ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-981/19 от 06.06.2019 Железнодорожного районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2-981/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ульяновск 06 июня 2019 г.

Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Земцовой О.Б.,

при секретаре Прокудиной К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области, Ульяновскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат», Департаменту Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г. Ульяновске о возложении обязанности предоставить меры государственной социальной поддержки, взыскании неполученной денежной выплаты,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратиласьв суд с иском кОбластному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области о возложении на ответчика предоставить меры государственной социальной поддержки, взыскании неполученной денежной выплаты.

Требования мотивированы тем, что она является получателем мер государственной социальной поддержки в соответствии с Законом Ульяновской области от 09 января 2008 г. № 10-ЗО «О звании «Ветеран труда Ульяновской области». В соответствии со ст.5 ч.1 п.1 данного Закона Ульяновской области ей была назначена и выплачивалась ежемесячная денежная выплата в размере 713 руб.

С 01 февраля 2015 г. в государственной услуге по назначению и выплате ЕДВ ей было отказано в связи с превышением дохода.

Порядок предоставления мер государственной социальной поддержки, установленных в Законе Ульяновской области № 10-ЗО «О звании «Ветеран труда Ульяновской области», определяется в постановлении Правительства Ульяновской области от 25 сентября 2012 г. № 440 «Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты гражданам, удостоенным звания «Ветеран труда Ульяновской области».

Согласно п.10 вышеуказанного Порядка прекращение предоставления ЕДВ осуществляется по решению территориального органа в следующих случаях: предоставление получателем ЕДВ недостоверных сведений; получение получателем ЕДВ иной ежемесячной денежной выплаты, предоставляемой в соответствии с законодательством; смерти получателя ЕДВ.

По вопросу отказа в ежемесячной денежной выплате за период с 01 февраля 2015 г. по 28 февраля 2019 г. она обратилась к ответчику - ОГКУСЗН по Ульяновской области в Железнодорожном районе г. Ульяновска. 18 марта 2019 г. ей пришел ответ на обращение, где указано, что повторное назначение ЕДВ осуществляется на заявительной основе. В связи с этим назначение и выплата ЕДВ за период с 01 февраля 2015 г. по 28 февраля 2019 г. невозможно в связи с отсутствием обращения.

Считает, что действия ответчика по отказу в предоставлении государственной социальной поддержки незаконными, нарушающими ее право на предоставление меры государственной социальной поддержки. Решение об отказе в выплате ей ЕДВ было принято территориальным органом без ее согласия. Извещение о прекращении выплаты ЕДВ с указанием оснований такого прекращения ей никто не присылал. В связи с чем она была лишена возможности обжаловать данное решение.

О том, что с 01 февраля 2015 г. вступили в силу изменения в ст.5 Закона Ульяновской области № 10-ЗО от 09 января 2018 г., согласно которым ежемесячная денежная выплата предоставляется гражданам, величина среднемесячного дохода которых за три месяца, непосредственно предшествовавших месяцу обращения за ее получением составляет менее 200 процентов величины прожиточного минимума пенсионера Ульяновской области, она узнала только из ответа по ее обращению в ОГКУСЗН Ульяновской области от 18 марта 2019 г.

В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 25 сентября 2012 г. № 440 ЕДВ назначается сроком на один год с первого числа месяца обращения, но не ранее дня возникновения права на меры социальной поддержки, предусмотренной Законом Ульяновской области,на заявительной основе территориальным органом исполнительного органа государственной власти Ульяновской области по месту жительства гражданина, удостоенного звания «Ветеран труда Ульяновской области». Однако заявительная основа при повторном назначении ЕДВ не предусмотрена вышеназванными нормативными актами.

Просит обязать ответчика предоставить ей меры государственной социальной поддержки за период с 01 февраля 2015 г. по 28 февраля 2019 г. в виде выплаты ЕДВ. Взыскать с ответчика неполученную ей денежную выплату в размере 34 224 руб.

В судебном заседании истица ФИО1 исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве ответчика Департамента Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г. Ульяновске ФИО2 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась.

В обоснование указала, что на основании заявления и представленных документов ЕДВ ФИО1 предоставлялась только с 2008 года по 31 января 2015 г.

На 01 февраля 2015 г. величина прожиточного минимума пенсионера в Ульяновской области согласно Закону Ульяновской области от 03 октября 2014 г. № 149-ЗО составляла 6 210 руб. Размер 200% величины прожиточного минимума пенсионера в Ульяновской области составлял 12420 руб. Среднемесячный доход ФИО1 – 13 882 руб. 13 коп.

При расчете среднемесячного дохода истицы за период с 01 октября 2014 г. по 31 декабря 2014 г. были учтены: пенсия в размере 13 332 руб. 26 коп., ежемесячная денежная компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, всего – 13 882 руб. 13 коп.

