ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-980/2021 от 13.12.2021 Светлоярского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 2-980/2021 р.п. Светлый Яр

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РОССИИ)

Светлоярский районный суд Волгоградской области

в составе:

председательствующего судьи Потаповой О.В.,

при секретаре ФИО2,

с участием представителя истца старшего помощника прокурора Светлоярского района Волгоградской области ФИО4, представителя ответчика по доверенности ФИО3, представителя 3-го лица по доверенности ФИО5,

13 декабря 2021 года рассмотрев в р.п. Светлый Яр Волгоградской области в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Светлоярского района Волгоградской области к администрации Дубовоовражного сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности провести открытый конкурс по отбору управляющей компании и инициировать изменение в региональной программе,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Светлоярского района Волгоградской области обратился в суд с иском к администрации Дубовоовражного сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности провести открытый конкурс по отбору управляющей компании и инициировать изменение в региональной программе.

Указав в обоснование иска, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в жилищно-коммунальной сфере, в ходе которой установлено, что во исполнение ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственниками помещений в многоквартирных домах № 4, 5 пл. ФИО1 с. Дубовый Овраг Светлоярского района Волгоградской области выбран непосредственный способ управления.

В нарушение требований законодательства, собственниками помещений многоквартирных домов № 4, 5 пл. ФИО1 с. Дубовый Овраг при непосредственном способе управления договоры с обслуживающими организациями не заключались, при этом администрацией Дубовоовражного сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области меры к проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации не принимались.

По данному факту прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Дубовоовражного сельского поселения внесено представление.

Согласно ответу органа местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ, вопрос о проведении открытого конкурса рассмотрению не подлежал.

Кроме того, согласно региональной программе "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>", утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 812-п, капитальный ремонт общего имущества в МКД , 5 пл. ФИО1, <адрес> запланирован на 2041 – 2043 гг.

На основании акта обследования ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, на фасаде МКД пл. ФИО1 <адрес>, лестничных клетках и в квартирах имеются деформированные трещины различной ширины раскрытия, следы протечек и затоплений, в том числе в квартирах , 18, 21 на стенах и потолке. Аналогичная ситуация установлена в МКД пл. ФИО1 <адрес>.

В соответствии с распоряжением администрации Дубовоовражного сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГа, принято решение о необходимости проведения капитального ремонта жилых домов , 5 пл. ФИО1 <адрес>.

На основании заключений Инспекции государственного жилищного надзора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, 229-2, оголовки дымовых и вентиляционных каналов имеют участки повреждения штукатурного слоя с оголением кирпичной кладки, на фасадах наблюдаются многочисленные трещины с шириной раскрытия до 5 мм, имеются участки разрушения кирпичной кладки, установлено повреждение несущих конструкций балконных плит, по периметру зданий в покрытии отмостки наблюдаются просадки, щели и трещины, на потолках лестничных клеток пятна от проникновения атмосферных осадков, в помещениях квартир трещины штукатурного слоя и пятна от осадков.

В соответствии с заключением о техническом состоянии несущих строительных конструкций МКД пл. ФИО1, <адрес>, подготовленного Светлоярским отделением Нижне-Волжского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в июне 2021 г., износ дома составляет 45 %, необходимо провести капитальный ремонт отмостки вокруг здания, кровли, балконных плит, прочистку вентиляционных каналов.

На основании заключения о техническом состоянии несущих строительных конструкций МКД пл. ФИО1, <адрес>, подготовленного Светлоярским отделением Нижне-Волжского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в июне 2021 г., износ дома составляет 41 %, необходимо провести капитальный ремонт отмостки вокруг здания, кровли, балконных плит, прочистку вентиляционных каналов.

Неоднократное обследование МКД различными инстанциями свидетельствует о ненадлежащем техническом состоянии домов, необходимости проведения капитального ремонта.

В силу п. 1.2, 1.3 Порядка применения оснований для внесения изменений в региональную программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>», утвержденного Приказом комитета жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОД, для рассмотрения вопроса о внесении изменений в Региональную программу орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере жилищно-коммунального хозяйства, создает комиссию. Обратиться в уполномоченный орган с заявлением о внесении изменений в Региональную программу по основаниям, предусмотренным разделом IV (изменение сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, включенных в Региональную программу, на более ранний срок, в том числе по предписаниям и требованиям контролирующих органов) вправе обратиться органы местного самоуправления муниципальных образований.

Между тем, администрацией Дубовоовражного сельского поселения меры, направленные на сбор необходимых документов, утвержденных приказом комитета жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 120-ОД, и адресование заявлений в комитет жилищно-коммунального хозяйства <адрес> об изменении сроков проведения капитального ремонта в данных многоквартирных домах не принято.

В связи с чем, прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Дубовоовражного сельского поселения внесено представление.

Согласно ответу органа местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ, определенный пакет документов направлен в УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов <адрес>» для внесения изменений в вышеуказанную региональную программу, однако в соответствии с ответом УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» от ДД.ММ.ГГГГ, для рассмотрения вопроса Комитетом жилищно-коммунального хозяйства <адрес> недостаточно документов.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд.

