ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-97/2018 от 18.04.2018 Поворинского районного суда (Воронежская область)

Дело № 2-97/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Поворино Воронежская область 18 апреля 2018 года

Поворинский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Кирпичевой А.С.,

при секретаре Летуновской Е. С.,

с участием прокурора Поворинской межрайонной прокуратуры – Рудницких Д.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Поворинского районного суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Поворинской межрайпрокуратуры в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Поселковая средняя общеобразовательная школа», администрации Поворинского муниципального района Воронежской области о понуждении устранить нарушения федерального законодательства о социальной защите прав инвалидов в Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Поворинский межрайпрокурор обратился в Поворинский районный суд с иском в интересах неопределенного круга лиц с требованием о возложении на муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Поселковая средняя общеобразовательная школа» (далее – МКОУ «Поселковая СОШ») обязанности в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести официальную версию интернет-сайта, размещенного по URL-адресу: http://possosh.ru, в соответствии с требованиями федерального законодательства. В случае отсутствия в МКОУ «Поселковая СОШ» достаточных денежных средств на устранение выявленных нарушений законодательства, субсидиарную ответственность возложить на администрацию Поворинского муниципального района Воронежской области.

В судебном заседании прокурор – Рудницких Д.Н. исковое заявление поддержал по основаниям в нем изложенным.

Представитель ответчика – директор МКОУ «Поселковая СОШ» Поминов А. В. в адресованном суду заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, по существу заявленных требований возражений не имеет, оставляет разрешение спора на усмотрение суда.

Представитель ответчика - администрации Поворинского муниципального района Воронежской области в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о месте и времени судебного разбирательства, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1. ст. 7 Конституции Российской Федерации Россия провозглашается социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 9 Конвенции о правах инвалидов (ратифицирована Российской Федерацией законом от 02.05.2012 года № 46-ФЗ) предусматривается, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности: на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места, на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.

К числу подобных гарантий в сфере защиты прав инвалидов в Российской Федерации как участника международной системы права относятся положения статьи 14 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие право указанной категории граждан на обеспечении беспрепятственного доступа к информации.

В соответствии с положениями ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ) право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантия прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что целями государственной политики в интересах детей являются осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.

В силу ст. 29 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».

Согласно Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети «Интернет», утвержденного приказом Минкомсвязи России от 30.11.2015 года № 483, официальные сайты государственных и муниципальных органов и учреждений должны предусматривать наличие альтернативных текстовых версий таких сайтов, предназначенных для инвалидов по зрению.

Также, в соответствии с Письмом Рособрнадзора от 25.03.2015 года № 07/675 «О направлении Методических рекомендаций представления информации об образовательной организации в открытых источниках с учетом соблюдения требований законодательства в сфере образования», в целях обеспечения доступности получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья образовательные организации должны обеспечить наличие альтернативной версии официального сайта образовательной организации в сети «Интернет» для слабовидящих.

Технические требования и условия, направленные на обеспечения возможности полноценного доступа инвалидов по зрению ко всем компонентам электронных ресурсов сети «Интернет», установлены в Национальном стандарте Российской Федерации «Интернет-ресурсы. Требования допустимости для инвалидов по зрению. ГОСТ Р 52872 – 2012».

При проведении Поворинской межрайонной прокуратурой в марте 2018 года анализа соблюдения общеобразовательными организациями Поворинского района требований об обеспечении информационной открытости, установлено, что официальный сайт общеобразовательной организации МКОУ «Поселковая СОШ» в сети «Интернет», размещенный по URL-адресу: " "httphttp://possosh.ru.://possosh.ru.ruru" " http://possosh.ru.ru "http://possosh.ru.ru" http://possosh.ru.ru, не соответствует требованиям действующего законодательства в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями к информации. Интернет-сайт школы не содержит обязательную версию, предназначенную для инвалидов по зрению, так как компоненты сайта не обеспечивают выполнение требований, изложенных в ГОСТ Р 52872-2012.

Таким образом, отсутствие доступа инвалидов по зрению к официальному Интернет-сайту общеобразовательной организации, является нарушением перечисленных норм закона, затрагиваются права неопределенного круга, как несовершеннолетних, так и иных лиц, являющихся инвалидами, на их беспрепятственный доступ в сфере получения информации.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 22.03.2018 года, объяснением директора МКОУ «Поселковая СОШ».

В соответствии с ч. 4 ст. 123.22 Гражданского Кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Собственником имущества МКОУ является администрация Поворинского муниципального района.

Таким образом, выявленные нарушения должны быть устранены за счет средств МКОУ, а при их недостаточности – за счет средств администрации Поворинского муниципального района.

На основании изложенного и, руководствуясь cт., ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Возложить на муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Поселковая СОШ» обязанность в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести официальную версию Интернет-сайта, размещенного по URL-адресу: http://possosh.ru, в соответствии с требованиями федерального законодательства (ГОСТ Р 52872 – 2012).

В случае отсутствия в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Поселковая СОШ» достаточных денежных средств на устранение выявленных нарушений законодательства, субсидиарную ответственность возложить на администрацию Поворинского муниципального района Воронежской области.

Решение суда может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца после его вынесения в окончательной форме через районный суд.

Судья Кирпичева А.С.