ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-97/2016 от 17.03.2016 Абазинского районного суда (Республика Хакасия)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. ФИО2 17 марта 2016 года

Абазинский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Пановой Н.А.,

при секретаре Буниной К.Л.,

с участием заместителя прокурора Таштыпского района Республики Хакасия Солдатова А.Е.,

представителя Администрации г. Абазы по доверенности <данные изъяты> ФИО3,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-97/2016 года по исковому заявлению прокурора Таштыпского района Республики Хакасия, действующего в интересах Российской Федерации и муниципального образования г. Абаза, к Администрации г. Абазы о возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Таштыпского района Шаров С.Н., действующий в интересах Российской Федерации и муниципального образования г. Абаза, обратился в суд с иском к Администрации г. Абазы, указав, что по обращению гражданина проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной службе. В ходе проверки установлено, что Распоряжением главы МО г. Абаза от 10.02.2014 г. № 29-к ФИО4 с 11.02.2014 г. назначена и.о. заместителя главы г. Абаза, распоряжением от 27.03.2014 г. № 71-к - утверждена в указанной должности.

В соответствии со статьей 4 Закона Республики Хакасия от 06.07.2007 г. № 39-ЗРХ «О муниципальной службе в Республике Хакасия», в число типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы входят типовые требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы либо к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

В число типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, относящихся к высшей, главной, ведущей и старшей группам должностей муниципальной службы, помимо требования о наличии высшего образования, входит требование о наличии стажа муниципальной службы не менее трех лет на должностях главной группы должностей муниципальной службы либо стажа государственной гражданской службы на должностях ведущей группы должностей государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее пяти лет стажа работы по специальности, направлению подготовки.

В соответствии с разделом 1 Реестра муниципальной службы в Республике Хакасия (приложение 1 к Закону Республики Хакасия «О муниципальной службе в Республике Хакасия») должность заместителя главы муниципального образования (администрации муниципального образования) относится к высшей группе должностей. Таким образом, наличие стажа муниципальной службы не менее трех лет является обязательным требованием.

Проверкой установлено, что в нарушение вышеназванных норм при назначении на должность заместителя главы города Абаза ФИО4 не соответствовала требованиям к стажу работы на муниципальной службе и по специальности, направлению подготовки.

Для устранения выявленных нарушений прокуратурой района в адрес главы г. Абаза ФИО1 20.07.2015 г. внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.

По результатам рассмотрения данного представления 05.08.2015 г. в прокуратуру был направлен ответ № 1613/03, в котором сообщалось, что трудовые отношения с ФИО4 прекращены.

Вместе с тем, распоряжением главы г. Абаза от 06.08.2015 № 237-к, ФИО4 вновь была принята на должность заместителя главы города (по социальным вопросам) с 07.08.2015 г.

На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Законом о муниципальной службе.

Согласно абзацу 3 части 1 статьи 84 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (пункт 11 часта первой статьи 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в случае отсутствия соответствующего документа об образовании, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

Исходя из положений приведенных правовых норм, прекращение трудового договора по указанному основанию возможно, если выполнение конкретной трудовой функции требует необходимого уровня квалификации, которая позволяет ему выполнять данную работу.

Прием на работу на руководящую должность лица, не соответствующего квалификационным требованиям, противоречит интересам РФ, ставит под сомнение авторитет и компетентность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также противоречит принципу результативности использования бюджетных средств, в части оплаты труда ФИО4

Просил признать незаконными действия Администрации г. Абазы по приему на работу на должность заместителя Главы города (по социальным вопросам) ФИО4, возложить на Администрацию г. Абаза обязанность расторгнуть трудовой договор с ФИО4

В судебном заседании зам. прокурора Таштыпского района Солдатов Е.А. исковые требования прокурора поддержал, привел в обоснование доводы, изложенные в иске, а также указал, что ФИО4 имеет одно высшее образование по квалификации «Учитель физики и информатики», второй диплом свидетельствует о прохождении ею профессиональной переподготовки, не является дипломом о высшем образовании. Следовательно, на момент приема на работу ФИО4 имела стаж работы по специальности продолжительностью 4 года 0 месяцев 20 дней. Исходя из требований законодательства и позиции Верховного суда РФ, выраженной в определении от 25.06.2010 года № 56-В10-2, чтобы стаж работы по специальности мог быть включен в стаж, дающий право на замещение должности муниципальной службы, он должен быть выработан именно по специальности, полученной в высшем учебном заведении, то есть являться стажем по специальности, полученной как высшее образование. Стаж работы в Администрации г. Абазы не является стажем работы по специальности, поскольку у ФИО4 отсутствует высшее образование по этому направлению. Следовательно, на момент приема на работу у ФИО4 отсутствовал 5-летний стаж работы по специальности. Стаж работы по направлению подготовки – профессиональной переподготовке по программе «Государственной и муниципальное управление» не может быть включен в общий стаж по специальности, который принимается в учет при определении соответствия квалификационным требованиям при назначении на должности муниципальной службы.

