Дело № 2-980/2014 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 апреля 2014 года г. Саратов
Октябрьский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Долговой С.И.,
при секретаре Осиповой Д.Д., с участием истца Агафоновой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саратовской региональной общественной организации по защите прав потребителей «Федерация Потребителей» в интересах Агафоновой Н.В., Агафонова П.Е. к Жилищно-строительному кооперативу «Первомайский-2000» о защите прав потребителя, возмещении морального вреда, предоставлении информации,
установил:
Саратовская региональная общественная организация по защите прав потребителей «Федерация Потребителей» обратился в суд с иском в интересах Агафоновой Н.В. Агафонова П.Е. к Жилищно-строительному кооперативу «Первомайский-2000» (далее по тексту ЖСК «Первомайский-2000») о защите прав потребителя, возмещении морального вреда, предоставлении информации.
В ходе судебного заседания в порядке ст. 39 ГПК РФ истцы уточнили исковые требования, согласно которых просили взыскать ЖСК «Первомайский-2000» в пользу Агафоновой Н.В. компенсацию морального вреда в сумме 10 000 рублей, в пользу Агафонова П.Е. компенсацию морального вреда в сумме 10 000 рублей; обязать ЖСК «Первомайский-2000» предоставить Агафоновой Н.В.. Агафонову П.Е., следующую информацию о ЖСК «Первомайский-2000»: 1.Финансово-хозяйственный план на <дата> 2. Отчет о выполнении финансово-хозяйственного плана за <дата> 3. Смету доходов и расходов на <дата> протоколы ЖСК «Первомайский- 2000» с момента создания по настоящее время; 4.Отчет о выполнении сметы доходов и расходов за <дата>.; 5.Годовой план мероприятий по содержанию и ремонту общего имущества и предоставления коммунальных услуг, а также описание содержания каждой работы (услуги) за <дата> 6. Отчет о выполнении годового плана мероприятий по содержанию и ремонту общего имущества и предоставления коммунальных услуг за <дата>г.; 7.Копии заключенных договорах на оказании услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества и предоставлению коммунальных услуг, а так же иных договоров по содержанию и ремонту (в том числе капитальному ремонту) с указанием количества договоров, сторон договоров, сроков, стоимости, гарантийных сроках по каждому договору отдельно; 8.Стоимость каждой работы (услуги) в расчете на <данные изъяты> кв.м. площади; 9.Описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (услуги), результаты выполнения работы (услуги), указание степени технического состояния здания, определяющее выбор конкретных услуг (работ);10. Энергетический паспорт объекта; 11.Бухгалтерскую отчетность за <дата> г.г. (включая отчеты по счетам 50, 51, 70, 71,76); 12.Ежемесячные журналы регистрации показаний приборов учета за <дата> по каждой ресурсоснабжающей организации отдельно; 13.Тарифы на оказание услуг по содержанию и ремонту жилья, тарифы на коммунальные услуги за <дата> 14. Все протоколы всех собраний членов ЖСК «Первомайский-2000», собраний собственников жилого дома по <адрес>.Расшифровка начислений и оплат из программы «Квартплата» за период с <дата>
В обоснование своих требований указали, что в СРОО ЗПП «Федерация Потребителей» обратились Агафонова Н.В., Агафонов П.Е. заявлением о защите прав потребителя при предоставлении коммунальных услуг. Агафонова Н.В., Агафонов П.Е. являются собственниками по <данные изъяты> в квартире № <адрес> Общая площадь указанной квартиры составляет <данные изъяты> кв.м. кв.м. В указанной квартире никто не проживает. По предоставлении информации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731, Постановления 491. Истец обратилась к ЖСК «Первомайский-2000» о предоставлении информации в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 731, о чем имеется документ о направлении заявления, приложенный к иску. Истец в заявлении просил: в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» о раскрытии и предоставлении информации прошу предоставить в письменном виде следующую информацию о финансово-хозяйственной деятельности ЖСК «Первомайский-2000»: 1.Финансово-хозяйственный план на <дата>; 2.Отчет о выполнении финансово-хозяйственного плана за <дата> г.г.; 3.Смету доходов и расходов на <дата> 4.Отчет о выполнении сметы доходов и расходов за <дата>.; 5.Годовой план мероприятий по содержанию и ремонту общего имущества и предоставления коммунальных услуг, а также описание содержания каждой работы (услуги) за <дата> 6.Отчет о выполнении годового плана мероприятий по содержанию и ремонту общего имущества и предоставления коммунальных услуг за <дата> 7.Сведения о заключенных договорах об оказании услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества и предоставлению коммунальных услуг, а так же иных договоров по содержанию и ремонту (в том числе капитальному ремонту) с указанием количества договоров, сторон договоров, сроков, стоимости, гарантийных сроках по каждому договору отдельно. 8. Стоимость каждой работы (услуги) в расчете на 1 кв.м. площади; 9.Описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (услуги), результаты выполнения работы (услуги), указание степени технического состояния здания, определяющее выбор конкретных услуг (работ); 10.Энергетический паспорт объекта. 11.Бухгалтерскую отчетность за <дата>. ( включая отчеты по счетам 50, 51, 70, 71,76); 12. Ежемесячные журналы регистрации показаний приборов учета за <дата> по каждой ресурсоснабжающей организации отдельно; 13. Тарифы на оказание услуг по содержанию и ремонту жилья, тарифы на коммунальные услуги за <дата>г. В нарушение ст.ст. 8-10 ФЗ о защите прав потребителей, Постановления № 731, до настоящего времени, до <дата> года, действия по предоставлению вышеуказанной информации ответчиком не произведены.
