной поддержки, приобрели два отдельных жилых помещения на каждого. Решением Тайшетского городского суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ за ней признавалось право на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости, кроме того, она признана членом семьи собственника решением суда от ДД.ММ.ГГГГ.

Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> являлся для нее единственным жильем, прав на другие объекты недвижимости не имеет. В доме проживали ее бабушка ФИО7, ее мать ФИО8, и мать ФИО5 и О.В. – ФИО9, а также истец и ее двоюродная сестра ФИО5 и двоюродный брат ФИО6

ФИО2 просила суд признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по <адрес>»об отказе в назначении меры социальной поддержки «свидетельство на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области»; обязать Областное государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району» принять решение о выдаче ФИО2 «свидетельство на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области»; обязать Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области оформить и выдать заявителю «свидетельство на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области»; привести решение суда к немедленному исполнению.

В судебном заседании ФИО2 исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в исковом заявлении и уточнениях к нему, пояснила что с 2018 года она не проживает по адресу: <адрес>, проживает в <адрес>, где снимает квартиру и работает. До 2018 года она снимала квартиру в г. Тайшете, работала в г. Тайшете, периодически приезжала к родственникам в <адрес>. Ее мать ФИО8 давно умерла, в 2004 году, в <адрес>, со своим отцом она не общается, как и с двоюродной сестрой ФИО5 и двоюродным братом ФИО6

Представитель ответчика ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес>» ФИО10 просила суд в удовлетворении требований отказать, поскольку в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> мера социальной поддержки уже предоставлена ФИО6 и ФИО5, приобретены два жилых помещения. Правилами предусмотрено, что мероприятия реализуются в отношении одного утраченного жилого помещения однократно. Свидетельство ФИО5 выдано ДД.ММ.ГГГГ с учетом члена семьи собственника ФИО6 На тот момент ФИО2 не являлась членом семьи собственника жилого помещения. ФИО2 не вправе претендовать на повторное получение мер социальной поддержки в отношении одного и того же жилого помещения. Цель постановлений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ-пп - предоставление меры социальной поддержки гражданам которым негде жить. Нормами Правил и Положения не предусмотрена возможность увеличения размера социальной выплаты и его повторное получение, в том числе выдача дополнительного свидетельства. ФИО2 не лишена возможности вселиться в жилое помещение, приобретенное ФИО5 и ФИО6, и зарегистрироваться в нем, если она является членом их семьи. Считают, что члены семьи собственника утраченного жилого помещения самостоятельного права на обращение за получением и на получение свидетельства не имеют, а имеют право на социальную выплату только как члены семьи граждан, соответствующих Положению. ФИО2 собственником утраченного жилого помещения не являлась, являлась только зарегистрированной в нем.

Представитель Министерства социального развития, опеки и попечительства <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в их отсутствие, в удовлетворении требований отказать.

Представитель администрации Бирюсинского муниципального образования в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в письменных пояснениях указала, что считает решение органов соцзащиты законным, поскольку на момент паводка ФИО2 в жилом доме по адресу: <адрес> не проживала. ФИО2 сотрудники администрации увидели в первый раз когда она пришла в администрацию за выплатами в связи паводком. В 2019 году дом признан аварийным и снесен весной 2020 года.

Представитель администрации муниципального образования «<адрес>» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны.

Суд, с учетом мнения участвующих в рассмотрении дела лиц считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей Министерства социального развития, опеки и попечительства <адрес>, администрации Бирюсинского муниципального образования, администрации муниципального образования «<адрес>», в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ).

Согласно статье 2 названного Закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным Законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Согласно статье 2 данного закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций (абзацы первый, второй, седьмой, восьмой пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).

Президент Российской Федерации определяет, в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами, основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (подпункт "а" статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).

В порядке осуществления названных полномочий Президентом Российской Федерации издан Указ от 03.07.2019 N 316 (в ред. от 02.08.2019) "О мерах по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области" (далее - Указ Президента РФ от 03.07.2019 N 316).

Пунктом 3 этого Указа на Правительство Российской Федерации возложена обязанность - решить вопрос о выделении гражданам, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания в результате наводнения на территории Иркутской области, средств из федерального бюджета на строительство и (или) на приобретение нового жилья.

Постановлением Правительства РФ от 18.07.2019 N 916 (ред. от 29.10.2020) утверждены Правила предоставления иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области в целях софинансирования расходных обязательств Иркутской области по финансовому обеспечению оказания мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области (далее Правила).