Представитель Администрации г. Абазы по доверенности <данные изъяты> ФИО3, исковые требования прокурора не признала, просила в их удовлетворении отказать, пояснив, что исходя из требований законодательства, устанавливающего квалификационные требования для занятия высшей группы должностей муниципальной службы, полагают, что ФИО4 соответствует занимаемой должности, поскольку имеет высшее образование по специальности «Физика с дополнительной специальностью Информатика», а также стаж работы по специальности, направлению подготовки продолжительностью 5 лет. При этом, не оспаривают, что диплом о профессиональной переподготовке по программе «Государственное и муниципальное управление» не является дипломом о втором высшем образовании. Указанный документ дает право на ведение нового вида профессиональной деятельности. В связи с чем полагают, что стаж работы ФИО4 в должности заместителя Главы г. Абазы в период с 31.10.2013 года по 06.08.2015 года, составляющий 2 года 7 месяцев 5 дней, является стажем работы по направлению подготовки – государственное и муниципальное управление, и должен быть учтен при определении соответствия её квалификационным требованиям. Стаж работы ФИО4 по специальности, направлению подготовки на момент заключения с ней трудового договора составлял 6 лет 7 месяцев 25 дней. Просила отказать в удовлетворении заявленных требований.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, на стороне ответчика ФИО4 исковые требования не признала, поддержала позицию представителя ответчика.

Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, оценив их с точки зрения относимости, допустимости и достаточности для рассмотрения дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 42 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

Как следует из частей 1, 2 ст. 2 Федерального закона РФ «О муниципальной службе в РФ» от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ муниципальной службой является профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).

В силу частей 1, 2 ст. 6 вышеуказанного закона должность муниципальной службы – это должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

На основании частей 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.Как установлено ст. 4 Закона Республики Хакасия от 06 июля 2007 года № 39-ЗРХ «О муниципальной службе в РХ» (в ред. Закона Республики Хакасия от 10.06.2014 N 50-ЗРХ) в число типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы входят типовые требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы либо к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей (ч. 1).

Типовые квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы устанавливаются в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы (ч. 2).

В число типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, относящихся к высшей, главной, ведущей и старшей группам должностей муниципальной службы, входит наличие высшего образования.

Типовые квалификационные требования к стажу муниципальной службы либо к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности, направлению подготовки для муниципальных служащих устанавливаются дифференцированно по группам должностей муниципальной службы: для высшей группы должностей - не менее трех лет стажа муниципальной службы на должностях главной группы должностей муниципальной службы либо стажа государственной гражданской службы на должностях ведущей группы должностей государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее пяти лет стажа работы по специальности, направлению подготовки (пункт 1 ч. 5).

Как следует из раздела 1 Реестра должностей муниципальной службы в Республике Хакасия, являющегося Приложением 1 к Закону Республики Хакасия «О муниципальной службе в Республике Хакасия» должность заместителя главы муниципального образования (администрации муниципального образования) относится к высшей группе должностей.

Статья 29 Устава Муниципального образования г. Абаза, утвержденного решением Абазинского городского Совета депутатов от 05 июля 2005 года № 24 (в ред. решения Абазинского городского Совета депутатов от 26.02.2010 N 263), предусматривает, что правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, Уставом муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

Как установлено в судебном заседании, дипломом <данные изъяты> Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» ДД.ММ.ГГГГ подтверждается присвоение ФИО4 квалификация «Учитель физики и информатики» по специальности «Физика с дополнительной специальностью Информатика», то есть с указанной даты она имеет высшее образование по данной специальности.

Кроме того, ФИО4 прошла профессиональную переподготовку в Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники по программе «Государственное и муниципальное управление», дипломом о профессиональной переподготовке от ДД.ММ.ГГГГ удостоверяется её право на ведение профессиональной деятельности в сфере государственного и муниципального управления. Сторонами не оспаривается, что указанный диплом не свидетельствует о получении высшего образования по специальности «Государственное и муниципальное управление».

Профессиональная переподготовка направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новых навыков, новой квалификации (ч. 5 ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в РФ»).

Из трудовой книжки на имя ФИО4 следует, что она имеет стаж работы по специальности «Физика с дополнительной специальностью Информатика» продолжительностью 4 года 20 дней, полученный после получения высшего образования:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – учитель физики и информатики;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – учитель информатики и зам. директора по ИКТ.

Распоряжением Главы г. Абазы от 31.10.2013 года № 255-к ФИО4 принята в Администрацию г. Абазы в качестве главного специалиста по работе с общественностью и СМИ, распоряжением Главы от 10.02.2014 года № 29-к она назначена и.о. заместителя Главы г. Абазы, утверждена в этой должности распоряжением главы г. Абазы от 27.03.2014 года № 71-к с 25 марта 2014 года. По инициативе работника трудовой договор с ФИО4 расторгнут 06.08.2015 года.

