ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-97/2022 от 28.02.2022 Локтевского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2-97/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Горняк 28 февраля 2022 года

Локтевский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Марфутенко В.Г.,

при секретаре Родичевой И.В.,

с участием помощника прокурора Локтевского района Баранова И.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Локтевского района в интересах неопределенного круга лиц к МУП ТС «Успенское» о признании бездействия незаконным, о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Локтевского района Алтайского края, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в Локтевский районный суд Алтайского края с исковым заявлением к МУП ТС «Успенское» о признании бездействия незаконным, о понуждении к совершению действий.

В обоснование заявленных требований указал, чтопрокуратурой района при осуществлении надзора за соблюдением законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве установлены существенные нарушения закона в деятельности сотрудников МУП ТС «Успенское» при проведении отопительного сезона 2021-2022 г.г.

Указывают, что в соответствии с п.п.11 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

На территории Успенского сельсовета теплоснабжающей организацией, оказывающей услуги теплоснабжения потребителям, является МУП ТС «Успенское». Для выработки тепловой энергии котельных МУП ТС «Успенское» используется твердое топливо (уголь).

Согласно положениям п.5 ст.20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурногографика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.

Требования об обеспечении запаса основного и резервного топлива в соответствии с нормативами, своевременном обеспечении нормативных запасов топлива установлены пп.4.1.1., 11.9 приказа Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок».

Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии установлен приказом Минэнерго России от 10.08.2012 № 377 (далее - Порядок).

В соответствии с п.2 Порядка норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).

Согласно п. 15 Порядка ОНЗТ определяются не позднее 1 октября года, предшествующего планируемому.

Согласно п. 11 Порядка НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива.

На основании п.19 Порядка расчетный размер ННЗТ определяется по среднесуточному плановому расходу топлива самого холодного месяца отопительного периода и количеству суток, определяемых с учетом вида топлива и способа его доставки.

В соответствии с п.20 Порядка количество суток, на которые рассчитывается ННЗТ, определяется в зависимости от вида топлива и способа его доставки и для твердого топлива составляет 7 суток при доставке автомобильным транспортом и 14 - железнодорожным.

Согласно положениям п.21 Порядка для расчета размера НЭЗТ твердого топлива принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток (по твердому топливу - 45 суток).

Вметсте с тем, в нарушение п.12 Порядка на 1 октября планируемого года МУП ТС «Успенское» не был рассчитан объем нормативного эксплуатационного запаса на отопительный период 2021-2022г.\

Кроме того, в МУП ТС «Успенское» по состоянию на 26.11.2021, 01.12.2021, 10.12.2021, 17.12.2021, 28.12.2021 нормативный эксплуатационный запас топлива отсутствовал.

По состоянию на 30.12.2021 у МУП ТС «Успенское» имелся запас угля в количестве 73 тонн, которых хватит на 14 дней, что не позволяет обеспечить бесперебойное предоставление услуг теплоснабжения в течение установленного п.21 Порядка срока.

15.09.2021 в МУП ТС «Успенское» внесено представление в связи с выявлением нарушений требований законодательства о создании норматива запаса топлива руководством МУП ТС «Успенское», однакоМУП ТС «Успенское» не предприняло достаточных мер для формирования нормативного эксплуатационного запаса топлива.

Вышеуказанные нарушения законодательства могут привести к нарушению прав потребителей на своевременное и качественное оказание услуги теплоснабжения в отопительный сезон 2021-2022 гг., что является недопустимым.

Согласно статьи 45 ГПК РФ обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Просит признать незаконным бездействие МУП ТС «Успенское» по созданию нормативного эксплуатационного запаса топлива, предусмотренного приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок». Обязать МУП ТС «Успенское» рассчитать нормативный эксплуатационный запас топлива и сформировать нормативный эксплуатационный запас топлива. Обратить настоящее решение в соответствии со ст. 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к немедленному исполнению.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Локтевского района Алтайского края Баранов И.Д. подал заявлении о частичном отказе от исковых требовании, а именно просил принять отказ от заявленного требования о возложении обязанности на МУП ТС «Успенское» рассчитать нормативный эксплуатационный запас топлива, поскольку данное требование исполнено добровольно.

Определением Локтевского районного суда от 28.02.2022 данный отказ принят судом и производство в данной части прекращено.

