ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-97/2024 от 04.03.2024 Прилузского районного суда (Республика Коми)

11RS0012-01-2024-000129-93 Дело № 2-97/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Прилузский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Можеговой Т.В.

при секретаре Кныш Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево

04 марта 2024 года гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в лице Прилузского районного отдела по охране окружающей среды к Ортякову А.С. об обязании ликвидировать несанкционированную свалку

установил:

Минприроды Республики Коми в лице Прилузского районного отдела по охране окружающей среды Республики Коми обратилось к Ортякову А.С. с иском об обязании ликвидировать несанкционированную свалку. В обоснование иска указано, что в ходе осмотра земельного участка, расположенного в 20 метрах от п. Чекша на территории с.п. «Ношуль» Прилузского района Республики Коми (в направлении бывших ферм), выявлены отходы лесопиления в виде горбыля, рейки хвойных и лиственных пород древесины, отходами от ухода за кустарниковой растительностью, грунтом земельным загрязнённым строительными отходами. До настоящего времени свалка не ликвидирована, в связи с чем, обратились в суд с настоящим иском, которым просят возложить на Ортякова А.С. обязанность по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке с.п. Ношуль Республики Коми от пос. Чекша по грунтовой дороге (ориентир – производственные объекты) 20 м в направлении бывших ферм в пределах географических координат: точка начала размещения отходов <адрес>, точка начала основного навала отходов <адрес>, точка окончания размещения отходов <адрес> путем принятия организационных мер по сбору и транспортированию отходов к объектам их обезвреживания, обработки, захоронения или утилизации в срок до 01.06.2024.

В судебном заседании представитель истца не присутствует, о месте и времени заседания извещен надлежаще, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, указав, что на исковых требованиях настаивают.

Ответчик Ортяков А.С. в суде не присутствует, о месте и времени заседания извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, одновременно представил расписку о признании исковых требований в полном объеме.

Представитель третьего лица - администрации МР «Прилузский» в суде не присутствует, извещён надлежаще о дате и месте рассмотрения дела.

Суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц по правилам ст. 167 ГПК РФ.

Исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обозрев материал проверки по факту складирования отходов лесопиления, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст.11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии с п.1 ст. 34 Федерального закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (ч. 2 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ).

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены нормами Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Статьей 1 Федерального закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления определены как вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Как следует из искового заявления, в ходе осмотра земельных участков с.п. «Ношуль» МО МР «Прилузский» Республики Коми Прилузским районным отделом по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми 08.08.2023 осмотрен земельный участок в с.п. «Ношуль», село Ношуль, двигаясь от посёлка Чекша по грунтовой дороге (ориентир – производственные объекты) 20 метров в направлении бывших ферм, на котором выявлены отходы лесопиления. Обследуемый земельный участок, ограничен географическими координатами 1 точка <адрес> (Координаты на Яндекс картах <адрес>), 2 точка <адрес> (Координаты на Яндекс картах <адрес>).

Навалы отходов древесного характера представлены в виде горбыля, рейки хвойных и лиственных пород древесины (общим объёмом более 350 кубических метров в соотношении 50% хвойных отходов и 50% лиственных отходов), золой от сжигания древесных отходов (10 кубических метров), отходами от ухода за кустарниковой растительностью (0,3 кубических метра), грунтом земельным загрязнённым строительными отходами (1 кубический метр).

К вышеописанным отходам подходит грунтовая дорога, имеются следы протектора шин грузового автотранспорта, которые ведут к населённому пункту – с. Ношуль. Отходы размещены навалом на открытой территории, непосредственно на грунт неизвестным, на период обследования, лицом. Отходы имеют цвет свеженапиленной древесины, что означает, что отходы привезены недавно. Высота в отдельных местах достигает 4 метра, длина навала около 80 метров, ширина не менее 8 метров. То есть предполагаемый объём отходов (опилок, кора, горбыль, рейка, зола и т.д.) с учётом неравномерности размещения, составляет не менее 362 кубических метров.

Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 г. № 242) выявленные в ходе осмотра отходы можно отнести к следующим наименованиям с соответствующим кодом: 3 05 220 01 21 5 - горбыль из натуральной чистой древесины; 6 11 900 01 40 4 - зола от сжигания древесного топлива умеренно опасная; 3 05 100 01 21 4 - отходы коры; 3 05 220 02 21 5 - рейка из натуральной чистой древесины; 4 61 010 01 20 5 - лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные; 7 31 300 02 20 5 - растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками; 8 11 115 31 40 4 - грунт насыпной, загрязненный отходами строительных материалов. Все перечисленные отходы являются отходами IV-V класса опасности для окружающей природной среды.

Отделом по итогам обследования составлен протокол осмотра -при-эк от 08.08.2023г.

Для выяснения обстоятельств и выявления собственника отходов, Отдел направил запрос в ОМВД РФ по Прилузскому району от 09.08.2023.

Согласно материалам проверки ОМВД России по Прилузскому району от 11.08.2023 на данном земельном участке разместил отходы по собственной инициативе механик ООО «Прогресс» Ортяков А.С., что отражено в письменных объяснениях последнего, из которых следует, чтоработает в ООО «Прогресс» механиком. Организация занимается деревопереработкой. Цех организации находится в п. Чекша по ул. <адрес>. Поскольку отходов слишком много, Ортяков А.С. без указания генерального директора общества принял решение складировать горбыль за территорию цеха, примерно в 150 метрах от него. При этом, после того, как горбыль, который в настоящее время находится на территории цеха, будет переработан, горбыль, который вывезен за пределы цеха, будет перемещён обратно на территорию цеха.

Руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ в отношении Ортякова А.С. вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении -при-эк от 21.08.2023, вместе с тем Ортякову А.С. объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований -при-эк от 21.08.2023 с предложением обеспечить меры по соблюдению требований законодательства РФ на земельном участке территории с.п. «Ношуль» пст. Чекша, ограниченным географическими координатами 1 точка <адрес> (координаты на Яндекс картах <адрес>), 2 точка <адрес> (координаты на Яндекс картах <адрес>) до 01.11.2023.

Предостережение направлено Ортякову А.С. 23.08.2023, вручено 25.09.2023, однако о принятых мерах Ортяков А.С. в адрес истца в срок до 01.11.2023.

В связи с этим, истцом принято решение о проведении выездного обследования без взаимодействия с контролируемым лицом на территории села Ношуль для установления выполнения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований -при-эк от 21.08.2023.

21.11.2023 года истцом проведен осмотр земельного участка у п.Чекша, двигаясь от посёлка Чекша по грунтовой дороге (ориентир – производственные объекты) 20 метров в направлении бывших ферм, при котором установлено, что выданное ранее предостережение -при-эк от 21.08.2023 не исполнено, правонарушение не устранено, о чем составлен протокол осмотра от 21.11.2023 -при-эк.

На основании проведенного осмотра Отделом составлено и направлено претензионное письмо (исходящий от 22.11.2023) в адрес Ортякова А.С. с требованием добровольно в срок до 01.02.2024 очистить место несанкционированного размещения отходов. Письмо ответчиком не получено, о принятых мерах Ортяков А.С. в срок до 01.02.2024 не сообщил.

12 февраля 2024 года истцом принято решение о проведении выездного обследования без взаимодействия с контролируемым лицом на территории с. Ношуль. 12.02.2024 истцом проведен осмотр вышеуказанного земельного участка, при котором установлено, что правонарушение не устранено. Отходы лесопиления на вышеуказанном земельном участке - горбыль, рейка хвойных и лиственных пород древесины размещены на прежнем месте, в связи с чем, составлен протокол осмотра от 12.02.2024 -при-эк.