В судебном заседании истец Агафонова Н.В., исковые требования поддержала по основаниям изложенным в нем, указав, что указанной информации также не имеется на интернет сайте ЖСК. В связи с чем нарушены ее права как потребителя на получение информации о представляемых услугах, их качестве и объеме.
Истец Агафонов П.Е. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, и возражения на исковое заявление. Согласно которого указали, что вся информация содержится на интернет сайте ЖСК, что соответствует действующим нормам законодательства.
Суд с учетом мнения представителей сторон, в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителя ответчика по имеющимся в деле материалам.
Суд, выслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований частично по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 123 Конституции Российской Федерации, ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В ходе судебного заседания установлено и не было оспорено сторонами, что Агафонова Н.В. и Агафонов П.Е., являются собственниками по <данные изъяты> доли квартиры <адрес>, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (листы дела 31).
Управляющей организацией в отношении указанного дома является ЖСК «Первомайский-2000».
<дата> истец Агафонова Н.В. направила по почте заказным письмом, письменный запрос в ЖСК «Первомайский-2000», в котором просила предоставить ей в письменном виде информацию о финансово-хозяйственной деятельности ЖСК «Первомайский-2000»: 1. Финансово-хозяйственный план на <дата> 2. Отчет о выполнении финансово-хозяйственного плана за <дата>.; 3. Смету доходов и расходов на <дата> 4. Отчет о выполнении сметы доходов и расходов за <дата> 5. Годовой план мероприятий по содержанию и ремонту общего имущества и предоставления коммунальных услуг, а также описание содержания каждой работы (услуги) за <дата> 6. Отчет о выполнении годового плана мероприятий по содержанию и ремонту общего имущества и предоставления коммунальных услуг за <дата> г.г.; 7. Сведения о заключенных договорах об оказании услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества и предоставлению коммунальных услуг, а так же иных договоров по содержанию и ремонту ( в том числе капитальному ремонту) с указанием количества договоров, сторон договоров, сроков, стоимости, гарантийных сроках по каждому договору отдельно; 8.Стоимость каждой работы (услуги) в расчете на 1 кв.м. площади; 9.Описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (услуги), результаты выполнения работы (услуги), указание степени технического состояния здания, определяющее выбор конкретных услуг (работ); 10.Энергетический паспорт объекта; 11.Бухгалтерскую отчетность за <дата> (включая отчеты по счетам 50, 51, 70, 71,76); 12.Ежемесячные журналы регистрации показаний приборов учета за <дата>. по каждой ресурсоснабжающей организации отдельно; 13. Тарифы на оказание услуг по содержанию и ремонту жилья, тарифы на коммунальные услуги за <дата>
04 декабря 2013 года письмо было вручено лично председателю ЖСК «Первомайский-2000», что подтверждается уведомлением о вручении (лист дела 33).
В силу п. 10 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации.
Согласно п. 3 Стандарта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 г. № 731, кооператив обязан раскрывать следующую информацию: общая информация о кооперативе; основные показатели финансово-хозяйственной деятельности кооператива; сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
В соответствии с п. 5 (1) пп. «в» Стандарта кооперативом информация раскрывается путем предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном виде, а при наличии технической возможности - также в электронном виде.
