ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-980/2012 от 24.09.2012 Грязинского городского суда (Липецкая область)

  Дело №

 Решение

 Именем Российской федерации

 24 сентября 2012 года                                                                                            г. Грязи

 Грязинский городской суд Липецкой области в составе:

 председательствующего судьи Дудникова С.А.

 при секретаре Будюкиной Л.В.

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Грязинской межрайонной прокуратуры Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения город Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области о признании незаконным бездействия администрации городского поселения город Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области в части обеспечения безопасности дорожного движения; о понуждении администрации городского поселения город Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области к исполнению требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения,

 установил:

 Прокурор Грязинской межрайонной прокуратуры Липецкой области обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с иском к администрации городского поселения город Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области о признании незаконным бездействия администрации городского поселения город Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области выразившееся в неисполнении требований действующего законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения, о понуждении ответчика в месячный срок со дня вступления решения в законную силу обследовать все дороги г. Грязи на предмет выявления участков дорог с отсутствующей либо значительно изношенной дорожной разметкой, а также дорожных знаков, не соответствующим требованиям нормативов; нанести (восстановить) дорожную разметку на следующих участках дорог: по ул. Воровского, начиная от ТЦ «Пирамида» (координаты по GPS: широта 52,49267, долгота 39,94410) вплоть до кольцевой развязки по ул. Воровского и ул. Советской (координаты по GPS: широта 52,49460, долгота 39,94891); по ул. Революции 1905 года г. Грязи (координаты по GPS: широта 52,49374, долгота 39,94696 - широта 52,48713, долгота 39,94784); на участке дороги, соединяющую ул. Борисоглебская и ул. Хлебозаводская, включая переезд (мост) через ж/д пути; по ул. Советская от перекрестка улиц Ленинская и Советская (светофор) вплоть до участка дороги, не доезжая 150 м до моста через р. Байгора; по ул. Крылова, начиная от перекрестка улиц Крылова и Советская до поворота на ул. Советская рядом с магазином «Пятерочка» (координаты по GPS: широта 52,49032, долгота 39,98426 - широта 52,48990, долгота 39,96778); на участке в г. Грязи дороги Липецк-Грязи-Песковатка, начиная от АЗС «Роснефть» (ул. 2-я ФИО1, д. 56) до кольцевой развязки по ул. Набережная; по ул. Воровского на участке от кольцевой развязки улиц Воровского и Советской до кольцевой развязки по ул. Набережная (примыкание к автодороге Липецк-Грязи-Песковатка); на участке дороги от кольцевой развязки по ул. Набережная (конец участка дороги Липецк-Грязи-Песковатка, обслуживаемого ОГУП «Грязи ДСР») до ж/д переезда ОГУП «Грязи ДСР» (<...>); на участке по ул. Хлебозаводская от дома №26 (кольцевая развязка) до примыкания к ул. Осипенко (дом №80 по ул. Хлебозаводская); на участке по ул. Осипенко от дома №18 (пересечение улиц Осипенко и Хлебозаводской) до пересечения с ул. Гагарина (здание ОАО «Грязинский культиваторный завод»); на всем протяжении дороги по ул. Гагарина, начиная от дома №134 и двигаясь к ж/д переезду недалеко от ОАО «ГКЗ» (координаты по GPS: широта 52,46911, долгота 39,95733) вплоть до моста через р. Байгора (примыкание к автодороге Коробовка-Грязи, координаты по GPS: широта 52,46844, долгота 39,95688); по ул. Хлебозаводской, начиная от дома №138 по ул. Гагарина, до дома №31 по ул. Хлебозаводской (кольцевая развязка). Заменить имеющееся барьерное ограждение после ж/д переезда при движении от ОАО «Грязинский культиваторный завод» до моста через реку Байгора в г. Грязи на барьерное ограждение, соответствующее требованиям действующих ГОСТов Р 50597-93, Р 52289-2004 и СНиП 2.05.02-85.

 Свои требования мотивировал тем, что Грязинской межрайонной прокуратурой Липецкой области была проведена проверка по исполнению на территории городского поселения г. Грязи Липецкой области законодательства о безопасности дорожного движения.