Суд соглашается с представителем истца, что свал отходов на открытых участках территории оказывает негативное воздействие на компоненты окружающей среды в результате загрязнения и захламления почвы отходами производства и потребления, приводит к загрязнению грунтовых и подземных вод при фильтрации осадков, к загрязнению атмосферного воздуха продуктами гниения и разложения отходов.

В силу ст. 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

- осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

- соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;

- не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В соответствии с «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 -ст): собственник отходов – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение (п. 7.8).

Непринятие мер по уборке земельного участка от отходов негативно влияет на окружающую среду вследствие загрязнения и захламления почв, поскольку не обеспечивается изоляция и обезвреживание отходов. Тем самым, нарушаются гарантированные государством права и законные интересы граждан, проживающих и временно находящихся на территории Республики Коми, то есть неопределенного круга лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду.

Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда (абз. 2 п. 1 ст. 1064 ГК РФ).

В силу ст. 1068 п. 1 ГК РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Применительно к правилам, предусмотренным настоящей главой, работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.

Как следует из содержания абзаца 2 части 1 статьи 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации, одним из условий ответственности работодателя является причинение вреда работником именно при исполнении им трудовых (служебных, должностных) обязанностей, то есть вред причиняется не просто во время исполнения трудовых обязанностей, а в связи с их исполнением.

Из содержания указанной нормы следует, что работодатель возмещает ущерб, причиненный его работником при исполнении трудовых обязанностей третьим лицам.

В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» разъяснено, что ответственность юридического лица или гражданина, предусмотренная пунктом 1 статьи 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации, наступает за вред, причиненный его работником при исполнении им своих трудовых (служебных, должностных) обязанностей на основании заключенного трудового договора (служебного контракта).

Как следует из вышеизложенного, ответственность работодателя за действия работника, которыми непосредственно причинен вред, наступает только в том случае, если эти действия совершены по заданию работодателя и в связи с исполнением работником трудовых обязанностей. К таким действиям относятся действия производственного (хозяйственного, технического) характера, совершение которых входит в круг трудовых обязанностей работника по трудовому договору или гражданско-правовому договору. Только в таком случае действия работника, которыми причинен вред, рассматриваются как действия самого работодателя, за последствия которых он и должен отвечать (Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.11.2021 ).

Суду не представлено доказательств того, что образование несанкционированной свалки произошло в ходе производственной деятельности предприятия, как и не представлено доказательств того, что ответчик осуществил складирование древесины на неотведенных для этого территориях в ходе исполнения трудовых обязанностей.

Более того, ответчик Ортяков А.С. исковые требования признал в полном объёме, о чём представил суду соответствующую расписку, при этом последнему разъяснены и понятны последствия признания иска, предусмотренные ст. 39, 173, 198 ч. 4.1 ГПК РФ, на что указано в расписке.

Суду не представлено доказательств того, что ответчик себя оговаривает, в связи с чем не находит оснований к отказу в принятии признания иска ответчиком.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований.

Поскольку истец при подаче иска был освобожден от уплаты госпошлины с ответчика надлежит взыскать госпошлину в размере 300 рублей.

Отсюда, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.ст. 56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст. 39, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Принять признание иска ответчиком.

Иск Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в лице Прилузского районного отдела по охране окружающей среды (ИНН 1101160027) к Ортякову А.С. (<данные изъяты>) об обязании ликвидировать несанкционированную свалку - удовлетворить.

Возложить на Ортякова А.С. обязанность по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке сельского поселения Ношуль Республики Коми от посёлка Чекша по грунтовой дороге (ориентир – производственные объекты) 20 метров в направлении бывших ферм в пределах географических координат: точка начала размещения отходов <адрес>, точка начала основного навала отходов <адрес>, точка окончания размещения отходов <адрес> путем принятия организационных мер по сбору и транспортированию отходов к объектам их обезвреживания, обработки, захоронения или утилизации в срок до 01 июня 2024 года.

Взыскать с Ортякова А.С. госпошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца.

Вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

Председательствующий Т.В. Можегова