Согласно п. 10 Стандарта в рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, раскрытию подлежат следующие сведения: а) услуги, оказываемые управляющей организацией в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, из числа услуг, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491; б) услуги, связанные с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, в том числе: услуги, оказываемые управляющей организацией по обеспечению поставки в многоквартирный дом коммунальных ресурсов; заключение от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций); охрана подъезда; охрана коллективных автостоянок; учет собственников помещений в многоквартирном доме; иные услуги по управлению многоквартирным домом.
Пунктами 17, 18, 23 Стандарта предусмотрено раскрытие информации на основании письменного запроса, подписанного потребителем, с указанием управляющей организации, изложением сути заявления, почтового адреса, по которому должен быть направлен ответ, и способа получения информации (посредством почтового отправления или выдачи лично потребителю) и запроса в электронном виде.
Пунктом 21 Стандарта предусмотрена обязанность управляющей организации предоставить информации по письменному запросу в 20-дневный срок со дня его поступления посредством направления (в письменной форме) в адрес потребителя почтового отправления либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации.
Из вышеприведенных норм следует, что ответчик ЖСК «Первомайский-2000» был обязан предоставить истцу письменный ответ на ее заявление от <дата> в 20-дневный срок со дня его поступления посредством направления (в письменной форме) в ее адрес почтового отправления либо выдачи запрашиваемой информации лично.
В ходе судебного заседания не нашло своего подтверждения факта представления информации в письменном виде на обращение истца Агафоновой Н.В., и доказательств стороной ответчика, в порядке ст. 56 ГПК РФ не представлено. Доводы стороны ответчика о представлении истцу информации о данных официального сайта ЖСК «Первомайский-2000», лично истцу в ходе судебного заседания, также не нашел своего подтверждения в ходе судебного заседания и не доказано стороной ответчика, как и не представлено доказательств о наличии на данном сайте всей запрашиваемой информации. Таким образом, данную обязанность ответчик не исполнил, тем самым нарушил права истца.
То обстоятельство, что указанная информация по мнению ответчика находится на интернет сайте ЖСК, не являлось основанием для отказа ЖСК «Первомайский-2000», дать истцу письменный ответ с указанием данных интернет сайта ЖСК.
Поскольку в ходе судебного заседания установлено, что истцу Агафоновой Н.В. до настоящего времени не дан ответ на ее обращение, что является нарушением ее прав, суд считает возможным обязать ответчика предоставить информацию о финансово-хозяйственной деятельности ЖСК.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора (ст. 10); за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
Как установлено выше ЖСК нарушены требования Стандарта в части обязанности раскрытия и предоставления информации о деятельности, связанной с управлением многоквартирным жилым домом, и 20-дневного срока предоставления такой информации, тем самым, ЖСК нарушило права истца как потребителя.
Согласно ч. 1 ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Как следует из содержащихся в пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 года №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснений, при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда и в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
В сфере защиты прав потребителей под моральным вредом понимаются не только обеспечение потребителю обыкновенных жизненных потребностей, удовлетворение которых ограничено в результате нарушения его прав, но и причиненные ему неудобства, связанные с нежеланием изготовителя (исполнителя, продавца) удовлетворить его законные и обоснованные требования.
Поскольку ответчик - исполнитель не предоставил истцу - потребителю по его письменному запросу информацию, предусмотренную Стандартом, письменный ответ на запрос направил с нарушением, установленного Стандартом срока, доказательств отсутствия его вины в нарушении прав Агафоновой Н.В. на получение информации и причинения ей морального вреда ответчик не представил, истец вправе требовать от ответчика возмещения причиненного ей морального вреда.
Согласно положениям ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
При определении размера компенсации морального вреда необходимо учитывать требования разумности и справедливости, а также принимать во внимание следующие обстоятельства: степень и характер страданий потерпевшего; степень вины причинителя вреда; индивидуальные особенности потерпевшего; иные заслуживающие внимание обстоятельства причинения страданий (п. 2 ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание характер нарушений прав Агафоновой Н.В. как потребителя, продолжительность неудобств, которые испытывал потребитель в связи с нарушением его прав, суд считает необходимым взыскать с ЖСК «Первомайский-2000», в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей.
В соответствии с ч. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам.
