Сыктывкарский городской суд Республики Коми Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Сыктывкарский городской суд Республики Коми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-981/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Смолевой И.В.
при секретаре Тимушевой Е.В.
с участием истца ФИО1, его представителя ФИО2,
представителей ответчиков ФИО3, ФИО4,
прокурора Мозымовой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 28 марта 2012 года гражданское дело по иску ФИО1 к МВД по Республике Коми, УМВД России по г. Сыктывкару о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 проходил службу в органах внутренних дел в должности ... ОГИБДД УВД России по г. Сыктывкару.
03 июня 2011 года ФИО1 было вручено уведомление о предстоящем увольнении из органов внутренних дел по основанию, предусмотренному п. «е» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по сокращению штатов).
27 июля 2011 года ФИО1 был ознакомлен с текстом и выводом проведенной в отношении него аттестации, согласно которой он не рекомендован для прохождения службы в полиции с предложением ему службы в ином подразделении органов внутренних дел Российской Федерации на другой, в том числе нижестоящей, должности.
Приказом МВД по Республике Коми от 24 ноября 2011 года ... ФИО1 был уволен со службы 24 ноября 2011 года по основанию, предусмотренному п. «е» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по сокращению штатов).
Оспаривая законность своего увольнения, ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к МВД по Республике Коми, в котором просит признать незаконным и необоснованным приказ от 24 ноября 2011 года ... об его увольнении.
В обоснование заявленных требований указал, что с выводом аттестации, в соответствии с которым он не рекомендован к прохождению службы в органах внутренних дел, он не согласился, в связи с чем обжаловал аттестацию в суде.
Ему не было предложено прохождение дальнейшей службы в ином подразделении, в том числе на нижестоящих должностях. Письмом от 09 августа 2011 года ему было сообщено об отсутствии вакантных должностей.
МВД по Республике Коми представлены письменные возражения на исковое заявление, в которых указано, что ФИО1 предлагались имеющиеся в МВД по Республике Коми и в органах внутренних дел республики вакантные должности в подразделениях, не являющихся подразделениями полиции, с назначением на которые истец своего согласия не выразил. Другие вакантные должности, которые могли быть предложены ФИО1, отсутствовали. Увольнение истца произведено законно и обоснованно, с соблюдением установленного порядка увольнения по сокращению штатов.
ФИО1 представлено дополнение к исковому заявлению, в котором он просит признать незаконным приказ МВД по Республике Коми от 24 ноября 2011 года № ... о его увольнении из органов внутренних дел, признать незаконным увольнение и восстановить его на службе, взыскать денежное довольствие за время вынужденного прогула.
На основании определения суда УМВД России по г. Сыктывкару привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
В судебном заседании ФИО1 поддержал исковые требования и доводы искового заявления.
Представители МВД России по г. Сыктывкару ФИО3, УМВД России по г. Сыктывкару ФИО4 просили отказать в удовлетворении исковых требований.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Мозымовой В.В., полагавшей, что исковые требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.
С 01 марта 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", статьёй 4 которого установлено, что полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей. Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом Российской Федерации. Нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции в пределах установленной штатной численности органов внутренних дел определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
На основании приказа МВД по Республике Коми ... от 20 мая 2011 года «Об организационно-штатных вопросах», управление внутренних дел по г. Сыктывкару преобразовано в управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Сыктывкару. Установлено, что УМВД РФ по г. Сыктывкару является правопреемником УВД по г. Сыктывкару, утверждены штатные расписания.
Приказом определено также, что до назначения на должности в соответствии новыми штатными расписаниями сотрудники реорганизованного УВД по г. Сыктывкару и подразделений, непосредственно подчинённых УВД, зачисляются в распоряжение органа внутренних дел с момента уведомления (но не ранее чем с 01 июня 2011 года) с продолжением исполнения функциональных обязанностей по ранее занимаемым должностям.
На основании указанного приказа ФИО1, ранее занимавший должность ... был зачислен в распоряжение УМВД России по г. Сыктывкару.
Как предусмотрено ч. 3 ст. 54 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», сотрудники органов внутренних дел подлежат внеочередной аттестации в порядке и сроки, которые определяются Президентом Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 54 названного Федерального закона сотрудники органов внутренних дел, прошедшие внеочередную аттестацию, считаются сотрудниками полиции, которым присваиваются специальные звания, предусмотренные статьей 26 данного Федерального закона, либо сотрудниками иных подразделений органов внутренних дел, которым присваиваются специальные звания юстиции или специальные звания внутренней службы, предусмотренные Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. По результатам аттестации сотрудникам органов внутренних дел может быть предложено продолжить службу на иных, в том числе нижестоящих, должностях. За указанными сотрудниками сохраняются имеющиеся у них сроки выслуги в специальных званиях, которые учитываются при присвоении им очередных специальных званий.
