Дело № 2-980/2021
УИД МS0008-01-2021-000420-88
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июля 2021 года г. Кострома
Ленинский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего судьи Спицыной О.А.
при секретаре Алферьевой А.А.,
с участием истца и представителя истца ФИО1 - ФИО2, представителя ответчика ПАО «ТГК № 2» Костромской области ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, ФИО1 к ПАО «ТГК № 2» о признании незаконными действий по начислению платы за коммунальную услугу «отопление»,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2, ФИО1 обратились с иском к ПАО «ТГК № 2» о признании незаконными действий по начислению платы за коммунальную услугу «отопление». Требования мотивировали тем, что в квартирах № и № дома № по ... в г. Костроме, собственниками которых являются истцы, демонтировано центральное отопление, помещения отапливаются при использовании индивидуального источника тепловой энергии (электрический котел). Решением Ленинского районного суда г. Костромы от 26.03.2018 признано незаконным начисление ПАО «ТГК №» платы за услугу «отопление» собственникам указанных жилых помещений. В прилегающей к квартирам № и № части коридора 6,7 кв.м. и к квартире № – 6,2 кв.м., тамбуре 3,8 кв.м. никогда не было приборов отопления. В квартире № – с 2006 года индивидуальное отопление. На требование об исключении из платежных документов начислений по услуги «отопление», ПАО «ТГК № 2» ответило отказом. На основании изложенного, истцы просят признать незаконным действия ПАО «ТГК № 2» по начислению платы за коммунальную услугу «отопление».
К участию в деле в качестве 3-го лица привлечено ООО «УК «ЖКХ № 1».
Определением мирового судьи судебного участка № 9 Ленинского судебного района г. Костромы от 12 марта 2021 года дело передано для рассмотрения по подсудности в Ленинский районный суд г. Костромы.
В судебном заседании истец ФИО2, она же представитель истца по доверенности ФИО1, иск поддержала по основаниям, изложенным в нем. Указала, что в коридоре этажа, где расположены квартиры №, никогда не было приборов отопления, помещение не отапливается. Радиатор, находящийся на лестничной клетке (квартиры №), находится в нерабочем состоянии и не используется по назначению. Какие-либо трубы, стояки системы центрального отопления в подъезде отсутствуют. В таком случае начисление платы за услугу «отопление на СОИ» незаконно.
Истец ФИО4 в судебном заседании участия не принимает, извещен судом, направил представителя ФИО2
Представитель ответчика ПАО «ТГК № 2» ФИО3 иск не признал, пояснил, что представленными в дело доказательствами подтвержден факт наличия в местах общего пользования указанного многоквартирного жилого дома приборов отопления, а также нахождение теплового узла. Подключение приборов отопления к центрально отопительной системе подтверждено актом, составленным специалистами ПАО «ТГК № 2» и ООО «УК «ЖКХ № 1». Отметил, что система отопления МКД представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, общедомовых приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, технические особенности доставки тепловой энергии в жилой дом через систему инженерных сетей и при отсутствии радиаторов отопления в отдельном помещении обеспечивают теплоотдачу нежилого помещения.
Представитель 3-го лица ООО «УК «ЖКХ № 1» просит рассматривать дело в его отсутствие.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 1 статьи 36 ЖК РФ определен перечень общего имущества многоквартирного дома, которое принадлежит собственникам помещений на праве долевой собственности.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (статья 158 ЖК РФ).
Часть 4 ст. 154 ЖК РФ устанавливает, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (ч. 5 ст. 154 ЖК РФ).
Собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (ч. 8 ст. 155 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу абз. 9 п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида: собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, - с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления, до даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанной в пункте 14 или 15 настоящих Правил (п.п. «а» п. 17 Правил).
Отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления (п.п. «е» п. 4 Правил № 354).
Материалами дела подтверждено, что ФИО2 на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: ..., на основании договора купли-продажи от dd/mm/yy.
Квартира по адресу: ..., находится в общей долевой собственности ФИО2 и ФИО1 (по ? доле в праве у каждого), право собственности зарегистрировано.
Дом находится в непосредственном управлении собственниками помещений многоквартирного дома на основании протокола общего собрания от 15 апреля 2020 года. Выбрана организация для оказания услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общедомового имущества многоквартирного дома – ООО «Управляющая компания «ЖКХ № 1».
Из технического паспорта здания по адресу: ... (на 2008 год), следует, что здание подключено к центральным сетям водопровода, канализации, отопления, газоснабжения.
Источником теплоснабжения по дому является ТЭЦ-1 от тепловой камеры К-32, налево, что видно из схемы тепловых сетей (л.д. 56). То есть, многоквартирный дом подключен к центральным сетям отопления. При этом, дом общедомовым прибором учета тепловой энергии не оборудован.
Ресурсоснабжающей организацией, которая поставляет в дом тепловую энергию, т.е., является исполнителем коммунальной услуги по отоплению, является ПАО «ТГК № 2».
Квартиры № и № дома № по ... обогреваются от электрического котла, центральная система отопления дома не соединена с автономной системой отопления электрокотла. Данные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Костромы от 26 марта 2018 года, которым признано незаконным начисление ПАО «ТГК № 2» платы за отопление (индивидуального отопления) собственникам квартир № и № дома № по ... в г. Костроме, ФИО2 и ФИО1
Как следует из материалов дела, собственникам ФИО2, ФИО4 производится начисление платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную на общедомовые нужды.