В добровольном порядке требования истца удовлетворены ответчиком не были, в связи с чем, в силу императивной нормы закона, установленной ч. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей», с ответчика подлежит взысканию штраф в размере пятидесяти процентов суммы, присужденной судом в пользу потребителя, а именно 500 рублей, из расчета: (1000)/50%.
Поскольку с заявлением в защиту прав потребителя выступает Саратовская региональная общественная организации по защите прав потребителей «Федерация Потребителей», то 50% процентов штрафа подлежит взысканию в пользу нее, что будет составлять 250 рублей (500/2), и в пользу Ангафоновой Н.В. подлежит взысканию штраф в размере 250 рублей.
Согласно положению ст.3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.
Агафоновой Н.В. не представлено доказательств об обращении к ответчику за представлением информации по предоставлению протоколов всех собраний членов ЖСК «Первомайский-2000», собраний собственников жилого дома по <адрес> расшифровки начислений и оплат из программы «Квартплата» за период с <дата>, в связи с чем в указанной части иска следует отказать, в связи с не представление доказательств нарушения прав истца со стоны ответчика, а также направления заявления о представлении данных документов.
Кроме того суд также не может согласиться с доводами стороны истца о представлении ей запрашиваемых документов в письменном виде, поскольку данные доводы не соответствую действующим нормам законодательства, и указанные выше нормы закона не возлагают на ответчика представлении информации потребителю в письменном виде. Ответчик обязан лишь представить возможность ознакомления любым доступным для потребителя способом, чего стороной ответчика сделано не было и доказательств суду представлено также не было.
В ходе судебного заседания истцом Агафоновым П.Е. в порядке ст. 56 ГПК РФ не было представлено доказательств нарушения его прав со стороны ЖСК «Первомайский-2000». Как следует из представленных документов, за получением информации к ответчику он не обращался, и его прав ответчик не нарушал. В связи с чем, в удовлетворении требований об обязании представите информацию, и взыскании морального вреда, которые вытекают из первых требований, отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Саратовской региональной общественной организации по защите прав потребителей «Федерация Потребителей» в интересах Агафоновой Н.В. удовлетворить частично.
Обязать Жилищно-строительный кооператив «Первомайский-2000» предоставить Агафоновой Н.В. информацию о ЖСК «Первомайский-2000»; финансово-хозяйственный план на <дата> год; отчет о выполнении финансово-хозяйственного плана за <дата> г.г.; смету доходов и расходов на <дата> отчет о выполнении сметы доходов и расходов за <дата>.г., годовой план мероприятий по содержанию и ремонту общего имущества и предоставления коммунальных услуг, а также описание содержания каждой работы (услуги) за <дата> г.г.; отчет о выполнении годового плана мероприятий по содержанию и ремонту общего имущества и предоставления коммунальных услуг за <дата> копии заключенных договорах на оказании услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества и предоставлению коммунальных услуг, а так же иных договоров по содержанию и ремонту (в том числе капитальному ремонту) с указанием количества договоров, сторон договоров, сроков, стоимости, гарантийных сроках по каждому договору отдельно; стоимость каждой работы (услуги) в расчете на 1 кв.м. площади; описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (услуги), результаты выполнения работы (услуги), указание степени технического состояния здания, определяющее выбор конкретных услуг (работ); бухгалтерскую отчетность за <дата> г.г. тарифы на оказание услуг по содержанию и ремонту жилья, тарифы на коммунальные услуги за <дата>
Взыскать с Жилищно-строительного кооператива «Первомайский-2000» в пользу Агафоновой Н.В. компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей, штраф в размере 250 рублей, а всего на общую сумму 1 250 рублей.
Взыскать с Жилищно-строительного кооператива «Первомайский-2000» в пользу Саратовской региональной общественной организации по защите прав потребителей «Федерация Потребителей» штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя в размере 250 рублей.
В остальной части иска отказать.
В удовлетворении исковых требований Саратовской региональной общественной организации по защите прав потребителей «Федерация Потребителей» в интересах Агафонова П.Е. к Жилищно-строительному кооперативу «Первомайский-2000» о защите прав потребителя, возмещении морального вреда, предоставлении информации, отказать.
В течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Октябрьский районный суд города Саратова.
Судья: подпись С.И. Долгова
Мотивированный текст решения суда составлен 14 апреля 2014 года.