В связи с чем, истец просит суд, обязать администрацию Дубовоовражного сельского поселения Светлоярского муниципального района <адрес> провести открытый конкурс по отбору управляющей организации в целях управления многоквартирными домами , 5 пл. ФИО1, <адрес> и инициировать изменение в региональной программе "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>", утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 812-п, сроков проведения капитального ремонта многоквартирных домов , 5 пл. ФИО1, <адрес> на более ранний период.

Представитель истца старший помощник прокурора ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представитель ответчика по доверенности ФИО3, в судебном заседании исковые требования признала частично, согласившись с требованиями о возложении на администрацию Дубоовражного сельского поселения области обязанности провести открытый конкурс по отбору управляющей организации в целях управления многоквартирными домами ,5 пл. ФИО1, <адрес>.

При этом не согласилась с требованиями о возложении обязанности инициировать изменение в региональной программе «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>», утверждённой постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, сроков проведения капитального ремонта многоквартирных домов ,5 пл. ФИО1, <адрес> на более ранний срок, поскольку законом не предусмотрено возложение такой обязанности на орган местного самоуправления, а поэтому в этой части просила в удовлетворении требований отказать.

Представитель 3-го лица комитета жилищно-коммунального хозяйства <адрес> по доверенности ФИО5 исковые требования поддержала.

Выслушав стороны проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 164 ЖК РФ, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.

На основании ч. 4 ст. 161 ЖК РФ, орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

На основании п. 2, 8 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 75, конкурс проводится, если принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, а именно большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 ЖК РФ.

Выбор специализированной организации осуществляется организатором конкурса путем проведения торгов в соответствии с процедурами, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

В судебном заседании установлено, что в ходе проведённой прокуратурой района проверка соблюдения законодательства в жилищно-коммунальной сфере, было установлено, что во исполнение ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственниками помещений в многоквартирных домах , 5 пл. ФИО1 <адрес> выбран непосредственный способ управления.

Собственниками помещений многоквартирных домов , 5 пл. ФИО1 <адрес> при непосредственном способе управления договоры с обслуживающими организациями не заключались, при этом администрацией Дубовоовражного сельского поселения Светлоярского муниципального района <адрес> меры к проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации не принимались.

В связи с чем, по данному факту прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Дубовоовражного сельского поселения внесено представление (л.д.8-10).

Таким образом, судом установлено, что ответчиком допущены нарушении требований закона о необходимости провести открытый конкурс по отбору управляющей компании.

Кроме того, представитель ответчика в судебном заседании с требованиями о возложении обязанности провести открытый конкурс по отбору управляющей компании согласился.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает требования прокурора <адрес> к администрации Дубовоовражного сельского поселения Светлоярского муниципального района <адрес> о возложении обязанности провести открытый конкурс по отбору управляющей организации в целях управления многоквартирными домами ,5 пл. ФИО1, <адрес> подлежащими удовлетворению.

Истцом также заявлены требования к ответчику о возложении обязанности инициировать изменение в региональной программе.

Так согласно региональной программе "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>", утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 812-п, капитальный ремонт общего имущества в МКД , 5 пл. ФИО1, <адрес> запланирован на 2041 – 2043 гг.

На основании акта обследования ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, на фасаде МКД пл. ФИО1 <адрес>, лестничных клетках и в квартирах имеются деформированные трещины различной ширины раскрытия, следы протечек и затоплений, в том числе в квартирах , 18, 21 на стенах и потолке. Аналогичная ситуация установлена в МКД пл. ФИО1 <адрес> (л.д.24-31).

В соответствии с распоряжением администрации Дубовоовражного сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГа, принято решение о необходимости проведения капитального ремонта жилых домов , 5 пл. ФИО1 <адрес> (л.д.32).

Согласно заключения Инспекции государственного жилищного надзора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, 229-2, оголовки дымовых и вентиляционных каналов имеют участки повреждения штукатурного слоя с оголением кирпичной кладки, на фасадах наблюдаются многочисленные трещины с шириной раскрытия до 5 мм, имеются участки разрушения кирпичной кладки, установлено повреждение несущих конструкций балконных плит, по периметру зданий в покрытии отмостки наблюдаются просадки, щели и трещины, на потолках лестничных клеток пятна от проникновения атмосферных осадков, в помещениях квартир трещины штукатурного слоя и пятна от осадков (л.д.33-48).

В соответствии с заключением о техническом состоянии несущих строительных конструкций МКД пл. ФИО1, <адрес>, подготовленного Светлоярским отделением Нижне-Волжского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в июне 2021 г., износ дома составляет 45 %, необходимо провести капитальный ремонт отмостки вокруг здания, кровли, балконных плит, прочистку вентиляционных каналов (л.д.49-86.