 В ходе проверки, проведенной в период с 30 июля 2012 года по 03 августа 2012 года, установлено, что на всех дорогах города Грязи, за редким исключением, практически полностью отсутствует (изношена) дорожная разметка, нанесенная на асфальтовое покрытие белой краской. Некоторые дорожные знаки пришли в негодность и требуют замены либо восстановление красочного слоя. На участке автодороги, от железнодорожного переезда до автомобильного моста через реку Байгора имеется ограждение, не соответствующее требованиям пункта 4.4 ГОСТа Р 50597-93, главы 9 СНИП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», согласно которым опасные для движения участки автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, в том числе проходящие по мостам и путепроводам, должны быть оборудованы ограждениями в соответствии с ГОСТ и СНиП.

 Барьерное ограждение указанного участка автодороги представляет собой натянутый металлический трос на бетонных столбиках высотой не более 0,5 метра, в то время как минимальный уровень высоты ограждения определен не менее 0,75 м.

 По мнению прокурора вышеуказанное свидетельствует об отсутствии исполнения со стороны городской администрации требований федерального законодательства в области дорожного движения и требует принятия мер по устранению выявленных нарушений закона.

 Прокурор просит признать незаконным бездействие администрации городского поселения город Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области, выразившееся в неисполнении требований законодательства о безопасности дорожного движения на указанных участках автодорог, находящихся на территории муниципального образования и обязать устранит выявленные нарушения в установленный судом срок.

 В судебном заседании представитель Грязинской межрайонной прокуратуры, старший помощник прокурора Мамонов А.В., иск поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.Дополнительно суду пояснил, что по результатам проведенной проверки какие-либо документы не составлялись. Процент износа горизонтальной дорожной разметки был определен визуально (при движении по городу разметка едва различима). Негодность дорожных знаков также определялась визуально. Выявленные нарушения были зафиксированы с помощью цифровой фотокамеры. Диск с записью, а также отдельные фотоснимки представлены в материалы дела.

 В судебном заседании представитель ответчика, администрации городского поселения город Грязи, Грязинского муниципального района Липецкой области, ФИО2, действующий на основании доверенности от 10.01.2012 года № 01, иск не признал, суду пояснил, что указанные участки автодорог включены в реестр муниципального имущества городского поселения город Грязи. Вместе с тем, со стороны администрации какое-либо бездействие отсутствует. Так в 2012 году на основании муниципального контракта были изготовлены дорожные знаки в необходимом количестве. По мере надобности знаки меняются, в связи с изменением схемы организации дорожного движения устанавливаются новые дорожные знаки. Горизонтальная дорожная разметка на улицах города также была нанесена своевременно и в полном объеме. Работы проведены подрядной организацией на основании муниципального контракта заключенного в мае. На нескольких улицах города дорожная разметка была нанесена в августе-сентябре, что связано с проведением планового ремонта дорожного покрытия на этих улицах. Доводы прокурора в части того, что имеющаяся дорожная разметка изношена более чем на 50%, считает необоснованными, поскольку они являются голословными, какими-либо документами не подтверждаются. Процент износа истцом в установленном порядке не определялся, исследование с помощью технических средств не проводилось.

 В части отсутствия барьерного ограждения пояснил, что, действительно, в районе Грязинского Культиваторного завода имеется автомобильный мост через реку. Данный участок автодороги в соответствии с требованиями СНиП и ГОСТ барьерными ограждениями не оборудован. Администрация городского поселения предпринимает меры по их устранению, в частности, постановлением администрации городского поселения г. Грязи от 26 декабря 2011 года № 452 утверждена муниципальная «Программа дорожной деятельности городского поселения г. Грязи на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов». Согласно данной программе запланировано с обеспечением соответствующего финансирования выполнение работ по текущему содержанию улично-дорожной сети. Таким образом, по мнению, представителя ответчика со стороны администрации г. Грязи отсутствует незаконное бездействие, а требования прокурора расценивает как попытку вмешательства в хозяйственную деятельность органа местного самоуправления (поскольку выполнение мероприятий требует финансовых затрат, администрация, с учетом возможностей бюджета городского поселения планирует выполнение таких мероприятий, самостоятельно определяя приоритетные направления этой деятельности). Кроме того, предлагаемый прокурором срок устранения нарушений, не обоснован. Администрация городского поселения является органом исполнительной власти, осуществляющим свои полномочия за счет средств местного бюджета, на основании заключаемых муниципальных контрактов. Законом установлен срок проведения конкурсов на размещение муниципальных заказов, который составляет не менее 35 дней (организация и проведение конкурса, оформление его результатов). Для устранения нарушений необходимо проведение как минимум двух конкурсов: на размещение заказа по изготовлению проектной документации на обустройство ограждения, и на заключение муниципального контракта с подрядной организацией, которая выполнит работы по непосредственному монтажу барьерного ограждения. При этом следует учитывать и сезонный характер планируемых работ (возможно в зимний период такие работы не проводятся). Просит в иске отказать.

 Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

 В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

 В соответствии с пунктом 5 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Согласно части 4 статьи 6, статьи 12 Федерального Закона "О безопасности дорожного движения" N 196-ФЗ от 10.12.1995 органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы безопасности дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведение которого находятся дороги.

 В статье 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" даны основные понятия. В частности: автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации; пользователи автомобильными дорогами - физические и юридические лица, использующие автомобильные дороги в качестве участников дорожного движения; ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

 Согласно представленной выписке из реестра муниципальной собственности городского поселения город Грязи, Липецкой области от 10 августа 2012 года в собственности муниципального образования городское поселение город Грязи находится автомобильный мост через реку Дрязгавка, расположенный в районе Грязинского Культиваторного завода. То обстоятельство, что данный автомобильный мост в соответствии с требованиями действующего законодательства не оборудован барьерными ограждениями, представитель ответчика в судебном заседании не оспаривал, пояснив, что работы будут проведены при наличии денежных средств в бюджете поселения.

 С учетом положений части 2 статьи 68 ГПК РФ суд считает данное обстоятельство установленным.

 Таким образом, в силу названных норм закона, суд находит обоснованными доводы прокурора о том, что именно администрация городского поселения город Грязи, Грязинского муниципального района Липецкой области обязана осуществлять дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог в границах городского поселения.

 В соответствии со статьей 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

 Постановлением администрации городского поселения г. Грязи от 26 декабря 2011 года № 452 утверждена муниципальная «Программа дорожной деятельности городского поселения г. Грязи на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов». Согласно данной программе запланировано выполнение работ по текущему содержанию улично-дорожной сети городского поселения г. Грязи в объеме финансирования по 30 355,405 тыс. рублей ежегодно (2012-2014 годы).

 Вместе с тем, в представленной муниципальной программе мероприятия по обустройству (замене) барьерного ограждения на участке автодороги в районе автомобильного моста через реку Дрязгавка в г. Грязи, не отражены. До настоящего времени заказ на изготовление проектной документации не размещен, документация не изготовлена. При этом, в адрес администрации города грязи прокурором в 2011 году вносилось представление об устранении аналогичного нарушения (в части отсутствия барьерного ограждения установленного образца на автомобильном мосту через реку Матыра по ул. Песковатская в г. Грязи).

 При таких обстоятельствах, нарушения, выявленные в ходе прокурорской проверки, создающие угрозу нарушения прав граждан в области безопасности дорожного движения, суд расценивает как неисполнение органом местного самоуправления требований закона в области безопасности дорожного движения.

 Данное бездействие администрации городского поселения г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области в решении вопросов местного значения в части содержания автомобильных дорог в пределах населенных пунктов, относящихся к данному муниципальному образованию, нарушает права неопределенного круга лиц, предусмотренные статьями 20, 38, 43 Конституции РФ, а также положения Федерального закона "О безопасности дорожного движения" N 196-ФЗ от 10.12.1995 и может повлечь совершение дорожно-транспортного происшествия на улично-дорожной сети, расположенной на территории муниципального образования, в связи с чем, требования прокурора в указанной части (установка барьерного ограждения) подлежат удовлетворению.

 Доводы представителя ответчика о том, что данное обращение прокурора в суд с иском является вмешательством в хозяйственную деятельность органа местного самоуправления, поскольку последним разработаны и запланированы соответствующие мероприятия по устранению выявленных нарушений, суд признает не состоятельными.

 В силу статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 Однако, каких - либо доказательств в обоснование своих возражений со стороны представителя ответчика, суду не представлено. Представленная представителем ответчика муниципальная Программа содержит сведения общего характера, в том числе, объемы финансирования, запланированные на организацию и проведение мероприятий по текущему содержанию улично-дорожной сети муниципального образования на 2012 - 2014 годы, без указания конкретных мероприятий, в том числе, указание на проведение мероприятий по обустройству барьерного ограждения на участке автодороги - автомобильный мост через реку Дрязгавка (в районе Грязинского Культиваторного завода) в г. Грязи, данная Программа также не содержит.