Пунктом 3 Правил предусмотрено, что трансферт предоставляется, в том числе, на предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство ими жилых помещений на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил мероприятия реализуются в отношении:

граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или поврежденных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений или поврежденных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющих в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющих в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;

граждан, имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения или поврежденные жилые помещения, и не имеющих в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющих в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;

граждан, не являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или поврежденных жилых помещений, но имеющих постоянную регистрацию по месту жительства либо признанных в судебном порядке постоянно проживающими в утраченных жилых помещениях или поврежденных жилых помещениях, относящихся к членам семьи граждан, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, и не имеющих в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющих в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.

К членам семьи гражданина относятся его супруг или супруга, дети (в том числе усыновленные), родители, усыновители этого гражданина и его внуки, а также иные лица, признанные решением суда членами семьи гражданина.

Мероприятия реализуются в отношении одного утраченного жилого помещения или поврежденного жилого помещения однократно (п. 5 Правил).

Правительством Иркутской области 17.07.2019 принято постановление N 556-пп" О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем». На момент принятия ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району» решения от 28.12.2020 действовало указанное постановление в редакции от 15.12.2020.

Данным постановлением утверждено Положение устанавливающее порядок и условия предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее соответственно - граждане, чрезвычайная ситуация, утраченное жилое помещение, социальная выплата).

Социальные выплаты предоставляются на следующие цели:

1) приобретение жилого помещения гражданами, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации;

2) строительство жилого помещения гражданами, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации.

Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области на предоставление социальных выплат является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - министерство социального развития).

Министерство социального развития осуществляет полномочия по предоставлению социальных выплат через подведомственные ему государственные учреждения.

Социальные выплаты предоставляются за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Иркутской области, а также средств бюджета Иркутской области.

Предоставление социальной выплаты осуществляется гражданам, отвечающим на момент обращения за предоставлением социальной выплаты одному из следующих условий:

1) являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма (далее - собственники (наниматели) утраченных жилых помещений) и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;

2) имеющим на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения (далее - имеющие документы), и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;

3) не являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.

К членам семьи гражданина относятся его супруг или супруга, дети (в том числе усыновленные, принятые под опеку (попечительство), переданные на воспитание в приемную семью, а также рожденные или усыновленные после дня введения режима чрезвычайной ситуации), несовершеннолетние братья и сестры, родители и усыновители этого гражданина и его внуки (в том числе рожденные или усыновленные детьми гражданина после дня введения режима чрезвычайной ситуации), а также иные лица, признанные решением суда членами семьи гражданина (далее - члены семьи).

4) являвшимся собственниками (нанимателями) утраченных жилых помещений или имеющим документы и имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) составляет более учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;

5) не являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпункте 4 настоящего пункта, и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) составляет более учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением граждан, в отношении которых принято решение о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - свидетельство);

6) указанным в подпунктах 1 - 3 настоящего пункта, в отношении которых решениями суда, вступившими в законную силу, признано право на предоставление социальной выплаты, обязывающее государственное учреждение Иркутской области, подведомственное министерству социального развития и включенное в перечень, утвержденный нормативным правовым актом указанного министерства (далее - учреждение), принять решение о выдаче свидетельства и (или) министерство социального развития выдать свидетельство (далее - решение суда о признании права).

Социальная выплата предоставляется однократно в отношении одного утраченного жилого помещения. В случае утраты в связи с чрезвычайной ситуацией двух жилых помещений предоставление социальной выплаты осуществляется в отношении каждого из утраченных жилых помещений (п. 7 Положения).

Право на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством (п. 10 Положения).

В соответствии с пп. 1 п.18 Постановления Правительства Иркутской области от 17.07.2019 N 556-пп основаниями для принятия решения об отказе в выдаче свидетельства являются, в том числе, отсутствие права гражданина на предоставление социальной выплаты в соответствии с настоящим Положением. Постановлением, в данном случае, не предусмотрено иной более развернутой формулировки отказа.

В судебном заседании установлено, что собственниками <адрес> являются ФИО5, ФИО6, что подтверждается решением Тайшетского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Решением Тайшетского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 отказано в удовлетворении требовании о включении в состав наследства, установления факта принятия наследства, признании права общей долевой собственности в порядке наследования на <адрес>, поскольку указанный дом не является наследственным имуществом, оставшимся после смерти ФИО7 (бабушки истицы ФИО2). Допрошенные в ходе рассмотрения дела свидетели пояснили, что ФИО2 не проживала в данном доме. В решении суда указано, что установленные решениями суда факт проживания ФИО2 в <адрес> и право на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории <адрес> не опровергает установленных обстоятельств.