Сотрудники органов внутренних дел, не прошедшие внеочередной аттестации и (или) отказавшиеся продолжить службу в органах внутренних дел на иных, в том числе нижестоящих, должностях, подлежат увольнению в установленном порядке по основаниям, предусмотренным Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (ч. 5 ст. 54 Федерального закона).
Подпунктом «б» п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 01 марта 2011 года № 251 «О внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» предписано Министерству внутренних дел Российской Федерации до 01 августа 2011 года обеспечить в установленном законодательством Российской Федерации порядке проведение внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.
В силу ст. 17 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 года № 4202-1, порядок проведения аттестации определяется Министром внутренних дел Российской Федерации.
Пунктом 2.2 Приказа МВД России от 22 марта 2011 года № 135 «Об организации проведения внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» установлено, что по результатам внеочередной аттестации в отношении сотрудников соответствующими аттестационными комиссиями принимается одно из следующих решений: - рекомендовать для прохождения службы в полиции «ином подразделении органов внутренних дел Российской Федерации» на должности, на которую аттестуемый сотрудник претендует (подп. 2.2.1); - рекомендовать для прохождения службы в полиции (ином подразделении органов внутренних дел Российской Федерации) на должности с меньшим объёмом полномочий или на нижестоящие должности (подп. 2.2.2); - не рекомендовать для прохождения службы в полиции, предложить продолжить службу в ином подразделении органов внутренних дел Российской Федерации на другой, в том числе нижестоящей, должности (подп. 2.2.3).
Согласно п. 2.4 Приказа МВД России от 22 марта 2011 года № 135 «Об организации проведения внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации», в части, не урегулированной данным Приказом, работа аттестационных комиссий по проведению внеочередной аттестации осуществляется в порядке, предусмотренном Положением и Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
В силу ст. 17 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации аттестация проводится в целях определения служебного соответствия сотрудника органов внутренних дел предъявляемым требованиям.
В п. 9.1 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД РФ от 14 декабря 1999 года № 1038, перечислены основные задачи аттестации, к каковым относятся: - максимально объективная и полная оценка нравственных, деловых и профессиональных качеств, знаний, умений и навыков аттестуемых на основе глубокого и всестороннего их изучения; - определение степени соответствия аттестуемых сотрудников занимаемым должностям и перспективы их служебного использования; - создание условий для формирования высококвалифицированного кадрового потенциала органов внутренних дел; - создание стимулов для развития профессиональной активности аттестуемых.
Сотрудники проходят аттестацию на аттестационных комиссиях (п. 9.2 Инструкции).
Аттестация составляется в письменной форме. В ней объективно и всесторонне отражаются индивидуальные особенности сотрудника, его знания, умения, навыки и их соответствие занимаемой им должности, в том числе: - профессиональная подготовленность, способность решать оперативно-служебные задачи, соответствующие должностному положению; - качественность и своевременность выполнения должностных обязанностей; - уровень интеллектуального и культурного развития, то есть широта мировоззрения, творческая активность, эрудированность; - боевая, физическая и эмоционально-волевая готовность к решению оперативно-служебных задач, к оправданному риску; степень самообладания в экстремальных ситуациях, выдержанности в отношениях с людьми. После характеристики личности сотрудника даются рекомендации по улучшению его служебной деятельности, устранению имеющихся у него недостатков. Текст аттестации завершается выводами о соответствии сотрудника занимаемой должности, возможности повышения или необходимости понижения в должности (п. 9.7 Инструкции).
30 марта 2011 года министром внутренних дел Республики Коми было принято распоряжение № 25-р «О реализации мер по обеспечению собственной безопасности органов внутренних дел», согласно которому во исполнение ст. 54 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», ст. 17 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1, подп. «б» п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 01 марта 2011 года № 251 «О внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» и в соответствии с приказами МВД России от 21 ноября 2008 года № 999дсп «О некоторых мерах по обеспечению собственной безопасности органов внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы», от 22 июня 2007 года № 555дсп «Об утверждении Концепции обеспечения собственной безопасности» в период проведения внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел УРЛС МВД по Республике Коми должно быть обеспечено согласование с ОСБ МВД по Республике Коми по каждому кандидату на замещение должностей рядового, младшего, среднего и старшего начальствующего состава, а ОСБ МВД по Республике Коми, в свою очередь, должно быть обеспечено проведение объективных проверок по каждому кандидату на замещение должностей рядового, младшего, среднего и старшего начальствующего состава.
Согласно тексту аттестации, составленной в отношении ФИО1 26 июля 2011 года, последний соответствует требованиям, предъявляемым статьями 8 и 9 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, а также ст. 29 и п.п. 1, 3 ст. 35 Федерального закона «О полиции». ОРЧ СБ по Республике Коми ФИО1 не рекомендован для прохождения службы в полиции.
