ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-98 от 08.02.2012 Пятигорского городского суда (Ставропольский край)

                                                                                    ПЯТИГОРСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД Ставропольского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                               

                                    ПЯТИГОРСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД Ставропольского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2-98/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 февраля 2012 года г. Пятигорск

Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Степаненко Н.В.,

при секретаре судебного заседания Каган Я.О.,

с участием:

истца ст. помощника прокурора г. Пятигорска Швец Е.С.,

представителя ответчика администрации г. Пятигорска Фетисовой С.В.,

представителя МУ «Управление имущественных

отношений администрации г. Пятигорска» Агафоновой М.С.,

представителя ответчика Министерства Финансов СК Кирпичева А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда гражданское дело по иску Прокурора г. Пятигорска в защиту интересов муниципального образования города-курорта Пятигорск, РФ к Администрации г. Пятигорска, Сичинава Б.С., Министерству Финансов Ставропольского края о признании недействительным (ничтожным) договора купли-продажи земельного участка и применении последствий недействительности сделки,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Пятигорска в защиту интересов муниципального образования города-курорта Пятигорск, РФ обратился в суд с иском к Администрации г. Пятигорска, Сичинава Б.С., Министерству Финансов Ставропольского края о признании недействительным (ничтожным) договора купли-продажи земельного участка и применении последствий недействительности сделки.

В обоснование исковых требований истец в исковом заявлении, а также в ходе судебного заседания указал, что администрацией города Пятигорска на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ № Сичинава Б.С. предоставлен в собственность за плату земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: , общей площадью  кв.м. под принадлежащим на праве собственности недвижимым имуществом. ДД.ММ.ГГГГ администрацией города с Сичинава Б.С. заключен договор купли-продажи указанного земельного участка. Цена выкупа участка составила  руб. Право собственности на земельный участок зарегистрировано в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю ДД.ММ.ГГГГ, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации №. Во исполнение договора купли-продажи на основании ст. ст. 57, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации денежные средства от заключенной сделки в сумме  руб. зачислены в краевой бюджет ДД.ММ.ГГГГ в размере 20% -  руб. и в местный бюджет в размере 80% -  руб. Так же показал, что особенности оборота земельных участков обусловлены спецификой земли как природного объекта и публичным характером регулирования земельных отношений, что нашло отражение в ст. 9 Конституции РФ, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 17.01.2006 № 14 г. Пятигорск признан курортом федерального значения. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к землям особо охраняемых природных территорий (ст. 95 Земельного кодекса РФ, ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»). В соответствии с ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов ограничиваются в обороте, а в соответствии с ч. 2 указанной статьи не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Запрет на предоставление в собственность земель особо охраняемых территорий и объектов установлен п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Аналогичный запрет установлен и ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 №7- ФЗ «Об охране окружающей среды». Так же указал что пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 4 Постановления от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснил, что правомерным основанием для отказа в приобретении в собственность земельных участков, на которых расположены принадлежащие собственникам объекты недвижимого имущества, служит то обстоятельство, что земельный участок ограничен в обороте, федеральным законом установлен запрет на его приватизацию. В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 02.01.2000 №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» сведения государственного земельного кадастра являются государственным информационным ресурсом. Если земельный участок расположен в границах округов санитарной охраны курорта, к нему применяется режим земель особо охраняемых природных территорий в силу приведенных нормативных актов, независимо от наличия информации об этом в земельном кадастре. Так же указал, что то обстоятельство, что в соответствии с кадастровым паспортом, предоставленный администрацией г. Пятигорска в собственность земельный участок отнесен к числу земель населенных пунктов, не исключает его принадлежности к особо охраняемым природным территориям. Таким образом, в результате заключения договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, в собственность физического лица был передан земельный участок площадью 10914 кв.м. в пределах особо охраняемой природной территории - города-курорта Пятигорска, относящейся в соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ к объектам общенационального достояния, что повлекло за собой нарушение охраняемых законом интересов общества и государства. Просит применить положения ст. 168 Гражданского кодекса РФ сделка, в соответствии с которой сделка не соответствующая требованиям законам или иных правовых актов, ничтожна. Согласно ч.ч. 1,2 ст. 167 Гражданского кодекса РФ недействительная сделка не влечет правовых последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре.