Таким образом, на 01 февраля 2015 г. среднемесячный доход истицы превышал размер 200% величины прожиточного минимума пенсионера в Ульяновской области, поэтому выплата ЕДВ была прекращена.

В связи с тем, что переопределение права на получение ЕДВ было массовым, уведомить всех получателей лично не представлялось возможным. В публичном доступе (на сайтах СМИ, Департамента, стендах учреждений здравоохранения, социальной защиты, Пенсионного фонда, МФЦ, ООО «РИЦ») регулярно размещалась информация об изменениях, внесенных в законодательство и о возможности получателей вновь обратиться за предоставлением ЕДВ.

С 01 августа 2018 г. в соответствии с Уставом ОГКУ СЗН Ульяновской области данное учреждение исполняет полномочия по назначению гражданам социальных выплат и пособий, в том числе поэтому личные дела получателей мер социальной поддержки также находятся в данном учреждении.

Повторно истица обратилась в ОГКУ СЗН Ульяновской области за назначением ЕДВ с 13 марта 2019 г. ЕДВ было назначено с 01 марта 2019 г. в размере 713 руб. В период с 01 февраля 2015 г. по 01 января 2018 г. в Департамент с соответствующим заявлением о назначении ЕДВ не обращалась.

Просит в удовлетворении исковых требований ФИО1 о предоставлении меры государственной социальной поддержки и взыскании ежемесячной денежной выплаты за период с 01 февраля 2015 г. по 28 сентября 2019 г. отказать в полном объеме.

Представители привлеченных к участию в деле в качестве соответчиков ОГКУ СЗН Ульяновкой области, Ульяновского областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат», представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представлены отзывы на исковое заявление, в которых просят в удовлетворении исковых требований отказать, дело рассмотреть в отсутствие представителей.

Суд, заслушав истицу, представителя ответчика, исследовав и оценив письменные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Действующее законодательство презюмирует разумность и добросовестность действий участников гражданского оборота.

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является ветераном труда Ульяновской области на основании приказа директора ДСЗН Ульяновской области от 09 июля 2008 г.

В соответствии со ст.5 Закона Ульяновской области от 09 января 2008 г. «О Звании «Ветеран труда Ульяновской области» граждане, удостоенные звания «Ветеран труда Ульяновской области», достигшие возраста 60 лет (мужчины) и 55 лет (женщины), имеют право на получение следующих мер государственной социальной поддержки:

1) ежемесячной денежной выплаты в размере 713 рублей;

2) ежемесячной денежной компенсации расходов, связанных с внесением платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах - жилой площади), в размере 50 процентов указанной платы в пределах региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Ульяновской области. Предусмотренная настоящим пунктом мера государственной социальной поддержки предоставляется вне зависимости от вида жилищного фонда;

3) ежемесячной денежной компенсации расходов, связанных с внесением платы за коммунальные услуги, в размере 50 процентов указанной платы;

4) денежной компенсации расходов, связанных с приобретением твердого топлива в пределах норм, установленных для продажи населению, и оплатой услуг по его доставке, в размере 50 процентов стоимости соответствующих топлива и услуг, если указанные граждане проживают в жилых помещениях с печным отоплением. Предусмотренная настоящим пунктом мера государственной социальной поддержки предоставляется вне зависимости от вида жилищного фонда.

Согласно закона Ульяновской области от 29 декабря 2014 г. N 231-ЗО «О внесении изменений в статью 5 Закона Ульяновской области «О звании «Ветеран труда Ульяновской области» мера государственной социальной поддержки - ежемесячная денежная выплата предоставляется гражданам, величина среднемесячного дохода которых за три месяца, непосредственно предшествовавших месяцу обращения за ее получением, составляет менее 200 процентов величины прожиточного минимума пенсионера в Ульяновской области, установленной в Ульяновской области в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Ежемесячная денежная выплата, предусмотренная пунктом 1 части 1 настоящей статьи, назначается с первого числа месяца обращения за ее получением и осуществляется в течение одного года.

Положения п.1 ч.1 и абзаца 3 ч.2 ст. 5 Закона Ульяновской области от 09 января 2008 г. № 10-ЗО «О звании «Ветеран труда Ульяновской области» применяются к отношениям, в том числе связанными с предоставлением гражданам соответствующей ежемесячной денежной выплаты, назначенной до дня вступления в силу указанного Закона.

Закон вступил в силу с 01 февраля 2015 г.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 25 сентября 2012 г. № 440-П утвержден Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты гражданам, удостоенным звания «Ветеран труда Ульяновской области».

Порядок определяет механизм предоставления ежемесячной денежной выплаты гражданам, удостоенным звания труда Ульяновкой области» в соответствии с Законом Ульяновской области от 09 января 2008 г. №10-ЗО «о звании «Ветеран труда Ульяновской области».