Поддержал оставшиеся заявленные исковые требования, по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика -МУП ТС «Успенское» в судебном заседании ФИО1 исковые требования прокурора признал в полном объеме. Сообщил, что ему известно, что необходимо сформировать нормативно эксплуатационный запаса топлива, однако это не представляется возможным из материальных соображений и отсутствия условия для хранения необходимого эксплуатационного запаса топлива. При этом каких либо сбоев предоставления услуги по отоплению допущено не было. По мере поступления финансов заключаются договора на поставку угля, который завозится машинами.

Представитель третьего лица - администрации Успенского сельского совета Локтевского района Алтайского края не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежаще. Согласно предоставленной информации, помещение котельной МУП ТС «Успенское» не имеет возможности разместить требуемый объем топлива. Кроме того в связи с тяжелым материальным положением МУП ТС «Успенское» и повышением цен на уголь были приняты меры по выделению топлива из резервного фонда.

Суд, с учетом мнения участников процесса, считает возможным на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении (далее - Закон о теплоснабжении) одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.

Пунктом 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, статьей 6 Федерального закона "О теплоснабжении" от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ на органы местного самоуправления возложена обязанность организации теплоснабжения в границах поселения, в том числе в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательства.

В целях реализации указанных обязанностей органам местного самоуправления в силу п. 4 ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 20 Закона о теплоснабжении, пункта 2.6.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170, предоставлены полномочия по контролю за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду, контролю за ходом работ по подготовке к зиме.

В свою очередь обязанность обеспечения безаварийной работы объектов теплоснабжения, надежного теплоснабжения потребителей и своевременного создания нормативных запасов топлива ч. 5 ст. 20 Закона о теплоснабжении, п. 4.1.1 и 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 года N 115, возложена на теплоснабжающие организации.

Эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами (п. 4.1.1, п. 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года N 115).

Судом установлено и следует из материалов дела, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения МУП ТС «Успенское» законодательства о теплоснабжении выявлено, что на территории Успенского сельсовета Локтевского района теплоснабжающей организацией является МУП ТС «Успенское», основным видом деятельности которой является производство пара и горячей воды (тепловой энергии), в том числе обеспечение работоспособности котельных, обеспечение работоспособности тепловых сетей.

В соответствии с Уставом МУП ТС «Успенское», обеспечивает работоспособность котельных, обеспечивает работоспособность тепловых сетей, оказывает коммунальные услуги, производство и поставка тепловой энергии юридическим и физическим лицам, в том числе осуществляет деятельность по обеспечению работоспособности котельной и тепловых сетей.

В эксплуатации МУП ТС «Успенское» находится котельная, обеспечивающая необходимую выработку тепловой энергии для отопления собственных административных и производственных зданий и сторонних потребителей: жилого фонда, социальных и прочих объектов. Установленная мощность котельной - 3,68 Гкал/час.

Таким образом, обязанность обеспечить бесперебойное теплоснабжение жилых домов и объектов социально-культурного назначения на территории Успенского сельсовета Локтевского района возложена на МУП ТС «Успенское».

МУП ТС «Успенское» является теплоснабжающей организацией, эксплуатирующей тепловые энергоустановки (котельные) для выработки тепловой энергии, работающих на твердом топливе угле.

Согласно нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии на 2020-2021 годы МУП ТС «Успенское», утвержденного приказом управления по жилищно-коммунальному хозяйству Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края 20.12.2019 №565 рассчитан нормативно эксплуатационный запаса топлива в объеме 376,3 тонны, действующий на отопительный сезон 2021-2022 года.

Проверкой установлено при эксплуатации и обслуживании котельной МУП ТС «Успенское»по состоянию на 26.11.2021, 01.12.2021, 10.12.2021, 17.12.2021, 28.12.2021 нормативный эксплуатационный запас топлива отсутствовал, на 30.12.2021 имелся запас угля в объеме 73 тонны, а должно составлять 376, 3 тонны.

15.09.2021 прокурором Локтевского района в адрес МУП ТС «Успенское» внесено представление в связи с выявлением нарушений требований законодательства о создании норматива запаса топлива руководством МУП ТС «Успенское».