Согласно свидетельству, удостоверяющему право гражданина на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения -П-Т от ДД.ММ.ГГГГФИО5 и член ее семьи ФИО6 реализовали право на меру социальной поддержки в полном объеме, поскольку утратили в результате чрезвычайной ситуации от июня 2019 года принадлежащее им на праве собственности жилое помещение.

Суд считает обоснованным довод представителя министерства социального развития, опеки и попечительства <адрес> о том, что цель постановлений Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-пп не обогатить граждан путем предоставления социальной выплаты на приобретение жилья, а помочь гражданам, утратившим жилые помещения, которым фактически негде жить.

В судебном заседании ФИО2 не отрицала, что на момент паводка от июня 2019 года не проживала в <адрес>, пояснила, что не проживает в доме с 2018 года, решением Тайшетского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ФИО2 не проживала в указанном доме и ранее 2018 года, допрошенные в судебном заседании свидетели пояснили, что длительное время проживают в <адрес>, ФИО2 видели один раз на похоронах ее бабушки ФИО7, а мать ФИО2 постоянно проживала в <адрес> в 2004-2005 годах. В <адрес> проживали мать и отец ФИО5 и ФИО6, у которых проживала ФИО7 Глава администрации Бирюсинского муниципального образования также указывала в своих пояснениях, что ФИО2 не проживала в <адрес>, появилась в Бирюсинском муниципальном образовании только в связи с выплатами, которые производились в связи с чрезвычайными ситуацией от июня 2019 года.

Таким образом, ФИО2 не проживала постоянно в <адрес>, действительно могла приезжать в указанным дом к родственникам, имела иное жилое помещение для постоянного проживания, и не является гражданином, утратившим жилое помещение в результате чрезвычайной ситуации от июня 2019 года.

Кроме того, с заявлением о предоставлении социальной выплаты в органы соцзащиты ФИО2 обратилась только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. спустя год после того как в отношении нее принято решение суда от ДД.ММ.ГГГГ о признании ее членом семьи ФИО5, ФИО6, собственников <адрес>, следовательно, ФИО2 имела другое жилое помещение для постоянного проживания и не являлась нуждающейся в приобретении иного жилого помещения. Как пояснила в судебном заседании истица, в суд с настоящим исковым заявлением она обратилась в мае 2021 года, поскольку ранее у нее отсутствовало время для защиты своих нарушенных социальных прав.

Решение Тайшетского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившее в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО2 о признана членом семьи ФИО5, ФИО6, собственников <адрес>, принято после выдачи ФИО5 свидетельства -П-Т от ДД.ММ.ГГГГ и реализации ФИО5, ФИО6 социальных прав в связи с чрезвычайной ситуацией от июня 2019 года, т.е. мероприятия, предусмотренные вышеперечисленными нормативными правовыми актами реализованы. Правоотношения, возникшие в результате принятия судом решения от ДД.ММ.ГГГГ, могут быть урегулированы в результате применения норм Жилищного кодекса Российской Федерации, и не регулируются в результате применения постановлений Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-пп.

Исходя из буквального толкования постановлений Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-пп гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации от июня 2019 года, предоставляется одна из мер социальной поддержки, как то социальная выплата на приобретение, строительство жилого помещения, социальная выплата на капитальный ремонт жилого помещения и т.д., однократно в отношении одного жилого помещения. В отношении <адрес> мера социальной поддержки предоставлена, возможность увеличения размера социальной выплаты, повторное получение свидетельствами, дополнительное получение свидетельства перечисленными постановлениями не предусмотрено, как не предусмотрена возможность обращения с заявлением о предоставлении социальной выплаты члена семьи собственника утраченного жилого помещения. ФИО5 не указала в своем заявлении от ДД.ММ.ГГГГ в качестве члена своей семьи ФИО2

Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства, перечисленные нормы права, суд приходит к выводу, что решение ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес>» от 28.012.2020 принято законно и обоснованно, основания для принятия решения о предоставлении ФИО2 меры социальной поддержки «свидетельство на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории <адрес>»; обязания Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области выдать ФИО2 «свидетельство на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории <адрес>», отсутствуют. Судом достоверно установлено, что указанное в исковом заявлении и уточнениях к нему, решение от ДД.ММ.ГГГГ ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес>» не принималось.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований к Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району», Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным решения № 1532 от 28.12.2020 Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району»об отказе в назначении меры социальной поддержки «свидетельство на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области»; обязании Областное государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району» принять решение о выдаче «свидетельство на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области»; обязании Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области оформить и выдать «свидетельство на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области» – ФИО2, отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Тайшетский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Е.А. Клинова