 Вместе с тем, суд считает обоснованными возражения представителя ответчика в части установления срока устранения выявленного нарушения, предложенного в иске прокурором. Каких-либо доводов, подтверждающих обоснованность предложенного двухмесячного срока, прокурором приведено не было.

 Учитывая, что осуществление мероприятий, выполняемых органом местного самоуправления во исполнение возложенных на него обязанностей, обеспечивается средствами местного бюджета (расходные обязательства местного бюджета); размещение заказа на изготовление проектной документации и заключение муниципального контракта на выполнение работ по обустройству барьерного ограждения возможно посредством проведения соответствующего конкурса; а также принимая во внимание сезонный характер выполняемых работ (дорожная деятельность), суд считает возможным установить срок, необходимый для устранения выявленных нарушений до 01 июня 2013 года.

 В удовлетворении заявленных прокурором требований, в части признания незаконным бездействия администрации городского поселения город Грязи, выразившееся в неисполнении требований законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения: отсутствие горизонтальной дорожной разметки в виду ее износа, а также наличие нечитаемых дорожных знаков, установленных на территории городского поселения город Грязи, суд считает необходимым отказать по следующим основаниям.

 29 февраля 2012 года администрация городского поселения город Грязи заключила муниципальный контракт с ООО «ДоРиЗ» на изготовление и поставку дорожных знаков для городской дорожной сети по ассортименту и в количестве определенном условиями контракта. 29 марта 2012 года указанный контракт был исполнен, дорожные знаки изготовлены, что подтверждается актом приема-сдачи работ по муниципальному контракту от 29 марта 2012 года № 7.

 10 мая 2012 года администрация городского поселения город Грязи заключила муниципальный контракт с ОГУП «Липецкдорстройремонт» на выполнение работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки на автомобильных дорогах города Грязи. Согласно справке о стоимости выполненных работ и затрат от 10 мая 2012 года стоимость выполненных работ составила 462 981 рубль. Факт выполнения работ подтверждается актом о приемке выполненных работ за май 2012 года.

 На основании муниципального контракта от 14 сентября 2012 года № 58, заключенного администрацией городского поселения город Грязи с ОГУП «Липецкдорстройремонт» на автомобильных дорогах <...> Воровского, Революции 1905 года, Хлебозаводская, выполнены работы по нанесению горизонтальной дорожной разметки, после планового ремонта дорожного покрытия, проведенного на указанных улицах. Стоимость работ составила 38 249 рублей. Факт выполнения работ подтверждается представленным актом о приемке выполненных работ.

 В свою очередь, прокурором каких-либо доказательств подтверждающих заявленные требования в части отсутствия на городской дорожной сети в г. Грязи дорожных знаков, предусмотренных схемой организации дорожного движения, либо не соответствия установленных дорожных знаков, техническим требованиям, предъявляемых к ним, представлено не было. Не представлено истцом и достаточных доказательств, подтверждающих незаконное бездействие администрации в части организации работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки на автомобильных дорогах города Грязи. Доводы прокурора в части бездействия органа местного самоуправления по осуществлению дорожной деятельности по установке и содержанию дорожных знаков, по нанесению горизонтальной дорожной разметки, опровергаются представленными ответчиком доказательствами - заключенными и исполненными муниципальными контрактами, на выполнение соответствующих работ.

 Довод прокурора в части изношенности нанесенной на автомобильных дорогах г. Грязи горизонтальной дорожной разметки, свыше установленного норматива, какими-либо объективными доказательствами не подтвержден (акт проверки, проведенной с представителями специализированной организации, дефектная ведомость, заключение специалиста и т.п.).

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

 решил:

 Обязать администрацию городского поселения город Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области в срок не позднее 01 июня 2013 года обустроить на участке автодороги «Грязи-Княжья Байгора» примыкающей к автомобильному мосту через реку Дрязгавка (район ОАО «Грязинский культиваторный завод») металлическое барьерное ограждение с соблюдением действующих строительных норм и правил.

 В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.

 Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Грязинский городской суд Липецкой области в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

 Судья                                                                                              Дудников С.А.

 Мотивированное решение изготовлено 01 октября 2012 года.