Так же показал что в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Просил суд признать заключенный между администрацией г. Пятигорска Ставропольского края и Сичинава Б.С. договор от ДД.ММ.ГГГГ купли-продажи земельного участка по адресу: , с кадастровым номером №, недействительной (ничтожной) сделкой. Применить последствия недействительности ничтожной сделки: возвратить стороны в первоначальное положение, обязать стороны по указанному договору купли-продажи возвратить другой стороне все полученное по сделке: земельный участок возвратить администрации города Пятигорска; ответчикам возвратить Сичинава Б.С. полученную по сделке сумму  руб.: Министерству финансов Ставропольского края -  руб., администрации г. Пятигорска -  руб., путём взыскания.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ просит исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Полномочный представитель ответчика администрации г. Пятигорска возражала против доводов истца, указала что само понятие "курорт Пятигорск" как курорт федерального значения нельзя смешивать с понятием "курорт" как с особо охраняемой природной территорией. Исключительно к федеральной собственности относятся не любые, а именно "охраняемые или особым образом используемые природные объекты", в т.ч. курорты, имеющие общереспубликанское значение. Считает что из текста практики Верховного Суда РФ следует, что курорты республиканского значения отнесены к федеральной собственности именно как природные объекты, а не как муниципальные образования в своих границах. Курорт представляет собой освоенную и используемую в лечебно-профилактических целях особо охраняемую природную территорию, располагающую природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры. Поэтому правовой режим курортов федерального значения, расположенных на территории муниципального образования, нельзя распространять на всю территорию муниципального образования города-курорта Пятигорск. Так же считает, что необходимо отличать курорт Пятигорск как курорт федерального значения от муниципального образования город-курорт Пятигорск. Их границы не совпадают. Согласно действующему законодательству курортный регион (район) - это территория с компактно расположенными на ней курортами, объединенная общим округом санитарной (горно_санитарной) охраны. В свою очередь, округ санитарной (горно-санитарной) охраны есть особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района). Как следует из закрепленного в законе определения, курортный регион (район) может представлять собой только определенную часть территории муниципального образования, объединенную общим округом санитарной охраны, а не границей муниципального образования. Курортный регион - это совокупность нескольких курортов, компактно расположенных в непосредственной близости друг от друга. Помимо курортных зон в городе Пятигорске, как и в любом муниципальном образовании, имеются жилые и производственные зоны, зоны инженерных и транспортных инфраструктур, которые не могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям. Таким образом, исключительно к федеральной собственности могут быть отнесены не все земли, расположенные в границах муниципального образования, а только те земельные участки, которые отведены под курорты, расположенные в особо охраняемых природных территориях. Город-курорт Пятигорск нужно рассматривать как субъект права, а не как особо охраняемый природный объект. Так же показала что, в соответствии со ст. 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право иметь имущество, включая землю, в частной собственности (статья 35, часть 2; статья 36, часть 1), вместе с тем не устанавливает условия реализации данного права, - они определяются федеральным законодателем в рамках его компетенции. Исходя из данных конституционных предписаний и требования статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, а также, учитывая необходимость обеспечения справедливого баланса, между общественными интересами и правами частных лиц, законодатель вправе определить и условия отчуждения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, в том числе круг объектов, не подлежащих такому отчуждению. Федеральный законодатель в порядке реализации возложенных на него полномочий предусмотрел в Земельном кодексе Российской Федерации, в пункте 2 и подпункте 1 пункта 5 статьи 27 - что земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанных в пункте 4 данной статьи, ограничиваются в обороте и, соответственно, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Как следует из пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ «Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. Считает, что из содержания абзаца 2 пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации следует: что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами, к таким законам, в частности, относится Федеральный закон от 03.12.2008 № 244-ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях». В соответствии с нормами Федерального закона от 03.12.2008 № 244-ФЗ земельные участки, находящиеся на территории муниципального образования, а не отнесенные к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, относятся к муниципальной собственности. Таким образом, считает что, действия администрации города-курорта Пятигорска, по распоряжению земельными участками основаны на нормах указанного федерального закона и полностью соответствуют требованиям действующего законодательства. Так же указала, что основным запретом на приватизацию земельных участков в соответствии с заявлением истца является запрет устанавливаемый в соответствии с пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». При этом, по мнению ответчика, как следует из подпункта 1 пункта 2 статьи 3 указанного закона действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы. Таким образом, указанной нормой нормативно реализован принцип неразрывной связи между приватизируемым объектом недвижимости и расположенным под ним земельным участок. При этом исходя из смысла указанной нормы, действие указанного закона не распространяется на предоставление земельных участков, если участок предоставляется не в комплексе с объектами недвижимости, подлежащими приватизации. В данном случае положения п. 8 ст. 28 Федерального закона, от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» применению не подлежат, а применяются положения Земельного кодекса РФ. Так же, считает, что аналогичный прямой запрет отсутствует и в отраслевом Федеральном законе от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Несмотря на принятые Постановления Правительства РФ от 07.12.1996 г. № 1425 «Об утверждении положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения» и от 17.01.2006 г. № 14 «О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах», постановление Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 г. № 300 «Об установлении границ и режимов округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае» действующим законодательством регламентирован только порядок использования земельных участков в пределах зон горно-санитарной охраны, но не вопрос установления ограничений на приватизацию указанных земельных участков. Порядок и условия приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, определены в статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии с п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в ст. 36 ЗК РФ, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта (плана). Перечень документов, прилагаемых к заявлению на приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию земельных отношений. Исполнительные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. На основании пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации Минэкономразвития России приказом от 30.10.2007 № 370 утвердило перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения. Согласно пункту 6 приказа к заявлению прилагается кадастровый паспорт, а до вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» - выписка из государственного земельного кадастра (кадастровый план земельного участка (разделы В. 1 и В.2, а также В.3 и В.4 - при наличии соответствующих сведений в государственном земельном кадастре). В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учетном в соответствии с указанным Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных указанным законом сведений. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологий его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с указанным Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации, содержащихся в нем сведений, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах. Согласно документам, прилагаемым к заявлениям о приобретении прав на земельные участки, предоставленные земельные участки отнесены к категориям земель - земли населенных пунктов. На основании вышеизложенного, администрация города-курорта Пятигорска издавала постановления о предоставлении земельных участков в собственность физическим лицам, в соответствии с пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ, на основании перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности согласно приказа Минэкономразвития России от 30.10.2007 № 370, с учетом сведений государственного кадастра недвижимости. В силу пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Считает, что истец вопреки требованиям статьи 56 ГПК РФ, не предоставил доказательств того, что заявленный земельный участок изъят из оборота. Суть вопроса заключена в том, что Постановлением Совета Министров РСФСР от 9 июля 1985 года № 300 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае» были установлены границы и режим округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск.В этом постановлении также описаны границы I, II, III зон округа. При этом описание границ участков проведено не по координатам, а по неким условным точкам, местоположение большинства из которых в настоящее время неизвестно. В 1996 году Правительством РФ было принято Постановление от 7 декабря 1996 г. № 1425 "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения", которое (с изменениями от 20 декабря 2002 г., 19 июля 2006 г.) устанавливает, что для таких местностей, как города-курорты КМВ, а именно в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах федерального значения в комплексе природных лечебных факторов имеются объекты, относящиеся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие полезные ископаемые, отнесенные к категории лечебных), необходимо установить не округа санитарной охраны, как это сделано Постановлением Совета Министров РСФСР от 9 июля 1985 года №300, а округа горно-санитарной охраны. П.п. 8 и 9 постановления Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. №1425 установлены требования к разработке проектов округов горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, а также к порядку их согласования. Стоит также отметить, что требования к разработке и согласованию проектов округов горно-санитарной охраны отличаются от аналогичных требований к округам санитарной охраны, что подчеркивает различный подход законодателя к санитарным и горно-санитарным округам. Считала, что на сегодняшний день в городе-курорте Пятигорске не установлены зоны горно-санитарной охраны, и данное обстоятельство подтверждается решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ по делу № и кассационным определением от ДД.ММ.ГГГГ судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского края. Полагала, что это имеет преюдициальное значение.