ОднакоМУП ТС «Успенское» не предприняло достаточных мер для формирования нормативного эксплуатационного запаса топлива,

По сведениям МУП ТС «Успенское» в связи с сложившейся ситуации углем на рынке Алтайского края произошли перебои с поставкой угля в Локтевский район с середины октября 2921 года по начало января 2022 года, что повлияло на удорожание топлива. На обеспечение нормативного запаса топлива на источнике складывается финансово-экономическое состояние предприятия. Из-за небольших тарифов на тепловую энергию предприятие работает в убытке. На 26.01.2022 года на котельной находилось 25 тонн угля и 37 тонн на площадке АО «Алтайской топливной компании» г.Рубцовск, что является недопустимым и недостаточным, запас топлива на 45 дней должен составлять 376,3 тонны.

В процессе эксплуатации котельной в период отопительного сезона объем угля так и не достиг необходимого нормативно эксплуатационный запаса.

В судебном заседании представитель МУП ТС «Успенское» подтвердил, что на дату рассмотрения дела на предприятии отсутствует нормативно эксплуатационный запаса топлива в необходимом размере, при этом указал, что его отсутствие не отразилось на качестве отопления населения. По мере поступления финансовых средств на поставку угля заключаются договора и уголь завозится автомобильным транспортом.

Разрешая заявленные требования прокурора, суд исходит из того, что создание нормативных эксплуатационных запасов топлива является обязательным для теплоснабжающей организации для обеспечения надежного теплоснабжения потребителей в количестве 376,3 тонны угля, а соответствующих доказательств устранения выявленных нарушений на момент рассмотрения дела ответчиком не представлено.

Так, в соответствии с пунктом 5 статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.

В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

Приказом Минэнерго России от 10 августа 2012 г. N 377 утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) (далее - Порядок).

Согласно пунктам 2, 15 Порядка норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ). ОНЗТ определяются не позднее 1 октября года, предшествующего планируемому.

В соответствии с пунктом 3 Порядка ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме "выживания" с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года.

Расчетный размер ННЗТ определяется по среднесуточному плановому расходу топлива самого холодного месяца отопительного периода и количеству суток, определяемых с учетом вида топлива и способа его доставки. Количество суток, на которые рассчитывается ННЗТ, определяется в зависимости от вида топлива и способа его доставки, для твердого топлива, доставляемого автотранспортом, объем запаса топлива должен составлять 7 суток (пункты 19, 20 Порядка).

Из пункта 11 Порядка следует, что НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива.

При этом согласно пункту 21 указанных Правил для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток, которое по твердому топливу составляет 45 суток.

Таким образом разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу, о необходимости обеспечения МУП ТС «Успенское» нормативного эксплуатационного запаса на котельных в виде 45-суточного запаса угля, поскольку непринятие подобных мер может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц.

Доводы стороны ответчика о том, что несмотря на отсутствие нормативного эксплуатационного запаса на котельных в виде 45-суточного запаса угля, не повлияло на качество оказанной услуги в период отопительного сезона, суд признает противоречащим критериям надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами.

Исполнение теплоснабжающей организацией обязательств по теплоснабжению жителей территории Успнского сельсовета Локтевского района на момент принятия решения не является достаточным основанием для отказа в иске.

Таким образом, исходя из изложенного суд полагает возможным удовлетворить требования прокурора Локтевского района, заявленные к МУП ТС «Успенское» по признанию незаконным бездействие МУП ТС «Успенское» по созданию нормативного эксплуатационного запаса топлива, предусмотренного приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» и обязать МУП ТС «Успенское» сформировать нормативный эксплуатационный запас топлива.

В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом конкретных обстоятельств дела, требований разумности, мнения участников процесса, суд находит возможным установитьсрок для исполнения указанного решения суда в течении 10 днейсо дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Локтевского района в интересах неопределенного круга лиц к МУП ТС «Успенское» о признании бездействия незаконным, о понуждении к совершению действий - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие МУП ТС «Успенское» по созданию нормативного эксплуатационного запаса топлива, предусмотренного приказом Минэнерго России от 24.03.2003 №115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых электроустановок».

Обязать МУП ТС «Успенское» сформировать нормативный эксплуатационного запаса топлива в течении 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Локтевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.Г.Марфутенко

Мотивированное решение изготовлено судом 05 марта 2022 года.