В соответствии со ст.2 Порядка ежемесячная денежная выплата назначается сроком на один год с первого числа месяца обращения, но не ранее дня возникновения права на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом, на заявительной основе территориальным органом исполнительного органа государственной власти Ульяновской области, уполномоченным в сфере социальной защиты населения, по месту жительства (пребывания) гражданина, удостоенного звания «Ветеран труда Ульяновской области», наосновании следующих документов:

1) документ, удостоверяющий в соответствии с законодательством Российской Федерации личность заявителя и содержащий отметку об адресе регистрации заявителя по месту жительства на территории Ульяновской области. В случае отсутствия в указанном документе такой отметки одновременно с ним представляется документ, содержащий сведения о месте пребывания на территории Ульяновской области;

2) удостоверение «Ветеран труда Ульяновской области»;

3) документы, подтверждающие сведения о доходах заявителя за три последних месяца, предшествовавших месяцу обращения.

Сведения о размере пенсии, а также о денежных выплатах, предоставляемых органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, запрашиваются территориальным органом в течение 5 календарных дней со дня подачи заявления с приложением документов, предусмотренных настоящим Порядком, в рамках межведомственного электронного взаимодействия с организациями, осуществляющими пенсионное обеспечение граждан. Заявитель вправе представить справку о размере пенсии, о денежных выплатах, предоставляемых органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, по собственной инициативе.

Учет доходов и расчет среднемесячного дохода, дающего право на получение ЕДВ, осуществляются на основании данных о размере пенсии, денежных выплатах, предоставляемых заявителю органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, а также данных о регулярных денежных выплатах (установленных независимо от доходов граждан), предоставляемых в качестве мер социальной поддержки.

При исчислении среднедушевого дохода не учитывается ЕДВ, предоставляемая в соответствии с Законом.

Суммы, полученные в качестве ежегодных денежных выплат (компенсаций), делятся на количество месяцев, за которые они начислены, и учитываются в доходах заявителя за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.

Судом установлено, что ФИО3 на основании заявления предоставлялась единовременная денежная выплата в период с 2008 года по 31 января 2015 г.

Согласно Закону Ульяновской области от 03 октября 2014 г. № 149-ЗО «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Ульяновской области на 2015 финансовый год», величина прожиточного минимума пенсионера в Ульяновской области на 2015 финансовый год установлена в размере 6 210 рублей в месяц.

При расчете среднемесячного дохода ФИО1 за период с 01 октября 2014 г. по 31 декабря 2014 г. были учтены: пенсия в размере 13 332 руб. 26 коп., ежемесячная денежная компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Согласно расчету, представленному Департаментом Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г. Ульяновске среднемесячный доход ФИО1 составил 13 882 руб. 13 коп.

Суд с представленным расчетом соглашается.

Таким образом, на 01 февраля 2015 г. среднемесячный доход ФИО1 превышал 200% величины прожиточного минимума пенсионера в Ульяновской области, в связи с чем ежемесячная денежная выплата была прекращена.

Повторно истица обратилась в ОГКУ СЗН Ульяновской области за назначением ЕДВ 13 марта 2019 г.

ЕДВ была назначена с 01 марта 2019 г. размере 713 руб. В период с 01 февраля 2015 г. по 01 января 2018 г. истица в Департамент с соответствующим заявлением о назначении ЕДВ не обращалась.

Оценив в совокупности представленные по делу доказательства по правилам ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, руководствуясь приведенными выше нормами права, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 о возложении на ответчиков обязанности по предоставлению мер государственной социальной поддержки за период с 01 февраля 2015 г. по 28 февраля 2019 г. в виде выплаты ЕДВ, взысканиинеполученной денежной выплаты в размере 34 224 руб. удовлетворению не подлежат.

Доводы истицы о том, что она должна была быть уведомлена об отказе в предоставлении ЕДВ, вследствие чего была лишена возможности обжаловать данное решение, суд находит несостоятельными, поскольку данная позиция основана на неправильном толковании закона.

Кроме того, как следует из отзыва Департамента Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г. Ульяновске в связи с тем, что переопределение права на получение ЕДВ было массовым, уведомить всех получателей лично не представилось возможным. В публичном доступе (на сайтах СМИ, Департамента, стендах учреждений здравоохранения размещалась информация об изменениях, внесенных в законодательство и о возможности получателей вновь обратиться за предоставлением ЕДВ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области, Ульяновскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат», Департаменту Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г. Ульяновске о возложении обязанности предоставить меры государственной социальной поддержки, взыскании неполученной денежной выплаты, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд города Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья О.Б. Земцова

<данные изъяты>

<данные изъяты>