Также считала не доказанным, что земли города Пятигорска отнесены к землям особо охраняемых территорий и объектов, в свою очередь в кадастровой выписке которая была представлена на момент заключения вышеуказанного договора купли-продажи указанно категория земель - земли населенных пунктов. Согласно содержанию пункта 3 статьи 96 Земельного кодекса Российской Федерации полностью исключены из оборота только земельные участки, находящиеся в 1-й зоне округа санитарной охраны; участки, входящие в состав 2-й и 3-й зон, не исключены из оборота; их использование ограничено в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях. Так же указала, что спорный земельный участок относится к категории "земли поселений", на территории г. Пятигорска не проведено зонирование, поэтому спорному участку не присвоен соответствующий статус в соответствии с пунктом 10 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, сведения о включении земельного участка в государственный кадастр природных территорий отсутствуют, земли, расположенные во 2 и 3 зонах округа горно-санитарной охраны не включаются в особо охраняемые природные территории, а потому спорный земельный участок не исключен из оборота. Подтвердила данные представленные в судебное заседание о том, что сумма полученная по сделки -  руб. зачислена: 20% - в краевой бюджет, соответственно она подлежит взысканию в случае удовлетворения требований с Министерства финансов Ставропольского края за счёт средств казны Ставропольского края, 80% зачислены в местный бюджет администрации г. Пятигорска -  руб. Просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Полномочные представители ответчиков МУ «Управление имущественных отношений администрации г. Пятигорска», Министерства Финансов СК поддержали доводы указанные представителем администрации в качестве обоснований возражений против исковых требований. Просили в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Так же, представитель Министерства Финансов СК указал, что в случае удовлетворение требований деньги, перечисленные в краевой бюджет подлежат взысканию с Министерства финансов за счёт средств казны СК.