Так, за период с января 2019 года по январь 2021 года включительно имеется задолженность по оплате услуги «отопление СОИ»: по квартире № (лицевой счет №) сумме 3014,41 руб.; по квартире № (лицевой счет №) – в сумме 2954, 59 руб.
Истцы, заявляя настоящие требования, ссылаются на отсутствие в многоквартирном жилом доме приборов отопления в местах общего пользования, и, как следствие, на отсутствие оснований для начисления платы за услугу. Истец ФИО2 также ссылалась на Постановление Конституционного Суда РФ от 31.05.2021 N 24-П.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 года N 1708, вступившим в силу с 1 января 2019 года, в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, были внесены изменения, касающиеся предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме, в частности в соответствующих формулах приложения N 2 к указанным Правилам показатель объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на отдельное помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, был приравнен к нулю, в том числе в случае, если в данном помещении согласно схеме теплоснабжения, утвержденной в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", осуществляется использование индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.
Так, в соответствии с п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды) (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.02.2019 N 184)
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 настоящих Правил.
Потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил.
Абзац третий пункта 40, абзацы первый и четвертый пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой содержащиеся в них положения в системе действующего правового регулирования при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению не предусматривают возможности учета показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения по независимой схеме - через индивидуальный тепловой пункт - многоквартирном доме, который оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором большая часть помещений оборудована индивидуальными приборами учета тепловой энергии (Постановление Конституционного Суда РФ от 31.05.2021 N 24-П).
Следует отметить, что в данном Постановлении речь идет о домах, которые оснащены коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии.
Судом проверены доводы истцов об отсутствии в многоквартирном доме по адресу: ..., отопительных приборов в местах общего пользования.
В соответствии с п.п. 6 п. 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 29.06.2020), в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно актам обследования общедомовой системы отопления многоквартирного дома по адресу: ..., от 13 и 14 июля 2021 года, утвержденным директором ООО «УК «ЖКХ №1», На первом этаже второго подъезда (квартиры №) в общем коридоре приборов отопления нет (не предусмотрены), под лестничной клеткой имеется тепловой узел; на лестничной клетке между первым и вторым (кв.№) этажами установлены два отопительных прибора, подключенные к центральной системе отопления, в отопительный период работают (заверено подписью жильца кв.№). На лестничной клетке в первом подъезде (квартиры №, этаж 2) приборов отопления нет, у входа в подъезд имеются стояки, видны заглушенные врезки, прибор отопления, предположительно, демонтирован (заверено подписью жильца кв.№).
Сведений о том, в какой период времени был демонтирован прибор отопления в первом подъезде, в материалы дела не представлено.
Оснований не доверять данным документам нет, общие помещения на предмет наличия отопительных приборов и их работы осмотрены специалистами ООО «УК ЖКХ №1» и ПАО «ТГК № 2» по запросу суда.
Таким образом, в местах общего пользования МКД по адресу: ..., имеются приборы отопления, тепловой узел, т.е., имеет место факт потребления тепловой энергии на СОИ, в количестве, позволяющем поддерживать необходимую температуру воздуха в общем помещении. Доказательств что все квартиры подъезда оборудованы индивидуальной системой отопления, нет.
С учетом установленного, имеются оснований для начисления собственникам жилых помещений № и № платы за услугу «отопление на СОИ».
Документы, находящиеся в гражданских делах Ленинского районного суда г. Костромы № 2-1672/2018, 2-8/2009, и которые обозревались судом по ходатайству истца, не опровергают установленные по настоящему делу обстоятельства.
В силу п. 43 Правил № 354 плата за потребленную тепловую энергию в нежилом помещении многоквартирного дома определяется в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил.
Оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года (пункт 42(1) Правил).
В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В настоящем случае расчет за потребленную тепловую энергию в целях СОИ произведен на основании п. 42 (1) и по формуле 2(3) Приложения к Правилам:
где:
Vi - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме и определенный по формуле 2(5);
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
Sинд - общая площадь жилых и нежилых помещений, в которых технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие приборов отопления, или жилых и нежилых помещений, переустройство которых, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.02.2019 N 184)
NТ - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
TТ - тариф (цена) на тепловую энергию, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При расчете применен тариф на тепловую энергию 1,805,14 руб./Гкал с 01.01.2019 по 30.06.2019; 2024 руб/Гкал с 01.08.2019 по 20.06.2020, 2154,82 руб./Гкал с 01.07.2020 по 31.01.2021. Норматив потребленной коммунальной услуги по топлению 0,0466 Гкал/кв.м. в месяц.
Поскольку в квартирах истцов установлены индивидуальные источники тепловой энергии, показатель Vi равен нулю.
Контррасчет истцами не представлен со ссылкой на то, что они считают незаконным сам факт произведенных начислений. Доводов о неправильности расчета в какой-либо части в процессе рассмотрения дела от истцов не поступило.
Поскольку истцы требуют полного освобождения от несения расходов по оплате услуги «отопление на СОИ», вместе с тем, факт потребления собственниками, нанимателями помещений МКД тепловой энергии на СОИ подтвержден соответствующими доказательствами, собранными по делу, то оснований для удовлетворения исковых требований суд не находит.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск ФИО2, ФИО1 к ПАО «ТГК № 2» о признании незаконными действий по начислению платы за коммунальную услугу «отопление» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Костромы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.А.Спицына
Решение в окончательной форме изготовлено 28 июля 2021 года