На основании распоряжения главы г. Абазы от 06.08.2015 года № 237-к ФИО4 принята на должность заместителя Главы города (по социальным вопросам) с 07.08.2015 года.

Пунктом 1.3 должностной инструкции предусмотрено, что зам. главы города Абазы по социальным вопросам осуществляет общее руководство и координирует деятельность: Отдела по делам образования; Отдела культуры, спорта, туризма и молодежной политики; Специалиста по здравоохранению и санитарному благополучию; Ответственного секретаря по делам несовершеннолетних.

В стаж работы по специальности, направлению подготовки включаются периоды осуществления деятельности по специальности (направлению подготовки), соответствующей направлению деятельности, необходимой для надлежащего исполнения муниципальным служащим должностных обязанностей.

Для определения стажа работы по специальности (направлению подготовки) необходимо сопоставить специальность (направление подготовки) с наименованиями должностей, ранее замещаемых претендентом (муниципальным служащим), а также характером выполняемых им должностных обязанностей.

Министерством труда и социальной защиты РФ разработаны «Методические рекомендации по установлению детализированных квалификационных требований к претендентам на замещение должностей муниципальной службы и муниципальным служащим, организации отбора и оценки на соответствие указанным требованиям».

Требования к профессиональным навыкам при разработке функциональных квалификационных требований определяются исходя из специфики направления деятельности и специализации по направлению деятельности (п. 6).

Кроме того, для удобства и понимания заполнения функциональных квалификационных требований согласно унифицированной форме, Минтрудом России с участием представителей органов местного самоуправления составлен пример заполненной унифицированной формы «Функциональные квалификационные требования к претендентам на замещение должностей муниципальной службы и муниципальным служащим", представленный в Приложении N 3 к Методическим рекомендациям.

Так, из указанного Приложения следует, что при исчислении стажа муниципальной службы (государственной службы) или стажа работы по специальности, направлению подготовки учитывается стаж работы по специальности, направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Юриспруденция», «Педагогическое образование», «Психология», «Менеджмент организации», «Педагогика и психология».

Стаж (опыт) работы по специальности, направлению подготовки - периоды трудовой или профессиональной служебной деятельности на должностях служащих, государственной службы или муниципальной службы, деятельности, связанной с интеллектуальным трудом или осуществлением подготовки и оформления документации, учета и контроля, хозяйственного обслуживания на условиях договора гражданско-правового характера, деятельности индивидуальным предпринимателем после получения документа об образовании и квалификации по определенной специальности (направлению подготовки), в течение которых применялись и совершенствовались знания и навыки, приобретенные в рамках указанного образования, которое в соответствии с должностным регламентом должен иметь претендующий на замещение должности гражданской службы гражданин Российской Федерации (гражданский служащий).

Анализ вышеприведенных требований нормативно-правовых актов и буквальное грамматическое толкование ст. 4 Закона РХ от 06 июля 2007 года № 39-ЗРХ «О муниципальной службе в РХ» позволяет при исчислении стажа сложить периоды трудовой деятельности по специальности и периоды трудовой деятельности по направлению подготовки, поскольку законодателем при изложении конструкции правовой нормы использована запятая в смысле перечисления, а не союз «или».

Таким образом, проверяя на момент приема на работу на 06.08.2015 года соответствие ФИО4 типовым квалификационным требованиям для замещения должности заместителя главы г. Абазы (по социальным вопросам), суд принимает во внимание, что ФИО4 имела высшее образование, а также стаж работы по специальности, направлению подготовки более пяти лет. При исчислении стажа необходимо учесть 4 года 20 дней стажа работы по специальности (в должности учителя) и 1 год 5 месяцев 27 дней стажа работы по направлению подготовки (в должности зам. главы), на момент издания приказа о принятии на должность зам. главы города ФИО4 в совокупности имела необходимый стаж продолжительностью 5 лет 6 месяцев 17 дней. При этом стаж работы по специальности исчисляется с момента получения высшего образования по данной специальности, а стаж работы по направлению подготовки – с момента получения диплома о профессиональной переподготовке. Кроме того, стаж работы в указанной должности, исходя из должностных обязанностей, соответствует направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление».

Оценка соответствия ФИО4 занимаемой должности по профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, судом не дается, поскольку довод о соответствии по указанному типовому квалификационному требованию при приеме на муниципальную службу не является основанием исковых требований прокурора.

В связи с вышеизложенными обстоятельствами, суд не усматривает в действиях Администрации г. Абазы нарушений требований закона о муниципальной службе при приеме на работу ФИО4 06.08.2015 года, что является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований прокурора Таштыпского района в интересах Российской Федерации и муниципального образования г. Абаза о признании незаконными действий Администрации г. Абазы по приему на должность заместителя Главы города (по социальным вопросам) ФИО4 и возложении обязанности расторгнуть с ней трудовой договор, отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Абазинский районный суд Республики Хакасия. Мотивированное решение изготовлено 22 марта 2016 года. Председательствующий судья подпись Н.А. Панова