Ответчица Сичинава Б.С. не однократно извещённая надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явилась, не представила заявления об отложении судебного заседания, либо о рассмотрении дела в её отсутствие. Стороны считали возможным рассмотреть дело в её отсутствие. Руководствуясь ст. 167 ГПКРФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Сичинава Б.С.

Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает, что требования Прокурора г. Пятигорска подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании администрацией г. Пятигорска на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ № Сичинава Б.С. предоставлен в собственность за плату земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером №, в границах указанных в кадастровом паспорте земельного участка, расположенный по адресу: , общей площадью  кв.м. под принадлежащим на праве собственности недвижимым имуществом. Указанные обстоятельства подтверждаются лицами участвующими в деле, представленными письменными доказательствами : кадастровым паспортом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, так же, следует что заявленный земельный участок имеет кадастровый номер №, сформирован и поставлен на кадастровый учёт; постановлением главы города Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ №, платёжным поручением №, согласно которому Сичинава Б.С. перечислены денежные средства за продажу земельного участка с кадастровым номером № администрации г. Пятигорска в размере  рубля, договор купли-продажи заявленного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключённый между администрацией г. Пятигорска и Сичинава Б.С., сведения о зачислении 20% денежных средств полученных от продажи заявленного участка в краевой бюджет.

Действительно граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, это право закреплено Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 36).

Вместе с тем ст. 27 ЗК РФ предусмотрены ограничения оборотоспособности земельных участков. Так согласно названной статьи оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается Земельным Кодексом РФ, федеральными законами.

Так п. 4 ст. 27 ЗК РФ устанавливает перечень земельных участков изъятых из оборота. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи(п. 5 ст. 27 ЗК РФ). Таким образом, ЗК РФ относит к их числу земли особо охраняемых природных территорий, кроме тех, которые относятся к землям, изъятым из оборота, указанным в п. 4 ст. 27 ЗК. - это земли государственных природных заказников, памятников природы, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов и земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Указом Президента Российской Федерации от 27.03.1992 № 309 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации" району Кавказских Минеральных Вод придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации, имеющего федеральное значение, в границах округа санитарной защиты курорта.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.1992 № 462 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах" установлены границы особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации Кавказских Минеральных Вод. В состав особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод вошел город Пятигорск. Установлено, что особо охраняемый эколого-курортный регион Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды является федеральным курортом.

Согласно п. 5 ст. 31 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и ст. 1 Федерального закона от 23.02.1995 № 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, является курортом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2006 № 14 в соответствии с Федеральным законом "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" курорты Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенные в Ставропольском крае, признаны курортами федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 № 300 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае".

В соответствии со ст. 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.