На основании заключения о техническом состоянии несущих строительных конструкций МКД пл. ФИО1, <адрес>, подготовленного Светлоярским отделением Нижне-Волжского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в июне 2021 г., износ дома составляет 41 %, необходимо провести капитальный ремонт отмостки вокруг здания, кровли, балконных плит, прочистку вентиляционных каналов (л.д.87-116).

Таким образом, судом установлено, что неоднократное обследование многоквартирных домов различными инстанциями свидетельствует о ненадлежащем техническом состоянии домов, необходимости проведения капитального ремонта.

В силу п. 1.2, 1.3 Порядка применения оснований для внесения изменений в региональную программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>», утвержденного Приказом комитета жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОД, для рассмотрения вопроса о внесении изменений в Региональную программу орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере жилищно-коммунального хозяйства, создает комиссию. Обратиться в уполномоченный орган с заявлением о внесении изменений в Региональную программу по основаниям, предусмотренным разделом IV (изменение сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, включенных в Региональную программу, на более ранний срок, в том числе по предписаниям и требованиям контролирующих органов) вправе обратиться органы местного самоуправления муниципальных образований.

В силу пп. 3 п. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 174-ОД "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>", основанием для внесения изменений в региональную программу является, в том числе изменение сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, включенных в региональную программу, на более ранний срок, в том числе по предписаниям и требованиям контролирующих органов.

Согласно п. 1.1, 2.1 Положения о комитете жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, утвержденного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 164-п, Комитет жилищно-коммунального хозяйства <адрес> является органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории <адрес>. Комитет осуществляет полномочия в сфере жилищных отношений, в том числе формирование региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

При этом в судебном заседании установлено, что, администрацией Дубовоовражного сельского поселения меры, направленные на сбор необходимых документов, утвержденных приказом комитета жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 120-ОД, и адресование заявлений в комитет жилищно-коммунального хозяйства <адрес> об изменении сроков проведения капитального ремонта в данных многоквартирных домах не принято.

В связи с чем, прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Дубовоовражного сельского поселения внесено представление (л.д. 8-10).

Как следует из ответа администрации Дубовоовражного сельского поселения Светлоярского муниципального района <адрес>, органом местного самоуправления были направлены копии документов для информирования УНО «Фонд капитального ремонта <адрес>» с просьбой корректировки сроков капитального ремонта многоквартирных домов, однако в соответствии с ответом УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» от ДД.ММ.ГГГГ, что предоставленных документов недостаточно для переноса срока капремонта (л.д.11).

Таким образом судом установлено, что поскольку многоквартирные дома расположенные по адресу пл. ФИО1 <адрес> нуждаются в капитальном ремонте, а срок капитального ремонта указанных домов запланирован только на 2041 – 2043 гг. суд считает, что имеются основания для возложения на администрацию Дубовоовражного сельского поселения Светлоярского муниципального района <адрес> обязанности инициировать изменение в региональной программе «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>», утверждённой постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, сроков проведения капитального ремонта многоквартирных домов ,5 пл. ФИО1, <адрес> на более ранний срок.

При этом доводы представителя ответчика о том, что законом не установлена обязанность по возложению на орган местного самоуправления инициировать изменение в региональной программе, суд не может принять во внимание, поскольку законом установлено, что с данными требованиями вправе обратится только орган местного самоуправления, поскольку ответчик данное право не реализует в установленном законом порядке, то на него возлагается обязанность по выполнении необходимых мероприятий.

Кроме того, суд учитывает, что не выполнение требований об инициировании изменения в региональной программе «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>», утверждённой постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, сроков проведения капитального ремонта многоквартирных домов ,5 пл. ФИО1, <адрес> на более ранний срок, может привести к нарушению жилищных прав на нормальное и безопасное проживание в жилом доме и создаёт угрозу жильцам проживающий в домах, требующих капитального ремонта.

При таких обстоятельствах, суд считает требования прокурора <адрес> в интересах неопределённого круга лиц к администрации Дубоовражного сельского поселения Светлоярского муниципального района <адрес> о возложении обязанности инициировать изменение в региональной программе «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>», утверждённой постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, сроков проведения капитального ремонта многоквартирных домов ,5 пл. ФИО1, <адрес> на более ранний срок, подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования <адрес> к администрации Дубовоовражного сельского поселения Светлоярского муниципального района <адрес> о возложении обязанности провести открытый конкурс по отбору управляющей компании и инициировать изменение в региональной программе удовлетворить.

Обязать администрацию Дубовоовражного сельского поселения Светлоярского муниципального района <адрес> провести открытый конкурс по отбору управляющей организации в целях управления многоквартирными домами ,5 пл. ФИО1, <адрес>.

Обязать администрацию Дубоовражного сельского поселения Светлоярского муниципального района <адрес> инициировать изменение в региональной программе «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>», утверждённой постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, сроков проведения капитального ремонта многоквартирных домов ,5 пл. ФИО1, <адрес> на более ранний срок.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Светлоярский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий О.В. Потапова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий О.В. Потапова