Согласно выводу по аттестации, сделанному и.о. командира отдельного батальона ДПС ГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару А.В., не рекомендовать для прохождения службы в полиции ... ФИО1, предложить службу в ином подразделении органов внутренних дел Российской Федерации на другой, в том числе нижестоящей, должности.
26 июля 2011 года начальник отдела ГИБДД МОБ УМВД по г. Сыктывкару А.Н. дал своё заключение как старший начальник о согласии с текстом аттестации и выводом по ней.
Вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 декабря 2011 года признаны незаконными выводы по аттестации от 26 июля 2011 года и решение начальника УМВД России по г. Сыктывкару, утвердившего аттестацию в отношении ФИО1
Судом установлено, что выводы аттестационной комиссии и решение начальника, утвердившего аттестацию, не являются объективными, направленными на оценку нравственных и деловых качеств сотрудника, что вызывает сомнение в законном и обоснованном определении соответствия степени аттестуемого сотрудника установленным требованиям.
Решением суда от 21 декабря 2011 года отказано ФИО1 в удовлетворении иска о признании его рекомендованным для прохождения службы в полиции на должности ..., исключении из текста аттестации, составленной 26 июля 2011 года на ФИО1, формулировки «ОРЧ СБ по РК ФИО1 не рекомендован для прохождения службы в полиции». Данный отказ основан на отсутствии у суда соответствующих полномочий по признанию сотрудника рекомендованным к службе в полиции, соответствии действительности изложения в аттестации сведений рекомендательного характера ОСБ МВД по Республике Коми.
Пункт «е» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации устанавливает такое основания для увольнения сотрудников органов внутренних дел со службы как увольнение по сокращению штатов - при ликвидации или реорганизации органа внутренних дел в случае невозможности использования сотрудника органов внутренних дел на службе.
Поскольку в соответствии с ч. 5 ст. 54 ФЗ «О полиции» увольнению, в том числе увольнению по сокращению штата, подлежали сотрудники органов внутренних дел, не прошедшие внеочередной аттестации и (или) отказавшиеся продолжить службу в органах внутренних дел на иных, в том числе нижестоящих, должностях, а решением суда от 21 декабря 2011 года признаны незаконными выводы аттестационной комиссии об отказе ФИО1 в рекомендации для прохождения службы в полиции, о предложении ФИО1 службы в ином подразделении органов внутренних дел Российской Федерации на другой, в том числе нижестоящей, должности, то у МВД России по Республике Коми не имелось законных оснований для увольнения ФИО1
Доводы представителя ответчика о том, что ФИО1 в настоящее время считается не прошедшим внеочередную аттестацию и отказавшимся продолжить службу в органах внутренних дел на иных, в том числе нижестоящих, должностях, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, так как результаты аттестации в отношении истца отменены в связи с нарушениями в её проведении, имевшими место по вине УМВД России по г. Сыктывкару, ввиду чего ФИО1 не может считаться лицом, не участвовавшим во внеочередной аттестации, а предложения истцу продолжить службу в органах внутренних дел ограничивались перечнем должностей внутренней службы, что являлось незаконным в силу признания незаконными выводов аттестационной комиссии.
Таким образом, приказ МВД по Республике Коми от 24 ноября 2011 года ... об увольнении ФИО1 со службы 24 ноября 2011 года по основанию, предусмотренному п. «е» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по сокращению штатов) подлежит признанию незаконным.
В связи с нарушением порядка увольнения ФИО1 подлежит восстановлению 24 ноября 2011 года в должности ... ГИБДД УВД России по г. Сыктывкару, находящегося в распоряжении УМВД России по г. Сыктывкару.
Согласно ст. 68 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 года № 4202-1 сотрудникам органов внутренних дел, незаконно или необоснованно уволенным из органов, выплачивается денежное довольствие по должности, с которой они были уволены, и по специальному званию, в котором они состояли, за период до их восстановления в должности, специальном звании или на службе в органах внутренних дел.
Представленные УМВД России по г. Сыктывкару сведения о размере денежного довольствия, которое за период с 25 ноября 2011 года по день рассмотрения деда в суде составляет ... руб. (за вычетом НДФЛ), истцом не оспариваются. Из данной суммы подлежит вычету выплаченное истцу при увольнении по сокращению штата единовременное пособие в размере ... руб. и сохраняемое с момента увольнения денежное довольствие на общую сумму ... руб.
Таким образом, в пользу истца подлежит взысканию денежное довольствие с момента увольнения в размере ... руб.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным приказ МВД по Республике Коми от 24 ноября 2011 года ... об увольнении ФИО1.
Восстановить 24 ноября 2011 года ФИО1 в должности ... находящегося в распоряжении УМВД России по г. Сыктывкару.
Взыскать с УМВД России по г. Сыктывкару в пользу ФИО1 денежное довольствие за время вынужденного прогула в размере ... руб. ... коп.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми путём подачи апелляционной жалобы через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения .
Председательствующий И.В. Смолева