В силу ст.ст. 15 и 27 ЗК РФ к ограниченным в обороте отнесены, в частности, земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий (за исключением государственных природных заповедников и национальных парков).

Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов ограничиваются в обороте и не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (статья 27 Земельного кодекса Российской Федерации).

Запрет на предоставление в собственность земель особо охраняемых территорий и объектов установлен статьей 28 (пункт 8) Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Такой же запрет установлен и статьей 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с решениями уполномоченных органов полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим (п. 1 ст. 94 ЗК РФ).

В соответствии со ст. 95 и 96 ЗК РФ к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности, допускается в случаях, предусмотренных федеральными законами. Пунктом 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий не подлежат приватизации.

В силу п. 7 ст. 2 и п. 4 ст. 31 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и п. 2 ст. 3 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством РФ по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В п. п. 2, 3 ст. 32 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и ст. 1 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" указано, что в целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны. Границы округов санитарной или горно-санитарной охраны оздоровительных местностей и курортов федерального значения утверждаются Правительством РФ (п. 4 ст. 32 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", п. 2 ст. 16 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах").

Как следует из материалов дела спорный земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: , общей площадью  кв.м. расположен в санитарно-охранной зоне особо охраняемого эколого-курортного региона КМВ, в границах курорта федерального значения г. Пятигорска.

Постановлением Правительства РФ от 17.01.2006 № 14 курорты Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск признаны курортами федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 N 300 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае".

Суд не может согласиться с доводами ответчиков, о том, что спорный участок не может относиться к землям особо охраняемых природных территорий федерального значения, поскольку относится к иной категории - земли населенных пунктов, так как по смыслу ст. 85 ЗК РФ земли поселений могут одновременно относиться и к землям особо охраняемых природных территорий, а потому то обстоятельство, что в соответствии с кадастровым планом земельный участок отнесен к числу земель поселений, не исключает его принадлежности к особо охраняемым природным территориям.

В связи с изложенным доводы истца являются обоснованными и спорный договор купли-продажи земельного участка является недействительной (ничтожной) сделкой, поскольку он не соответствует требованиям закона (ст. 168 ГК РФ). В соответствии со ст. 196 ГПКРФ суд рассматривает дело по заявленным требованиям.

В судебном заседании также установлено, что на основании ст.ст. 57, 62 Бюджетного кодекса РФ денежные средства по договору купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между администрацией г. Пятигорска и Сичинава Б.С. в сумме  руб. зачислены в бюджет Ставропольского края ДД.ММ.ГГГГ в размере 20% -  руб., и в бюджет муниципального образования г. Пятигорск в размере 80% -  руб.

Исходя из указанного, учитывая, что договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между администрацией г. Пятигорска и Сичинава Б.С. является недействительной (ничтожной) сделкой, в соответствии со ст. 167 ГК РФ каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а именно стороны по указанному договору купли-продажи обязаны возвратить другой стороне все полученное по сделке: земельный участок возвратить администрации города Пятигорска; ответчикам возвратить Сичинава Б.С. полученную по сделке сумму  руб.: Министерству финансов Ставропольского края -  руб., администрации г. Пятигорска -  руб.

Заявленный Прокурором г. Пятигорска иск не противоречит требованиям ст. 45, 245 ГПК РФ.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности доводов процессуального истца, и, соответственно, об удовлетворении исковых требований, заявленных прокурором г. Пятигорска в интересах муниципального образования г. Пятигорск.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора г. Пятигорска удовлетворить.

Признать заключенный между администрацией г. Пятигорска Ставропольского края и Сичинава Б.С. договор от ДД.ММ.ГГГГ купли-продажи земельного участка по адресу: , с кадастровым номером №, недействительной (ничтожной) сделкой.

Применить последствия недействительности ничтожной сделки- обязать стороны по указанному договору купли-продажи возвратить другой стороне все полученное по сделке: земельный участок - администрации города Пятигорска; денежные средства, уплаченные по ничтожной сделке - Сичинава Б.С. путём взыскания: с Министерства финансов Ставропольского края в пользу Сичинава Б.С. за счёт средств казны Ставропольского края -  руб., с администрации г. Пятигорска за счёт средств местного бюджета г. Пятигорска -  руб.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Пятигорский городской суд в течение 30 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья: Н.В. Степаненко